Изучение гендерных стереотипов мужского и женского поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 09:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является исследование реальных гендерных моделей и стереотипов мужского и женского поведения.
Для этого ставятся следующие задачи:
Дать теоретический анализ проблемы стереотипов
1)Проанализировать литературу на предмет представленности в ней данной проблемы
2)Описать самые распространённые гендерные стереотипы
3)Проследить историческое становление гендерных стереотипов
4) Рассмотреть основные теории гендерной социализации ребёнка
5) Изучить влияние основных социальных институтов на процесс гендерной социализации
6) Определить самые важные функции гендерных стереотипов

Содержание

Введение
1.Теоретические основы изучения гендерных стереотипов мужского и женского поведения
1.1 Определение понятия гендерный стереотип…………………5-8
1.2 Основные виды гендерных стереотипов…………………….8-22.
1.3 Происхождение гендерных стереотипов……………………23-26
1.4 Теории усвоения половой роли………………………………27-34
1.5 Процесс гендерной социализации……………………………………………………...34-49
1.6 Экспериментальная подтверждённость гендерных стереотипов в исследованиях учёных………………………………………..….49-62
1.7 Значение и функции гендерных стереотипов………………62-69
1.8 Выводы……………………………………………………..……..69
2.Исследование стереотипов мужского и женского поведения
2.1 База и методы исследования………………………………………………..……69-71
2.2 Исследование гендерных стереотипов в мужском и женском поведении………………………………………………………….71-72
2.3 Выводы……………………………………………………………72-73
Заключение…………………………………………………………74
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая чистовик.doc

— 514.50 Кб (Скачать файл)

     Главные недостатки этой теории заключаются  в том, что основные выводы делаются на основе исследований в лабораторных условиях, а не ситуаций реальной жизнедеятельности. Сторонники подобного подхода ограничиваются исследованием актов поведения, которые можно систематически подкреплять.  

     Противоречия  в теории социального  научения:

     - например, неясно, как будет формироваться  типичное для пола ребенка  поведение, если подкрепления  родителей будут противоположны  друг другу;

     - не вполне убедительно звучит  утверждение, что характер игрушек,  которые покупают ребенку родители, формирует его типичные полоролевые  представления (ведь родители  могут покупать определенные  игрушки и потому, что сам ребенок  их об этом просит, а это  может быть и влияние общества сверстников);

     - кроме того, не только родители  подкрепляют то или иное поведение  детей, но и дети - родителей  (например, возможно, девочки некоторыми  своими качествами и реакциями  вызывают более деликатное обращение  родителей с ними, чем с мальчиками). 

         Теория  когнитивного развития 

     Согласно  этой теории, представление ребенка о половых ролях не является пассивным продуктом социального упражнения, а возникает в результате активного структурирования ребенком собственного опыта. Положительные и отрицательные подкрепления, идущие от взрослого, и идентификация с ним действительно играют определенную роль в половой социализации ребенка, но главное в ней - это познавательная информация, которую ребенок получает от взрослого, а также понимание им своей половой принадлежности и того, что это свойство необратимо.

     На  начальных этапах полоролевого развития сторонниками такой концептуализации выделяются три процесса:

     - ребенок узнает, что существуют  два пола;

     - ребенок включает себя в одну  из двух категорий;

     - на основе самоопределения ребенок  руководит своим поведением, выбирая  и предпочитая те или иные  формы.

     По  мнению известного американского психолога-когнитивиста Л. Колберга. подкрепления и идентификация  начинают оказывать существенное влияние на формирование психического пола только после того, когда половая типизация уже произошла (Репина Т.А., 1987). Представители теории когнитивного развития считают, что полоролевые стереотипы оказывают большое влияние на процесс усвоения гендерной роли. Полоролевые стереотипы функционируют как схемы, посредством которых организуется и структурируется соответствующая информация. Благодаря способности детей группировать и перерабатывать информацию, и осуществляется половая типизация. Таким образом, полоролевая стереотипизация рассматривается как позитивный процесс, способствующий обретению половой идентичности. Итак, основными организующими факторами приобретения половой роли в рамках теории когнитивного развития являются когнитивные структуры сознания ребенка. В качестве мотивационного компонента процесса полового самоопределения ребенка выделяется потребность сохранить устойчивый и позитивный Я-образ и адаптироваться к окружающей действительности. Вместе с тем эта теория является теорией стадиального развития, происходящего в процессе спонтанного когнитивного созревания ребенка, в котором воспитанию, социальным факторам уделяется самая незначительная роль. Теория не считается с культурными различиями и их изменениями, не берет в расчет современные тенденции все большего сближения половых социальных ролей. Ограниченностью теории является и то, что она не касается полоролевого повеления, а лишь объясняет возникновение половой идентичности.

     Все эти три вышеописанные концепции  усвоения половой роли не противоречат друг другу – просто они направлены на разные аспекты половой социализации.

     Психоаналитическая  теория акцентирует внимание на значимости опыта раннего детства для последующего полоролевого поведения индивида, обращает особое внимание на идентификацию ребенка с родителем своего пола.

     Теория  социального научения подчеркивает влияние микросреды и социальных норм на внешнее полоролевое поведение, делает акцент на типичном для пола поведении.

     Теория  когнитивного развития описывает процесс усвоения половой идентичности и половой роли с точки зрения ребенка, в ней подчеркивается активный и творческий характер мышления ребенка.

     Вместе  с тем отдельные положения  переходят из одной теории в другую.  

         Новая психология пола 

     Эта теория сформировалась на Западе в 70-е  годы. Ее представители считают, что основное значение в формировании психическою пола и половой роли имеют социальные ожидания общества.

     Дж. Стоккард и М. Джонсон, опираясь на основные положения теории новой психологии пола, выдвинули утверждение о  том, что пол биологический (хромосомный и гормональный), т.е. пол врожденный, может лишь помочь определить потенциальное поведение человека, а главное - это пол психологический, социальный, который усваивается прижизненно и на формирование которою оказывают большое влияние классовые, этические, расовые вариации половых ролей и соответствующие им социальные ожидания.

     Б. Маккоби и К. Джеклин, проанализировав 1600 исследований, посвященных изучению психологических половых различий, пришли к выводу, что, по существу, нет фундаментальных врожденных различий в психологических особенностях мужчин и женщин во многих областях, где раньше эти различия признавались (например, активность, соревновательность, способность к творческой деятельности как черты, присущие мужчинам, и пассивность, эмоциональность, зависимость как черты, в большей мере присущие женщинам). Те крайне малочисленные различия, которые имеются у маленьких детей, явно недостаточны, чтобы обосновать традиционное неравенство половых социальных ролей, существующее в обществе

     Отвечая на вопрос, являются ли различия в поведении мужчин и женшин биологически обусловленными, Дж. Мани сделал вывод, что "неопровержимы лишь такие половые различия, как менструации, беременность и лактация женщин, а также способность мужчин к оплодотворению" (Теория и история феминизма, 1996. С. 147).

     С. Бем предложила концепцию психологической  андрогинии, которая внесла существенные коррективы в представления о маскулинности и фемининности. Андрогиния - понятие, обозначающее людей, успешно сочетающих в себе как традиционно мужские, так и традиционно женские психологические качества. Эго позволяет людям менее жестко придерживаться полоролевых норм, свободнее переходить от традиционно женских занятий к мужским.

     Маскулинность/фемининность - нормативные представления о соматических, психологических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин. Обыденное сознание склонно абсолютизировать психофизиологические и социальные различия полов, отождествляя маскулинность с активно-творческим, а фемининность - с пассивно-репродуктивным началом.

     Долгое  время маскулинные и фемининные черты считались строго дихотимическими, взаимоисключающими, а всякое отступление  от норматива воспринималось как  патология или шаг в направлении  к ней (ученая женщина - "синий чулок", домохозяйка - интеллектуально слаборазвитая женщина). Такие представления о маскулинности и фемининности полярно противопоставляют мужчин и женщин: мужчины доминантны, независимы, компетентны, самоуверенны, агрессивны и склонны рассуждать логически; женщины покорны, зависимы, эмоциональны, конформны, и нежны. Существенной чертой этой модели является ее иерархичность: альтернативные функции дополняют друг друга "по вертикали", так что женщине отводится подчиненная роль.

     По  мере того, как распределение труда по признаку пола в качестве главного принципа организации общества утрачивало свою жесткость, строгий нормативизм уступил место идее континиуума маскулинно-фемининных свойств. Предполагалось, что мужчина может быть сильным и энергичным, не будучи ролей при этом непременно грубым и агрессивным, а женская нежность не обязательно пассивна (Каган В.Е., 1991).

     В 1974г. Сандра Бем в рамках концепции андрогинии предложила тест маскулинности-фемининности, который разделял женщин и мужчин на четыре группы.

     К первой группе относятся маскулинные индивиды с выраженными традиционно мужскими качествами, такими, как честолюбие, решительность и др. Ко второй группе относятся фемининные индивиды с выраженными традиционно женскими качествами, такими, как мягкость, эмоциональность и др. Третью группу составляют андрогины - люди, сочетающие в себе как традиционно женские, так и мужские черты. Четвертая группа представлена людьми, не обладающими выраженными ни маскулинными, ни фемининными чертами.

     Какая же полоролевая ориентация, измеренная соотношением М и Ф, обеспечивает личности максимальное психологическое благополучие? Дифференциальная психология имеет на этот счет три точки зрения. Первая, традиционная, модель полагает, что наиболее благополучными будут те, полоролевые ориентации которых максимально соответствуют их половой принадлежности, т.е., маскулинные мужчины и фемининные женщины. Вторая модель считает оптимальной андрогинию, те. высокие степени проявления как М, так и Ф для обоих полов, а третья - что самый благоприятный фактор для обоих полов - высокая маскулинность.

     Экспериментальная проверка этих гипотез в 32 отдельных  исследованиях показала, что наиболее благополучными (в смысле общей психологической  адаптированности) являются индивиды обоего пола с высокой степенью маскулинности. Существенное, хотя несколько меньшее подтверждение получила андрогинная модель, зато совсем не оправдалась теория "соответствия" (Кон И. С., 1988). Андрогиния является важной психологической характеристикой человека, определяющей его способность менять свое поведение в зависимости от ситуации, она помогает формированию устойчивости к стрессам, способствует достижению успехов в различных сферах жизнедеятельности.

     Таким образом, мы рассмотрели четыре наиболее распространенные теории усвоения половой роли: психоаналитическая концепция, теория социального научения, теория когнитивного развития и новая психология пола. Новую психологию пола можно охарактеризовать в целом как прогрессивную концепцию, которая обоснованно критикует позицию биодетерминизма в усвоении половой роли и объяснении социальных различий между мужчинами и женщинами

     Итак, психологическими механизмами половой  социализации являются: процесс идентификации (психоаналитическая теория), социальные подкрепления (теория социального научения), осознание половой социальной роли (теория когнитивного развития) и социальные ожидания (новая психология пола). В отдельности каждый их этих механизмов вряд ли может объяснить полоролевую социализацию. 
 
 

ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ

     В общем смысле термин социализация обозначает усвоение и принятие индивидом существующих в обществе социокультурных норм и правил поведения. Гендерная социализация обозначает процесс усвоения норм и  образцов "мужественности" и "женственности". Процесс социализации включает, во-первых, освоение принятых моделей мужского и женского поведения, отношений, норм, ценностей и гендерных стереотипов; и, во-вторых, воздействие самого общества и социальной среды на процесс усвоения норм, включающее контроль и санкции в отношении индивида. Усваиваются, прежде всего, общезначимые, коллективные нормы и правила, которые становятся частью сознания личности. Усвоение норм в процессе социализации идет по двум направлениям – адаптации и подражания (внешнее приспособление) и интериоризации (глубокое внутреннее принятие норм). Гавными агентами социализации являются семья, детские воспитательные и образовательные учреждения (детский сад, школа, ВУЗ), СМИ, религиозные учреждения. Свою роль в процессе социализации играют литература, группы сверстников, коллеги и проч. Сущность гендерной социализации в патриархатном обществе заключается в формировании мужественности и женственности, основанных на принципе бинарной оппозиции мужчин и женщин. С момента своего рождения человек становится объектом воздействия гендерной системы – в традиционных обществах совершаются разные символические родильные обряды в зависимости от того, какого пола родился ребенок; цвет одежды, колясок, набор игрушек новорожденного также во многих обществах зависит от его пола.

     Полоролевые стереотипы оказывают сильное влияние на процесс социализации детей, во многом определяя его направленность.

     Внимание  отечественных ученых (Д.В. Колесов, 1986; Я.Л. Коломинский, 1984; И.С. Кон, 1981; А.Г. Хрипкова, 1976; Т.И. Юферова, 1982 и др.) к проблеме полоролевой социализации девочек и мальчиков было обращено в конце прошлого столетия. До этого времени отечественная психология, по замечанию И.С. Кона, была «бесполой»: изучалось психическое развитие ребенка, личности без учета половой принадлежности.

     Гендерная социализация ребенка непосредственно  связана с окружающими ребенка  взрослыми. Исходя из своих представлений  о качествах, характерных и желательных  для мужчин и женщин, родители, воспитатели  стимулируют детей к проявлению именно этих полоролевых черт. Образцы полоспецифического поведения, полоролевые ориентации и ожидания задаются в семье, в общении со сверстниками, в характере игрового материала, в содержании детской литературы, в средствах массовой информации, воспитательницами в группе детского сада.

     Таким образом, существует огромное количество факторов, которые влияют на гендерно-ролевую социализацию человека, начиная уже с самого рождения  и на протяжении всей жизни.

     В рамках социокультурной парадигмы  широкое распространение получила теория структурного функционализма Т. Парсонса. Суть его теории в том, что половые роли усваиваются в процессе социализации. Институты социализации (семья, сверстники, школа, средства массовой информации и пр.) формируют личность, которая воспринимает и использует культурные нормы и ценности, в том числе и в отношении того, что называется «женским» и «мужским».

     Исследования  показывают, что образцы полодифференцированного  поведения, полоролевые ориентации и ожидания задаются институтами  социализации: родителями (В.В. Абраменкова; Ю.Е. Алешина, А.С. Волович; Т.А. Араканцева, О.В. Заводилкина; Дж. Арчер; Т. Гурко, П. Босс; И.С. Кон; Л.В. Попова; A. Bandura, R.H. Walters; H. Biller; B. Clark); братьями и сестрами (Я.Л. Коломинский, М.Х. Мелтсас; И.С. Кон; Т.А. Репина); сверстниками (В.В. Абраменкова; И.С. Кон; Е.А. Кудрявцева, Н.К. Ледовских; J.D. Campbell; S. Golberg; M. Lewis); школой (А.С. Волович, Н.А. Орешкина, Л.В. Попова); средствами массовой информации (И. Грошев; Н.А. Орешкина; Л.В. Попова; Н. Пушкарева; И.Н. Тартаковская; А. Юрчак; A. Bandura; Crabb & Bielawski; Kimball, Ruble et al.). То есть, наиболее распространенные гендерные стереотипы усваиваются в детстве благодаря основным институтам социализации, в качестве которых выступают:

Информация о работе Изучение гендерных стереотипов мужского и женского поведения