Индивидуальное психологическое консультирование – основание и порядок проведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 13:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в определении основания и порядка проведения индивидуального консультирования
Задачи исследования:
1. Определить цели и задачи психологического консультирования.
2. Определить мотивы обращения военнослужащих за психологической консультацией;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3-6
Глава 1Сущность психологического консультирования………………………7-13
1.1 Динамика психологического консультирования………………………….13-20
1.2 Технология взаимодействия психолог-консультант - клиент……………20-22
1.3 Особенности консультации клиента в состоянии кризиса……………….23-24
Глава 2 Особенности проведения первичной консультации.
2.1 Теоретические принципы первичной консультации ……….……………25-27
2.2 Начало консультации ………………………………………………………28-30
2.3 Середина консультации…………………………………………………….30-32
2.4 Конец консультации ……………………………………………………….32-35
Глава 3 Причины обращения военнослужащих к психологу………………..36-42
Заключение…………………………………………………………….……………43
Список использованных источников……………………………………………...44

Вложенные файлы: 1 файл

Кундро.doc

— 220.50 Кб (Скачать файл)

ПОГРАНИЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ  «ИНСТИТУТ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»

 

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА

 

на тему:

 

«Индивидуальное психологическое  консультирование – основание и  порядок проведения »

 

Слушатель группы П-629

специальность «Повышение квалификации должностных лиц психологических  служб территориальных ОПС»

лейтенант                                                                                Е.А.Кундро

 

Руководитель:

Начальник психологической  службы в/ч 2034

майор                                                                                      А.А.Демиденко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………………3-6

Глава 1Сущность психологического консультирования………………………7-13

1.1 Динамика психологического консультирования………………………….13-20

1.2 Технология взаимодействия  психолог-консультант - клиент……………20-22

1.3 Особенности консультации  клиента в состоянии кризиса……………….23-24

Глава 2 Особенности проведения первичной консультации.

2.1 Теоретические принципы первичной консультации ……….……………25-27

2.2 Начало консультации ………………………………………………………28-30

2.3 Середина консультации…………………………………………………….30-32

2.4 Конец консультации ……………………………………………………….32-35

Глава 3 Причины обращения военнослужащих к психологу………………..36-42

Заключение…………………………………………………………….……………43

Список использованных источников……………………………………………...44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Повсеместное использование  знаний и выводов психологии в  жизнедеятельности пограничной  службы естественно приводит к развитию тех ее областей, которые традиционно обозначались как методы психологического воздействия. Среди них одно из важнейших мест несомненно принадлежит психологическому консультированию. Трудно дать четкое определение этому виду деятельности психолога-практика или однозначно указать возможности его применения, так как практически в любой сфере деятельности, в которой используются психологические знания, в той или иной мере применяется консультирование. Это может быть детское и возрастное консультирование, семейное консультирование, профконсультирование и т.п.

Психологическое консультирование как область психологической  практики выделилось из психотерапии. Оно возникло в ответ на потребности  людей, не имеющих клинических нарушений, однако ищущих психологическую помощь. Поэтому в психологическом консультировании психолог сталкивается, прежде всего, с людьми, испытывающими трудности в повседневной жизни.

В отечественной военной  психологии одним из первых сообщений  о такой форме оказания психологической  помощи является статья Шумкова Г.Е. "Душевное состояние воинов после боев" (1914). В ней он так описывает состояние капитана В. и причины его обращения за помощью: "...после Ляонского боя, проведя в течение недели дни и ночи в тревоге о ожидании смерти, я разнервничался. К концу недели спать крепко не мог: все бредил и вскакивал с постели. Мне казалось во сне, что идут бои. А утром вставал с тяжелой головой весь расшатанный и усталый" А вот как он раскрывает процесс оказания помощи: "...когда я обратился к врачу (это был врач-психиатр дивизионного госпиталя Шумков Г.Е.), он добряк начал расспрашивать меня, я ни с того ни с сего расплакался. И тут я почувствовал: скажи он мне грубо, я сразу бы остановился. Но эта легкость и усталость обезоружили меня и я плакал и плакал".

На этом примере можно  говорить и об эмпатии во время  консультации и характере некоторых  проблем наших "военных клиентов". В последующем некоторые аспекты  психологического консультирования военнослужащих  рассматривались  Абдурахмановым  Р.А. (1994), Захариком С.В. (1993), Поповым В.Е. (1992). В основном это касалось психологической помощи военнослужащим-участникам боевых действий, имеющим посттравматические стрессовые расстройства, полученные в результате этих боевых действий. Но данный вид проблем, хотя и является присущим почти исключительно военнослужащим, не является единственным. Практика психологического консультирования, проводимого с военнослужащими, позволяет выявить и другие проблемы, которые беспокоят военнослужащих и соответственно являются предметом обсуждения в ходе психологического консультирования.

Военнослужащих, а именно их мы рассматриваем в качестве объекта психологического воздействия военного психолога в опс, мы, исходя из своих гуманистических позиций, рассматриваем в качестве клиента, а не пациента, больного, подчиненного, младшего по должности или званию, т.е. человека стоящего на равных позициях с психологом, так как часто в ситуации консультирования он - Человек, у которого его функциональное, должностное отступило на задний план и мы видим его как человека переживающего, нуждающегося, личность которого сформировалась еще до военной службы.

 А воинская деятельность  военнослужащих, успешная или неуспешная, является проявлением его личностных  черт, трудностей, отношения к миру и окружающим, т.е. всего, что возникло, с точки зрения Э. Берна, в его детском возрасте, когда наиболее актуальным и важным для него были отношения с родителями, а социальное окружение ограничивалось рамками семьи, близких и друзей.

Консультирование - широко распространенный сегодня и один из основных инструментов в области интеллектуальных технологий. Консультативная практика применяется в любой сфере, где используются психологические знания: в организациях и управлении, в медицине и психотерапии, в педагогике и образовании, в кадровой и менеджерской работе. В настоящее время в каждой из этих областей накоплен значительный потенциал знаний и опыт практического использования различных техник консультирования, который может быть полезен для специалистов других сфер практики.

В течение нескольких десятков лет обращение за психологической  помощью к практикующему психологу  было весьма сложной, а часто и  невозможной процедурой, прежде всего  ввиду отсутствия услуги как таковой, а также множеством мифов, существующих в нашей культуре.

Вот некоторые из них:

  • "Грош мне цена, если я не справляюсь со всем сам (сама)";
  • "Все необходимо выстрадать самому";
  • "Пока гром не грянет - мужик не перекрестится";
  • "Каждый у нас - сам себе психолог"

и другие.

В настоящее  время ситуация вокруг нас изменилась настолько, что даже самые устойчивые к влиянию среды люди испытывают стресс. У каждого есть выбор: справляться со всеми трудностями самому (или не справляться вообще), либо обратиться за помощью к специалисту-профессионалу.

Цель исследования состоит в определении основания и порядка проведения индивидуального консультирования

Задачи  исследования:

  1. Определить цели и задачи психологического консультирования.
  2. Определить мотивы обращения военнослужащих за психологической консультацией;
  3. Проанализировать в чем суть процесса, возникающего между военнослужащим, оказавшимся в трудной ситуации и нуждающимся в психологической помощи (клиентом) и человеком, ее оказывающим (консультантом);
  4. Определить приемы и техники, которые могут сознательно использоваться консультантом в процессе оказания помощи;
  5. Изучить  динамику процесса психологического консультирования;
  6. Проанализировать в чем различие между психотерапией и консультированием;

Объект исследования: индивидуальное консультирование

Предмет исследования: основание и порядок проведения индивидуального консультирования

В соответствии с поставленной целью и определенными в работе задачами нами выдвинута гипотеза, что порядок проведения консультирования в опс, а также приемы и техники, которые могут сознательно использоваться консультантом в процессе оказания помощи, не отличаются от осуществляемого психологами в специализированных психологических консультациях.

Данная  работа может быть полезна военным  психологам в качестве алгоритма, который  может использоваться в независимости от теоретических предпочтений консультанта. Данная классификация причин обращения за помощью военослужащими, которая представлена в работе может быть ориентиром для оказания психологического воздействия психолога в практике своей деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Сущность психологического консультирования

 

Психологическое консультирование рассматривается нами как способ оказания психологической помощи военнослужащим, направленный на изменение мировосприятия и поведения с использованием вербальных средств и невербальной коммуникации. Психологическое консультирование имеет свою стратегию, т.е. психолог сам определяет, что происходит во время консультации, намечает определенные подходы, этапы, шаги. То, что происходит во время консультации, оценивается обоими - консультантом и человеком с проблемами, но инициатива принадлежит психологу. Потому, что он идентифицирует проблемы, намечает цели, определяет необходимые совместные действия для их достижения, анализирует реакцию и обратную связь для того, чтобы скорректировать свои шаги и в конце определить соотношение цели и результата, т.е. определить была ли встреча эффективной.

Настоящее психологическое  консультирование с точки зрения Ролло Мэя состоит вовсе не в раздаче советов, даже если к этому активно подталкивает клиент. Развитие человека, если он и одет в военную форму, не бывает без кризисов, трудностей и ошибок и лучшая помощь - это та, которая учитывает здоровое, естественное развитие, возможности личнотного роста, умение человека быть самим собой. Поэтому советы, которые в основном опираются на личный опыт консультанта, не учитывают индивидуальность человека обратившегося за помощью и очень становятся фрустрирующим обстоятельством, так как они увеличивают разрыв в представлении человека о себе "Я-реальном" и "Я-идеальном".

В отечественной практической психологии существует несколько подходов к пониманию сущности психологического консультирования.

Так, по мнению Обозова  Н.Н., психолог, работая с другим человеком, не столько должен и может предложить новые приемы поведения, решения жизненных ситуаций, сколько прояснить их причины и следствия. В этом случае основная задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы помочь клиенту посмотреть на свои проблемы со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений, которые, будучи источниками трудностей, обычно не осознаются и не контролируются. Основой такой формы воздействия является прежде всего изменение установки клиента как на других людей, так и на различные формы взаимодействия с ними. В ходе консультационной беседы клиент получает возможность шире взглянуть на ситуацию, иначе оценить свою роль в ней и в соответствии с этим новым видением изменить свое отношение к происходящему и свое поведение.

С точки зрения Копьева А.Ф., ключевым событием консультирования является момент "диалогического прорыва",  который представляет собой кульминационную точку консультативного процесса, в котором происходит преодоление болезненной замкнутости личности в отношении существенных для нее сторон бытия. Консультация, правильно построенная, прямо или исподволь подводит клиента к диалогу, с одной стороны раскрывает болезненную ситуацию, а с другой - высвечивает здоровые силы, способные к изменению.

Суть психологического консультирования Столин В.В. рассматривает через общие принципы работы психолога. Среди них он выделяет следующие:

1.  Принцип анализа  подтекста.

2. Принцип стереоскопического  диагноза (учет мнения всех сторон, принимающих участие в предложенной  консультанту ситуации).

3. Принцип отказа от  конкретных рекомендаций (человек  сам должен принимать решение  о своей жизни).

4. Принцип системности  (в ходе консультации должна  быть вскрыта система причин, обусловливающих предложенную психологу-консультанту  ситуацию).

5.  Принцип уважения личности клиента.

6.  Принцип профессиональной  мотивированности консультанта.

Психологическое консультирование в рамках клинической, медицинской  психотерапии понимаются Кочаряном  А.С. и Кочаряном Г.С. как аспект семейной психотерапии. В соответствии с этим они выделяют следующие модели консультирования, связанные с задачами: мобилизации, успокоения, личностной реконструкции и др. Они различаются уровнем сложности проведения как диагностического, так и терапевтического этапов.

Энергетическая  модель. В основе этой модели лежит идея энергетического гомеостаза. Здесь консультирование непосредственно направлено на снижение эмоционального напряжения посредством вегетативных и разряжающих техник (аутогенный тренинг, прогрессивная мышечная релаксация по Джекобсону и др.).

Информация о работе Индивидуальное психологическое консультирование – основание и порядок проведения