Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 09:32, курсовая работа
Целью данного исследования является исследование реальных гендерных моделей и стереотипов мужского и женского поведения.
Для этого ставятся следующие задачи:
Дать теоретический анализ проблемы стереотипов
1)Проанализировать литературу на предмет представленности в ней данной проблемы
2)Описать самые распространённые гендерные стереотипы
3)Проследить историческое становление гендерных стереотипов
4) Рассмотреть основные теории гендерной социализации ребёнка
5) Изучить влияние основных социальных институтов на процесс гендерной социализации
6) Определить самые важные функции гендерных стереотипов
Введение
1.Теоретические основы изучения гендерных стереотипов мужского и женского поведения
1.1 Определение понятия гендерный стереотип…………………5-8
1.2 Основные виды гендерных стереотипов…………………….8-22.
1.3 Происхождение гендерных стереотипов……………………23-26
1.4 Теории усвоения половой роли………………………………27-34
1.5 Процесс гендерной социализации……………………………………………………...34-49
1.6 Экспериментальная подтверждённость гендерных стереотипов в исследованиях учёных………………………………………..….49-62
1.7 Значение и функции гендерных стереотипов………………62-69
1.8 Выводы……………………………………………………..……..69
2.Исследование стереотипов мужского и женского поведения
2.1 База и методы исследования………………………………………………..……69-71
2.2 Исследование гендерных стереотипов в мужском и женском поведении………………………………………………………….71-72
2.3 Выводы……………………………………………………………72-73
Заключение…………………………………………………………74
Список литературы.
То есть,нормы, отвечающие за оказание помощи, различны для мужской и женской роли. Например, женская гендерная роль предписывает женщине заботиться о личных и эмоциональных потребностях других и помогать им достигать целей («заботливая помощь»). Мужская роль поощряет проявления более «героических» видов помощи, включающих необычные и рискованные действия по спасению, а также «кавалерские» виды помощи: помочь женщине, несущей тяжести, придержать открытую дверь. Женщины предпочитают домашние роли, роль секретарши или няньки, такие, в которых требуется помогать людям добиваться цели. Мужчин, наоборот, чаще можно увидеть на ролях, требующих героической помощи (например, пожарный, полицейский, военный). В дальнейшем Игли и Кроули (Eagly & Crowley, 1986) указали, что такое распределение ролей способствует развитию различающихся навыков, касающихся оказания помощи.
Например,
в серии исследований, проведенных
в метро, требуемое вмешательство заключалось
в том, чтобы поднять на ноги упавшего
мужчину. Неудивительно, что в таких исследованиях
получаются весомые показатели половых
различий, из которых делается вывод, что
мужчины скорее готовы помочь окружающим
(Piliavin & Unger, 1985). Определенные виды
помощи, по словам Игли и Кроули (Eagly &
Crowley, 1986), могут быть в большей или меньшей
степени присущими тому или иному тендеру,
и, как указали Пилявин и Унгер (Piliavin &
Unger, 1985), соответствующий полу вид помощи
воспринимается как имеющий меньшую цену.
Различия
в математических
способностях
По мнению Кенрика (Kenrick, 1988), половые различия в математической производительности не являются следствием отличий в когнитивных способностях. Он придерживался точки зрения, что половые различия в этой области напрямую связаны с половыми различиями, касающимися агрессивности и производного от нее стремления к соревнованию. Более того, Кенрик заявил, что это «гиперактивное влечение к доминированию» существует у мужчин благодаря повышенному уровню гормона тестостерона у них в крови. Хотя есть основания верить тому, что мужчины более подвержены духу соревнования, чем женщины, мы не можем с такой же уверенностью сказать, что природа этого отличия является гормональной, хотя бы потому что мужская гендерная роль, несомненно, предполагает соревнование в гораздо большей мере, чем женская роль. Оказывается, в начальной и средней школе успеваемость мальчиков и девочек по математике практически не различается. Отличия начинают проявляться в институте или университете: девушки начинают заметно отставать от молодых людей в математической сфере. Учёными был выдвинут ряд возможных причин этого явления:
1.
Женщинам недостает
2.
Девочки могут считать
Не менее примечателен и тот факт, что девочки, вопреки неопровержимым доказательствам того, что их математические способности не хуже, чем у мальчиков, реже становятся учеными или инженерами (Kimball, 1989).
3.
Родители и учителя редко
4.
Есть основания полагать, что
жизнь девочек за пределами
школы менее богата опытом
в математической области и
сфере решения задач. Этот
Ложные
представления о гендере:
1. Гендерные различия огромны. Часто употребляемое выражение
"противоположный
пол" является всего лишь
одним из примеров широко
1)
Наше общество постоянно
2) Подчеркивание нашим обществом гендерных особенностей способствует развитию гендерных схем.
3)
Большинство социальных ролей
исполняется главным образом
либо одним, либо другим полом.
2. Гендерные различия вызваны фундаментальными биологическими различиями между полами. Представление о том, что гендерные различия обусловлены фундаментальными биологическими различиями, не вызывает удивления, если учитывать те сигналы, которые мы получаем из окружающей нас культурной среды. Это фактор, дополняемый озабоченностью сексуальными отношениями, которая привлекает наше внимание к анатомическим/биологическим различиям между гендерами, делает биологическую атрибуцию гендерных различий более когнитивно доступной и вероятной. Мы начинаем социализировать наших детей по-разному с раннего возраста в зависимости от их пола, и прививаем мужчинам и женщинам различные ожидания на протяжении всей их жизни.
3. Биологические гендерные различия обусловливают лучшую приспособляемость мужчин и женщин к различным социальным ролям.
Хотя и верно, что гендерные роли могут изначально возникать в силу половых различий в физических возможностях и способности женщин кормить младенцев, эти различия не оправдывают то дифференцированное отношение к мужчинам и женщинам, которое имеет место в современном обществе. Даже если женщины и мужчины различаются биологически в плане своих способностей и склонностей, эти отличия неспособны оправдать те различные роли, которые они исполняют в обществе.
4. Гендеры разделены, но равны между собой. Раздельность гендеров проистекает из: связанного с полом разделения способствуют лучшему приспособлению женщин и мужчин к различной деятельности; различного образа жизни мужчин и женщин, обусловленного гендерными ролями. Гендерное неравенство проявляется в более низкой оплате труда женщин, их более низком статусе, а также непропорциональном распределении домашнего труда и ухода за детьми, даже в том случае , когда работают оба супруга.
5. Традиционные гендерные роли служат цели наиболее полного удовлетворения потребностей общества. Несмотря на напряжение, которое может быть связанно с исполнением множества социальных ролей (работница, жена, мать), женщины, скорее всего, будут продолжат работать вне дома, поскольку они нуждаются в деньгах, социальных контактах и/или чувстве самореализации, которое дает им работа вне дома.
В
заключение можно сказать, что социальная
психология гендера подчеркивает: гендер
– это социальная норма, к которой
мы приспосабливаемся в силу нормативного
давления (желания социального одобрения)
и информационного давления (использования
социальной информации, помогающей нам
определять реальность). Мужчины и женщины
исполняют различные социальные роли,
и, как следствие, мы полагаем, что между
ними имеют место различия, которые оправдывают
эти роли.
Функции
гендерных стереотипов
В процессе познания присутствуют упрощенные образы, схемы суждений - стереотипы. Являясь с одно стороны достаточно эффективным способом категоризации знаний об особенностях большой группы людей (этнических, профессиональных, половых и т.п.) и экономя умственные усилия в процессе познания субъектом отдельных представителей групп, они в тоже время оказываются одной из причин взаимного непонимания.
Стереотипы имеют следующие функции:
1)обобщающая функция, (упорядочивание информации);
2)
аффективная функция (
3)социальная
функция (разграничение «
Положительные
функции гендерных стереотипов
1)
Гендерные стереотипы необходимы для
нормального существования социума и
человека в нём, поскольку они упрощают
процесс познания и понимания происходящего
в мире вокруг человека, а также содействуют
принятию необходимых решений.
2)
Гендерные стереотипы закрепляют информацию
об однородных явлениях, фактах, предметах,
процессах, людях и т.д; они; позволяют
людям обмениваться информацией, понимать
друг друга, участвовать в совместной
деятельности, вырабатывать общие взгляды,
одинаковую ценностную ориентацию, единое
мировоззрение;
3) Они ускоряют возникновение поведенческой реакции на основе, прежде всего, эмоционального принятия или непринятия информации;
4) Стереотип способствует созданию и сохранению положительного "Я-образа", защите групповых ценностей, объяснению социальных отношений, сохранению и трансляции культурно - исторического опыта.
5) В нашей стремительной жизни, в её постоянно увеличивающемся темпе и растущем потоке информации (как достоверной, так и ложной), именно стереотипы помогают человеку не потеряться в вихре меняющихся событий, образа жизни. Индивиду не нужно тратить много времени для принятия правильного решения, выбора поведения; полученные в процессе социализации знания, обеспечивают нормальное функционирование социума и существование человека в нём.
6) Наконец, необходимо подчеркнуть еще одну важнейшую функцию гендерных стереотипов. Гендер принимает участие в упорядочивании картины мира в целом и организации всей системы социальных отношений - не только между мужчинами и женщинами, но и между группами, а также между человечеством и природой.
Отрицательные функции гендерных стереотипов
1) Ограничивающий характер гендерных стереотипов проявляется в том, что они так могут модифицировать мотивационную сферу личности. Это становится препятствием для развития индивидуально типологических особенностей человека и барьером для самореализации.
Информация о работе Изучение гендерных стереотипов мужского и женского поведения