Идентичность как фактор развития самоотношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 00:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в изучении влияния идентичности на самоотношение у подростков. Объект исследования – развитие самоотношения у детей подросткового возраста. Предмет исследования – идентичность как фактор развития самоотношения в подростковом возрасте. Гипотеза – уровень идентичности влияет на развитие самоотношения у подростков. В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой в работе поставлены следующие задачи:
1. Изучить сущность феноменов «идентичность» и «самоотношение» в литературе;
2. Провести эмпирическое исследование изучения влияния идентичности на развитие самоотношения у подростков.
3. Определить влияние идентичности на развитие самоотношения у детей подросткового возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1 ИЗУЧЕНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ САМООТНОШЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ………………….........5
1.1 Понятие идентичности……………......………………………........................5
1.2 Изучение самоотношения в отечественной и зарубежной психологической литературе…………...………………………….……………..8
1.3 Возрастные закономерности развития идентичности и самоотношения в подростковом возрасте…………………………………………………………..11
Выводы ………………...………………………………………………………...15

ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ САМООТНОШЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ……….....16
2.1 Эмпирическое исследование идентичности подростков...…………… ….16
2.2 Особенности эмпирического исследования самоотношения в подростковом возрасте………………….……………………………………….20
2.3 Анализ влияния идентичности на самоотношение у подростков………...26
Выводы…………………………………………………………………………...30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………33

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 637.88 Кб (Скачать файл)

Следуя логике такого рассуждения, можно заключить: «Я» существует постольку, поскольку оно является одновременно и субъектом и объектом отношения, самость − это способ отношения к себе; самоотношение конституирует самость.

Однако такое утверждение  сразу же требует оговорки, что  самоотношение личности включено в качестве определенной подструктурной единицы в общую систему отношений человека а с содержательной и функциональной точек зрения самоотношение теснейшим образом связано с особенностями отношения субъекта к внешнепредметному и социальному миру.

В. В. Столин считает, что в самоотношении отражаются организмические, социально-индивидные и личностно-особенные состояния и признаки. Эту точку зрения автор убедительно обосновывает в рамках обоих теоретических построений и экспериментальных разработок. Однако нам представляется, что в них пропущены, вернее недостаточно четко отмечены, существенные содержательные слои системы самоотношения, например, отношения к своим интеллектуальным, эмоционально-волевым качествам [15].

В рамках теории «отношений»  А. Ф. Лазурского – В. Н. Мясищева самоотношение рассматривается как единство содержательных и динамических аспектов личности, мера осознания и качество эмоционально-ценностного принятия себя как инициативного и ответственного начала социальной активности [12].

Как подчеркивает И. С. Кон, характер регуляторного влияния самоотношения определяется широтой и глубиной его включенности в процесс внутриличностной детерминации [8]. Отношение личности к себе оказывает влияние на проявление социальной активности личности, обусловливает ее адекватность и дифференцированность. При этом И. И. Чеснокова подчеркивает, что самоотношение выступает мотивом саморегуляции поведения и актуализируется на всех этапах осуществления поведенческого акта, начиная с его мотивирующих компонентов и заканчивая собственной оценкой достигнутого эффекта поведения, участвует в механизмах регуляции поведения от уровня конкретной ситуации деятельности до уровня реализации идейных замыслов [21].

Ш. Н. Чхартишвили разработал положение о трех структурных измерениях человеческого существа: биологической, психологической и социальной. Отсюда автор, как известно, выводил биогенные, психогенные и социогенные потребности индивида. В приложении к содержательным характеристикам самоотношения эта идея могла бы получить следующую формулировку: в самоотношении отражены характеристики индивида, берущие начало в биологических, психологических и социальных структурах его активности:

•Отношение к тому, как  ко мне относятся другие, чего от меня ожидают и т.п.

•Отношение к себе как  носителю определенных социально-нравственных норм и ценностей.

Система самоотношений полифункциональная. Также в представлении самоотношения следующие функции:

1) Функция «зеркала» (отображения себя). Человек со способом своей жизнедеятельности не только отражается в сознании окружающих, но и это «зеркало» переносится вовнутрь отображая личность как во внешнем, так и во внутреннем плане. Роль этой функции особо наглядна в онтогенетическом развитии человека. Также выделяют «стадию зеркала» в психическом развитии ребенка. Более того, физическое зеркало во многих исследованиях применялось в качестве экспериментального средства изучения генеза самоосознания. Во многих методах группового тренинга взрослых с целью самоотображения и самокоррекции своих поступков применяются различные видеотехнические средства.

2) Функция самовыражения и самореализации. По-видимому, было бы излишним отдельно и детально указывать на ту роль, которую система самоотношения выполняет в активности личности, направленной на самовыражение и самореализацию.

3) Функция сохранения внутренней стабильности и континуальности «Я». Эта функция самоотношения осуществляется по мере и в силу той тенденции к внутренней согласованности и конгруэнтности, которая свойственна когнитивным представлениям о себе, эмоциональным реакциям относительно своих проявлений и действий, адресованных себе.

4) Функция саморегуляции и самоконтроля. Лишь имея сложившиеся представления о себе и определенным образом относясь к себе, личность способна регулировать и контролировать свою деятельность.

5) Функция психологической зашиты. При получении информации, представляющих угрозу сложившимся представлениям о собственным «Я», и при жизненной неудаче или различающихся по степени интенсивности психотравмах защитные механизмы личности могут быть направлены на рационализацию, создание образа «фальшивого я» и т.д.

6) Функция интракоммуникации. Социальная природа личности заключается не только в том, что она включена в процесс Постоянного взаимодействия с социальным миром, но и в том, что для себя самой личность выступает в роли социума, взаимодействуя с самой собой и «разыгрывая» коммуникационные процессы на «сцене» внутренней жизни. Базой для таких интракоммуникационных процессов является система самоотношений. Если принять во внимание идею Э. Берне о трех порциях общающихся сторон, то во внутриличностном общении возможными вариантами занимаемой позиции субъекта относительно самого себя могут быть позиции родителя, взрослого и ребенка [10].

Выделение самоотношения как самостоятельного объекта психологического анализа чаще всего осуществляется путем разграничения в едином процессе самосознания двух аспектов: процесса получения знаний о себе (и самих этих знаний) и процесса самоотношения. Данное разграничение является в определенной степени научной абстракцией, так как разделить знание о себе и отношение к себе в рамках психологической реальности (а не только концептуально) крайне трудно. Ведь всякая попытка человека себя охарактеризовать содержит в той или иной мере оценочный элемент, определяемый общепризнанными нормами, критериями и целями, представлениями об уровне достижений, моральными принципами, правилами поведения и т.д. Отсюда оба этих аспекта составляют целостную Я-концепцию. которая определяется как совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции чаще всего называют образом «Я» или представлением о себе. В обозначении аспекта, связанного с отношением к себе, имеет место гораздо меньшая терминологическая определенность. Это и самооценка, и самоуважение, и самопринятие, и эмоционально-ценностное отношение к себе, и, просто, самоотношение [15].

Таким образом, проведенный  анализ позволяет говорить о существовании  трех разных подходов рассмотрения отношения  человека к себе: понимания самоотношения как аффективного компонента самосознания, как черты личности, как компонента саморегуляции. Их интеграция возможна на основе методологического положения о единстве деятельности, личности и самосознания.

 

1.3 Возрастные закономерности развития идентичности и самоотношения в подростковом возрасте

Подростковый возраст рассматривается как социальное явление, слабо связанное с пубертатом. Отмечается, что некоторые дети начинают вести себя как подростки еще до начала полового созревания. Согласно этому подходу, подростковый возраст является длительным переходным периодом из детства во взрослость.

До подросткового возраста мы смотрим на себя исходя из следующего набора ролей: друг, враг, студент, футболист, гитарист, а также на основе членства в кликах, клубах или в компаниях. В этот период наши более широкие  когнитивные возможности позволяют  нам их проанализировать, выявить  в них элементы несовместимости  и конфликтности и реорганизовать эти роли, постепенно продвигаясь  к своей идентичности. Иногда мы отказываемся от предшествующих ролей; в некоторых случаях мы устанавливаем  новые отношения с родителями, братьями, сестрами и сверстниками. Эриксон видел в задаче формирования идентичности основное препятствие, которое  должны преодолеть подростки для  успешного перехода во взрослость. В идеальном случае они осуществляют этот переход, имея достаточно четкое представление о том, кем они являются, о способах приспособления к общественным отношениям [20].

Формирование идентичности, означающее творческое и независимое  «Я», гармонично соединяющее различные элементы личности является одной из основных задач подросткового возраста [6].

Перед подростком стоит задача объединения всего, что он знает  о себе самом как о сыне/дочери, школьнике, спортсмене, друге. Все это  он должен объединить в единое целое, осмыслить, связать с прошлым  и спроектировать на будущее.

Установившееся к концу  подросткового возраста идентичность включает в себя все значимые идентификации, но в то же время изменяет их с  целью создания единого и причинно-связанного целого.

При удачном протекании кризиса  подросткового возраста у юношей и девушек формируется чувство  внутренней идентичности, при неблагоприятном − спутанная идентичность, сопряженная с мучительными сомнениями относительно себя, своего места в группе, в обществе, с неясностью жизненной перспективы [9].

Спутанная идентичность возникает  тогда, когда окончательное самоопределение оказывается по личным или социальным причинам затруднено. В этом случае молодой человек не синтезирует, а противопоставляет друг другу свои сексуальные, этнические, профессиональные и типологические возможности и часто вынужден окончательно и полностью решать в пользу одной из них.

Спутанность идентичности базируется на предшествующих сильных сомнениях  в своей этнической или сексуальной  идентичности, или ролевой спутанности, соединяющейся с застарелым чувством безнадежности [4].

Подростки должны вновь попытаться разрешить кризисы предшествующих лет, прежде чем у них сформируется устойчивая идентичность. Для этого  они нуждаются в моратории. Кроме  того, мораторий необходим для  интеграции элементов идентичности, сформировавших в более ранних стадиях.

Если первая стадия завещала кризису идентичности потребность  в доверии к себе и к другим, то подросток страстно ищет людей  и идеи, которым бы он мог верить. Это означает что оказавшиеся  в этой роли люди и Деи должны доказать что они заслуживают  доверия. В это же самое время  подросток боится быть обманутым, доверившись  обещаниям окружающих, и выражает это громким и циничным неверием.

Если достижения второй стадии связывались с тем, чего подросток  свободно желает, то подростковый период характеризуется поиском возможностей свободного выбора подростком путей  исполнения своих обязанностей и  своего долга и в то же время  боязнью оказаться насильно вовлеченным  в такую деятельность, где он будет  чувствовать себя объектом насмешек или ощущать неуверенность в  своих силах. Это может вести к парадоксальному поведению, когда вне свободного выбора подросток скорее будет вести себя вызывающе в глазах старших, чем позволит принудить себя к активности, позорной в своих собственных глазах или в глазах сверстников.

Если воображение того, кем подросток мог бы стать  является наследием третьей стадии, то подросток готов доверять сверстникам  или старшим, которые зададут  образные границы его устремлениям. В этом случае подросток страстно протестует против любых ограничений  его представлений о себе и  может настаивать на своей виновности даже вопреки собственным интересам.

Если желание что-то хорошо делать становится наследием четвертой  стадии, то выбор рода занятий приобретает  для подростка большее значение, чем вопрос о зарплате и статусе. По этой причине некоторые подростки  предпочитают временно вовсе не работать, чем быть вынужденными встать на путь перспективной карьеры, обещающей  успех, но не дающей удовлетворения от самой работы [4].

Необходимым условием для  формирования идентичности в подростковом возрасте является общение со сверстниками. Большая часть подростков проводит много времени в компании себе подобных. В процессе формирования идентичности важную роль играют близкие друзья. Чтобы принять свою идентичность, подросток должен почувствовать принятие и одобрение ее другими

На формирование идентичности у подростков значительно влияет то, в каком статусе идентичности они находятся согласно концепции  Дж. Марсиа.

Подростки в статусе предрешенности ощущают минимальную тревогу. Их ценности более авторитарные, чем у подростков в других статусах, они обладают сильными и позитивными привязанностями к значимым другим.

У подростков, достигших  идентичности, чувства к своим  родителям и семье наиболее уравновешенны. Их поиск независимости менее  перегружен эмоциями в сравнении  с подростками, находящимися в статусе  моратория, и не сопровождается изоляцией  и чувством заброшенности, характерными для индивидов с диффузным статусом [7].

В течение психосоциального моратория подросток может путем  свободного ролевого экспериментирования  найти свою нишу в обществе. Мораторий − это отсрочка, предоставленная тому, кто еще не готов принять ответственность и хотел бы дать себе время на подготовку. Данный период характеризуется избирательной снисходительностью со стороны общества и вызывающей беззаботностью со стороны юности и завершается более или менее формальным подтверждением со стороны общества [4].

Статус идентичности может  различаться в зависимости от того, какой именно его аспект рассматривается: подросток может находиться в  состоянии предрешенности относительно полоролевых предпочтений, моратория в отношении выбора профессии или религиозных убеждений и диффузном относительно политической философии [7].

Информация о работе Идентичность как фактор развития самоотношения