Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 10:17, реферат
Целью данного реферата является анализ уникальности жизненного пути личности.
Задачи:
1. Провести анализ литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть уникальность жизненного пути личности.
3. Проанализировать уникальность и неповторимость каждого человека.
Введение.
Жизненный путь личности.
Психологическое здоровье.
Заключение.
Список литературы.
Проекция – процесс приписывания (переноса) собственных чувств, желаний и личностных черт, в которых человек не хочет себе сознаваться из-за их неприемлемости, на другое лицо. Так, скупой склонен отмечать в других людях жадность, агрессивный – жестокость и т. п. Человека, постоянно при-писывающего другим собственные неблаговидные мотивы, называют ханжой.
Идентификация – защитный механизм, при котором человек видит в себе другого, переносит на себя мотивы и качества, присущие другому лицу. В идентификации есть и положительный момент – это механизм усвоения социального опыта. Эмоциональное сопереживание зрителя или читателя героям художественного произведения основано на механизме идентификации. Как защитный механизм идентификация применяется, когда индивидуум непроизвольно полностью или частично уподобляется другому чтобы отвратить собственные желания или связанные с ними представления и аффекты, которые вызывают страх. Например, восьмилетняя девочка, которая охотно хотела бы играть со своими друзьями, но еще не сделала своего домашнего задания, идентификаторно перенимает поведение своего отца, который ежедневно долгое время проводит за своим рабочим столом.
Регрессия – защитный механизм, посредством которого субъект стремится избежать внутренней тревоги, потерять самоуважение в условиях повышенной ответственности с помощью тех способов поведения, которые были адекватны на более ранних стадиях развития. Регрессия есть возврат человека от высших форм поведения к низшим. Инфантильность в поведении и отношениях – яркий феномен регрессии.
Реактивные образования – защитный механизм трансформации травмирующего мотива в свою противоположность. Например, безотчетная, не имеющая разумных оснований, неприязнь к человеку может оборачиваться особой предупредительностью к нему, посредством которой субъект старается преодолеть собственные агрессивные чувства, и, напротив, нередко симпатия к человеку может демонстрироваться в формах, характерных для неприязненного отношения.
Рационализация – приписывание логических или благовидных оснований поведению, мотивы которого неприемлемы или неизвестны, как оправдание перед другими или перед собой своей несостоятельности. В частности, рационализация связана с попыткой снизить ценность недоступного. Этот механизм называют еще «зелен виноград» (по известной басне И.А.Крылова «Лисица и виноград»).
Замещение – защитный механизм, связанный с переносом действия с недоступного объекта на доступный. Замещение разряжает напряжение, созданное нереализуемой потребностью, недостижимой целью.
Изоляция, или отчуждение
– обособление и локализация
внутри сознания травмирующих человека
факторов. Доступ в сознание травмирующим
чувствам блокируется, так что связь
между определенным событием и его
эмоциональной окраской не отражается
в сознании. Явления «раздвоения
(расщепления) личности» могут быть
связаны с такой защитой. Как
свидетельствуют клинические
Сублимация. Отношение сублимации к защитным механизмам является спорным: некоторые психоаналитики считают сублимацию защитным механизмом, но выделяют, что она является сверх того индивидуальным критерием зрелости особого вида; она ведет к тому, что индивид отрекается от непосредственного и прямого удовлетворения влечений и, освобождаемая при этом энергия, переходит в распоряжение «Я» для культурной деятельности.
Проявления психологической защиты:
• в действиях человека по сохранению привычного мнения о себе,
• в действиях по отторжению или изменению информации, воспринимаемой как неблагоприятная и разрушающая базовые представления о себе или о других.
Впервые защитные механизмы были выявлены З. Фрейдом (1989); их специальное изучение связано с именем его дочери – А. Фрейд (1993).
3. психологическое здоровье и его значение в жизни человека
3.1. Психологические аспекты здоровья человека
В литературе насчитывается
свыше ста определений и
Категория «здоровье» рассматривается как способность к адаптации, способность к самосохранению, саморазвитию, способность сопротивляться и приспосабливаться к более содержательной жизни и разнообразной среде обитания.
Здоровье - это отсутствие болезни.
Здоровье – состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Из определения видно, что категория здоровья складывается из трех компонентов: физического, психического и социального.
Физическое «здоровье» определяется отсутствием болевых симптомов.
Труднее определить психическое и социальное здоровье. Очень сложно найти критерии психического и социального благополучия. Обычно человек жалуется окружающим на трудности в жизни и трудности общения, на проблемы психологического и социального характера. Таким образом, «здоровье» рассматривается, как мера способности человека быть активным субъектом собственной жизнедеятельности в изменяющемся мире и формировать позитивные личностные силы, обеспечивающие личностное здоровье.
Еще с давних времен была ясна огромная роль психологического фактора на самочувствие человека (установка на выздоровление, психотерапия и саморегуляция т.д.).
Ученый Дж.Калифано писал: «Человек может сделать для своего здоровья и благополучия больше, чем любой врач, любая больница, любое лекарство, любое медицинское средство».
Данные, приводимые Ю.П.Лисицыным (1986), в исследованиях проблем здоровья свидетельствуют о том что:
· 8-10% здоровья зависят от медицины;
· 20% приходится на наследственность;
· 20% приходится на влияние внешней среды (экологии);
· 50% здоровья человека зависит от образа жизни.
Анализ перечисленных факторов риска позволяет сделать вывод, что термин “здоровье” отражает значимость для оздоровления человека его собственной стратегии и тактики.
Специалисты рекомендуют в день следует обязательно съедать три порции овощей и две порции фруктов. Порция – это количество продукта, которое помещается в кулак. Среднее яблоко – это уже порция. А банан – 2 порции.
Рекомендуют кушать продукты, где содержится магнезий: фасоль, красные овощи и фрукты, листовые, салат, например.
Следует обратить внимание и на цветотерапию. Если оранжевому галстуку не найдется места в гардеробе, то рекомендуют купить себе ручку оранжевого цвета. Яркими могут быть канцтовары, предметы гигиены, интерьера, любые мелочи, которые окружают человека.
Заниматься, отдыхать, работать следует в хорошо освещенных комнатах, кабинетах. Наслаждаться дневным светом. Следует чаще улыбаться, смеяться, помогать тем самым работать своим легким. Помнить, что наши эмоции – это зеркало психологического здоровья.
Успешный человек – это здоровый человек, не только физически, но и на уровне мыслей и души. Не нужно искать смысл жизни. Смысл жизни в самой жизни.
4. Заключение
Сама природа человека определяет междисциплинарный характер науки о его развитии на протяжении жизненного пути. Однако междисциплинарность не сводится к простому обмену информацией между разными науками, как это происходит, например, в случае поиска многочисленных внутренних и внешних факторов развития человека. Ее сущность – в синтезе данных наук о человеке с целью построения единой системы знаний о нем, того синтетического человекознания, контуры которого были намечены академиком Б. Г. Ананьевым.
Опять же в силу природы
человека, психология занимает в комплексе
наук о человеке центральное место,
что отмечалось многими видными
философами и психологами. Дело в
том, что объект (точнее сказать, субъект)
развития – Человек разумный –
наделен сознанием. И потому, в
отличие от всех других живых существ,
человек не просто реализует свой
жизненный цикл, не просто живет, но
проживает (или переживает) свою жизнь.
Истолкование или, как еще говорят,
конструирование жизненных
Психология личности, став
психологией развивающейся
Возможна ли постановка проблемы
личной жизни в психологии? Личные
проблемы включают множество конкретных
проблем: воспитание детей, взаимоотношения
с мужем (женой), с родителями, выбор
профессии и многое другое. Сложность
их в том, что никто не имеет
универсального правила, как разрешать
тот или иной конфликт, как поправить
семейную ситуацию, как изменить свою
профессионально неудавшуюся
Авторитетный французский социальный психолог С.Московиси считает, что решение этой задачи возможно путем индивидуализации, который обеспечивается обществом. Личная жизнь вопреки тому, как мы привыкли ее понимать – это, прежде всего, личное, индивидуальное участие и особенный способ осуществления жизни общественной, профессиональной и т. д.
Самая большая сложность в постановке проблемы личной жизни в том, чтобы именно осознать ее как проблему, представить ее себе не такой, как она стихийно складывается, а какой она могла бы быть при наличии разума и усилий, утверждает К.А.Абульханова-Славская. Сложность личной жизни в том, что за жизненными фактами, событиями и явлениями не всегда «проглядывает» их сущность, их смысл для человека. Трудность обсуждения проблемы жизни в том, что мы всегда имеем как бы два ее ряда: это внешние дела, события, поступки и стоящие за ними цели, намерения, которые человеку далеко не всегда удается реализовать в объективном ходе жизни, а потому, жизнь нельзя оценивать ни по одним фактам, ни по одним намерениям.
Главный критерий человеческой жизни – удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью. Целостность жизни личности, в свою очередь, является предпосылкой ее активности, инициативы, ее индивидуальных проявлений. Как бы ни описывалось развитие человека, важно никогда не упускать из виду, что индивид непрерывно эволюционирует как единое целое, ни одну сторону его жизни нельзя понять в отрыве от других сторон, с которыми она тесно связана в процессе своей эволюции. Превращение индивида в личность означает не только появление особого субъективного феномена «Я», проявляющегося в сложных чувствах представленности собственного внутреннего мира самому субъекту, чувствах уникальности и неповторимости своего «Я», ощущении целостности, единства, самотождественности, но и оформление объективно проявляющейся способности вести себя свободно и независимо от действующих причин и обстоятельств, осуществлять свободный выбор.