Жизненный сценарий в судьбе человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 20:08, курсовая работа

Краткое описание

Человек постоянно принимает участие в огромном количестве событий. Но он никогда не задумывается о том, что его роль в данных ситуациях может быть предопределена. В основании этого, как полагают ученые (Э.Берн, К.Штайнер), лежат решения принятые еще в раннем детстве. Ребенок создает свой жизненный сценарий, осуществление которого происходит в течении всей жизни.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
Раздел 1: Природа и происхождение………………………...................
1. Понятие и происхождение……………………………….………………..
2. Признаки сценария жизни……………………………….………………..
3. Типы сценариев : выигрышный , проигрышный и безвыигрышный....
Раздел 2: Концепции и теории жизненного сценария
1. Теория сценария Эрика Берна……….…………….………....………….
2. Динамическая теория личности А.Адлера……….……….…………......
3. Цветовая концепция Люшера…………………………………………….
Раздел 3: Диагностика жизненного сценария……………...................….
1. Метод сказотерапии ……………………………….………...................…
2. Ранние воспоминания……………………………..………………….......
3. Судьбоанализ……………………………………….……………….……..
Раздел 4:ВЛИЯНИЕ СЦЕНАРИЯ ЖИЗНИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЖЕНЩИНЫ
1. Развитие женского жизненного сценария
2.Женские сценарии
Вывод……………………………………………………………………….
Список используемой литературы……………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 187.00 Кб (Скачать файл)

В личности каждого человека обнаруживаются все три составляющие, однако при условии плохого воспитания личность может деформироваться так, что одна составляющая начинает подавлять другие, что обусловливает нарушение общения и переживается человеком, как внутреннее напряжение.

Каждое из состояний  Я выполняет определенные функции  и вследствие этого является жизненно необходимым. Дисгармонии, нарушения общения связаны либо с подавлением одного из них, либо с проявлением в тех ситуациях, которые оно не должно контролировать. Психотерапия, по Э.Берну, должна осуществляться именно в этом направлении.: "оживлять" подавленное Я-состояние или обучать актуализации определенного Я-состояния в тех случаях, когда это необходимо для гармоничного общения.

Для оптимального функционирования личности, с точки зрения трансактного анализа, необходимо, чтобы в личности были гармонично представлены все три  состояния Я.

 

 
 
    Концепция о том, что  детские впечатления оказывают сильное влияние на паттерны поведение взрослых людей, является центральной  в психологии. В теории сценария, кроме того, есть идея, согласно которой ребёнок составляет определённый план своей жизни, а не просто формирует основные взгляды на жизнь. Этот план составляется в форме драмы, имеющей чётко обозначенные начало, середину и конец. 
    Теория говорит о том, что при проигрывании человеком жизненного сценария он бессознательно избирает поведения, которые приблизят его к расплате сценария 

 Изучая вопросы происхождения  сценария, выделили две важнейшие особенности формирования жизненного сценария: 
1. Сценарные решения представляют собой наилучшую стратегию ребёнка с целью выживания в мире, который часто кажется ему враждебным и даже угрожающим его жизни. 
2. Сценарные решения принимаются в соответствии с эмоциями ребёнка и его способом тестирования реальности.

 

     Эрик Берн ввёл  понятие сценарные сигналы, т.е. телесные признаки, указывающие на то, что человек вошёл в сценарий. Это может быть глубокий вдох, изменение положения тела и напряжение какой-то части тела. Некоторые терапевты ТА специализируются именно в этой области теории – телесном сценарии.

    Сценарные сигналы - это  проигрывание человеком его детских  решений, которые он принял  в отношении своего тела. Например, человек, будучи ребёнком, пытался дотянуться до матери, но обнаружил, что она часто отодвигается от него. Чтобы подавить эту естественную потребность он стал напрягать свои руки и плечи. Во взрослой жизни такой человек продолжает напрягать своё тело. 

   Чтобы выйти из сценария, необходимо обнаружить потребности,  неисполненные в детском возрасте, и найти способы удовлетворения  этих потребностей в настоящем. 

 

 

2. Динамическая теория личности  Адлера

 

    Стиль жизни, в первоначальном варианте “жизненный план”, или “путеводный образ”, представляют собой наиболее характерную особенность динамической теории личности Адлера.

    Согласно Адлеру, стиль жизни включает в себя уникальное соединение черт, способов поведения и привычек которые, взятые в совокупности, определяют неповторимую картину существования индивидуума.

*   Например, ребенок с плохой  координацией может сосредоточить  свои компенсаторские усилия  на выработке выдающихся атлетических  качеств. Его поведение, направляемое осознанием своих физических ограничений, становится, в свою очередь, стилем его жизни - комплексом поведенческой активности.

   Стиль жизни основан на наших усилиях, направляемых на преодоление чувства неполноценности и, благодаря этому, упрочивающих чувство превосходства.

    С точки зрения Адлера, стиль жизни настолько прочно  закрепляется в возрасте 4 или  5 лет, что впоследствии почти  не поддается тотальным изменениям. Конечно, люди продолжают находить  новые способы выражения его  индивидуального жизненного стиля, но это, в сущности, является только совершенствованием и развитием основной структуры, заложенной в раннем детстве.  

    Сформированный таким  образом стиль жизни сохраняется  и становится главным стержнем  поведения в будущем. 

    От него зависит, какими сторонами своей жизни и окружения мы будем уделять внимание, а какие будем игнорировать. Все наши психические процессы (например, восприятие, мышление и чувства) организованы в единое целое и приобретают значение в контексте нашего стиля жизни.

*   Представим в качестве  примера женщину, стремящуюся  к превосходству путем расширения  своих интеллектуальных возможностей. С позиции теории Адлера, ее  стиль жизни предсказуемо предполагает  сидячий образ жизни. Основной  акцент она сделает на интенсивное чтение, изучение, размышление - то есть на все, что может послужить цели повышения ее интеллектуальной  компетентности.

    Очевидно, что в теории  Адлера все аспекты поведения  человека вытекают из его стиля  жизни. Интеллектуал запоминает, размышляет, чувствует и действует совсем не так, как атлет, поскольку оба они представляют собой психологически противоположные типы, ели говорить о них в терминах соответствующих стилей жизни.

 

3. Цветовая концепция стилей жизненного поведения Макса Люшера

 

     Судьба нашего тела тоже зависит от стиля жизни, притом в значительно большей степени, чем предполагает рассуждающий с точки зрения естествознания медик. Каждое чувство — это одновременно и состояние организма. Чувства возбуждения или покоя вызывают напряжение или расслабление.

 

    Четыре чувства себя:

1.самоуважение

2.уверенность  в себе

3.внутренняя  свобода 

4.внутренне  удовлетворение

 

    Два чувства себя могут быть, к примеру, сильными, а два других  — слишком слабыми. У многих  людей то или иное чувство  себя может даже попасть в разрушительный заколдованный круг переоценки или недооценки самого себя.

    Из всех возможных способов  поведения опишем всего шесть  характеров и соответствующие  им стили жизни, которые проявляются  в тех случаях, когда два  из четырех чувств себя преобладают, а два других — недостаточны.

 

    Четыре чувства себя соответствуют  восприятию четырех цветов:

1.темно-синий  соответствует…………………………………………………….  удовлетворенности; 

2.синевато-зеленый  соответствует …………………………………………………...самоуважению;

3.оранжево-красный  соответствует ……………………………………………..уверенности  в себе;

4.светло-желтый  соответствует………………………………………………....внутренней  свободе. 

    

1).Красно-зеленый  стиль жизни: могущественность

    Тот, кому необходима защита  от чувства слабости и беспомощности, мечтает стать сильным и мужественным, чтобы обрести чувство уверенности в себе.

И тот, кто  не в ладу с чувством самоуважения и переживает чувство неполноценности, обманывая себя, тоже, с надменным  высокомерием стремится играть роль могущественного человека.

    Приобрести уверенность в себе  и вызвать уважение — из  этих двух побуждений часто  возникает потребность быть могущественным  и властвовать. По-видимому, воля  к власти и возникает в состоянии  беспомощности и бессилия. Боксер  экстра-класса рассказывал, что в юности его часто колотили, и он решил превзойти своих обидчиков.

    Чувство неполноценности  нередко переносится на какое-либо  внешнее обстоятельство — на  маленький рост, физический дефект  и т.д. И такое чувство может  вызвать стремление к превосходству  и к власти над другими людьми.

*   Исследования семьи показали: если старший сын берет на себя роль лидера по отношению к младшим братьям и сестрам, то и в будущем он исполняет эту же роль в любой профессии — директора, учителя, священника, политика. А происходит это так... Старший сын переживает состояние мнимой отверженности, потерянности и беспомощности, когда в семье появляется еще один ребенок. Ему кажется, что он обойден вниманием и родительской любовью, что все это отдано новорожденному. Но в роли помощника и «разумного старшего брата» он восстанавливает чувство собственной значимости.

    Потребность могущества, вытесняющего беспомощность и  неуверенность в себе, свойственна  отнюдь не только диктаторам. Власть проявляется не только  на поле битвы, но и в кабинетах,  и в спальнях

 

2).Сине-желтый стиль жизни: потребности  в любви

    Переживание беспомощности,  которое часто испытывают дети, может обернуться стремлением  к власти, или вызвать другую  мощную потребность — потребность  в любви.

     Постоянно любимому  и изнеженному существу обрести  любовь мешает еще одно препятствие: боязнь быть отвергнутым. Кто испытывает острую потребность в любви, или изначально избалован любовью, тот не переносит отказа. Он ведет себя абсурдно, подобно тому игроку, который признается: «Я играю только тогда, когда выигрываю». При такой установке любовь остается трудно исполнимым страстным желанием.

    Находящиеся в вечном  поиске идеальной любви часто  очень сильно привыкают к своему  состоянию. Они даже не подозревают,  что сами уже не готовы к  настоящей привязанности. Они  с какого-то момента начинают стремиться не к любовной привязанности, а к расположению. Их можно встретить в различных Обществах, Клубах, в Группах самопознания. Они ходят туда чтобы поболтать о любви, пообниматься, или чтобы пережить озарение.

 

3).Сине-зеленый стиль жизни: элита

    Элитарный стиль жизни  передается понятием «почтенный». 

    Непосвященному в элитологию  сразу бросается в глаза категория  «почтенный». Действительно, в   первом приближении, можно подумать, что для элиты важно почтенное  одобрение. Для «избранных» большая ценность — жить согласно собственным убеждениям, чтобы благодаря этим началам сохранить самоуважение. Но не исключено, что признание и самоуважение служат для элиты всего лишь средством достижения удовлетворенности жизнью. Одно убеждение, несомненно, вошло в плоть и кровь представителей элиты: удовлетворенным жизнью может быть только тот, кто живет согласно собственным убеждениям и бескомпромиссно сохраняет самоуважение.

    Еще одно понятие отличает  элитарный образ жизни. Прежде  всего — поведение, соответствующее высоким этическим и эстетическим критериям. Истинное качество жизни элитарный человек ищет не в модной повседневности, а в ценностях, выдержавших испытание временем. Истинное качество жизни элитарный тип находит там, где лучшие представители общества достигли вершин культуры. Там, где многие поколения выдающихся людей создали общепризнанный высокий стиль. Поэтому носителя элитарности проще всего встретить в антикварном магазине.Он вполне знает нормальную цену всему, но за хорошее вино или шелковый ковер готов выложить огромные деньги.

 

4).Красно-желтый стиль жизни: популярность

    Тот, кто стремится  к настоящей популярности, должен  приложить большие усилия. Он  участвует в работе какого-нибудь  союза, потому что его коллеги  делают это. А чтобы стать еще более известным, он взваливает на себя обязанности корпоративного казначея, или какую-нибудь массовую работу, потому что надо постоянно быть на виду. Если он замечает, что хотя с ним и здороваются, но многие не знают его по имени, то такое унижение возбуждает в нем еще большее рвение. Стать президентом и зваться в будущем «Господин Майер, наш президент» — вот в чем жаждущий популярности видит воплощение своей мечты. Он внимательно читает газеты, чтобы позаимствовать какое-либо новшество. Такого человека, в принципе, можно причислить к прогрессивным. К умеренно прогрессивным, разумеется.

    Ему достаточно быть  глашатаем, чтобы получать аплодисменты. Он участвует во всем и бывает  везде, где его должны знать.  В зависимости от веселости  или серьезности момента, у него всегда наготове обычные джинсы индивидуалиста или реакционный фрак. Но на все случаи жизни у него готова эффектная речь без всякого содержания, выступление ни о чем.

    Скрытой мотивацией всех  этих поступков служат два  ослабленных чувства себя, от которых он хочет избавиться с помощью популярности:

1.боязнь быть отвергнутым, страх  потерянности.

2. слабая уверенность в себе, боязнь не добиться признания.

 

 5).Зелено-желтый стиль жизни: знаменитости

     У стиля жизни знаменитостей  нет никаких внешних отличительных признаков. Их характерной чертой является жизненная установка, поднимающая на ту ступеньку, которую они занимают на общественной лестнице.

   Свое величие знаменитости  не получают в колыбели. Чтобы  достичь величия, необходима мотивация. Сначала функцию такого мотива выполняет личное тщеславие или стремление превзойти кого-то. Знаменитости такого рода, чтобы добиться своего, часто действуют согласно учениям и даже догмам. Те же, в ком живет стремление, что-то понять и правильно действовать, достигают зрелости через напряженное критическое внимание к действительности. У таких людей вместо эгоцентрического тщеславия на первый план выходит создание гармонии, социальное, научное или художественное творчество.

 

6).Сине-красный стиль жизни: общительность

     Кто хочет быть  общительным, тот не смог бы  быть знаменитым. Дистанцированность  знаменитостей от публики вызвала  бы у него неудовольствие. Счастье  общительного человека в общении  со множеством людей. Стиль  жизни общительного человека  не притягивает к себе общественного внимания, потому что он кажется вполне обычным. Особенно — в сравнении со стилем жизни могущественных, элитарных и знаменитых людей.

    Общительные люди пытаются  простым, даже простейшим способом  добиться небольшого воздействия и тем самым немного укрепить уверенность в собственных силах. Просто находясь в обществе других людей, они получают ощущение хоть какой-то защищенности. Это приносит им удовлетворение. Самый незначительный повод пережить чувство защищенности, самое слабое подтверждение этого чувства удовлетворяет младенца.

     Они никогда не  одеваются по последней моде, скорее — в соответствии с  современным вкусом.

    Чтобы преодолеть недостачу  уверенности в себе и неудовлетворенность,  они проявляют то, что проповедуется как добродетель — непритязательную скромность. Кто, напротив, обладает достаточной уверенностью в себе и полной удовлетворенностью, тот будет чувствовать себя хорошо, проявляя взыскательную скромность.

Информация о работе Жизненный сценарий в судьбе человека