Индивидуальное психологическое консультирование – основание и порядок проведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 13:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в определении основания и порядка проведения индивидуального консультирования
Задачи исследования:
1. Определить цели и задачи психологического консультирования.
2. Определить мотивы обращения военнослужащих за психологической консультацией;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3-6
Глава 1Сущность психологического консультирования………………………7-13
1.1 Динамика психологического консультирования………………………….13-20
1.2 Технология взаимодействия психолог-консультант - клиент……………20-22
1.3 Особенности консультации клиента в состоянии кризиса……………….23-24
Глава 2 Особенности проведения первичной консультации.
2.1 Теоретические принципы первичной консультации ……….……………25-27
2.2 Начало консультации ………………………………………………………28-30
2.3 Середина консультации…………………………………………………….30-32
2.4 Конец консультации ……………………………………………………….32-35
Глава 3 Причины обращения военнослужащих к психологу………………..36-42
Заключение…………………………………………………………….……………43
Список использованных источников……………………………………………...44

Вложенные файлы: 1 файл

Кундро.doc

— 220.50 Кб (Скачать файл)

Бывает, что в начале беседы консультант сталкивается с  ситуацией, когда клиенту необходимо объяснить, что такое психологическое консультирование, на что он может рассчитывать, обращаясь за помощью. Интервью может начинаться с вступления, заданным вопросом-предложением психологом-консультантом:

- Слушаю Вас...

- Что привело Вас  ко мне...

Создаются условия для разговора о проблеме.

Клиент на этой стадии психологического консультирования достигает  определенного комфорта, эмоционального и когнитивного принятия ситуации консультирования и личности психолога-консультанта.

В конце этапа "уяснения проблемы" психолог-консультант может обсудить с клиентом различные формы работы, которые могли бы принести ему пользу, объясняя насколько эффективна каждая из этих форм. Хотя это может показаться излишним, но сам момент необходим для осознания и принятия клиентом своей личной ответственности за ход совместной работы по разрешению его проблем. Это мобилизует его и на подсознательном уровне.

Клиент способен перенести  многие трудности благодаря разъяснению  того, что сотрудничество есть неотъемлемая часть психологического консультирования. Такое соглашение, установившееся между психологом-консультантом и клиентом, можно назвать "контактом". Однако этот термин больше относится к определению задач психолога-консультанта и не затрагивает наиболее важный аспект - совместную работу.

Вторая стадия психологического консультирования обычно начинается со сбора информации о контексте  темы: происходит выделение проблемы, отношение к ней клиента.

Психолог-консультант  ищет ответы на следующие вопросы:

- Зачем клиент пришел?

- Как видит свою проблему?

- Что может сделать  сам клиент для решения этой  проблемы?

При этом психолог задает необходимые вопросы о ходе событий, об участниках событий и их конкретных действиях, переживаниях клиента. Вся  информация направлена на осознание  клиентом контекста проблемы и его роли в происхождении психологической ситуации.

Примерно 15-20 минут идет исповедь клиента.

Когда клиент выражает неуверенность, о чем и как следует говорить, с чего начать, можно добавить: "Рассказывайте  то, что считаете важным сами, а если что-то понадобится узнать мне, я сам спрошу, если вдруг в этом возникнет необходимость". Иногда клиента можно специально успокоить: "Не торопитесь, времени у нас достаточно".

С самого начала беседы не стоит забывать о том, что консультативное воздействие - это прежде всего воздействие через слово: одна неточная формулировка или реплика - и клиент надолго может быть выбит из колеи, обидеться на консультанта, замкнуться, почувствовать себя неуверено и одиноко. И тогда психологу придется потратить много времени на исправление ситуации и восстановление контакта.

К таким неудачным  словам, которые, к сожалению, часто  встречаются в речи консультанта, относится, например, слово "проблема". Употребление его в начале беседы до того, как его по отношению к себе применил сам клиент, может вызвать негативную реакцию. "Проблема" может прозвучать для человека как приговор или диагноз, в то время, как он может совершенно иначе оценивать свою ситуацию. Другая, часто встречающаяся ошибка начинающих консультантов, - излишняя фиксация внимания клиента на особенностях ситуации консультирования репликами типа: "Не бойтесь", "Не напрягайтесь", "Даже если вам будет стыдно говорить о чем-то, вы...". В какой бы форме они не прозвучали, из них следует, что здесь можно чего-то бояться, стыдиться, в связи с чем-то напрягаться и т.д.

В это время психолог-консультант  сам пытается определить строение внутреннего  мира клиента, то, какими модальностями  этого внутреннего мира владеет  клиент. Через анализ контекста исповеди клиента психолог-консультант может выяснить:

- что знает клиент  о возможностях своих действий;

- что знает клиент  о своих целях;

- что знает клиент  о своих мыслях;

- что знает клиент  о своих чувствах,

а также решить вопрос о том, что надо знать клиенту  о содержании своего внутреннего мира, чтобы сделать его более гармоничным.

Задавая вопросы, психолог-консультант  ориентируется на текст клиента, где есть ключевые слова, отражающие содержание его проблемы; на невербальные сигналы.

Как во всем тексте, произнесенном  клиентом, так и в каждой его фразе есть эти ключевые слова. Ключевое слово в любом тексте может быть определено по следующему критерию: оно не может быть заменено синонимом. Если его заменить, то смысл всего текста или отдельной фразы в тексте нарушается.

На этой фазе беседы часто выясняется, что то, как интерпретирует свою ситуацию клиент, в чем и как он видит причины своих проблем, далеко от действительности, противоречиво, негативно характеризует других людей, выставляя в положительном свете рассказчика. Но работать с этим материалом, не соглашаться с клиентом, указывая на его ошибки, на этом этапе не стоит. Обычно у психолога нет еще достаточной информации, опираясь на которую можно было бы скорректировать точку зрения человека, а возражения, выражения несогласия лишь активизируют сопротивление, разрушая пока лишь только формирующийся положительный контакт. На этом этапе следует придерживаться принципа "принятия концепции клиента". Не стоит бояться, что из-за того, что психолог вначале не выражал несогласия с тем, что говорит клиент о себе и окружающих людях, высказывание впоследствии противоположного мнения на этапе коррекционного воздействия будет воспринято собеседником более негативно. Наоборот, часто уже в процессе рассказа точка зрения клиента изменяется, он готовится к принятию нового взгляда на себя и окружающих, иной концепции происходящего.

О стимулировании клиента  на рассказ уже немного говорилось выше. К этому можно добавить, что к полезной для психолога  информации следует отнести прежде всего следующее:

- историю возникновения  проблемы (когда и в связи с  чем она появилась);

- отношения клиента  со всеми действующими в его  рассказах лицами, их отношения  к проблеме;

- представление о том,  чем именно вызвана проблема  с точки зрения самого человека  и окружающих людей;

- происходившие когда-либо  ухудшения ситуации и с чем  они могли быть связаны;

- чем именно вызвано  обращение в консультацию, почему  оно происходит именно сейчас, а не раньше или позже.

Обо всех упомянутых выше моментах следует специально попросить рассказать. Вопросы, которые можно сформулировать на основании указанных пунктов, должно быть достаточно широким, и они обычно хорошо стимулируют клиента на рассказ.

В ходе психологического консультирования психолог-консультант  выдвигает несколько гипотез о внутреннем мире клиента и проверяет их правильность ответами на свои вопросы.

Отвечая на вопросы психолога-консультанта, клиент тоже анализирует свое поведение  и чувства, а также поведение  и чувства других в этой ситуации и может быть осознает их.

 

1.2 Технология  взаимодействия психолог-консультант  - клиент.

 

В любой деятельности существуют свои принципы и требования, реализация которых является обязательной для специалистов и во многом обуславливает  эффективность их деятельности. Ниже сформулированы базовые правила организации диалога с клиентом, использования некоторых техник работы в консультировании, знание и понимание которых сможет во многом помочь начинающим консультантам. Эти правила взаимодействия "психолог-консультант - клиент", основаны на традициях гуманистической психотерапии.

Следование им не только обеспечивает этичность профессиональной деятельности, но и является залогом  успешности психического воздействия. Остановимся на некоторых из них.

1. Доброжелательное и  безоценочное отношение к клиенту. Психолог-консультант создает условия, чтобы клиент чувствовал себя спокойно и комфортно во время приема. Доброжелательное отношение подразумевает не просто следование общепринятым нормам поведения, но и умение внимательно слушать, оказывать необходимую психологическую поддержку, не осуждать, а стараться понять и помочь каждому, кто обращается за помощью, независимо от звания, должности, возраста. Необходимо принимать людей такими, какими они есть.

2. Ориентация на нормы  и ценности клиента.

Она подразумевает, что психолог во время своей работы должен ориентироваться не на социально принятые нормы и правила, а на те жизненные принципы и идеалы, носителем которых является клиент. Эффективное воздействие возможно лишь при опоре на систему ценностей самого клиента, критическое же отношение консультанта может привести к тому, что пришедший на консультацию человек замкнется, не сможет быть искренним и открытым, а, следовательно, и возможности консультативного воздействия окажутся практически нереализуемыми.

3. Запрет давать советы.

Не рекомендуется давать клиентам советы. Основания для этого  достаточно широки и многообразны. Каков бы ни был жизненный и  профессиональный опыт психолога, дать гарантированный устный совет другому  практически невозможно: жизнь каждого уникальна и непредсказуема. К тому же, советуя, консультант полностью берет на себя ответственность за происходящее, что не способствует развитию личности консультируемого. Психолог в этом случае выступает в роли "учителя", что может привести к формированию и фиксации пассивной позиции клиента во время консультирования. При этом любые неудачи в реализации совета обычно приписываются консультанту, что приводит к снижению его авторитета и мешает пониманию клиентом своей роли в происходящих с ним событиях.

4. Анонимность.

Она означает, что любая  информация, сообщенная клиентом психологу, не может быть передана без его  согласия ни в какие общественные или государственные организации, командирам и начальникам, частным  лицам, в том числе родственникам, друзьям и т.д. Из этого правила существуют исключения (о которых клиент всегда предупреждается заранее). Примером может служить ситуация, когда психолог узнает во время приема о чем-либо, что является серьезной угрозой для чьей-либо жизни.

5. Разграничение личных и профессиональных отношений.

Не рекомендуется переходить с клиентами на дружеские отношения  или пытаться оказывать профессиональную консультативную помощь своим друзьям  и ближайшим родственникам.

Установление тесных личных отношений между консультантом и клиентом приводит к тому, что они, как близкие люди, начинают удовлетворять те или иные потребности и желания друг друга, и консультант уже не может сохранить объективную и отстраненную позицию, необходимую для эффективного разрешения проблем клиента.

В зарубежной практической психологии активно обсуждались  и анализировались различные  последствия вступления консультанта и клиента в личные отношения, а также возможное влияние  этого фактора на процесс психотерапии. Различных точек зрения было множество. Но общий вывод, к которому привели эти дискуссии, один: по возможности личных отношений лучше избегать, а если что-то подобное все же случилось, следует быть максимально осторожным, стараться действовать прежде всего в интересах клиента и как можно скорее прервать процесс консультирования или психотерапии

1.3. Особенности  консультации клиента в состоянии  кризиса

 

Выделяют три важных качества для эффективности психологического консультирования: уважение (отношение  к клиенту как к нормальному  человеку); добродушие (консультант должен быть человечным, подлинным); эмпатия (способность достоверно понимать клиента и возвращать это понимание обратно клиенту). Другими словами, консультант должен уметь встать на позицию клиента.

Выделяют четыре стадии кризисной  терапии. Обязательная стадия, которую необходимо достигать – это принятие решения.

Стадия 1 – Принятие. Эта первая стадия направлена на установление контакта с клиентом. В начале беседы он может  находиться в нерешительности, замешательстве, связанном с тревогой, гневом, печалью, сомнениями, чувством вины.

Стадия 2 – Проблема. Задача этой стадии – помочь клиенту в определении  и прояснении проблемы и конфликта, связанного с проблемой. Конфликт может  иметь много причин. В конце  клиент должен обозначить свою проблему.

Стадия 3 – Альтернативы. Задача этой стадии – облегчить клиенту исследование возможных альтернатив, их возможные  последствия. Очень важно помнить, что мы не имеем всех ответов и  не можем позволять себе говорить другим, как им строить свою жизнь. Право на решение принадлежит клиенту. Консультант подводит его к проблеме с его собственными силами и ресурсами. Если клиент решает эту проблему, то более вероятно, что со следующей кризисной ситуацией он справится сам.

Стадия 4 – Принятие решения. Решение  приходит, когда клиент чувствует, что кризис превратился во вполне управляемую проблему. Если кризис имеет затяжной характер, то консультант должен оставить возможность для повторного обращения в кризисной ситуации. Клиент должен подойти к проблеме со своими собственными силами и почувствовать себя над ситуацией, будучи готовым продолжать свою собственную жизнь.

Следующие факторы считаются в  первую очередь необходимыми для  консультации клиента в состоянии  кризиса: слушание, принятие, эмпатия  и конгруэнтность.

Правильное слушание клиента – это поддержка (установление контакта с клиентом через принятие и уважение без оценочных суждений) и слушание без оценки идей или поступков. Слушание клиента должно быть систематическим и полным понимания, то есть не должно быть небрежным или частичным. Слушание подразумевает умение воздерживаться от авторитарно-директивной манеры речи; умение отказаться от сосредоточенности на самом себе и упрямства; воздержание от полного или частичного отрицания, от суждений; предоставление возможностей задать полезные вопросы и проявить ответные реакции; предоставление клиенту независимости и автономии.

Информация о работе Индивидуальное психологическое консультирование – основание и порядок проведения