Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 09:32, курсовая работа
Целью данного исследования является исследование реальных гендерных моделей и стереотипов мужского и женского поведения.
Для этого ставятся следующие задачи:
Дать теоретический анализ проблемы стереотипов
1)Проанализировать литературу на предмет представленности в ней данной проблемы
2)Описать самые распространённые гендерные стереотипы
3)Проследить историческое становление гендерных стереотипов
4) Рассмотреть основные теории гендерной социализации ребёнка
5) Изучить влияние основных социальных институтов на процесс гендерной социализации
6) Определить самые важные функции гендерных стереотипов
Введение
1.Теоретические основы изучения гендерных стереотипов мужского и женского поведения
1.1 Определение понятия гендерный стереотип…………………5-8
1.2 Основные виды гендерных стереотипов…………………….8-22.
1.3 Происхождение гендерных стереотипов……………………23-26
1.4 Теории усвоения половой роли………………………………27-34
1.5 Процесс гендерной социализации……………………………………………………...34-49
1.6 Экспериментальная подтверждённость гендерных стереотипов в исследованиях учёных………………………………………..….49-62
1.7 Значение и функции гендерных стереотипов………………62-69
1.8 Выводы……………………………………………………..……..69
2.Исследование стереотипов мужского и женского поведения
2.1 База и методы исследования………………………………………………..……69-71
2.2 Исследование гендерных стереотипов в мужском и женском поведении………………………………………………………….71-72
2.3 Выводы……………………………………………………………72-73
Заключение…………………………………………………………74
Список литературы.
Детский сад
Учёные также отводят большую роль в процессе гендерной социализации пребыванию ребёнка в дошкольных детских учреждениях. Процесс формирования полоролевого воспитания и обучения детей в условиях детского сада, по мнению современных отечественных ученых (М. Арутюнян, И.С. Кон, Л.В. Попова, Н.Л. Пушкарева, З. Хоткина, Л.В. Штылева и др.), заслуживает внимания и конструктивного изучения, так как дошкольный период в жизни ребенка является сензитивным для формирования первичной половой и гендерной идентичности и важная роль в этом процессе принадлежит воспитательницам, как носителям традиций и культуры общества.
По данным российских
Гендерные
представления значимых взрослых обуславливают
их взаимодействие с детьми и стимулируют
развитие определенных личностных черт.
Воспитательницы детских
Сами воспитательницы являются носителями традиций и культуры общества, и присваивают типичные гендерные представления. Воспитательницам дошкольных образовательных учреждений присущи более традиционные гендерные представления в сравнении с учительницами-предметницами (средняя школа), учительницами начальных классов и студентками педагогического колледжа. В современной психологии проводились исследования особенностей общения воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста и его влияния на характер детских отношений, психологическую культуру и положение ребенка в группе сверстников (Т.А. Репина, О.В. Стрелкова); транслирования менталитета в процессе общения воспитателя и ребенка (В.И. Пищик); установок воспитателей к дифференцированному подходу в воспитании мальчиков и девочек (Н.В. Плисенко); роли родителей и других воспитателей в полоролевой идентификации ребенка (В.С. Мухина, К. Флейк-Хобсон, Б.Е. Робинсон, П. Скин, J. Stockard, M.M. Jonson). В работе Т. Фуряевой проведен метаанализ многолетнего опыта работы западных воспитателей по формированию адекватных полоролевых ориентации и образцов поведения у девочек и мальчиков.
Большинство воспитательниц придерживается традиционного мнения, что по личностным характеристикам женщины и мужчины больше отличаются друг от друга, чем схожи. Так, например, воспитатели, исходя из представлений о типичных качествах мужчины и женщины, сами того не осознавая, поощряют проявление именно этих полоспецифичных. черт.
Оказалось,
что воспитательницы
В представлениях воспитательниц относительно процесса воспитания и обучения девочек и мальчиков в дошкольном учреждении присутствует полоролевая асимметрия (асимметрия женских и мужских ролей). Эта асимметрия проявляется в профессиональной деятельности: в поощрении разного поведения у девочек и мальчиков, в поощрении феминных качеств у девочек и маскулинных - у мальчиков; в предпочтении стиля одежды соответствующего полу ребенка; в установке более жестких требований выбора игрушек для мальчиков.
Школа
В период школьного обучения учителя активно продолжают начатую родителями традицию формирования разного типа поведения у мальчиков и девочек, исходя из утвердившихся гендерных стереотипов. Исследования, проведенные в школах разных стран, показали, что мальчикам уделяется больше внимания со стороны педагогов. Учителя в среднем отводят девочкам на 20% времени меньше, чем мальчикам: мальчиков чаще привлекают к демонстрации различных опытов в классе, девочек же обычно сажают писать протокол; в тех случаях, когда не хватает учебных пособий или приборов, их скорее получают мальчики; наконец, учителя ожидают от мальчиков более высоких результатов, особенно там, где требуется абстрактное мышление, и более высоко оценивают их работу (Виноградова Т.В., Семенов В.В., 1993).
Различны реакции учителей и в ситуации нарушения школьниками дисциплины. Известно, что мальчики создают больше проблем с дисциплиной, чем девочки. Даже в нормальной обстановке учителя чаще делают замечания мальчикам. Однако замечено, что мелкие нарушения дисциплины (например, выкрики с места), допускаемые девочками, вызывают активное неприятие учителей, тогда как мальчикам те же действия "сходят с рук " (учителя на такое поведение могут просто не обратить внимания). Мальчиков хвалят чаще, чем девочек. Но различия существуют не только по количественным параметрам, но и по качественным. Мальчиков хвалят за их знания и за правильные ответы, а девочек - за послушание и прилежание. Осуждают же мальчиков из-за неумения себя вести, а девочек - за ошибки в ответах. Так, в одном из американских исследований, проведенном в 4-5-х классах, было выявлено, что 90% всех поощрений со стороны учителей, предназначенных мальчикам (позитивная обратная связь), - это поощрения за успешную интеллектуальную деятельность. Девочки таких поощрений получили меньше 80%. В то время как негативная обратная связь за неудачи в интеллектуальной деятельности составила 30% у мальчиков и 75% у девочек (Golombok S., Fivush R., 1994). Таким образом, количество и качество внимания, уделяемого учителями девочкам, в скрытой форме дает им понять, что они находятся на вторых ролях, что в классе есть более важные люди.
Учителя по-разному объясняют плохие успехи учащихся разного пола: неуспех девочек - отсутствием способностей, неуспех мальчиков - недостатком трудолюбия, усилий. Это отличие имеет большое значение, так как при отсутствии способностей трудолюбие, дополнительные усилия не решат проблему. Следовательно, девочек меньше настраивают на работу, их поощряют принять то, что есть, как должное. Обратное, справедливо для мальчиков - их стимулируют работать больше, чтобы добиться успеха (Попова Л.В., 1996).
Сравнительные психологические исследования показали, что посторонние в большей мере, чем родители, воспринимают детей на основе общепринятых стереотипов полоролевого поведения. Родители знают индивидуальные особенности своего ребенка и принимают их во внимание. Незнакомые же люди, которые не знают ребенка, ожидают, что он должен вести себя "как мальчик" или "как девочка" (Maccoby E.E., Jacklin C.N., 1974).
Наряду с учителями школьные учебники также являются важнейшими источниками влияния на учащихся в ситуации учебной деятельности. В работе Л.В. Поповой (1996) подчеркивается, что и в зарубежных, и в отечественных школьных учебниках достаточно мною проявлений сексизма (ущемления прав личности в зависимости от половой принадлежности): мальчики в них изображаются главными действующими лицами - смелыми, независимыми, способными на риск, девочки - пассивными, второстепенными персонажами, ожидающими помощи и поддержки. Стереотипно-патриархально представлены мужские и женские персонажи в разных сферах деятельности: мужчины и мальчики изображены активными, занятыми работой, увлечениями (инструментальная сфера деятельности), а женщины и девочки - занимающимися покупками и домашними делами (экспрессивная сфера
Скрытый и явный сексизм присутствует и в учебниках для старших классов. Женщины-ученые в учебниках практически не представлены, даже те, которые получили известность и мировое признание (Виноградова Т.В., Семенов В.В., 1993). Это в первую очередь объясняется тем, что в современной культуре глубоко укоренился взгляд на науку как на мужское занятие. Наука создавалась мужчинами, и в ней нашли отражение мужские нормы и мужская система ценностей.
Особые сложности возникают у девочек, которые проявляют интерес и имеют способности к таким дисциплинам, как математика, физика, информатика, т.е. сферам деятельности, считающимися исключительно мужскими. Так как в обществе прочно утвердилось представление, что женщины и точные науки - это несовместимые понятия, девочки, даже успешно прошедшие необходимые курсы по математике, в три раза реже выражают желание работать в этих областях. Мальчики, по сравнению с девочками, в два раза чаще выбирают карьеру ученого (Виноградова Т.В., Семенов В.В., 1993). Может быть, эта ситуация обусловлена объективными причинами, суть которых в том, что женщины по сравнению с мужчинами менее способны к интеллектуальной деятельности? Результаты некоторых исследований 90-х годов, показывают, что это не так. Например, согласно исследованию, проведенному в Женевском университете, "анализ показателей учебы в университете и до поступления в него позволяет сделать следующий вывод: нет никаких свидетельств того, что женщины менее одарены, чем мужчины. Наоборот, если и выявляются какие-либо отличия, то они, как правило, в пользу девушек" (Коенен-Хютер Ж., 1991. С. 67).
В подростковом возрасте одаренные девочки оказываются перед дилеммой: идти путем дальнейшего развития своих способностей или отдать предпочтение потребности быть принятой ближайшим социальным окружением и не противоречить общепринятым нормам и стандартам поведения. Из-за большей чувствительности к ожиданиям окружающих одаренные девочки рано понимают, каковы приоритеты для женщины в представлениях современного общества.
Обобщая
приведенные данные, можно отметить,
что гендерная социализация девочек
в школьные годы способствует формированию
у них определенных внутренних состояний-барьеров,
затрудняющих личностную и профессиональную
самореализацию, К ним можно отнести: боязнь
неудачи, боязнь утраты женственности,
недостаток настойчивости в достижении
цели, боязнь общественного отвержения.
Средства
массовой информации
Дети в значительной мере усваивают роли и правила поведения в обществе из телевизионных передач, газет и других средств массовой информации. Символическое содержание, представленное в средствах массовой информации, оказывает глубокое воздействие на процесс социализации, способствуя формированию определенных ценностей и образцов поведения. Некоторые исследователи считают, что воздействие телевидения в качестве агента социализации почти так же велико, как влияние родителей. Дети в возрасте от 2-х до 11 лет проводят у телевизора в среднем около 27,6 часа в неделю. Средний выпускник школы уже успел потратить около 15 тысяч часов на просмотр телепередач (помимо всего прочего, сюда входят около 350 тысяч рекламных объявлений) (Смелзер Н., 1994).
Женские и мужские образы, представляемые в телевизионных программах, в большинстве случаев сильно стереотипизированы. Мужчины выглядят предприимчивыми, активными, деловыми, женщины, прежде всего очень привлекательны, зависимы, заботливы. Особенно это касается образов мужчин и женщин, представляемых в рекламных роликах.
Большинство видеоисторий, в которых сформулированы образы "настоящего мужчины" и "настоящей женщины", можно разделить на два типа. К первому относятся истории романтические, в которых у мужчины и женщины отношения либо намечаются, либо только начались. Ко второму типу относятся истории семейные - в них мужчина и женщина уже сделали свой выбор, живут семьей и обычно имеют дом и детей (Юрчак А., 1997).
В романтических историях мужчина - всегда профессионал, занятый на протяжении видеоролика напряженным делом, обычно напоминающим борьбу (например, в спорте или бизнесе). Мужчина побеждает в этой борьбе один на один, исключительно благодаря своим личным знаниям, уму, ловкости и смелости. Женщина не только не принимает в ней участии, но и попросту отсутствует в тех местах, где эта борьба происходит, Женщина появляется как неизменный дополнительный приз мужчине за его победу "над стихией". Действия настоящего мужчины, согласно романтическим видеоисториям, направлены на людей и объекты вокруг него. В отличие от мужчины действия женщины направлены только на нее саму: она занята самоукрашением, саморазглядыванием, самопоказом. Она моет волосы, увлажняет кожу, подкрашивает губы и т.д. Ее единственной целью является быть замеченной, причем не только мужчиной, всеми другими окружающими людьми. В своих действиях женщина ориентируется на этот внешний взгляд, играя роль объекта созерцания.
Во
втором типе видеоисторий - в историях
семейных - мужчина и женщина живут
вместе. Им больше не надо завоевывать
друг друга, и они могут полностью
сконцентрироваться на своей основной
деятельности. Как и в историях первого
типа, мужчина опять добивается успеха
в каком-то деле, требующем особых профессиональных
знаний и бойцовских качеств. Этим делом
мужчина занимается за пределами семьи.
Эта первая часть образа настоящего семейного
мужчины дополняется образом мужчины,
действующего внутри совместного семейного
пространства, там, где его ждет жена. Здесь
он пользуется ее трудом и при случае поощряет
ее. Например, в рекламном ролике, посвященном
порошку Tied, жена, выстирав пропахшую рыбой
рубашку мужа, получает от него (говорящего
и от имени сына) похвалу: "Твоя мама
просто волшебница!" Настоящий мужчина
выступает в роли понимающего наблюдателя-контролера,
готового не только инструктировать, но
и поощрять. Деятельность "настоящей
женщины" ограничивается совместным
семейным пространством. Она вовремя лечит
детей "правильными" таблетками,
стирает белье "правильными" порошками,
готовит вкусные салаты и супы и ждет мужа,
с нетерпением выглядывая в окно. В отличие
от романтических историй теперь ее деятельность
направлена не на саму себя (ведь партнера
она уже добилась), а на поддержание порядка
в доме и создание семейного уюта. Соответственно
следящий за ней взгляд оценивает не ее
внешний вид, а результаты ее деятельности
в семейном пространстве. Такое смещение
акцентов не изменяет главного: женщина
опять ощущает на себе внешний наблюдающий
взгляд и действует в соответствии с его
ожиданиями. В обществе потребления, где
образы не только отражают, но и формируют
общество, образ часто выглядит лучше
своего референта, вследствие чего референт
постоянно находится под давлением «дотягивать»
до заданного идеала.
То есть первое значение рекламы состоит
в предложении товаров и услуг, а второе
– состоит в том, что реклама формирует
представление об обществе и взаимоотношениях
в нём, то есть о существующих социальных,
гендерных или полоролевых стереотипах.
Именно ее второе значение отсылает зрителя
к другим смысловым кодам, не явным, не
очевидным, но имеющим первостепенное
значение иерархиям. В первичном контексте
речь может идти, например, о том, насколько
чисто стирает тот или иной порошок,
как прекрасно работает новая кухонная
техника, как компьютер помогает принимать
правильные решения, какой незабываемый
запах у этих духов и т.д. А вторичный контекст
рекламы информирует о том, кто стирает
(должен стирать) порошком, кто готовит
(должен готовить) пищу, кто принимает
(должен принимать) решения с помощью
компьютера и кому следует быть сексуально
привлекательным, чтобы преуспеть в жизни.
Аналогичные типы женских образов характерны
для российских рекламных роликов - на
это указывает социолог И.Н. Тартаковская.
Образ женщины в отечественной рекламе
чаще всего предстает в двух вариантах:
либо как прилежная домохозяйка, либо
как сексуально-эстетический объект, который
в силу приобретения кокон-то вещи становится
еще неотразимей. "Если она и предстает
в роли эксперта, то чаще всего эксперта
в области косметики - в лучшем случае,
это лекарства или корм для собак и кошек.
В основном же женщина предстает в рекламе
как предмет потребления, не очень в этом
смысле отличный от того, что она конкретно
рекламирует" (Тартаковская И.Н., 1997.
С. 72).
Информация о работе Изучение гендерных стереотипов мужского и женского поведения