Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 20:08, курсовая работа
Человек постоянно принимает участие в огромном количестве событий. Но он никогда не задумывается о том, что его роль в данных ситуациях может быть предопределена. В основании этого, как полагают ученые (Э.Берн, К.Штайнер), лежат решения принятые еще в раннем детстве. Ребенок создает свой жизненный сценарий, осуществление которого происходит в течении всей жизни.
Введение……………………………………………………………………...3
Раздел 1: Природа и происхождение………………………...................
1. Понятие и происхождение……………………………….………………..
2. Признаки сценария жизни……………………………….………………..
3. Типы сценариев : выигрышный , проигрышный и безвыигрышный....
Раздел 2: Концепции и теории жизненного сценария
1. Теория сценария Эрика Берна……….…………….………....………….
2. Динамическая теория личности А.Адлера……….……….…………......
3. Цветовая концепция Люшера…………………………………………….
Раздел 3: Диагностика жизненного сценария……………...................….
1. Метод сказотерапии ……………………………….………...................…
2. Ранние воспоминания……………………………..………………….......
3. Судьбоанализ……………………………………….……………….……..
Раздел 4:ВЛИЯНИЕ СЦЕНАРИЯ ЖИЗНИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЖЕНЩИНЫ
1. Развитие женского жизненного сценария
2.Женские сценарии
Вывод……………………………………………………………………….
Список используемой литературы……………………
Раздел 3 : Диагностика жизненного _________сценария__________
1. Метод сказотерапии
Суть метода:Метод сказкотерапии заключается в написании авторской сказки и дальнейшей психокоррекционной работы с ней :
Этап 1. Написание авторской сказки согласно запросу. В зависимости от того, какой сценарий необходимо выявить, даётся соответствующая инструкция. Например, нам необходимо выявить базовый сценарий личности, тогда мы просим клиента для начала нарисовать сказочный персонаж, с которым он себя максимально ассоциирует в данный момент. Затем, написать сказку об этом сказочном персонаже.
Этап 2. Осознавание сценария,
закодированного символами
Этап 3. Прояснение желательного будущего. После того, когда выделено сценарное будущее и прояснены символы сказки, важно определить являются ли описанные события желательными или клиент хотел бы что-либо изменить в своей сказке. Иногда сказки переписываются полностью. Что делать, если точка настоящего находится в конце сказки? В этом случае мы просим клиента написать продолжение. Если прогноз будущего, разумеется, после этапа осознавания, человека не устраивает, то необходимо написать новую сказку о желательном будущем.
Этап 4. Терапевтический. Если
нашего клиента устраивает
Итоги. В представленном
методе реализуются три
1. диагностическая (
2. психотерапевтическая (Терапевтическая
сказка повествует о том, как клиенту достичь
желаемого будущего, в последнем примере
– занять активную роль, взяв больше ответственности
на себя: «И пошла она по белу свету, суженого
своего искать…»)
3. прогностическая(
Сказкотерапия – один из
немногих методов в
2. Ранние воспоминания
Обращение к прошлому через воспоминания детства лучше любого другого способа раскрывает прототип - ядро стиля жизни индивида. Если мы хотим понять стиль жизни человека - ребенка или взрослого – мы должны после кратковременного выслушивания его жалоб, спросить о ранних воспоминаниях , а затем сравнить их с другими предоставленными ранее фактами.
Стиль жизни формируется в стремлении к частной цели превосходства, поэтому можно ожидать, что каждое слово, поступок или чувство является органической частью единой "линии движения". В определенные моменты жизни эта "линия движения" выражена яснее, что особенно
отчетливо фиксируется в ранних воспоминаниях.
Ранние воспоминания -
это всего лишь намеки, не они
являются причиной
показывают движение к цели и то, какие для этого преодолевались препятствия.Они раскрывают, почему человека стала привлекать одна сторона жизни больше,чем другая. В них мы можем обнаружить то, что называется "травмой", например, в сексуальной сфере, то есть когда человек проявляет повышенный интерес к этой сфере жизни.
Из ранних воспоминаний, в которых "линия движения" прослеживается четче, можно выявить тему, исходя из чего мы можем заключить, что в действительности стиль жизни человека не изменился . В стиле жизни, сформировавшемся в четырех - пятилетнем возрасте, обнаруживается связь между содержанием воспоминаний и действиями в настоящем.
После многочисленных наблюдений этого феномена, мы твердо придерживаемся той
теории, что в ранних воспоминаниях всегда возможно найти реальную часть прототипа пациента. Как осознаваемые, так и неосознаваемые события прошлого имеют одно общее свойство: они связаны со стремлением к одной и той же цели - достижению превосходства, являясь частями целостного прототипа.
Некоторые люди, отвечая
на вопросе ранних
припомнить, и после определенных усилий он начнет понемногу вспоминать. Однако, само это сопротивление можно рассматривать, как признак того, что он не хочет возвращаться к своему детству, а это в свою очередь приводит к заключению, что детство для него не было приятным. Таких клиентов нужно вести, задавая наводящие вопросы. В конце концов, они всегда что-то вспоминают.
Некоторые утверждают, что помнят прошлое вплоть до первого года жизни. Такое вряд ли возможно, и истина заключается в том, что они говорят о воображаемых воспоминаниях, а не памяти о реальных событиях прошлого. Однако для нас совершенно не важно, выдуманы или правдивы воспоминания, так как в любом случае они -- части личности. Некоторые люди не уверенны в том, действительно ли они помнят какое-то событие или им рассказали о нем
родители. Это также не имеет большого значения, так как даже если все это - рассказы родителей, они запечатлены в сознании клиентов, и могут помочь .
Один из самых значимых типов ранних воспоминаний - это детские воспоминания о смерти. Когда дети бывают свидетелями внезапной и неожиданной смерти человека - это производит на них неизгладимое впечатление. Иногда они становятся болезненно впечатлительными или, если этого удается избежать, они посвящают всю свою жизнь проблеме смерти и в той или иной форме занимаются борьбой с болезнями и смертью. Часто в дальнейшей жизни многие из них интересуются медициной, становятся врачами или аптекарями
Однако необходимо помнить о том, что ранние воспоминания - это всего лишь намеки, не они являются причиной происходящего. Они больше похожи на отпечатки того, что произошло, и того, какое это получило развитие. Они показывают движение к цели и то, какие для этого преодолевались препятствия. Они раскрывают, почему человека стала привлекать одна сторона жизни больше, чем другая.
Часто можно увидеть, что в случае, когда человек рассказывает о ранних сексуальных воспоминаниях, в дальнейшем его интерес развивается в этом направлении. В результате его жизнь не очень гармонична, так как одна из ее сторон слишком переоценивается.
Есть люди, утверждающие, что секс -- это основа всего, что происходит в жизни. Но есть и другие, утверждающие, что наиболее важный орган -- это желудок, и если мы исследуем их ранние воспоминания, обнаружим, что они также касаются предмета их дальнейшего жизненного интереса.
3. Судьбоанализ
Судьбоанализ – это учение о выборе человека в любви, дружбе, профессии, болезни и смерти... Этот выбор бессознательно определяется скрытыми элементами наследственности... Скрытые элементы наследственности бессознательно определяют выборы, влияющие на нашу судьбу.
Судьбоанализ создан врачом Леопольдом Сонди (1893-1986). Понятие судьба имеет в этой теории своё особое значение. Оно охватывает различные факторы (наследственность, природу влечений, окружающую среду, сферу Я и дух), которые могут оказывать влияние на существование людей как в смысле навязанной судьбы, так и выборе возможностей свободы.
Судьбоанализ охватывает три области:
1.психологию судьбы (учение или теории о человеке, об его образе)
2.патологию судьбы (учение о болезнях)
3.анализ судьбы (в узком смысле) - применение а) и b), то есть, практику диагностику и психотерапии.
Сонди: "Судьба - это интеграция всех унаследованных и свободно выбираемых возможностей существования"
Судьба любого человека
обусловливается шестью
1 наследственность [судьба предков]
2 природа влечений и аффектов
3 социальное окружение
4 ментальное , интеллектуальное окружение,
а два фактора позволяют
5 сфера Я
6 дух
Несмотря на внешнее принуждение (навязанность), человек получает шанс выбирать и тем самым реализовывать свою свободу. Поэтому судьбоанализ делает различие между навязанной и свободной судьбой.
Навязанная судьба
Понятие «навязанная судьба» означает, что человек не так свободен в своих решениях (прежде всего, в выборе), как может показаться на первый взгляд или как бы нам этого хотелось. Когда человек выбирает себе брачного партнёра, друзей или профессию, в силу вступает внутренняя закономерность, которой подчиняются даже «предпочитаемый» тип болезней и способ смерти.
К факторам навязанной
судьбы относится, прежде
Наряду с наследственностью, на навязанную судьбу человека оказывает влияние его окружение. Нельзя недооценивать роль социальной макро- и микросреды. Под ней подразумевается профессиональный и материальный статус семьи в обществе.
К факторам, оказывающим влияние на навязанную судьбу человека, относится и ментальная среда, т.е. политическое и религиозное мировоззрение, воспитание, а также возможность получения образования, которую предоставляет ему семья.
Рулевым навязанного
выбора Сонди считает латентно-
1.Родовое бессознательное
В соответствии с теорией
родового бессознательного, каждый
человек испытывает влияние
«Под притязаниями предков
судьбоанализ понимает
Фигуры предков которые
все мы носим в своем
Каждый предок фигурирует
в нашем родовом
2.Составление генеалогических деревьев
Принцип генотропизма
используется при составлении
генограмм, в которых можно
проследить и исследовать
Выбирают ли люди профессию
в зависимости от своей
Для ответа на этот вопрос есть только
один метод генотропического исследования
рода: анализ генеалогических деревьев.
Он представляет собой разновидность
семейного исследования, при помощи которого
регистрируются не только семейные заболевания
и характерологические особенности, но
и профессии генетических и кровных родственников.
Если генеалогическое дерево составляется самим клиентом, то его визуальная структура и персональная конструкция приобретают диагностический смысл, предоставляя консультанту необходимую информацию для медицинских показаний и прогноза.
Кроме оперативного сбора клинической информации для анализа, большое значение имеет анализ данных по генеалогии клиента, к которым относятся:
– история рода и родовой жизненный стиль;
– профессиональные традиции, способности, интересы;
– продолжительность жизни и причины смерти;
– врожденная и приобретенная инвалидность;
– наследственные тяжбы и главенство в семье;
– миграция и места жительства членов рода;
– длительные разлуки, разводы;
– религиозные взгляды.
Раздел 4: Влияние сценария жизни на формирование женщины
Темы сценариев меняются от одной эпохи к другой. Они могут содержать темы, например, создания империй и завоеваний, как Российской империи или позже Советской империи - Социалистического лагеря.