Жизненный сценарий в судьбе человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 20:08, курсовая работа

Краткое описание

Человек постоянно принимает участие в огромном количестве событий. Но он никогда не задумывается о том, что его роль в данных ситуациях может быть предопределена. В основании этого, как полагают ученые (Э.Берн, К.Штайнер), лежат решения принятые еще в раннем детстве. Ребенок создает свой жизненный сценарий, осуществление которого происходит в течении всей жизни.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
Раздел 1: Природа и происхождение………………………...................
1. Понятие и происхождение……………………………….………………..
2. Признаки сценария жизни……………………………….………………..
3. Типы сценариев : выигрышный , проигрышный и безвыигрышный....
Раздел 2: Концепции и теории жизненного сценария
1. Теория сценария Эрика Берна……….…………….………....………….
2. Динамическая теория личности А.Адлера……….……….…………......
3. Цветовая концепция Люшера…………………………………………….
Раздел 3: Диагностика жизненного сценария……………...................….
1. Метод сказотерапии ……………………………….………...................…
2. Ранние воспоминания……………………………..………………….......
3. Судьбоанализ……………………………………….……………….……..
Раздел 4:ВЛИЯНИЕ СЦЕНАРИЯ ЖИЗНИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЖЕНЩИНЫ
1. Развитие женского жизненного сценария
2.Женские сценарии
Вывод……………………………………………………………………….
Список используемой литературы……………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 187.00 Кб (Скачать файл)

     Поза и осанка тоже  могут многое открыть. Один  из самых распространенных сценарных  сигналов – склоненная голова  у человека со сценариями "мученика" или "бродяги".

    Приступы тревоги, сопровождаемые  сильным сердцебиением, неожиданными  припадками астмы или крапивницы, – тоже сценарные сигналы.

 

С психиатрической точки зрения, есть четыре основных голосовых сигнала:

1. Звуки дыхания

2. Акцент 

3. Голоса

4. Словарь 

 

1. Звуки  дыхания 

    Простейшие звуки дыхания и  соответствующие им значения  таковы : покашливание (никто меня  не любит), вздохи (если бы только), зевки (проваливай), хмыканье (это  вы сказали) и всхлипывания (вы  меня достали); а также различные звуки смеха: смешки, хихиканье, гоготанье, хохот, ржание. Рассмотрим три важнейших типа смеха, известные как "хо-хо", "ха-ха" и "хе-хе":(Сценарный смех )

"Хе-хе-хе" – Родительский смешок "мамы-ведьмы" или папы-людоеда, которые ведут  кого-то, обычно своего отпрыска, по пути наименьшего сопротивления, ведут к обману и поражению. "Сколько лишних килограммов ты набрал, хе-хе?" . Это сценарный смех.

"Ха-ха-ха" – смешок Взрослого, полный  печального юмора. В случае  с Дэн , он означает поверхностное  впечатление. По своему прошлому опыту Дэн знает, что нельзя доверять людям, обещающим выполнить твою работу, но о себе и своих слабостях знает меньше и потому постоянно попадает в ту же западню. Это смех висельника.

"Хи-хи-хи" – смех Ребенка, который собирается  выкинуть что-нибудь особенное. На самом деле он пытается сыграть в игру "Разыграем шутку с Джо", это истинно мошенническая игра: Ребенок считает, что дурачит кого-то, а в конечном счете сам оказывается жертвой.. Это игровой смех.

"Хо-хо-хо" – Родительский смех над попытками Ребенка добиться успеха. Он покровительственный, благожелательный, полный стремления помочь, по крайней мере в той непосредственной проблеме, которая возникла сейчас. Он демонстрирует ребенку, что за не сценарное поведение тоже можно получить награду. Это дедушкин смех, или смех Санта Клауса.

2. Акцент 

     Сценарии в очень малой степени  зависят от культуры. В каждом  слое общества и в каждой  стране есть свои Победители  и Неудачники, и по всему миру  они одинаково движутся к своей  судьбе.        Например, распространение душевных заболеваний в различных больших группах людей примерно одинаково, и повсюду случаются самоубийства. В каждой большой группе по всему миру есть также свои лидеры и свои богатые. Тем не менее иностранный акцент имеет значение для сценарного аналитика. Прежде всего, он позволяет сделать обоснованную догадку о ранних родительских наставлениях, и именно здесь вступает культура: "Делай, как сказано" в Германии, "Не мешай" во Франции и "Не будь непослушным" в Англии.

      Во-вторых, акцент указывает на степень гибкости сценария. Немец, который прожил в нашей стране двадцать лет и по-прежнему говорит с сильным акцентом, вероятно, имеет менее гибкий жизненный план, чем голландец, который уже через два года свободно владеет американским вариантом английского.

      В-третьих, сценарий  пишется на родном языке Ребенка,  и сценарный анализ будет сделан  быстрее и легче, если терапевт  владеет этим языком.Местный акцент  тоже несет в себе информацию, особенно если проявляется сильно.

 

3 . Голоса 

    Каждый человек имеет  по крайней мере три голоса: Родителя, Взрослого и Ребенка.  Он может долгое время скрывать  один из них или даже два,  но рано или поздно они проявятся.  Обычно внимательный слушатель,  вслушиваясь в течение пятнадцати  минут, определит по крайней мере два голоса. Человек может произнести целую Родительскую речь, только раз всхлипнув Ребенком, или целую Взрослую речь, только раз сделав Родительское замечание, но внимательный слушатель уловит ключевую фразу.

     У некоторых людей голос меняется от одного предложения к другому, иногда же даже два или три голоса могут быть слышны в одном предложении.

     Каждый из этих  голосов что-то раскрывает в  сценарии. Родитель, обращаясь к  другому человеку, использует лозунги  и наставления, которые произнесли бы в такой ситуации отец и мать: "Разве не все так делают?", "Только посмотри, кто говорит", "Тебе нужно лучше думать", "Постарайся получше", "Никому нельзя доверять". Непоколебимый голос взрослого обычно означает, что Родитель подавил Ребенка, чтобы иметь возможность отпустить несколько невеселых педантичных замечаний. Это означает, что Ребенок найдет другой путь для своего выражения, он будет периодически взрываться, демонстрируя неадаптивное и неадекватное поведение и напрасную трату энергии, что обычно является признаком побежденного.

 

Таким образом:

Родительский голос выражает антисценарий,

 голос Взрослого – образец

 голос Ребенка – сценарную  роль.

 

4. Словарь 

     Каждое состояние  Я может иметь собственный  словарь. Настойчивое употребление Взрослого технического словаря может быть просто способом избежать общения с людьми, как бывает в инженерном деле, авиации и финансах, где строго придерживаются директивы "Совершай великие поступки, но не принимай ничего близко к сердцу". Словарь Взрослого "защитника" могут быть использованы для интеллектуального жертвоприношения, когда расчлененная душа жертвы валяется на полу – в полном согласии с теорией, что постепенно она снова срастется и станет еще содержательнее. Главная мысль такого сценария: "Я разорву тебя на части, но не забывай, что я только стараюсь тебе помочь.

     Словарь Ребенка может  состоять из непристойных слов  мятежа, жалобных клише или сладких  слов очаровательной невинности.

4. Типы сценариев :выигрышный , проигрышный и безвыигрышный .

    Сценарии планируются  чтобы длиться всю жизнь. Они   основаны на  твердых  детских   решениях и родительском программировании, которое  снова  и  снова   подкрепляется.   Подкрепление   может

принимать  форму  ежедневного  контакта,  как  в случае мужчин, которые работают на своих отцов,  или  женщин,  которые  каждое утро  звонят  своим  матерям, чтобы поболтать.  После  того,  как  родители умирают, их инструкции могут вспоминаться более ярко, чем когда бы то ни было. На языке сценариев проигрывающий называется лягушкой  , а победитель  называется  принцем или принцессой.

    Данная классификация  сценариев как выигрышных, безвыигрышных  и проигрышных в значительной  мере условна. Чаще всего жизненные сценарии представляют собой сочетание различных вариантов. Человек может быть победителем в интеллектуальной области, проигрывающим в личных взаимоотношениях и невыигрывающим в физическом плане.

 

Выигрышные

    Всегда легко идет  по жизни. Он удовлетворен собой  и всем, что делает. Выигрыш победителя всегда равнозначен поставленной им цели. Он не упускает ни одной возможности для достижения успеха. Его жизненное кредо: «Цель оправдывает средства». Если победитель проигрывает в одной области, то не боится пробовать реализовать себя в другой. Он не может быть неуспешным. 

     Выигрывающий всегда  учитывает несколько возможностей  и благодаря этому выигрывает.

     По определению Берна, "выигрывающий" – это "тот,  кто достигает заявленной цели". "Выигрыш" предполагает также,  что достижение "заявленной цели" приносит чувство удовлетворения, успеха и не вызывает внутренней напряженности. Если в детстве я решил, что буду великим вождем, и действительно стал выдающимся полководцем или политическим деятелем, который пользуется общественным признанием, значит я выигрываю. Если я решил стать миллионером, то выиграю, если стану счастливым, довольным жизнью миллионером. Если я решил стать не имеющим ни гроша отшельником и, став им, счастливо живу в своей пещере, значит я выигрываю. "Выигрыш" во всех случаях соотносится с теми целями, которые я перед собой поставил.

____________________________________________________________________________________

    По мнению Берна, выигрывающего  от проигрывающего можно отличить, задав ему вопрос о том, что  он будет делать, если проиграет. Выигрывающий знает, но не говорит. Проигрывающий не знает, и все, что он может, – это говорить о выигрыше: "Вот заработаю первый миллион...", "Вот придет моя лошадь первой..." Он делает ставку на какую-то одну возможность и благодаря этому проигрывает.

____________________________________________________________________________________

 

Проигрышные

     Никогда не достигает  цели, ему незнакомо чувство удовлетворения.

"Проигрывающий" – это "тот,  кто не достигает заявленной  цели". Опять же, речь идет не просто о достижении или не достижении, но и о сопутствующем этому чувстве удовлетворенности.. Если я решил стать миллионером, а в конце концов стал нищим отшельником, значит я проигрываю.

Но если я решил стать миллионером, стал им и постоянно чувствую себя несчастным из-за язвы желудка или напряженной работы, значит я также проигрываю.

     Некоторые в детстве  могут решить достичь такой  цели, достижение которой с необходимостью  предполагает состояние несчастья, ограничение своих возможностей и даже причинение себе физического вреда. Например, еще не умеющий говорить младенец может решить: "Мне суждено терпеть неудачу во всем, за что бы я ни брался", а затем приступить к воплощению этого сценарного решения в жизнь. Чтобы достичь заявленной цели, он проваливает любое дело.

 

    В зависимости от тяжести  развязки проигрышные сценарии  можно разделить на три степени:

1.Проигрышный сценарий первой  степени – это сценарий, неудачи  и потери при котором достаточно  умеренны, чтобы человек мог обсуждать  их в своем кругу. Примерами могут служить очередной конфликт на работе или провал на экзаменах при поступлении в институт.

2.Проигрышный сценарий второй  степени слишком серьезны для  того, чтобы человек мог обсуждать  их в своем кругу. Это может  быть очередное увольнение с работы, госпитализация в связи с глубокой депрессией или исключение из института за неуспеваемость.

3.Проигрышный сценарий третьей  степени завершается смертью,  увечьем, тяжелой болезнью или  судебным разбирательством. Развязкой  такого сценария может стать тюремный срок за растрату, пожизненная госпитализация в связи с психическим расстройством или самоубийство после провала на экзамене. В самом деле, проигрышный сценарий как бы неотвратимо влечет человека от раннего негативного решения к трагической финальной сцене, подобно "року" в древнегреческой драме.

Безвыигрышные

     Человек с безвыигрышным  сценарием – это "середняк". День ото дня он влачит свой  жребий, ничего особо не выигрывая  и ничего особо не проигрывая. Он предпочитает не рисковать. Сценарий такого рода нередко называют банальным. Обычный, ничем не примечательный, банальный человек. День его похож на день, а ночь на ночь. В скучной жизни середнячка ничего не происходит, она течет как медленная река – без взлетов и падений, радостей и огорчений. Его жизненный принцип гласит: «Не рискуй. Игра должна быть безопасной».

     На работе не-выигывающий  не станет начальником. Его  и не уволят. Скорее всего он  отработает положенный срок, получит  в подарок именные часы и  тихо уйдет на пенсию. Он будет сидеть в своей качалке и размышлять: "Я мог бы стать начальником, окажись в нужное время на нужном месте. Да ладно, как по мне, то я и так был неплох".

     Не-выигрывающий иногда  выигрывает, а иногда проигрывает,  но никогда по крупному, так  предпочитает не рисковать. Он ведет безопасную игру, и благодаря этому остается не-выигрывающим

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2 : Концепции и теории жизненного сценария


 

1. Теория сценария Эрика Берна

 

     Впервые  теория сценария была разработана Эриком Берном и его коллегами, особенно Клодом Стайнером. В настоящее время концепция сценария наряду с моделью эго-состояний является центральной идеей ТА. Трансактный анализ был основан Эриком Берном в 1955 г. (США). В основе трансактного анализа лежит философское предположение о том, что каждый человек будет "в порядке" тогда, когда он будет сам держать свою жизнь в собственных руках и сам будет за нее нести ответственность. Трансакция это действие (акция), направленное на другого человека. Это единица общения. Концепция Э.Берна была создана в ответ на необходимость оказания психологической помощи людям, имеющим проблемы в общении[4].

Э.Берн выделяет следующие  три составляющие личности человека, которые обусловливают характер общения между людьми: родительское, взрослое, детское.

Родительское (Родитель - Р), которое подразделяется на заботливое родительское состояние Я, критическое  родительское состояние Я. Родительское Я, состоящее из правил поведения, норм, позволяет индивиду успешно ориентироваться в стандартных ситуациях, "запускает" полезные, проверенные стереотипы поведения, освобождая сознание от загруженности простыми, обыденными задачами. Кроме того, Родительское Я обеспечивает с большой вероятностью успеха поведение в ситуациях дефицита времени на размышления, анализ, поочередное рассмотрение возможностей поведения.

Взрослое (Взрослый - В) состояние  Я воспринимает и перерабатывает логическую составляющую информации, принимает решения преимущественно обдуманно и без эмоций, проверяя их реальность. Взрослое Я, в отличии от Родительского, способствует адаптации не в стандартных, однозначных ситуациях, а уникальных, требующих размышлений, дающих свободу выбора и, вместе с этим, необходимость осознания последствий и ответственного принятия решений.

Детское (Дитя - Д, или Ребенок) состояние Я следует жизненному принципу чувств. На поведение в настоящем влияют чувства из детства. Детское Я также выполняет свои, особые функции, не свойственные двум другим составляющими личности. Оно "отвечает" за творчество, оригинальность, разрядку напряжения, получение приятных, иногда "острых", необходимых в определенной степени для нормальной жизнедеятельности впечатлений. Кроме того, Детское Я выступает на сцену, когда человек не чувствует достаточно сил для самостоятельного решения проблем: не способен преодолеть трудности или/и противостоять давлению другого человека. Это Я подразделяется на: естественное детское Я (спонтанные реакции типа радости, печали и т.д.), приспосабливающееся детское Я (приспосабливающийся, прислуживающийся, боязливый, виноватый, колеблющийся и т.п.), возражающее детское Я.

Информация о работе Жизненный сценарий в судьбе человека