Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 10:17, реферат
Целью данного реферата является анализ уникальности жизненного пути личности.
Задачи:
1. Провести анализ литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть уникальность жизненного пути личности.
3. Проанализировать уникальность и неповторимость каждого человека.
Введение.
Жизненный путь личности.
Психологическое здоровье.
Заключение.
Список литературы.
Активное отношение к
себе и к своей жизненной практике
дает возможность человеку в значительной
мере сознательно определять сюжет
и направленность жизненного пути в
физических, социальных и духовных
пространственно-временных
Реализуя свои потребности и мотивы, удовлетворяя интересы, человек в ходе учебы, общения и труда определяет свой жизненный путь.
Жизненная стратегия – это постоянное приведение в соответствие своей личности характера и способа своей жизни, построение жизни, сначала исходя из своих индивидуальных возможностей и данных, а затем из тех, которые вырабатываются в жизни. Стратегия жизни состоит в способах изменения, преобразования условий, ситуаций жизни в соответствии с ценностями личности, в отстаивании главного ценой уступок в частном, преодолении своей боязни потерь и в нахождении самого себя.
Стратегия жизни может строиться на основе представления о:
• целостности;
• поэтапности;
• перспективности своего жизненного пути.
Для каждого человека характерна своя стратегия. Она и есть индивидуальная организация, постоянная регуляция хода жизни по мере ее осуществления в соответствующем ценностям данной личности и ее индивидуальности направлении.
Пять фаз жизненного цикла человека (Ш. Бюлер, 1968):
Общая характеристика фаз жизненного цикла.
1.1. до 16 / 20 - нет семьи, профессии, нет жизненного пути;
1.2. 16/20–23/30 - предварительное самоопределение, выбор супруга;
1.3. 23/30–45/50 - зрелость – собственная семья, нашел призвание, ставит конкретные жизненные цели, самореализация;
1.4. 45/50— 69/70 - стареющий человек, трудный возраст душевного кризиса, к концу исчезает самоопределение, постановка жизненных целей;
1.5. 69 / 70 ... - старый человек, нет социальных связей, бесцельное существование, обращенность к прошлому, пассивное ожидание смерти, самозавершенность.
Взгляды Ш. Бюлер (1968) на проблему жизненного пути личности:
• жизнь конкретной личности не случайна, а закономерна, она поддается не только описанию, но и объяснению;
• главная движущая сила развития личности – врожденное стремление человека к самоосуществлению, самоисполнению, то есть, всесторонней реализации самого себя;
• реализовать себя человек может только благодаря творчеству, созиданию;
• самоосуществление – итог жизненного пути.
Теоретические предпосылки данного подхода освещаются в работах С. Л. Рубинштейна (1989), Б. Г. Ананьева (1980), К. А. Абульхановой-Славской (1991), И. И. Логиновой (1978) и др. В современной западной психологии данной проблемой занимались Б. Ливерхуд (1977), Х. Томе (1983).
Жизненный путь по С. Л. Рубинштейну (1989) – это движение к совершенству (эстетическому, социальному, психологическому). Для Б. Г. Ананьева (1980) основным в характеристике жизни является возраст человека. Возраст соединяет социальное и биологическое в основные «кванты» – периоды жизни. В жизненном пути он выделяет познание, деятельность, общение, через которые проявляется личность, и несколько периодов жизни (табл. 51).
Жизненный путь – жизнь человека как личности, история индивидуального развития (Б. Г. Ананьев, 1980).
Периоды жизни.
Проявления личности в процессе жизненного пути:
детство - воспитание, обучение, развитие;
юность - обучение, образование, общение;
зрелость - профессионализм, социальное самоопределение личности, создание семьи, осуществление общественно полезной деятельности;
старость - уход от общественно полезной и профессиональной деятельности, сохранение активности в сфере семьи.
К.А.Абульханова-Славская (1991) выделяет проблемы личной жизни:
• соотнесения себя с множеством социальных условий, форм и структур жизни, ее явных и скрытых принципов и механизмов, и определения своей траектории движения в них;
• соотнесения себя с формами социальной жизни, в которых предстоит жить и действовать, выявив свои возможности, и на этом основании определения своего места в этих формах, структурах – одной из главных задач индивидуальной жизни;
• разделения, с одной стороны, заинтересованности общества и индивидуальном вкладе каждого человека в общественную жизнь, в направленности на использование его способностей и, с другой стороны, создания самой личностью условий для развития своей индивидуальности.
Самая большая сложность в постановке проблемы личной жизни в том, чтобы именно осознать ее как проблему, представить ее себе не такой, как она стихийно складывается, а какой она могла бы быть при наличии разумного отношения к жизни и усилий.
Методы исследования жизненного пути
Формирование и развитие психологии жизненного пути в ХХ столетии привело к возникновению новых способов самоанализа развития личности во времени ее жизни. Множество этих способов обозначается термином «биографический» метод изучения личности (от греч. «bios» – жизнь, «grapos» – описание).
Биографический метод первоначально возник как литературоведческий, его крупнейшим представителем считается французский критик и писатель XIX в. Ш.Сент-Бёв. Биографический метод, понимаемый с точки зрения не только истории, но и перспектив развития личности, приобретает особую ценность, поскольку изучение жизненного пути становится одной из центральных, ключевых проблем современного человекознания.
Понятие «биографический метод» имеет разные значения. Отметим некоторые:
• Это получившее широкое распространение в психологии и истории науки использование биографических справочников, жизнеописаний в качестве источника получения данных о личностных и психологических особенностях человека.
• Использование для анализа материалов различного рода личных документов (автобиографий, писем, дневников, воспоминаний и т. п.), а также биографических интервью и опросников.
• Использование методик биографического анализа, для предсказания творческих достижений человека. Например, биографических опросников, основная идея которых состоит в постановке вопросов, направленных на освещение уже связанных с прошлым событий, установок, предпочтений, моделей поведения, являющихся более прогностичными, чем вопросов, связанных с событиями настоящего времени.
Смысл биографического метода заключен в поиске значимых линий развития личности, выделении ключевых событий этого развития, установле-нии взаимосвязи между ними. Биографический метод воплощается через:
• биографическое интервью (например, биографическое интервью «жизненный выбор»);
• компьютерные методики жизненного выбора (например, система «Персоплан» (А.Г.Шмелев); «Биограф» (А.А.Кроник); «Lifeline» (А.А.Кроник);
• тесты (например, тест
«Индекс жизненной
• ситуативную каузометрию (связана с проблемами прогнозирования и изучения реалистичности наших ожиданий (И.Б.Кузьмина).
Герменевтика – метод описательной психологии, общий наукам об обществе, культуре, человеке, представляет собой искусство истолкования различного рода текстов – литературных, религиозных, исторических, научных и др. Аналогом герменевтики в объективной психологии является метод анализа продуктов деятельности. Существует широкое понимание герменевтики, включающее в себя понимание и толкование любых текстов. Более того, в качестве «текста» может выступать вся совокупность человеческого опыта в целом. Этот опыт может быть представлен как в различного рода текстах, так и в других продуктах материальной и духовной культуры. В психологии это могут быть рассказы, автобиографии, рисунки, действия, поведение и т. д. Таким образом, психологическая герменевтика – это искусство и теория истолковывать и понимать психологический опыт. Метод герменевтики используется в числе методов описательной психологии для изучения и описания жизненного пути личности.
Признаки остановки в личностном росте
Личностный рост – это спонтанные изменения, которые происходят во внутреннем мире человека и выражаются в конструктивном овладении средой, социально-полезном развитии и сотрудничестве с людьми.
Личностный рост предполагает:
• расширение зон самоосознания (Ф.Перлз);
• полное осознание настоящей жизни «здесь и сейчас»;
• выбор решения как жить в настоящем моменте;
• принятие ответственности за свой выбор.
Личностный рост – противоречивый процесс, на пути которого возникает множество препятствий. Основное противоречие личностного роста исходит из двойственной природы человека. Серьезным препятствием личностному росту может стать противоречие между стремлением к любви и признанию со стороны и естественной потребностью к активности, самореализации собственных устремлений. Личностный рост требует постоянных изменений, переоценки предыдущего опыта на каждой новой стадии своего развития.
Личностный рост является сложным диалектическим процессом, для разрешения противоречий которого каждому человеку необходимо в своей жизни быть способным:
• понимать и принимать себя, свою индивидуальность, поскольку, познавая себя, человек обретает подлинную свободу и независимость;
• определить свое место в жизни, среди других людей, поскольку, соединяясь с людьми, человек получает их любовь и поддержку;
• находить ценность и смысл своей жизни, свое уникальное предназначение, неся за это ответственность, ибо в этом заключается основная цель роста личности.
Патогенные механизмы, мешающие развитию личности, следующие:
• пассивная позиция по отношению к действительности;
• вытеснение и другие способы защиты «Я»: проекция, замещение, искажение истинного положения вещей в угоду внутреннему равновесию и спокойствию.
Деградации личности способствуют психологические и социальные факторы. Этапы деградации личности:
1) формирование психологии
«пешки», глобального ощущения
своей зависимости от других
сил (феномен «выученной
2) создание дефицита благ,
в результате ведущими
3) создание «чистоты»
социального окружения –
4) создание культа «самокритики»,
5) сохранение «священных
основ» (запрещается даже
6) формирование
В результате всех этих факторов для человека становится привычным «нереальное существование», поскольку из сложного, противоречивого, неопределенного реального мира человек переходит в «нереальный мир ясности, упрощенности», у него формируется несколько «Я», изолированных функционально друг от друга.
Признаки остановки в личностном росте:
• непринятие себя;
• внутриличностный конфликт;
• непродуктивные личностные ориентации;
• нарушение внутренней гармонии, равновесия между личностью средой;
• закрытость для нового опыта;
• суженность границ «Я»;
• ориентация на внешние ценности и ориентиры (несоответствие между реальной и идеальной самостью);
• отсутствие гибкости, спонтанности;
• сужение зон самоосознания;
• непринятие ответственности за свое бытие и т. д.
Защитные механизмы личности
Защитные механизмы
Охарактеризуем наиболее часто «работающие» психологические механизмы защиты, как выявленные в психоанализе, так и описанные другими исследователями (Ф.В.Бассин, Ф.Е.Василюк, Р.М.Грановская, И.С.Кон).
Отрицание определяется как процесс устранения, игнорирования травмирующих восприятий внешней реальности. Этот механизм защиты обнаруживает себя в конфликтах, связанных с появлением мотивов, разрушающих основные установки личности; с появлением сведений, которые угрожают самосохранению, престижу, самоуважению. Основная формула отрицания: «нет опасности, этого нет»; «не вижу, не слышу» и т. п. В житейском обиходе подобный механизм обозначают как «позицию страуса» (например, реакция на сообщение серьезного диагноза заболевания – отрицание, неверие в него).
Механизмы психологической защиты
Вытеснение – механизм
избавления от внутреннего конфликта
с помощью исключения из сознания
неприемлемого мотива или нежелательной
информации. Феномены забывания чего-либо
очень часто связаны с