Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 00:55, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в изучении влияния идентичности на самоотношение у подростков. Объект исследования – развитие самоотношения у детей подросткового возраста. Предмет исследования – идентичность как фактор развития самоотношения в подростковом возрасте. Гипотеза – уровень идентичности влияет на развитие самоотношения у подростков. В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой в работе поставлены следующие задачи:
1. Изучить сущность феноменов «идентичность» и «самоотношение» в литературе;
2. Провести эмпирическое исследование изучения влияния идентичности на развитие самоотношения у подростков.
3. Определить влияние идентичности на развитие самоотношения у детей подросткового возраста.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ИЗУЧЕНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ САМООТНОШЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ………………….........5
1.1 Понятие идентичности……………......………………………........................5
1.2 Изучение самоотношения в отечественной и зарубежной психологической литературе…………...………………………….……………..8
1.3 Возрастные закономерности развития идентичности и самоотношения в подростковом возрасте…………………………………………………………..11
Выводы ………………...………………………………………………………...15
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ САМООТНОШЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ……….....16
2.1 Эмпирическое исследование идентичности подростков...…………… ….16
2.2 Особенности эмпирического исследования самоотношения в подростковом возрасте………………….……………………………………….20
2.3 Анализ влияния идентичности на самоотношение у подростков………...26
Выводы…………………………………………………………………………...30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………33
Подростковый период характеризуется
качественным сдвигом в развитии
самосознания: у подростка начинает
формироваться позиция
Особая форма подросткового самоотношения – субъективное представление о себе как о человеке, скорее принадлежащем к миру взрослых – чувство взрослости. По определению Д.Б. Эльконина, это «новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность». Это особенность личности, выражающая новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, к людям, к миру [26].
Таким образом, неблагополучным исходом кризиса идентичности является спутанность идентичности, которая может повлечь за собой неспособность к установлению адекватных отношений близости, подменяемым симбиотической зависимостью, либо истерическим отвержением, диффузию временной перспективы и диффузию трудолюбия [5]. Также центральным личностным новообразованием подростков является становление нового уровня самосознания, развитие самоотношения. У подростка возникает представление о себе как уже не ребенке, он начинает чувствовать себя взрослым. На самоотношение подростка оказывают влияние оценки сверстников и значимых для него взрослых.
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Анализ изученной нами литературы позволяет сделать следующие выводы.
Идентичность – чувство тождественности человека самому себе, ощущение целостности, принимаемый им образ себя во всех своих свойствах, качествах и отношениях к окружающему миру.
Изучением занимались такие исследователи, как Э. Эриксон, Л. Б Шнейдер, М. Кун, О. В. Беляева, Дж. Марсиа, Н. В. Антонова, Л. В. Гурылёва, И. Зверева, В. Г. Казанская.
Центральное личностное новообразование подростков – становление нового уровня самосознания, развитие самоотношения. У подростка возникает представление о себе как уже не ребенке, он начинает чувствовать себя взрослым. На самоотношение подростка оказывают влияние оценки сверстников и значимых для него взрослых.
Самоотношение − термин, используемый для обозначения специфики отношения личности к собственному Я. Строение самоотношения может включать: самоуважение, симпатии, самопринятие, любовь к себе, чувство расположения, самооценку, самоуверенность, самоунижение, самообвинение, недовольство собой.
В подростковом возрасте общение со сверстниками приобретает совершенно исключительную значимость. В отношениях исходного возрастного равенства подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений.
Выбранная нами тема актуальна в наше время, так как для подростка нелёгок процесс формирования тождественности, становлении моральных и политических ценностей. Он постоянно сверяет свои возможности с тем, что требуется, с тем, что выходит и как оценивается другими. А это является фундаментом появления у него ощущения ненужности, невостребованности и потерянности.
Исследование идентичности, как фактора развития самоотношения у подростков ещё не было, поэтому это определяет проведенное нами эмпирическое исследование.
ГЛАВА 2
ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ САМООТНОШЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
Исследование проводилось на базе Липской средней школы. Выборку испытуемых составили учащиеся подросткового возраста (13-14 лет) в количестве 30 человек.
2.1 Эмпирическое исследование идентичности подростков
Цель исследования: исследование идентичности как фактора развития самоотношения подростков в возрасте от 13 до 14 лет.
В качестве методики для диагностики индивидуальных особенностей подростков использовалась методика изучения личностной, гендерной и профессиональной идентичности Л. Шнейдер [21].
Для изучения личностной идентичности
используется методика, построенная
на принципах прямого и цепного
ассоциативного теста. Первоначально
испытуемым предъявлялось два слова-
Затем по каждому начальному
слову стимулу «живое» и «
Сначала подсчитывается число совпадений по ключу с самоописаний себя в категориях мертвого. Далее количество слов-реакций описания себя как живого нужно разделить на количество слов-реакций описания себя как мертвого.
Это методика построена на
принципах прямого и
У 13,3 % (4 подростков) был выявлен статус «мораторий», у 13,3 % (4 подростков) – достигнутая позитивная идентичность, у 16,6 % (5 человек) – псевдопозитивная идентичность, диффузная идентичность – 56,6 % (17 человек). Подростки имеют нулевой показатель преждевременной идентичности. Это говорит о том, что подростки имеют тенденцию к социальной зависимости, при этом личностная идентичность не осознается, показатели независимости жизненных выборов низкие. Представим полученные данные в виде диаграммы (рисунок 2.1.1).
Рисунок 2.1.1 – Особенности личностной идентичности подростков
Установлено, что наибольшее количество испытуемых обладает таким статусом личностной идентичности, как диффузная идентичность. Это означает, что у испытуемых не имеется прочных целей, ценностей и убеждений.
Для изучения профессиональной идентичности используется методика, построенная на принципах прямого и цепного ассоциативного теста.
При создании методики первоначально испытуемым предъявлялось два слова-стимула: «профессионал» и «непрофессионал», на которые каждый испытуемый записывал по 10 ассоциативных реакций. Затем уже на эти 10 слов стимулов, вновь предлагалось записать 10 любых слов пришедших в голову. Все ассоциативные реакции (первичные и вторичные) испытуемых сводились воедино. Затем по каждому начальному слову-стимулу проводилась следующая обработка. Группы слов, образующие «гнездо ассоциаций», заменялись одним словом. Слова, встречающиеся по обоим стимулам исключались, явные ассоциации изымались, случайные ассоциации также удалялись из общего набора. В итоге оставлены ключевые ассоциации со словами-стимулами.
Испытуемым предложили прочитать и подчеркнуть среди слов ассоциативного ряда те слова, которые, имеют непосредственное отношение к профессиональной жизни.
Сначала подсчитывается число совпадений по ключу с самоописаниями себя в категориях профессионального, а затем − число самоописаний себя в категориях непрофессионального. Далее количество слов-реакций описания себя как профессионала нужно разделить на количество слов-реакций описания себя как непрофессионала.
У 16,6 % (5 подростков) был выявлен статус «мораторий», у 9,9 % (3 подростков) – достигнутая позитивная идентичность, у 13,3 % (4 подростка) – псевдопозитивная идентичность, диффузная идентичность – 50 % (15 человек), у 9,9 % (3 подростков) − преждевременной идентичности. Представим полученные данные в виде диаграммы (рисунок 2.1.2).
Рисунок 2.1.2 – Особенности профессиональной идентичности подростков
Установлено, что половина подростков, принявших участие в исследовании, характеризуются диффузным статусом профессиональной идентичности. Полученные данные свидетельствуют о том, что они еще не готовы совершить выбор своего профессионального пути, они четко не представляют свое трудовое будущее.
Для изучения гендерной идентичности используется методика, построенная на принципах прямого и цепного ассоциативного теста. Первоначально испытуемым предъявлялось два слова-стимула: «женщина» и «мужчина», на которые каждый испытуемый записывал по 10 ассоциативных реакций. Затем уже на эти 10 слов-стимулов вновь предлагалось записать 10 любых слов, пришедших в голову. Все ассоциативные реакции испытуемых сводились воедино.
Затем по каждому начальному
слову-стимулу «женщина» и «
Испытуемым предложили прочитать и подчеркнуть среди слов ассоциативного ряда те слова, которые, имеют непосредственное отношение к повседневной жизни.
Сначала подсчитывается число совпадений по ключу с самоописаниями себя в категориях женщины или мужчины, а затем − число самоописаний себя в категориях противоположного пола. Далее количество слов-реакций описания себя как женщины / мужчины нужно разделить на количество слов-реакций описания себя как лица противоположного пола.
У 16,6 % (5 подростков) был выявлен статус «мораторий», у 73,2 % (22 подростка) – достигнутая позитивная идентичность, идентичность, диффузная идентичность – 3,3% (1 человек), у 6,6% (2 подростка) − преждевременной идентичности, псевдопозитивной идентичности не наблюдалось. Представим полученные данные в виде диаграммы (рисунок 2.1.3).
Рисунок 2.1.3 –
Особенности гендерной
Нами было установлено, что наибольшее количество испытуемых характеризуются достигнутой позитивной идентичностью. Данный статус свидетельствует о том, что у данной группы подростков имеется представление о мужественности и женственности.
Анализ особенностей идентичности показал, что в этот возрастной период личностная, гендерная и профессиональная идентичность характеризуется недостаточным уровнем развития, что может свидетельствовать о личностной незрелости принявших участие в исследовании.
Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о том, что у подростков из нашей выборки по методикам «МИЛИ» и «МИГИ», достигнуты высокие показатели идентичности, показатели методики «МИПИ» находятся на среднем уровне.
2.2 Особенности
эмпирического исследования
Для исследование самоотношения мы воспользовались тест - опросником для диагностики самоотношения В. В. Столина и С. Р. Пантилеева [Приложение А]. Опросник состоит из 57 пунктов, сформулированных в виде утверждений. Выделяется 12 шкал оценивания:
1. Шкала S (измерение интегрального чувства «за» или «против» собственного «Я» испытуемого);
2. Шкала самоуважения (I);
3. Шкала аутосимпатии (II);
4. Шкала ожидаемого отношения от других (III);
5. Шкала самоинтереса (IV);
6. Шкала самоуверенности (1);
7. Шкала отношения других (2);
8. Шкала самопринятия (3);
9. Щкала саморуководства (4);
10. Шкала самообвинения (5);
11. Шкала самоинтереса (6);
12. Шкала самопонимания (7).
Испытуемым предлагается ответить на 57 утверждений. Если согласны с утверждением, то ставят знак « + », если не согласны, то знак « - ». Подсчет ведется путем суммирования утверждений, с которыми испытуемый согласен, если они входят в фактор с положительным знаком и утверждений, с которыми испытуемый не согласен, если они входят в фактор с отрицательным знаком. Полученный «сырой балл» по каждому фактору переводится по специальной таблице.
При интерпретации результатов показатели менее 50 считают свидетельством невыраженности признака, от 50 до 74 – выраженности признака, а от 74 и больше – показателем яркой выраженности признака.
В шкале S, измеряющей интегральное чувство «за» и «против» собственного «Я» испытуемого получены следующие результаты: не выражен данный признак у 36,7% испытуемых; выражен данный признак у 26,6% подростков; ярко выражен признак у 36,7% испытуемых. Данная шкала позволяет оценить глобальное отношение к себе. Полученные данные свидетельствуют о том, что у 63,3% подростков уже выработали определенную систему отношения к себе.
Анализируя шкалу «Самоуважение», мы получили следующие результаты: признак не выражен у 56,7% мальчиков и девочек; выражен признак у 14,3% подростков; ярко выражен – у 30% испыытуемых. В данной шкале речь идет о том аспекте самоотношения, который эмоционально и содержательно объединяет веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей, контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным, понимание самого себя. Проанализировав результаты исследования, можно говорить о том, что у половины подростков составляющая самоотношения «Самоуважение» сформирована, а у другой половины – еще нет. На наш взгляд, данные можно объяснить неравномерностью психической зрелости подростков. Если у одних процесс эмоционального отношения к себе уже завершен, то у других еще продолжается. Соответственно, эти подростки не могут самостоятельно дать оценку своих возможностей.
Информация о работе Идентичность как фактор развития самоотношения