Жизненный сценарий в судьбе человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 20:08, курсовая работа

Краткое описание

Человек постоянно принимает участие в огромном количестве событий. Но он никогда не задумывается о том, что его роль в данных ситуациях может быть предопределена. В основании этого, как полагают ученые (Э.Берн, К.Штайнер), лежат решения принятые еще в раннем детстве. Ребенок создает свой жизненный сценарий, осуществление которого происходит в течении всей жизни.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
Раздел 1: Природа и происхождение………………………...................
1. Понятие и происхождение……………………………….………………..
2. Признаки сценария жизни……………………………….………………..
3. Типы сценариев : выигрышный , проигрышный и безвыигрышный....
Раздел 2: Концепции и теории жизненного сценария
1. Теория сценария Эрика Берна……….…………….………....………….
2. Динамическая теория личности А.Адлера……….……….…………......
3. Цветовая концепция Люшера…………………………………………….
Раздел 3: Диагностика жизненного сценария……………...................….
1. Метод сказотерапии ……………………………….………...................…
2. Ранние воспоминания……………………………..………………….......
3. Судьбоанализ……………………………………….……………….……..
Раздел 4:ВЛИЯНИЕ СЦЕНАРИЯ ЖИЗНИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЖЕНЩИНЫ
1. Развитие женского жизненного сценария
2.Женские сценарии
Вывод……………………………………………………………………….
Список используемой литературы……………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 187.00 Кб (Скачать файл)

Мужчины и женщины в ходе социализации развиваются, ориентируясь на половую принадлежность. Сексуальная идентификация начинается с раннего детства и подкрепляется на протяжении всей жизни. Мужчина «должен быть» рациональным, продуктивным, усердно работающим и зарабатывающим. Ему «не следует быть» эмоциональным в проявлении чувств, сентиментальным, неуверенным и слабым. Женщина «не должна быть» рациональной и сильной. Ей «следует» поддерживать мужчину эмоционально, за что он оказывает ей материальную поддержку. В обществе существует тенденции следовать таким стереотипам.

Мужчины и женщины направляют свои усилия на, то чтобы подобрать себе пару и стремятся к взаимозависимым  отношениям. Образовав пары, мужчины  и женщины получают внешние и  внутренние психологические награды в виде одобрения социума, льгот и ощущения внутренней целостности и полноценности.

В основе каждого сценария лежит  социальный миф - ловушка, который женщина  или мужчина принимают за истину. Попавшись в ловушку, человек  вынужден следовать жестким правилам, которые делают его несамостоятельным, зависимым и неадекватным. Сценарий уничтожает интимность, спонтанность и сознательность.

 

  1. Развитие женского жизненного сценария

На становление женского жизненного сценария огромную роль играют отношения в семье. Девочка видит отношения родителей и в будущем пытается создать свою семейную жизнь похожую на родительские отношения. Дочка обращает внимание на то, как ее мама решает те или иные жизненные проблемные ситуации. Важно обратить внимание на то, как проходит процесс воспитания, какие  цели для дочери ставит мама и т.п. В развитии дочери маме помогает большое количество сказок, на основании которых девочка пытается создать свой сказочный сценарий. Девочка любит слушать сказки, а потом представлять себя в роли главных героинь. Выбрав одну любимую сказку, она бессознательно может подражать этой героине и повторить ее сценарий в своей реальной жизни.  Следовательно, мы можем пронаблюдать пути самореализации девочки, а позже и женщины.  На становлении женщины будут влиять ее внутренние силы. В первую очередь, отделившись от тела матери, она осознает свою женскую природу, исследует свои ощущения, сравнивает их, постигая язык собственного тела. В сказках это волшебное платье, украшения, танцы. Потом происходит накопление опыта, знаний о жизни, умений и навыков. Женщина видит пути поведения и самореализации в семье, в среде, заменяющей семью, в средствах массовой информации. На данном этапе проявляется сексуальное развитие женщины. В ее душе возникают некоторые мечты, задумки.  Появляются желания, исполнение которых она ждет превыше всего.

 Пробужденная женственность  требует реализации. Женщина пытается  найти себе партнера. Зачастую  он похож на ее отца. Женщина  на основе родительских отношений,  формирует свою семейную жизнь. Копирование родительского сценария может быть полным или частичным. Женщина стремиться создать комфортные, безопасные отношения, интимную и эмоциональную близость. В то же время, партнер должен быть именной той «второй половинкой», которой  ей не хватало. Возникает желание построить эмоционально близкие духовные взаимоотношения.

 На личном уровне  возникает ощущение связи с  собственным родом, женскими и  мужскими судьбами предков, понимание  жизненных сценариев предков,  их ценностей и устремлений,  стиля. Также происходит ощущение глубинной связи и "подключенности" к коллективному женскому бессознательному, богиням и жрицам различных религиозных конфессий, культур и времен. Женщина всеми силами пытается собрать как можно больше родовой информации. Она всеми способами поддерживает связь с родственниками, осуществляет семейные ритуалы.  У женщины возникает желание продолжить род новым поколением.

 После этого у  женщины возникает чувство социальной  самореализации. Ощущение собственного  предназначения и выбор стиля самореализации в соответствии с женской природой.  Она пытается найти сподвижников и коллег, истинных друзей и подруг. Происходит определение жизненной позиции. Проявляются способности отстаивать собственные мнения и идеалы. Инстинкт помогает чувствовать выгодные предложения и истинных сподвижников в работе, а также социальные подвохи, ловушки.

 В завершении можно  говорить о зрелости. Все ее  действия становятся осмысленными  и несколько мистичными. Женщина  обладает определенными знаниями  и умениями, умеет преподнести сея в социуме и с легкостью решает «домашние» проблемы. Она осознает подлинный смысл заботы и старается ему следовать. Женщина умеет выделять главное и накапливать необходимые знания, при этом  постоянно обращаясь к жизненному опыту. Она умеет удерживать: не расходует собственную энергию на излишние эмоции и переживания, разумно ведет хозяйство, проявляет подлинное благоразумие и мудрость.

 Таким образом,  мы проследили развитие женского  жизненного сценария с детских  лет до зрелости. План жизни, заложенный в детском возрасте, дает основу для развития и формирования женщины в целом и ее отношения к миру.

 

  1. Женские сценарии

1. «Матушка Хаббард или Женщина  на службе семьи». Это роль  домохозяйки, которая отдает все  что может детям и мужу не  получая ничего взамен. Такая женщина отказы-вается от построения карьеры. Она выбирает данный сценарий, потому что он обеспечивает ей безопасность и предотвращает какие-либо проявления не-зависимости. Такая женщина невысокого роста, склонна к полноте, поэтому при просмотре глянцевых журналов чувствует себя неполноценной. На по-строение такого типа сценария действовали следующие предписания и запре-ты: будь хорошей матерью, уступай, жертвуй собой ради других [Штайнер К.,стр.237].

2. «Искусственная женщи-на». Главное в ее жизни – это внешность. Большую часть времени она прово-дит в магазинах, покупая очередную обновку, читает журналы, чтобы соот-ветствовать популярным кинозвездам. Она пытается купить красоту и чув-ство благополучия, но ей этого не удается. Поглаживания получает только от работников магазинов. С детства ей говорили: не старей, не будь собой, будь привлекательной.

3. « Женщина за спиной мужчины»  девушка вкладывает все в развитие  мужа, зачастую менее талантливого. Она боится отказов и критики,  поэтому не подписывает работу своим именем. Вместо этого она делает все, чтобы муж добился успеха. Радуется его достижениям и читает письма с его похвалами. Она считает, что легче вкладывать силы в успех мужа, чем самой иметь дело с жестокими реалиями конкуренции и прослыть «карьеристкой» [Штайнер к.,стр241]. Для развития такого сценария получает следующие зап-реты и предписания: помогай, не принимай похвал, будь позади мужчины [Штайнер к.,стр242].

4. «Непривлекательная красавица»  женщина обладает стан-дартными  признаками красоты, но не ценит этого. Она всегда пытается найти недостатки и изъяны в частях лица и фигуры, которые по отдельности могут смотреться не так привлекательно, как в ансамбле. Она получает огромное количество поглаживаний, но считает их незаслуженными. Хочет, чтобы окружающие любили ее за личностные достоинства, а не за внешность. При-выкла получать все благодаря своей привлекательности. Все время находится в ожидании принца, который полюбит не только ее красоту. Позже, со време-нем, часто становится стервой. Для нее характерны такие запреты и предпи-сания: ты красива только внешне, не будь близка с другими людьми, не будь собой [Штайнер к.,стр247].

  5. «Учительница» показывает  роль женщины-няньки. Она ви-дит  только один способ проявления  своих знаний и умений – обучать этому детей. Она формирует у детей отношение к жизненным ценностям, постоян-но следуя правилам, которых не любит. Из-за того, что она много времени проводит с детьми, в ее кругу общения мало одногодок, от которых она мог-ла бы получать поглаживания. Со временем она начинает не любить свою профессию или детей. На формирование сценария повлияли такие предписа-ния: будь независимой, не будь собой, выполняй правила [Штайнер К.,с.255].

6.Роль активной и независимой  женщины наблюдается в сценарии «Демоническая женщина». Девушка осознает, что обладает властью над лю-дьми. Она любит соревноваться с представительницами своего пола. Считает себя особенной, независимой, предпочитает работать индивидуально. Любит поскандалить с мужчинами. Когда не достигает своей цели, может разнести о человеке слухи или наслать порчу. В конце концов она остается одна, полная мстительных чувств и не достигшая поставленных целей. Запреты и предпи-сания, которые получила в детстве: не доверяй, не будь близка с людьми, ты не такая, как все (особенная) [Штайнер к.,стр257].

7. «Сильная женщина» формируется  роль независимой жен-щины. С детства  родители говорили, что нужно  надеяться только на себя, не  ждать ни от кого помощи. У  такой женщины мало друзей, а  если и есть, то это мужчины. Она постоянно сражается с женщинами, обладающими каки-ми-то привилегиями, которых нет у нее. Зла на мужчин, которые ее превос-ходят, потому что они сильнее или быстрей бегают, чем она. Готова сра-жаться с людьми, которым не приятна ее самостоятельность и активность. Из-за постоянной борьбы никогда не дает волю чувствам. Мужчины избе-гают ее общества, и женщины тоже не любят ее, потому что она относится к ним с надменностью, поэтому ее жизнь заканчивается в одиночестве. Запре-ты и предписания, послужившие формированию данного сценария: не дове-ряй, борись, в первую очередь заботься о себе [Штайнер К.,стр260].

8. «Королева пчел» женщина достигает  успешной деловой карьеры: она  может быть юристом, врачом  или деловой женщиной, которая  добилась своего в «мужском мире», много работая и вложив много сил в кон-курентную борьбу [Штайнер к.,стр261]. Чтобы достичь успеха она вложила много усилий, поэтому она не желает, чтобы другие женщины достигли это-го легко, так как ей не нужны конкуренты. Ее часто поддерживают мужчины-шовинисты, потому что она помогает им держать других женщин в узде.

Приведенные выше сценарии показывают нам банальные планы развития. Но зачастую в жизни встречаются  смешанные сценарии, которые требуют  более детального изучения. Запреты  и предписания, которые женщины получают в процессе развития, формируют их дальнейшую жизнь. Женщины отличаются от мужчин и эти отличия формируются в полоролевом программировании, закладываемом еще в детстве. Вначале невозможно поверить, что вся судьба человека, все го взлеты и падения расписаны ребенком не старше шести лет, а то и трехлетнего возраста, но именно это утверждает теория сценариев [Берн Э.,стр42].

 

Вывод:

 

    Главная причина того, почему мы продолжаем  придерживаться  детских решений в нашей взрослой жизни состоит в том, что мы все еще надеемся решить фундаментальный вопрос, который не решили в младенчестве: как добиться безусловной любви и внимания. Поэтому, будучи взрослыми, мы нередко реагируем так, словно остаемся малыми детьми.

Когда мы действуем по сценарию, то обычно не сознаем, что воспроизводим свои детские стратегии. Мы можем развивать такое осознание, пытаясь понять свой сценарий и выявить свои ранние решения. В какой именно момент человек включится в сценарий, точно предсказать нельзя.

 

    Стиль жизни присутствует  всегда, но проявляется лишь при  столкновении человека с жизненными проблемами. Это обусловлено тем, что формируется он в детстве под воздействием переживаемых трудностей и основывается на стремлении к цели, окончательно закрепляясь к 4-5 годам. А взрослая жизнь человека, по мнению Адлера, лишь фиксирует и сохраняет стиль жизни, и потому дает возможность предсказывать человеческое поведение. Стиль устойчив и проявляется в решении человеком основных жизненных задач, среди которых Адлер выделял работу, дружбу и любовь и которые осуществляются, оказывая взаимное влияние друг на друга; именно постоянство стиля и определяет постоянство личности.

 

Жизненный стиль - это сугубо индивидуальный способ достижения каждым человеком  своих жизненных целей, цель - это интегрированный стиль приспособления к среде и взаимодействия с ней. :*

 

 

Каждый человек в  раннем детстве решает, как он будет  жить жизнь и как умрет, и этот план, который всегда с ним, где  бы он ни был, называется его жизненным  сценарием. Его поведение может быть обусловлено здравым смыслом, но все важнейшие решения его жизни уже приняты: кого он выберет в супруги, сколько у него будет детей, где он умрет и кто будет при этом присутствовать. Это может быть не то, чего он хочет, но это будет так, как он этого хочет.

Сценарий — это  текущий жизненный план, сформированный в раннем детстве под влиянием родителей. Это та психологическая сила, которая толкает человека к его судьбе, независимо от того, борется он с ней или утверждает, что поступает по собственной воле[6].

Сценарий непременно включает в себя:

  1. родительские указания
  2. соответствующее развитие личности
  3. детское решение
  4. приверженность к одному определенному методу достижения успеха или провала
  5. обоснованную позицию

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. «Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы» /Э.Берн/ Пер. с англ. – 4 изд. – Мн.: ООО «Попурри», 2005. – 512 с.
  2. «Наука жить»/Альфред Адлер/ Изд. в Киеве в 1997г,OCR, spellcheck: Кирилл Кузин
  3. «Судьбоанализ в выводах»./ Юттнер /Ф. Екатерибург, 2002
  4. Психологический центр Ирины Летовой http://letova.com/
  5. «Жизненный сценарий, как мы его пишем»/ Йен Стюарт, Вэнн Джойнс/ Русский перевод Владимира Данченка (2:463/192.21), 2000, mailto:webmaster@psylib.kiev.ua
  6. «Происхождение жизненного сценария. Как сценарий воплощается в жизнь» http://www.sunhome.ru/psychology/175
  7. «Цветовая концепция М.Люшара»/ Макс Люшер ( Max Lusher)/ http://www.dv-reclama.ru/?p_id=978 ,http://www.lushertest.ru/tuttest/?test=lusher, Цвет и психика .Цветовой тест Люшера http://psyfactor.org/lib/colorpsy7.htm

 

 




Информация о работе Жизненный сценарий в судьбе человека