Идентичность как фактор развития самоотношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 00:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в изучении влияния идентичности на самоотношение у подростков. Объект исследования – развитие самоотношения у детей подросткового возраста. Предмет исследования – идентичность как фактор развития самоотношения в подростковом возрасте. Гипотеза – уровень идентичности влияет на развитие самоотношения у подростков. В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой в работе поставлены следующие задачи:
1. Изучить сущность феноменов «идентичность» и «самоотношение» в литературе;
2. Провести эмпирическое исследование изучения влияния идентичности на развитие самоотношения у подростков.
3. Определить влияние идентичности на развитие самоотношения у детей подросткового возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1 ИЗУЧЕНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ САМООТНОШЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ………………….........5
1.1 Понятие идентичности……………......………………………........................5
1.2 Изучение самоотношения в отечественной и зарубежной психологической литературе…………...………………………….……………..8
1.3 Возрастные закономерности развития идентичности и самоотношения в подростковом возрасте…………………………………………………………..11
Выводы ………………...………………………………………………………...15

ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ САМООТНОШЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ……….....16
2.1 Эмпирическое исследование идентичности подростков...…………… ….16
2.2 Особенности эмпирического исследования самоотношения в подростковом возрасте………………….……………………………………….20
2.3 Анализ влияния идентичности на самоотношение у подростков………...26
Выводы…………………………………………………………………………...30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………33

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 637.88 Кб (Скачать файл)

Подростковый период характеризуется  качественным сдвигом в развитии самосознания: у подростка начинает формироваться позиция взрослого  человека, появление которой означает, что он субъективно уже вступил  в новые отношения с окружающим миром взрослых, с миром их ценностей. Подросток активно присваивает  эти ценности, они составляют новое  содержание его сознания, существуют как цели и мотивы поведения и  деятельности, как требования к себе и другим, как критерии оценок и  самооценки. По мнению Л. С. Выготского, по содержанию самосознание подростка  есть социальное сознание, перенесенное внутрь [3].

Особая форма подросткового  самоотношения – субъективное представление о себе как о человеке, скорее принадлежащем к миру взрослых – чувство взрослости. По определению Д.Б. Эльконина, это «новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность». Это особенность личности, выражающая новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, к людям, к миру [26].

Таким образом, неблагополучным исходом кризиса идентичности является спутанность идентичности, которая может повлечь за собой неспособность к установлению адекватных отношений близости, подменяемым симбиотической зависимостью, либо истерическим отвержением, диффузию временной перспективы и диффузию трудолюбия [5]. Также центральным личностным новообразованием подростков является становление нового уровня самосознания, развитие самоотношения. У подростка возникает представление о себе как уже не ребенке, он начинает чувствовать себя взрослым. На самоотношение подростка оказывают влияние оценки сверстников и значимых для него взрослых.

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

 

Анализ изученной нами литературы позволяет сделать следующие  выводы.

Идентичность – чувство  тождественности человека самому себе, ощущение целостности, принимаемый  им образ себя во всех своих свойствах, качествах и отношениях к окружающему  миру.

Изучением занимались такие исследователи, как Э. Эриксон, Л. Б Шнейдер, М. Кун, О. В. Беляева, Дж. Марсиа, Н. В. Антонова, Л. В. Гурылёва, И. Зверева, В. Г. Казанская.

Центральное личностное новообразование  подростков – становление нового уровня самосознания, развитие самоотношения. У подростка возникает представление о себе как уже не ребенке, он начинает чувствовать себя взрослым. На самоотношение подростка оказывают влияние оценки сверстников и значимых для него взрослых.

Самоотношение − термин, используемый для обозначения специфики отношения личности к собственному Я. Строение самоотношения может включать: самоуважение, симпатии, самопринятие, любовь к себе, чувство расположения, самооценку, самоуверенность, самоунижение, самообвинение, недовольство собой.

В подростковом возрасте общение  со сверстниками приобретает совершенно исключительную значимость. В отношениях исходного возрастного равенства подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений.

Выбранная нами тема актуальна  в наше время, так как для подростка нелёгок процесс формирования тождественности, становлении моральных и политических ценностей. Он постоянно сверяет свои возможности с тем, что требуется, с тем, что выходит и как оценивается другими. А это является фундаментом появления у него ощущения ненужности, невостребованности и потерянности.

Исследование идентичности, как фактора развития самоотношения у подростков ещё не было, поэтому это определяет проведенное нами эмпирическое исследование.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

 ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ САМООТНОШЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ

 

Исследование проводилось  на базе Липской средней школы. Выборку испытуемых составили учащиеся подросткового возраста (13-14 лет) в количестве 30 человек.

 

2.1 Эмпирическое исследование идентичности подростков

 

Цель исследования: исследование идентичности как фактора развития самоотношения подростков в возрасте от 13 до 14 лет.

В качестве методики для  диагностики индивидуальных особенностей подростков использовалась методика изучения личностной, гендерной и профессиональной идентичности Л. Шнейдер [21].

Для изучения личностной идентичности используется методика, построенная  на принципах прямого и цепного  ассоциативного теста. Первоначально  испытуемым предъявлялось два слова-стимула: «живое» и «мертвое», на которые каждый испытуемый записывал по 10 ассоциативных реакций. Затем уже на эти 10 слов-стимулов вновь предлагалось записать 10 любых слов, пришедших в голову. Все ассоциативные реакции испытуемых сводилось воедино.

Затем по каждому начальному слову стимулу «живое» и «мертвое»  проводилась следующая обработка: группы слов, образующие «гнездо ассоциаций», заменялись одним словом. Слова, встречающиеся по обоим стимулам, исключались, явные ассоциации так же удалялись из общего набора. В итоге оставлены ключевые ассоциации со словами-стимулами. Испытуемым даётся следующая инструкция: «Пожалуйста, прочитай и подчеркни среди слов ассоциации, который, на твой взгляд, имеют отношение к тебе и твоей жизни».

Сначала подсчитывается число  совпадений по ключу с самоописаний себя в категориях мертвого. Далее количество слов-реакций описания себя как живого нужно разделить на количество слов-реакций описания себя как мертвого.

Это методика построена на принципах прямого и ассоциативного теста. В результате  которого, определяются типы личностной идентичности: преждевременная идентичность, диффузная идентичность, мораторий, достигнутая позитивная идентичность, псевдопозитивная идентичность.

У 13,3 % (4 подростков) был выявлен  статус «мораторий», у 13,3 % (4 подростков) – достигнутая позитивная идентичность, у 16,6 % (5 человек) – псевдопозитивная идентичность, диффузная идентичность – 56,6 % (17 человек). Подростки имеют нулевой показатель преждевременной идентичности. Это говорит о том, что подростки имеют тенденцию к социальной зависимости, при этом личностная идентичность не осознается, показатели независимости жизненных выборов низкие. Представим полученные данные в виде диаграммы (рисунок 2.1.1).

 

 

Рисунок 2.1.1 –  Особенности личностной идентичности подростков

 

Установлено, что наибольшее количество испытуемых обладает таким  статусом личностной идентичности, как диффузная идентичность. Это означает, что у испытуемых не имеется прочных целей, ценностей и убеждений.

Для изучения профессиональной идентичности используется методика, построенная на принципах прямого  и цепного ассоциативного теста.

При создании методики первоначально  испытуемым предъявлялось два слова-стимула: «профессионал»  и  «непрофессионал», на которые каждый испытуемый записывал по 10 ассоциативных реакций. Затем уже на эти 10 слов стимулов, вновь предлагалось записать 10 любых слов пришедших в голову. Все ассоциативные реакции (первичные и вторичные) испытуемых сводились воедино. Затем по каждому начальному слову-стимулу проводилась следующая обработка.  Группы слов, образующие «гнездо ассоциаций», заменялись одним словом. Слова, встречающиеся по обоим стимулам исключались, явные ассоциации изымались, случайные ассоциации также удалялись из общего набора. В итоге оставлены ключевые ассоциации со словами-стимулами.

Испытуемым предложили прочитать  и подчеркнуть среди слов ассоциативного ряда те слова, которые, имеют непосредственное отношение к профессиональной жизни.

Сначала подсчитывается число  совпадений по ключу с самоописаниями себя в категориях профессионального, а затем − число самоописаний себя в категориях  непрофессионального. Далее количество слов-реакций описания себя как профессионала нужно разделить на количество слов-реакций описания себя как непрофессионала.

У 16,6 % (5 подростков) был выявлен статус «мораторий», у 9,9 % (3 подростков) – достигнутая позитивная идентичность, у 13,3 % (4 подростка) – псевдопозитивная идентичность, диффузная идентичность – 50 % (15 человек), у 9,9 % (3 подростков) − преждевременной идентичности. Представим полученные данные в виде диаграммы (рисунок 2.1.2).

 

Рисунок 2.1.2 –  Особенности профессиональной идентичности подростков

 

Установлено, что половина подростков, принявших участие в исследовании, характеризуются диффузным статусом профессиональной идентичности. Полученные данные свидетельствуют о том, что они еще не готовы совершить выбор своего профессионального пути, они четко не представляют свое трудовое будущее.

Для изучения гендерной идентичности используется методика, построенная  на принципах прямого и цепного  ассоциативного теста. Первоначально испытуемым предъявлялось два слова-стимула: «женщина» и «мужчина», на которые каждый испытуемый записывал по 10 ассоциативных реакций. Затем уже на эти 10 слов-стимулов вновь предлагалось записать 10 любых слов, пришедших в голову. Все ассоциативные реакции испытуемых сводились воедино.

Затем по каждому начальному слову-стимулу «женщина» и «мужчина»  проводилась следующая обработка: группы слов, образующие «гнездо ассоциаций», заменялись одним словом.  Слова, встречающиеся по обоим стимулам, исключались.

Испытуемым предложили прочитать  и подчеркнуть среди слов ассоциативного ряда те слова, которые, имеют непосредственное отношение к повседневной жизни.

Сначала подсчитывается число  совпадений по ключу с самоописаниями себя в категориях женщины или мужчины, а затем − число самоописаний себя в категориях  противоположного пола. Далее количество слов-реакций описания себя как женщины / мужчины нужно разделить на количество слов-реакций описания себя как лица противоположного пола.

У 16,6 % (5 подростков) был выявлен статус «мораторий», у 73,2 % (22 подростка) – достигнутая позитивная идентичность, идентичность, диффузная идентичность – 3,3% (1 человек), у 6,6% (2 подростка) − преждевременной идентичности, псевдопозитивной идентичности не наблюдалось. Представим полученные данные в виде диаграммы (рисунок 2.1.3).

 

Рисунок 2.1.3 –  Особенности гендерной идентичности подростков

 

Нами было установлено, что наибольшее количество испытуемых характеризуются достигнутой позитивной идентичностью. Данный статус свидетельствует о том, что у данной группы подростков имеется представление о мужественности и женственности.

Анализ особенностей идентичности показал, что в этот возрастной период личностная, гендерная и профессиональная идентичность характеризуется недостаточным уровнем развития, что может свидетельствовать о личностной незрелости принявших участие в исследовании.

Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о том, что у  подростков из нашей выборки по методикам «МИЛИ» и «МИГИ», достигнуты высокие показатели идентичности, показатели методики «МИПИ» находятся на среднем уровне.

 

2.2 Особенности  эмпирического исследования самоотношения в подростковом возрасте

Для исследование самоотношения мы воспользовались тест - опросником для диагностики самоотношения В. В. Столина и С. Р. Пантилеева [Приложение А].  Опросник состоит из 57 пунктов, сформулированных в виде утверждений. Выделяется 12 шкал оценивания:

1. Шкала S (измерение интегрального чувства «за» или «против» собственного «Я» испытуемого);

2. Шкала самоуважения (I);

3. Шкала аутосимпатии (II);

4. Шкала ожидаемого отношения от других (III);

5. Шкала самоинтереса (IV);

6. Шкала самоуверенности (1);

7. Шкала отношения других (2);

8. Шкала самопринятия (3);

9. Щкала саморуководства (4);

10. Шкала самообвинения (5);

11. Шкала самоинтереса (6);

12. Шкала самопонимания (7).

Испытуемым предлагается ответить на 57 утверждений. Если согласны с утверждением, то ставят знак « + », если не согласны, то знак « - ». Подсчет ведется путем суммирования утверждений, с которыми испытуемый согласен, если они входят в фактор с положительным знаком и утверждений, с которыми испытуемый не согласен, если они входят в фактор с отрицательным знаком. Полученный «сырой балл» по каждому фактору переводится по специальной таблице.

При интерпретации результатов  показатели менее 50 считают свидетельством невыраженности признака, от 50 до 74 – выраженности признака, а от 74 и больше – показателем яркой выраженности признака.

В шкале S, измеряющей интегральное чувство  «за» и «против» собственного «Я» испытуемого получены следующие  результаты: не выражен данный признак  у 36,7% испытуемых; выражен данный признак у 26,6% подростков; ярко выражен признак у 36,7% испытуемых. Данная шкала позволяет оценить глобальное отношение к себе. Полученные данные свидетельствуют о том, что у 63,3% подростков уже выработали определенную систему отношения к себе.

Анализируя шкалу «Самоуважение», мы получили следующие результаты: признак не выражен у 56,7% мальчиков и девочек; выражен признак у 14,3% подростков; ярко выражен – у 30% испыытуемых. В данной шкале речь идет о том аспекте самоотношения, который эмоционально и содержательно объединяет веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей, контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным, понимание самого себя. Проанализировав результаты исследования, можно говорить о том, что у половины подростков составляющая самоотношения «Самоуважение» сформирована, а у другой половины – еще нет. На наш взгляд, данные можно объяснить неравномерностью психической зрелости подростков. Если у одних процесс эмоционального отношения к себе уже завершен, то у других еще продолжается. Соответственно, эти подростки не могут самостоятельно дать оценку своих возможностей.

Информация о работе Идентичность как фактор развития самоотношения