Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 10:17, реферат
Целью данного реферата является анализ уникальности жизненного пути личности.
Задачи:
1. Провести анализ литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть уникальность жизненного пути личности.
3. Проанализировать уникальность и неповторимость каждого человека.
Введение.
Жизненный путь личности.
Психологическое здоровье.
Заключение.
Список литературы.
Сознание трактуется
Проблема времени
Ученые на протяжении длительного времени вели дискуссию о том, каковы особенности необъективного, по Ньютону, времени и имеет ли последнее право на существование. Это время, помимо основных физических параметров, присущих любому времени, должно обладать какими-то особыми признаками, которые определили бы его как человеческое время. Разрешить многолетнюю дискуссию, отстоять "человечность" времени помогли именно психологи. Они выделили сначала субъективное время, отличное от физического, а затем доказали, что "субъективность" - это просто принадлежность времени субъекту, а отнюдь не субъективистское его истолкование.
Понятие жизненного пути
А.В. Брушлинский утверждал: "Субъектом столь неразрывного, недизъюнктивного единства природного и социального (культуры) становится человек по мере того, как он - будучи ребенком, подростком и т.д. - начинает выделять себя (не отделять!) из окружающей действительности и противопоставлять себя ей как объекту действия, познания, созерцания и т.д. Первый существенный критерий становления субъекта - это выделение ребенком в возрасте 1-2 лет в результате предшествующих сенсорных и практических контактов с реальностью наиболее значимых для него людей, предметов, событий и т.д. путем обозначения их простейшими значениями слов. Следующий наиболее важный критерий - это выделение детьми в возрасте 7-10 лет на основе деятельности и общения объектов благодаря их обобщению в форме простейших понятий (числа и т.д.)" (Брушлинский А.В., 2002. С. 12-13).
Проблема критериев в
Первая проблема является дискуссионной и продолжает обсуждаться в психологической литературе (Сергиенко Е.А., 2003. С. 115). Вторая также разработана не окончательно, но при этом ряд определений понятия субъекта все же имеется. Так, согласно А.В. Брушлинскому, субъект - это человек, люди на высшем уровне активности, который индивидуален для каждого, на уровне целостности и автономности; для субъекта окружающая действительность - не только система раздражителей, а объект действия и познания, субъект - более широкое понятие, чем человек. Субъект есть единство всех его качеств - природных, социальных, общественных, индивидуальных. Личность - менее широкое определение человеческого индивида и обозначает социальные свойства человека (Брушлнский А.В., 1999).
Основной характеристикой субъекта является "переживание человеком себя как суверенного источника активности, способного в определенных границах намеренно осуществлять изменения окружающего мира и самого себя" (Анцыферова Л.И., 2000. С. 211).
Действительно, как отмечает К.А. Абульханова-Славская исходным уровнем организации жизни и качества личности является ее невыделенность из хода событий, из жизни. Организация жизни тесно связана с ее осуществлением. "Затем на следующем уровне личность начинает выделяться, самоопределяться по отношению к событиям" (Абульханова-Славская К.А., 1981. С. 35), не наблюдается синхронности между изменчивостью личности и ходом событий. На высшем уровне личность не только самоопределяется по отношению к ходу отдельных событий, она "начинает последовательно и определенно проводить свою линию жизни, имеющую собственную логику, хотя и не обязательно ведущую к успеху" (Там же. С. 36). Как субъект деятельности она не подчинена обстоятельствам, и поэтому может вступать в противоречие с ними. "Важнейшей характеристикой личности в качестве субъекта жизнедеятельности выступает знание, чего она хочет, знание своих и объективных возможностей, а главное, на что и как далеко она пойдет ради своих общественных принципов…"
Проведение единой жизненной линии заключается не просто в отделении значимого от незначимого, а и в определении меры и масштаба значимости. Умение разрешать противоречия и определяет способность личности к регуляции диссонанса между ожиданиями и достижениями, которые строятся вокруг значимых событий.
Личность в качестве субъекта
жизни существует в другом
времени и пространстве, она сама
организует и то, и другое, выбирая
свой уникальный, присущий ее
природе способ регуляции
2.3. Пространство и время личности
Личность и ее развитие традиционно рассматривались на пересечении двух осей - времени и пространства. В отечественной литературе пространство идентифицируется с социальной действительностью, социальным пространством, предметной действительностью. По словам А.Г. Асмолова, человек становится личностью, если с помощью социальных групп включается в поток деятельностей и через их систему усваивает экстериоризированные в человеческом мире значения.
Проблема пространства и его
психологическая трактовка
В связи с такой трактовкой
пространства личности
Проблема времени в
В более широком контексте проблема времени жизни была решена в концепции личностной организации времени К.А.Абульхановой-Славской. Понятие личностного времени раскрывается в этой теории через категорию активности, которая выступает как способ организации времени жизни, как способ превращения потенциального времени развития личности в реальное время жизни.
Гипотетически предполагается, что
личностное время имеет
Данная гипотеза проверялась
в конкретных эмпирических
Стихийно-обыденный тип
регуляции времени
Функционально-действенный
тип регуляции времени
Созерцательный тип
Созидательно-преобразующий тип имеет такие свойства как пролонгированная организация времени, которая соотносится со смыслом жизни, с логикой общественных тенденций.
Только один из выделившихся
типов, а именно последний, обладает
способностью к целостной, пролонгированной
регуляции и организации
Задача соотношения
В результате были выделены
пять режимов осуществления
1) оптимальный режим;
2) неопределенный срок, при
котором человек сам
3) лимит времени - напряженная работа в ограниченное время;
4) избыток времени, т.е.
времени заведомо больше, чем
необходимо для выполнения
5) дефицит времени - недостаточное время.
В ходе исследования все режимы предъявлялись испытуемому, который должен быть выбрать один из пяти предложенных вариантов при ответе на следующие вопросы: "Как вы действуете обычно, реально?" и "Как нужно было бы действовать идеально?".
В результате исследования было выделено пять типов личностей:
Оптимальный - успешно работает во всех режимах, справляется во всеми временными задачами; способен к организации времени.
Дефицитный - сводит все возможные режимы к дефициту времени, поскольку именно в дефиците действует успешнее всего.
Спокойный - испытывает трудности при работе в дефиците времени. Стремится знать все заранее, планировать свои действия; дезорганизация поведения возникает при заданности времени извне.
Исполнительный - успешно действует во всех режимах, кроме временной неопределенности, во всех режимах с заданным сроком.
Тревожный - успешен при оптимальном сроке, неплохо работает в избытке, но избегает дефицитной ситуации.