Идентичность как фактор развития самоотношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 00:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в изучении влияния идентичности на самоотношение у подростков. Объект исследования – развитие самоотношения у детей подросткового возраста. Предмет исследования – идентичность как фактор развития самоотношения в подростковом возрасте. Гипотеза – уровень идентичности влияет на развитие самоотношения у подростков. В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой в работе поставлены следующие задачи:
1. Изучить сущность феноменов «идентичность» и «самоотношение» в литературе;
2. Провести эмпирическое исследование изучения влияния идентичности на развитие самоотношения у подростков.
3. Определить влияние идентичности на развитие самоотношения у детей подросткового возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1 ИЗУЧЕНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ САМООТНОШЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ………………….........5
1.1 Понятие идентичности……………......………………………........................5
1.2 Изучение самоотношения в отечественной и зарубежной психологической литературе…………...………………………….……………..8
1.3 Возрастные закономерности развития идентичности и самоотношения в подростковом возрасте…………………………………………………………..11
Выводы ………………...………………………………………………………...15

ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ САМООТНОШЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ……….....16
2.1 Эмпирическое исследование идентичности подростков...…………… ….16
2.2 Особенности эмпирического исследования самоотношения в подростковом возрасте………………….……………………………………….20
2.3 Анализ влияния идентичности на самоотношение у подростков………...26
Выводы…………………………………………………………………………...30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………33

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 637.88 Кб (Скачать файл)

Далее рассмотрим данные, полученные при анализе шкалы «Аутосимпатия» не выражен признак у 43,4% подростков; выражен признак – у 36,6% испытуемых; ярко выражен признак – у 20% подростков. В ходе исследования установлено, что только у 56,6% испытуемых данная составляющая самоотношения уже сформирована. Причиной этому, на наш взгляд, является тот факт, что у подростков случается частая смена настроения, с чем связана и смена отношения к себе: если у подростка все получается, он дает себе позитивную оценку, если же возникают трудности – учащийся подросткового возраста склонен обвинять во всем себя.

По шкале «Ожидание положительного отношения от других» не выражен признак у 80% испытуемых; выражен признак у 20% мальчиков и девочек; подростков с ярким выражением данного признака не обнаружено. Поскольку данная шкала говорит о том, насколько готов подросток к положительной оценке себя со стороны окружающих, исходя из данных исследования можно утверждать, что испытуемых настроены ожидать негативных оценок. На наш взгляд, данные обусловлены общей неуверенностью подростков, их стремлением считать, что все окружающие думают о них плохо, непрестанно критикуют их действия, внешность, поступки.

По шкале «Самоинтерес» не выражен признак у 66,8% подростков; выражен признак – у 16,6% испытуемых; ярко выражен признак у 16,6% мальчиков и девочек. Данная шкала отражает меру близости к самому себе, в частности интерес к собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой «на равных», уверенность в своей интересности для других. Исходя из полученных данных, можно утверждать, что подростки в большинстве своем не считают себя интересными личностями ни для общения с собой, ни для взаимодействия с окружающими. На наш взгляд, причиной этому является неуверенность подростков в своих силах, знаниях. Многие из них склонны сравнивать себя с окружающими, при этом подобные сравнения всегда оказываются не в пользу подростка, проводящего подобные опыты.

Представим полученные данные в виде диаграммы (рисунок 2.2.1).

 

Рисунок 2.2.1 –  Выраженность признака в структуре  самоотношения подростка

 

Далее рассмотрим результаты по шкалам, направленным на измерение  выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес «Я» испытуемого.

По шкале «Самоуверенность» не выражен признак у 76,6% подростков, выражен признак у 16,7% мальчиков и девочек, ярко выражен признак у 6,7% испытуемых. Поскольку высокие значения в данной соответствуют высокому самомнению, отсутствию внутренней напряженности, а низкие – о неудовлетворенности собой и своими возможностями, можно говорить о том, что большинство подростков, принявших участие в исследовании, неудовлетворенны собой и своими возможностями. На наш взгляд, причиной этому может быть большой разрыв между стремлениями подростков и их реальными возможностями: стремясь быть и считаться взрослыми, в то же время подростки во многом остаются детьми. Из этого и вытекает их неудовлетворенность собой.

По шкале «Отношение других» не выражен признак у 73,4% подростков, выражен признак у 16,6% мальчиков и девочек, ярко выражен признак у 10% испытуемых. Так как данный признак не выражен у подавляющего большинства подростков, можно говорить о том, что учащиеся подросткового возраста не ожидают от окружающих хорошего к себе отношения. Причиной этому является низкий уровень притязаний, неуверенность в себе и своей привлекательности для других.

По шкале «Самопринятие» не выражен признак у 63,4% испытуемых, выражен признак у 26,6% мальчиков и девочек, ярко выражен признак у 10% испытуемых. Полученные данные свидетельствуют о том, что подростки не живут в согласии с собой, не всегда одобряют свои планы и желания, то есть эмоционально и безусловно себя не принимают. Причиной этому, на наш взгляд, может быть неудовлетворенность подростков своей внешностью, своими умениями, знаниями.

По шкале «Саморуководство» не выражен признак у 66,3% испытуемых, выражен признак у 20% подростков, ярко выражен признак у 13,7% мальчиков и девочек. Низкий результат, полученный в данной шкале, свидетельствует о том, что подростки не считают, что их судьба находится в их собственных руках. Не склонны отчетливо переживать собственное «Я». На наш взгляд, причиной этому является зависимость подростков от взрослых, их мнения и руководства своей судьбой с их стороны. Не имея опыта принятия решений, подростки не считают себя готовыми руководить своими действиями и поступками.

По шкале «Самообвинение» не выражен признак у 56,6% подростков, выражен признак у 16,6%, ярко выражен признак у 26,6%. Полученные данные свидетельствуют о том, что около половины подростков склонны поставить себе в виду свои промахи и неудачи, собственные недостатки. На наш взгляд, это объясняется присущей подростковому возрасту черты самообвинения, отмечаемой многими психологами.

По шкале «Самоинтерес» не выражен признак у 43,4% мальчиков и девочек, выражен признак у 30%, ярко выражен признак у 26,6% испытуемых. Поскольку более половины испытуемых испытывают интерес к себе, своему внутреннему миру и своим переживаниям, можно говорить о том, что данная составляющая самоотношения развита у испытуемых лучше других. На наш взгляд, это можно объяснить стремлением подростков разобраться в себе, интересом к своему внутреннему миру, зарождающимися новым стремлениям и желаниям.

По шкале «Самопонимание» не выражен признак у 56,6% испытуемых, выражен признак у 23,4%, ярко выражен признак у 20% подростков, принявших участие в исследовании. Так как половины испытуемых данный признак не выражен, можно говорить о том, что подростки сами далеко не всегда могут разобраться в мире своих собственных чувств и переживаний.  Причиной этому может быть испытываемое подростком внутренне противоречие между ощущением себя взрослым и ребенком.

Представим полученные данные в виде диаграммы (рисунок 2.2.2).

 

Рисунок 2.2.2 –  Измерение выраженности установки  подростков на внутренние действия в  адрес «Я»

 

 Таким образом, в ходе исследования установлено, что в структуре самоотношения подростка наиболее выражены такие признаки, как интегральное чувство «за» и «против» собственного «Я» испытуемых (S), а также «Аутосимпатия» (II), а самые низкие – в шкалах «Самоуверенность» (1) и «Ожидание положительного отношения от других» (III).

Наиболее выражены такие  установки на внутренние действия в  адрес «Я» подростков, как самообвинение, самоинтерес и самопонимание. Менее всего выражены такие установки, как самоуверенность, ожидание других, самопринятие.

Полученные данные исследования позволяют вскрыть динамику самоотношения как вида человеческих отношений, в подростковом возрасте, отразить характер проблемных переживаний на данном возрастном этапе и проследить особенности проявления модальности самоотношения в переживании значимых проблем подростками, что, в свою очередь, может учитываться в деятельности практического психолога по оказанию помощи подросткам, испытывающим проблемную нагруженность в разных жизненных областях.

 

2.3 Изучения влияния идентичности на формирование самоотношения в подростковом возрасте

 

Для того чтобы определить, влияет ли идентичность на формирование самоотношения подростков, проанализируем данные при помощи методов математической статистики.

Будем использовать программу  Statistica 6.0. и используем метод Factor Analysis.

А.А. Халафян в своем учебнике рекомендовал выполнять факторный анализ при помощи программы Statistica 6.0 [25]. При помощи программы выберем переменные, для которых  будет проводиться факторный анализ.

В результате получаем таблицу, которая представлена на рисунке 2.3.1

 

Рисунок 2.3.1

   

Для анализа полученных данных выбираем значения от 0,5 и выше, затем  сравниваем их.

Интерпретируя полученные данные, можно сказать, что уровень открытости находится в обратной зависимости от уровня самоуверенности: чем выше уровень открытости, тем ниже уровень самоуверенности, и чем ниже уровень открытости, тем выше уровень самоуверенности. Также наблюдается взаимное влияние самоинтереса и самопонимания на способность отождествлять себя как личность и осознавать свою половую принадлежность.

Поэтому можно сделать  вывод, что существует влияние идентичности на формирования самоотношения в подростковом возрасте.

Из этого следует, что  наша гипотеза о том, что идентичность влияет на формирование самоотношения у подростков, доказана.

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

 

Анализируя полученные данные можно сделать следующие выводы:

Личностная и профессиональная идентичность половины испытуемых является диффузной. Позитивного статуса личностной, гендерной или профессиональной идентичности достигло лишь небольшое количество испытуемых.

Установлено, что в структуре  самоотношения подростка наиболее выражены такие признаки, как интегральное чувство «за» и «против» собственного «Я» испытуемых, а также «Аутосимпатия», а самые низкие – в шкалах «Самоуверенность» и «Ожидание положительного отношения от других».

Наиболее выражены такие  установки на внутренние действия в  адрес «Я» подростков, как самообвинение, самоинтерес и самопонимание. Менее всего выражены такие установки, как самоуверенность, ожидание других, самопринятие.

Поэтому можно сделать  вывод, что существует влияние идентичности на самоотношение в подростковом возрасте.

Из этого следует, что  наша гипотеза о том, что идентичность влияет на формирование самоотношения у подростков, доказана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключительной части нашей  работы следует подвести итоги и  сделать выводы по рассматриваемой  теме.

Идентичность является предметом  исследования в работах отечественных  и зарубежных ученых Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович Л. С. Выготского, И. С. Кона, А. Н. Леонтьева, М. И. Лисиной, В. С. Мерлина, В. С. Мухиной, Л. Д. Олейника, Л. С. Рубинштейна, Р. Бернса, У. Джеймса, Э. Эриксона и др. Несмотря на многочисленные и многосторонние исследования, эта проблема поистине неисчерпаема.

Отечественными психологами  установлено, что идентичность –  чувство тождественности человека самому себе, ощущение целостности, принимаемый  им образ себя во всех своих свойствах, качествах и отношениях к окружающему  миру.

Так же в данной работе мы попытались изучить самоотношение, его взаимосвязь с идентичностью, и получить эмпирическое подтверждение этого феномена.

В ходе проведенного исследования мы выявили, что дети подросткового  возраста уже отождествляют себя в определенной роли. Они ощущают и осознают уникальность «Я» в его неповторимости личностных качеств. Подростки перечисляют себя к определенному полу и ориентируются на требования соответствующей половой роли.

Исследуемая выборка имеет  разные статусы идентичности: достигнутая  идентичность, мораторий, преждевременная  идентичность, диффузная идентичность, псевдоидентичность.

Поскольку целью нашего исследования было изучение идентичности как фактора развития самоотношения подростков, нами было проведено эмпирическое исследование с помощью следующего методического инструментария: методики изучения  личностной, гендерной и профессиональной идентичности Л. Б. Шнейдер и теста на изучение самоотношения В. В. Столина и С. Р. Пантелеева.

Проведенная обработка данных позволила выяснить следующее. У  подавляющего большинства подростков недостаточный уровень личностной, гендерной и профессиональной идентичности.

При исследовании уровня формирования самоотношения наиболее ярко выражены такие признаки, как интегральное чувство «за» и «против» собственного «Я» испытуемых, а также «Аутосимпатия», а самые низкие – в шкалах «Самоотношение» и «Ожидание положительного отношения от других». Наиболее выражены такие установки на внутренние действия в адрес «Я» подростков, как самообвинение, самоинтерес и самопонимание. Менее всего выражены такие установки, как самоуверенность, ожидание других, самопринятие.

Проведенный нами факторный  анализ позволяет утверждать, что идентичность является фактором развития самоотношения.

Таким образом, можно сделать вывод, что в процессе проведенного исследования подтвердилась гипотеза нашего исследования, а именно, в соответствии с полученными результатами можно сделать вывод о том, что идентичность способствует развитию самоотношения в подростковом возрасте.

Проведенные исследования также  дают материал для дальнейшего, более  глубокого изучения данной темы в  представленном возрасте, а также  и в других возрастах, при условии  дополнительного изучения особенностей соответствующего возраста предполагаемых испытуемых.

Результаты проведенного экспериментального исследования имеют  практическое значение, которое заключается  в возможности использования  полученных данных психологами, педагогами, а также другими специалистами, работающими с подростками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Антонова, Н. В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии/ Н. В. Антонова // Вопросы психологии.− 1996. − № 1.

2. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. − М., Воронеж, 1997. − 252 с.

Информация о работе Идентичность как фактор развития самоотношения