Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 20:08, курсовая работа
Человек постоянно принимает участие в огромном количестве событий. Но он никогда не задумывается о том, что его роль в данных ситуациях может быть предопределена. В основании этого, как полагают ученые (Э.Берн, К.Штайнер), лежат решения принятые еще в раннем детстве. Ребенок создает свой жизненный сценарий, осуществление которого происходит в течении всей жизни.
Введение……………………………………………………………………...3
Раздел 1: Природа и происхождение………………………...................
1. Понятие и происхождение……………………………….………………..
2. Признаки сценария жизни……………………………….………………..
3. Типы сценариев : выигрышный , проигрышный и безвыигрышный....
Раздел 2: Концепции и теории жизненного сценария
1. Теория сценария Эрика Берна……….…………….………....………….
2. Динамическая теория личности А.Адлера……….……….…………......
3. Цветовая концепция Люшера…………………………………………….
Раздел 3: Диагностика жизненного сценария……………...................….
1. Метод сказотерапии ……………………………….………...................…
2. Ранние воспоминания……………………………..………………….......
3. Судьбоанализ……………………………………….……………….……..
Раздел 4:ВЛИЯНИЕ СЦЕНАРИЯ ЖИЗНИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЖЕНЩИНЫ
1. Развитие женского жизненного сценария
2.Женские сценарии
Вывод……………………………………………………………………….
Список используемой литературы……………………
Мужчины и женщины в ходе социализации развиваются, ориентируясь на половую принадлежность. Сексуальная идентификация начинается с раннего детства и подкрепляется на протяжении всей жизни. Мужчина «должен быть» рациональным, продуктивным, усердно работающим и зарабатывающим. Ему «не следует быть» эмоциональным в проявлении чувств, сентиментальным, неуверенным и слабым. Женщина «не должна быть» рациональной и сильной. Ей «следует» поддерживать мужчину эмоционально, за что он оказывает ей материальную поддержку. В обществе существует тенденции следовать таким стереотипам.
Мужчины и женщины направляют свои усилия на, то чтобы подобрать себе пару и стремятся к взаимозависимым отношениям. Образовав пары, мужчины и женщины получают внешние и внутренние психологические награды в виде одобрения социума, льгот и ощущения внутренней целостности и полноценности.
В основе каждого сценария лежит социальный миф - ловушка, который женщина или мужчина принимают за истину. Попавшись в ловушку, человек вынужден следовать жестким правилам, которые делают его несамостоятельным, зависимым и неадекватным. Сценарий уничтожает интимность, спонтанность и сознательность.
На становление женского жизненного сценария огромную роль играют отношения в семье. Девочка видит отношения родителей и в будущем пытается создать свою семейную жизнь похожую на родительские отношения. Дочка обращает внимание на то, как ее мама решает те или иные жизненные проблемные ситуации. Важно обратить внимание на то, как проходит процесс воспитания, какие цели для дочери ставит мама и т.п. В развитии дочери маме помогает большое количество сказок, на основании которых девочка пытается создать свой сказочный сценарий. Девочка любит слушать сказки, а потом представлять себя в роли главных героинь. Выбрав одну любимую сказку, она бессознательно может подражать этой героине и повторить ее сценарий в своей реальной жизни. Следовательно, мы можем пронаблюдать пути самореализации девочки, а позже и женщины. На становлении женщины будут влиять ее внутренние силы. В первую очередь, отделившись от тела матери, она осознает свою женскую природу, исследует свои ощущения, сравнивает их, постигая язык собственного тела. В сказках это волшебное платье, украшения, танцы. Потом происходит накопление опыта, знаний о жизни, умений и навыков. Женщина видит пути поведения и самореализации в семье, в среде, заменяющей семью, в средствах массовой информации. На данном этапе проявляется сексуальное развитие женщины. В ее душе возникают некоторые мечты, задумки. Появляются желания, исполнение которых она ждет превыше всего.
Пробужденная женственность
требует реализации. Женщина пытается
найти себе партнера. Зачастую
он похож на ее отца. Женщина
на основе родительских
На личном уровне
возникает ощущение связи с
собственным родом, женскими и
мужскими судьбами предков,
После этого у
женщины возникает чувство
В завершении можно
говорить о зрелости. Все ее
действия становятся
Таким образом,
мы проследили развитие
1. «Матушка Хаббард или Женщина
на службе семьи». Это роль
домохозяйки, которая отдает
2. «Искусственная женщи-на».
3. « Женщина за спиной мужчины»
девушка вкладывает все в
4. «Непривлекательная красавица»
женщина обладает стан-
5. «Учительница» показывает роль женщины-няньки. Она ви-дит только один способ проявления своих знаний и умений – обучать этому детей. Она формирует у детей отношение к жизненным ценностям, постоян-но следуя правилам, которых не любит. Из-за того, что она много времени проводит с детьми, в ее кругу общения мало одногодок, от которых она мог-ла бы получать поглаживания. Со временем она начинает не любить свою профессию или детей. На формирование сценария повлияли такие предписа-ния: будь независимой, не будь собой, выполняй правила [Штайнер К.,с.255].
6.Роль активной и независимой женщины наблюдается в сценарии «Демоническая женщина». Девушка осознает, что обладает властью над лю-дьми. Она любит соревноваться с представительницами своего пола. Считает себя особенной, независимой, предпочитает работать индивидуально. Любит поскандалить с мужчинами. Когда не достигает своей цели, может разнести о человеке слухи или наслать порчу. В конце концов она остается одна, полная мстительных чувств и не достигшая поставленных целей. Запреты и предпи-сания, которые получила в детстве: не доверяй, не будь близка с людьми, ты не такая, как все (особенная) [Штайнер к.,стр257].
7. «Сильная женщина» формируется роль независимой жен-щины. С детства родители говорили, что нужно надеяться только на себя, не ждать ни от кого помощи. У такой женщины мало друзей, а если и есть, то это мужчины. Она постоянно сражается с женщинами, обладающими каки-ми-то привилегиями, которых нет у нее. Зла на мужчин, которые ее превос-ходят, потому что они сильнее или быстрей бегают, чем она. Готова сра-жаться с людьми, которым не приятна ее самостоятельность и активность. Из-за постоянной борьбы никогда не дает волю чувствам. Мужчины избе-гают ее общества, и женщины тоже не любят ее, потому что она относится к ним с надменностью, поэтому ее жизнь заканчивается в одиночестве. Запре-ты и предписания, послужившие формированию данного сценария: не дове-ряй, борись, в первую очередь заботься о себе [Штайнер К.,стр260].
8. «Королева пчел» женщина
Приведенные выше сценарии показывают нам банальные планы развития. Но зачастую в жизни встречаются смешанные сценарии, которые требуют более детального изучения. Запреты и предписания, которые женщины получают в процессе развития, формируют их дальнейшую жизнь. Женщины отличаются от мужчин и эти отличия формируются в полоролевом программировании, закладываемом еще в детстве. Вначале невозможно поверить, что вся судьба человека, все го взлеты и падения расписаны ребенком не старше шести лет, а то и трехлетнего возраста, но именно это утверждает теория сценариев [Берн Э.,стр42].
Вывод:
Главная причина того,
почему мы продолжаем придерживаться
детских решений в нашей взросл
Когда мы действуем по сценарию, то обычно не сознаем, что воспроизводим свои детские стратегии. Мы можем развивать такое осознание, пытаясь понять свой сценарий и выявить свои ранние решения. В какой именно момент человек включится в сценарий, точно предсказать нельзя.
Стиль жизни присутствует
всегда, но проявляется лишь при
столкновении человека с жизнен
Жизненный стиль - это сугубо индивидуальный способ достижения каждым человеком своих жизненных целей, цель - это интегрированный стиль приспособления к среде и взаимодействия с ней. :*
Каждый человек в раннем детстве решает, как он будет жить жизнь и как умрет, и этот план, который всегда с ним, где бы он ни был, называется его жизненным сценарием. Его поведение может быть обусловлено здравым смыслом, но все важнейшие решения его жизни уже приняты: кого он выберет в супруги, сколько у него будет детей, где он умрет и кто будет при этом присутствовать. Это может быть не то, чего он хочет, но это будет так, как он этого хочет.
Сценарий — это текущий жизненный план, сформированный в раннем детстве под влиянием родителей. Это та психологическая сила, которая толкает человека к его судьбе, независимо от того, борется он с ней или утверждает, что поступает по собственной воле[6].
Сценарий непременно включает в себя:
Литература