Жизненный сценарий в судьбе человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 20:08, курсовая работа

Краткое описание

Человек постоянно принимает участие в огромном количестве событий. Но он никогда не задумывается о том, что его роль в данных ситуациях может быть предопределена. В основании этого, как полагают ученые (Э.Берн, К.Штайнер), лежат решения принятые еще в раннем детстве. Ребенок создает свой жизненный сценарий, осуществление которого происходит в течении всей жизни.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
Раздел 1: Природа и происхождение………………………...................
1. Понятие и происхождение……………………………….………………..
2. Признаки сценария жизни……………………………….………………..
3. Типы сценариев : выигрышный , проигрышный и безвыигрышный....
Раздел 2: Концепции и теории жизненного сценария
1. Теория сценария Эрика Берна……….…………….………....………….
2. Динамическая теория личности А.Адлера……….……….…………......
3. Цветовая концепция Люшера…………………………………………….
Раздел 3: Диагностика жизненного сценария……………...................….
1. Метод сказотерапии ……………………………….………...................…
2. Ранние воспоминания……………………………..………………….......
3. Судьбоанализ……………………………………….……………….……..
Раздел 4:ВЛИЯНИЕ СЦЕНАРИЯ ЖИЗНИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЖЕНЩИНЫ
1. Развитие женского жизненного сценария
2.Женские сценарии
Вывод……………………………………………………………………….
Список используемой литературы……………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 187.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 3 : Диагностика жизненного _________сценария__________

 

1. Метод сказотерапии

 

   Суть метода:Метод сказкотерапии заключается в написании авторской сказки и дальнейшей психокоррекционной работы с ней :

 

    Этап 1. Написание авторской  сказки согласно запросу. В  зависимости от того, какой сценарий необходимо выявить, даётся соответствующая инструкция. Например, нам необходимо выявить базовый сценарий личности, тогда мы просим клиента для начала нарисовать сказочный персонаж, с которым он себя максимально ассоциирует в данный момент. Затем, написать сказку об этом сказочном персонаже.

   Этап 2. Осознавание сценария, закодированного символами сказки. После написания сказки, мы просим  клиента подчеркнуть всех персонажей  сказки (ними могут быть и неодушевлённые  предметы), а также выделить наиболее значимые события. Следующий шаг – это прояснение феноменологии клиента. То есть, мы просим клиента указать, с кем и с чем в реальной жизни или в самом себе он мог бы соотнести персонажей сказки, и что означают те или иные сказочные события в жизненной реальности, и таким образом, понять, о чём эта сказка. Для того, чтобы клиент «одел сказку на себя», необходимо отыскать так называемую «точку настоящего»(место в сказке, где человек (главный герой сказки) находится сейчас).

   Этап 3. Прояснение желательного будущего. После того, когда выделено сценарное будущее и прояснены символы сказки, важно определить являются ли описанные события желательными или клиент хотел бы что-либо изменить в своей сказке. Иногда сказки переписываются полностью. Что делать, если точка настоящего находится в конце сказки? В этом случае мы просим клиента написать продолжение. Если прогноз будущего, разумеется, после этапа осознавания, человека не устраивает, то необходимо написать новую сказку о желательном будущем.

   Этап 4. Терапевтический. Если  нашего клиента устраивает обозначенное  в сказке будущее, например, «  Мария прекрасная встречает своего  суженого, выходит за него замуж,  рожает ему детей», то задача  сказкотерапевта заключается в  том, чтобы помочь клиенту определить, что же мешает достичь желаемых изменений в судьбе. Тогда новой терапевтической сказкой может стать следующая: «Что же предпринять Прекрасной Марии, чтобы найти свою судьбу». Зачастую одного написания терапевтической сказки бывает достаточно для того, чтобы привлечь необходимые события в свою жизнь.

 

    Итоги. В представленном  методе реализуются три функции  сказок:

1. диагностическая (Диагностическая  сказка позволяет выявить базовые  сценарии и стратегии поведения  человека, Например, главный герой занимает в сказках пассивную роль, ожидая решения проблем от окружающего мира: «И сидела она у окошка 33 года и 3 дня…» ) 
2. психотерапевтическая  (Терапевтическая сказка повествует о том, как клиенту достичь желаемого будущего, в последнем примере – занять активную роль, взяв больше ответственности на себя: «И пошла она по белу свету, суженого своего искать…»)

3. прогностическая(Прогностическая  функция реализуется в той  части сказок, где речь идёт  о будущем героя: «И нашла  она своего суженого, полюбила, и жили они долго исчачтливо».

 

 Сказкотерапия – один из  немногих методов в психоконсультативной  практике, позволяющий с высокой  эффективностью решать вопросы  выявления и изменения жизненных  сценариев, понимания и признания  своих истинных желаний, постановки и достижения желаемых целей.

2. Ранние воспоминания 

 

    Обращение  к  прошлому  через  воспоминания детства   лучше любого другого способа  раскрывает прототип - ядро стиля  жизни индивида. Если мы хотим понять стиль жизни  человека - ребенка или взрослого – мы должны после кратковременного  выслушивания  его жалоб,  спросить  о  ранних воспоминаниях , а затем сравнить их с другими предоставленными ранее фактами.

    Стиль  жизни  формируется в стремлении  к частной цели  превосходства,  поэтому можно ожидать,  что каждое  слово, поступок или чувство является органической частью единой "линии движения". В определенные моменты жизни эта "линия движения" выражена яснее, что особенно

отчетливо фиксируется в ранних воспоминаниях.

    Ранние воспоминания -  это всего лишь намеки, не они  являются причиной происходящего.  Они больше похожи на отпечатки  того, что произошло,  и того, какое  это получило развитие.  Они

показывают движение к цели и то, какие для этого преодолевались препятствия.Они раскрывают, почему человека стала привлекать одна сторона жизни  больше,чем  другая.  В  них мы  можем  обнаружить  то,  что  называется  "травмой", например, в  сексуальной сфере, то есть  когда человек проявляет повышенный интерес к этой сфере жизни.

    Из ранних воспоминаний, в которых "линия движения" прослеживается четче, можно  выявить  тему,  исходя  из  чего  мы можем  заключить,  что  в действительности  стиль   жизни   человека  не  изменился . В   стиле  жизни, сформировавшемся  в четырех  -  пятилетнем  возрасте, обнаруживается связь между   содержанием   воспоминаний   и   действиями   в   настоящем. 

    После многочисленных  наблюдений  этого  феномена,  мы  твердо придерживаемся  той

теории,  что  в  ранних воспоминаниях  всегда  возможно найти  реальную часть прототипа пациента. Как  осознаваемые, так и неосознаваемые события прошлого имеют одно общее  свойство: они связаны со стремлением  к одной и той  же цели - достижению   превосходства,  являясь   частями  целостного   прототипа.

    Некоторые люди,  отвечая   на вопросе ранних воспоминаниях,  говорят, что ничего не могут  вспомнить. В этом случае   необходимо  попросить  человека  сконцентрироваться  и  постараться

припомнить,  и  после определенных усилий  он начнет  понемногу  вспоминать. Однако, само это сопротивление можно рассматривать, как признак того, что он не хочет возвращаться к своему детству, а  это в  свою  очередь  приводит  к заключению, что  детство  для него не  было  приятным. Таких  клиентов нужно вести,  задавая  наводящие  вопросы.  В  конце  концов,  они  всегда  что-то вспоминают.

    Некоторые  утверждают, что  помнят  прошлое вплоть  до первого года жизни. Такое  вряд ли возможно, и истина  заключается в том, что они говорят о воображаемых воспоминаниях, а не памяти о реальных событиях прошлого. Однако для нас совершенно не важно, выдуманы или правдивы воспоминания,  так как  в любом случае они -- части  личности.  Некоторые  люди  не  уверенны  в  том, действительно  ли  они  помнят  какое-то  событие или  им  рассказали  о нем

родители. Это также не имеет  большого значения, так как даже если все это - рассказы родителей,  они запечатлены  в  сознании  клиентов,  и могут помочь .

    Один  из самых   значимых  типов  ранних  воспоминаний  - это  детские воспоминания о смерти. Когда дети бывают свидетелями внезапной и неожиданной смерти  человека -  это  производит на них неизгладимое впечатление. Иногда они становятся болезненно впечатлительными или, если этого удается избежать, они  посвящают  всю свою жизнь  проблеме  смерти  и в  той  или  иной  форме занимаются борьбой с болезнями и смертью. Часто в дальнейшей жизни многие из них интересуются медициной, становятся врачами  или аптекарями

     Однако необходимо  помнить о том, что  ранние воспоминания -  это всего лишь намеки, не они являются причиной происходящего. Они больше похожи на отпечатки того, что произошло,  и того, какое это получило развитие.  Они показывают движение к цели и то, какие для этого преодолевались препятствия. Они раскрывают, почему человека стала привлекать одна сторона жизни  больше, чем  другая.

     Часто  можно увидеть,  что в случае, когда человек   рассказывает о  ранних  сексуальных   воспоминаниях, в дальнейшем  его интерес  развивается в  этом  направлении.  В результате его жизнь   не  очень  гармонична,   так   как   одна   из  ее  сторон   слишком переоценивается.

     Есть люди, утверждающие,  что секс -- это основа всего,  что происходит  в жизни.  Но  есть  и  другие, утверждающие,  что наиболее важный орган -- это желудок, и если мы исследуем их ранние воспоминания, обнаружим, что они также касаются предмета их дальнейшего жизненного интереса.

 

3. Судьбоанализ 

 

    Судьбоанализ – это  учение о выборе человека в  любви, дружбе, профессии, болезни и смерти... Этот выбор бессознательно определяется скрытыми элементами наследственности... Скрытые элементы наследственности бессознательно определяют выборы, влияющие на нашу судьбу.

    Судьбоанализ создан  врачом Леопольдом Сонди (1893-1986). Понятие судьба имеет в этой теории своё особое значение. Оно охватывает различные факторы (наследственность, природу влечений, окружающую среду, сферу Я и дух), которые могут оказывать влияние на существование людей как в смысле навязанной судьбы, так и выборе возможностей свободы.

 

     Судьбоанализ охватывает  три области:

1.психологию судьбы (учение или  теории о человеке, об его образе)

2.патологию судьбы (учение о  болезнях)

3.анализ судьбы (в узком смысле) - применение а) и b), то есть, практику диагностику и психотерапии.

 

   Сонди: "Судьба - это интеграция всех унаследованных и свободно выбираемых возможностей существования"

 

    Судьба любого человека  обусловливается шестью факторами.  Четыре из них являются навязанной  судьбой:

1 наследственность [судьба предков]

2 природа влечений и аффектов 

3 социальное окружение 

4 ментальное , интеллектуальное окружение,  а два фактора позволяют осуществиться  свободной судьбе:

5 сфера Я 

6 дух

 

    Несмотря на внешнее  принуждение (навязанность), человек  получает шанс выбирать и тем самым реализовывать свою свободу. Поэтому судьбоанализ делает различие между навязанной и свободной судьбой.

 

    Навязанная судьба

    Понятие «навязанная  судьба» означает, что человек  не так свободен в своих  решениях (прежде всего, в выборе), как может показаться на первый взгляд или как бы нам этого хотелось. Когда человек выбирает себе брачного партнёра, друзей или профессию, в силу вступает внутренняя закономерность, которой подчиняются даже «предпочитаемый» тип болезней и способ смерти.

    К факторам навязанной  судьбы относится, прежде всего,  наследственность, т.е. гены, полученные от предков, а также побудительная и аффективная природа человека.

    Наряду с наследственностью,  на навязанную судьбу человека  оказывает влияние его окружение. Нельзя недооценивать роль социальной макро- и микросреды. Под ней подразумевается профессиональный и материальный статус семьи в обществе.

     К факторам, оказывающим  влияние на навязанную судьбу  человека, относится и ментальная среда, т.е. политическое и религиозное мировоззрение, воспитание, а также возможность получения образования, которую предоставляет ему семья.

     Рулевым навязанного  выбора Сонди считает латентно-рецессивные гены. Речь идёт о предположении, что рецессивные гены, подавляемые более сильными доминантными генами, не остаются бездейственными, а также пытаются проявить себя. Сонди называет это соперничество наследственных факторов «борьбой предков».В то время как доминантные гены проявляются в фенотипе, т.е. открыто проявляют себя, более слабые рецессивные гены заявляют о себе генотропическим и генотипическим путем.

 

1.Родовое бессознательное

    В соответствии с теорией  родового бессознательного, каждый  человек испытывает влияние фигур  предков в своих переживаниях, поведении и особенно в своих выборах. Зонди говорит о притязаниях предков:

    «Под притязаниями предков  судьбоанализ понимает стремление  фигуры предка полностью повториться  в жизни потомка в той форме  экзистенции, в которой она  один или несколько раз проявляла себя в истории рода».

    Фигуры предков  которые  все мы носим в своем бессознательном,  воплощают в себе позитивные (таланты,  дарования) и негативные (опасности  и болезни) возможности судьбы, связанные с более или менее  сильной потребностью в манифестации.

    Каждый предок фигурирует  в нашем родовом бессознательном  в качестве особой возможности  судьбы .

 

2.Составление генеалогических деревьев

    Принцип генотропизма  используется при составлении  генограмм, в которых можно  проследить и исследовать различные выборы членов рода: например, выбор профессии, болезни, друзей.

    Выбирают ли люди профессию  в зависимости от своей принадлежности  к циркулярным, шизоформным, пароксизмальным  (эпилептиформным) или сексуально-аномальным  семьям? 
Для ответа на этот вопрос есть только один метод генотропического исследования рода: анализ генеалогических деревьев. Он представляет собой разновидность семейного исследования, при помощи которого регистрируются не только семейные заболевания и характерологические особенности, но и профессии генетических и кровных родственников.

    Если генеалогическое дерево составляется самим клиентом, то его визуальная структура и персональная конструкция приобретают диагностический смысл, предоставляя консультанту необходимую информацию для медицинских показаний и прогноза.

    Кроме оперативного сбора клинической информации для анализа, большое значение имеет анализ данных по генеалогии клиента, к которым относятся:

– история рода и родовой жизненный  стиль;

– профессиональные традиции, способности, интересы;

– продолжительность жизни и  причины смерти;

– врожденная и приобретенная инвалидность;

– наследственные тяжбы и главенство в семье;

– миграция и места жительства членов рода;

– длительные разлуки, разводы;

– религиозные взгляды.

 

 

 

 

Раздел 4: Влияние сценария жизни на формирование женщины

 

Темы сценариев меняются от одной  эпохи к другой. Они могут содержать  темы, например, создания империй и  завоеваний, как Российской империи  или позже Советской империи - Социалистического лагеря.

Информация о работе Жизненный сценарий в судьбе человека