Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 13:03, курсовая работа
Цель исследования состоит в определении основания и порядка проведения индивидуального консультирования
Задачи исследования:
1. Определить цели и задачи психологического консультирования.
2. Определить мотивы обращения военнослужащих за психологической консультацией;
Введение……………………………………………………………………………3-6
Глава 1Сущность психологического консультирования………………………7-13
1.1 Динамика психологического консультирования………………………….13-20
1.2 Технология взаимодействия психолог-консультант - клиент……………20-22
1.3 Особенности консультации клиента в состоянии кризиса……………….23-24
Глава 2 Особенности проведения первичной консультации.
2.1 Теоретические принципы первичной консультации ……….……………25-27
2.2 Начало консультации ………………………………………………………28-30
2.3 Середина консультации…………………………………………………….30-32
2.4 Конец консультации ……………………………………………………….32-35
Глава 3 Причины обращения военнослужащих к психологу………………..36-42
Заключение…………………………………………………………….……………43
Список использованных источников……………………………………………...44
6. Поиск участия. Недостаток подлинной душевной близости в жизненных контактах с людьми побуждает человека искать компенсации "на стороне", в частности - в общении с психологом-консультантом по поводу тех или иных личных психологических проблем.
У клиентов данного типа
сильно выражено стремление к установлению
близких эмоциональных отношени
Идя навстречу этим тенденциям, консультант становится для клиента как бы неким "эмоциональным костылем", необходимым на данном этапе его жизни, существенным фактором психологической поддержки. И здесь сама по себе регулярность встреч, возможность вновь и вновь обратиться и побеседовать о себе и о своих проблемах, приобретает значение не меньшее, чем само содержание и качество анализа рассматриваемых проблем.
Здоровая динамика подобных случаев предполагает укрепление возможностей клиента, в силу чего альянс с психологом постепенно утрачивает для него свою актуальность, оттесняемый событиями и общениями реальной жизни.
7. Психологическая интоксикация. Распространенность этого состояния является относительно недавним "завоеванием" нашей культуры и связана, наряду с прочим, с распространением психологических знаний о личности, о конфликтах и т.д. в массовом сознании, вследствие чего у некоторых людей возникает иллюзия, будто психология, так хорошо разбираясь в человеческих ошибках, знает правила того, как надо жить, чтобы ошибок не допускать.
Находящийся в этом состоянии клиент, как правило, не испытывает в данный момент какого-либо действительного затруднения или страдания и обращается за консультативной помощью как бы "впрок". Его проблемы звучат, быть может, и очень внушительно, но они слишком многочисленны, аморфны и общи. Клиент склонен находить в себе все возможные и невозможные "комплексы", а его готовность к самоанализу столь же безгранична, сколь и его надежды на консультирование.
Обращаясь к психологу, такой клиент, с одной стороны, хочет изменения своего статус-кво, с другой стороны, довольно жестко ограничивает "зону поиска" уровнем психологических закономерностей. В результате, подлинные обстоятельства его жизни, его поступки, мысли и чувства оказываются более или менее "зашумленными" теми психологическими диагнозами, в рамках которых он сознает себя и свою жизнь и которые он предлагает консультанту в качестве "материала" для совместной работы.
8. Управление-манипуляция. Находясь в этом состоянии, клиент, главным образом, сосредоточен на других людях – конкретных лицах из своего жизненного окружения, или вообще на всех, с кем ему приходится общаться. В консультировании он ищет возможности психологически "оснаститься" теми или иными знаниями или приемами общения, которые бы помогли ему добиваться желаемых результатов, нравственную и психологическую оправданность тех целей, которые ставит перед собой в общении, клиент, он менее всего склонен обсуждать с консультантом и попытки решить эти вопросы нередко встречают более или менее выраженное сопротивление.
В подтексте стремления к манипуляции нередко можно найти глубокую разочарованность и отчаяние, объясняющие тот особый азарт, который свойственен этим клиентам в их стремлении добиться своего. Поэтому успешность консультативной работы в данных случаях зависит от того, удастся ли в обсуждении перейти от узкого круга жестко очерченных клиентом задач к более широкому "смысловому полю".
Следует отметить еще раз, что хотя одновременно у человека могут наблюдаться признаки сразу нескольких из перечисленных состояний, в процессе психологического консультирования, как правило, в данный конкретный момент времени на первый план с достаточной очевидностью выступают лишь какое-то одно (редко больше) состояние. С нашей точки зрения, именно оно и может являться исходной диагностической основой для консультативной работы.
Исходя из практики психологического консультирования военнослужащих, необходимо отметить, что большая часть случаев обращения за психологической помощью приходится на состояния 1-6, что можно объяснить спецификой проблем, возникающих перед военнослужащими и вызывающих именно данные психологические состояния. Менее распространенным является обращение к психологу-консультанту в состоянии 7 и только незначительная часть военнослужащих характеризуется состоянием, представленным в данной классификации под номером 8.
Данная классификация причин обращения за помощью может быть ориентиром для оказания психологического воздействия психолога-консультанта в практике своей деятельности
Заключение.
В своей работе мы хотели показать, что одно из важнейших мест в психологии несомненно принадлежит психологическому консультированию. Оно направлено на решение различного рода психологических затруднений, прежде всего ситуативных и межличностных проблем. В трудный, критический момент жизни человека, психолог может помочь преодолеть стресс, жизненный кризис, потерю близкого человека, а также лучше понять жизненную ситуацию и принять верное решение.
Психологическое консультирование также может помочь в понимании и реорганизации отношений с другими людьми. Основная задача психолога в данной ситуации состоит в том, чтобы помочь посмотреть на характер взаимоотношений с другими людьми со стороны, обсудить те их стороны, которые будучи источниками трудностей, обычно не осознаются и не контролируются. Основа такой работы состоит в исследовании и изменении установок относительно других людей, и форм взаимодействия с ними. В ходе консультативной беседы имеется возможность шире взглянуть на ситуацию, иначе оценить свою роль в ней и, в соответствии с этим новым видением, изменить свое отношение к происходящему и собственное поведение.
Целью данной работы было определение основания и порядка проведения индивидуального консультирования. Исходя из цели были выдвинуты следующие задачи
1.Определить цели и задачи психологического консультирования.
2.Определить мотивы обращения военнослужащих за психологической консультацией;
3.Проанализировать в чем суть процесса, возникающего между военнослужащим, оказавшимся в трудной ситуации и нуждающимся в психологической помощи (клиентом) и человеком, ее оказывающим (консультантом);
4.Определить приемы и техники, которые могут сознательно использоваться консультантом в процессе оказания помощи;
5.Изучить динамику процесса психологического консультирования;
6.Проанализировать в чем различие между психотерапией и консультированием;
Данная работа может быть полезна военным психологам в качестве алгоритма, который может использоваться в независимости от теоретических предпочтений консультанта. Данная классификация причин обращения за помощью военослужащими, которая представлена в работе может быть ориентиром для оказания психологического воздействия психолога в практике своей деятельности.
Психологическое консультирование рассматривается нами как способ оказания психологической помощи военнослужащим, направленный на изменение мировосприятия и поведения с использованием вербальных средств и невербальной коммуникации. Психологическое консультирование имеет свою стратегию, т.е. психолог сам определяет, что происходит во время консультации, намечает определенные подходы, этапы, шаги. То, что происходит во время консультации, оценивается обоими - консультантом и человеком с проблемами, но инициатива принадлежит психологу. Потому, что он идентифицирует проблемы, намечает цели, определяет необходимые совместные действия для их достижения, анализирует реакцию и обратную связь для того, чтобы скорректировать свои шаги и в конце определить соотношение цели и результата, т.е. определить была ли встреча эффективной.
Список используемых источников:
1. Постановление ГПК РБ № 30 от 7.12.06 " О совершенствовании деятельности психологической службы ПВ РБ"
2. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. - Екатеринбург, 1995.
3. Адлер А. Практика
и теория индивидуальной
4. Алешина Ю.Е. Семейное
и индивидуальное
5. Бенард Г. Психотерапия
супружеско-семейных отношений.
6. Вебер.В. "Важные шаги к помогающему диалогу. Программа тренинга, основанная на практическом опыте" / Под общей редакцией В. Кагана и Е. Креславского.–СПб., 1998.
7. Караяни А.Г., Сыромятников И.В. Прикладная военная психология. Питер, 2006.
8. Копьев А.Ф. Диалогический
подход в консультировании и
вопросы психологической
9. Кочарян Г.С., Кочарян
А.С. Психотерапия сексуальных
расстройств и супружеских
10. Мэй Р. Искусство
психологического
Класс, 1994.
11. Обозов Н.Н. Психологическое консультирование. - СПб., 1993.
12. Психотерапевтическая энциклопедия. СПб, 1998.
13. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию: Становление человека. - М., 1994.
14. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990.
15. "Стресс жизни" (сборник) / (О. Грегор. “Как противостоять стрессу”. Г.Селье. “Стресс без болезней”). СПб, 1994.
16. Тобиас
Л. Психологическое
Информация о работе Индивидуальное психологическое консультирование – основание и порядок проведения