Индивидуальное психологическое консультирование – основание и порядок проведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 13:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в определении основания и порядка проведения индивидуального консультирования
Задачи исследования:
1. Определить цели и задачи психологического консультирования.
2. Определить мотивы обращения военнослужащих за психологической консультацией;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3-6
Глава 1Сущность психологического консультирования………………………7-13
1.1 Динамика психологического консультирования………………………….13-20
1.2 Технология взаимодействия психолог-консультант - клиент……………20-22
1.3 Особенности консультации клиента в состоянии кризиса……………….23-24
Глава 2 Особенности проведения первичной консультации.
2.1 Теоретические принципы первичной консультации ……….……………25-27
2.2 Начало консультации ………………………………………………………28-30
2.3 Середина консультации…………………………………………………….30-32
2.4 Конец консультации ……………………………………………………….32-35
Глава 3 Причины обращения военнослужащих к психологу………………..36-42
Заключение…………………………………………………………….……………43
Список использованных источников……………………………………………...44

Вложенные файлы: 1 файл

Кундро.doc

— 220.50 Кб (Скачать файл)

Симптоматическая  модель. На этапе психодиагностики эта модель характеризуется тем, что затруднения и конфликты человека рассматриваются как производные определенных личностных черт типа личностной тревожности, агрессивности, депрессивности, нейротизма и т.п. Консультирование в этом случае сводится к психодиагностике и информированию человека о его личностных особенностях.

Семантическая модель. В рамках этой модели структура личности, ее актуальные черты рассматриваются как производные, вторичные защитные образования. И конфликт человека с окружающими объясняется не личностными "дефектами", а наоборот конфликт обеспечивает образование определенных личностных свойств. Консультирование в этом случае строится по принципу построения версий конфликтов у человека. Психологическое консультирование в этих представленных моделях реализуется совместно врачом и психологом.

   Наиболее разработанными  являются в настоящее время  следующие виды психологического  консультирования:

- семейное психологическое консультирование (Обозова А.Н., Обозов Н.Н., 1981; Эйдемиллер Э.Г., 1990; Спиваковская А.С., 1986);

- возрастное психологическое  консультирование (Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г., 1990, 1991; Столин В.В., 1981, 1983);

- консультирование  в  патопсихологии (Белопольская Н.Л., 1987);

- консультирование в  клинической (преимущественно психиатрической)  практике (Либих С.С., 1979; Захаров  А.И., 1982; Воловик В.М., 1973).

Основой для выделения  таких видов консультирования является критерий объекта, на который направлены действия консультанта и методы воздействия, связанные с оптимизацией семейного окружения пациента и больного. Воздействие связано с использованием группового семейного эффекта, нормализацией семейных отношений психически здоровых лиц. Консультирование проводит в этих случаях психолог, имеющий определенную специализацию и подготовку.

Наше понимание психологического консультирования базируется на личностно-центрированном подходе психолога к клиенту  Карла Роджерса. Психолог в ходе консультации создает условия для изменений в консультуруемом и ключом к этим изменениям являются терапевтические отношения между консультантом и человеком, обратившимся за помощью. Работа между двумя полюсами консультации - полюсом психолога и полюсом клиента, строится на создании "помогающих отношений".

В ходе консультации работа психолога строится на следующих  положениях гуманистической психологии:

- работа с опытом  переживаний клиента, переживаний  сегодняшних, в данный момент  по времени и месту;

- антропологическое видение клиента, как взгляд на человека как высшее и совершенннейшее произведение природы, в органическом единстве телесной и духовной жизни;

- проявление конгруэнтности  психологом как способности положительно  воспринимать все, что переживает  он в данный момент и соответствующим образом сообщить о них другому человеку;

- безусловное принятие  клиента, эмпатическое понимание  его, включающее не только проникновение  в мысли, но и чувства человека, умение смотреть на его проблему  с его позиции, умение встать на его место;

- каждый человек, в  том числе и клиент свободен  в принятии ответственности за  свои поступки, он сам создает  свою систему личностных конструктов;

- многие чувства возникают  у клиента в момент консультации, необходимость использования момента "здесь и сейчас" в поисках своего настоящего "Я", обращение к потоку переживаний;

- в начале консультации  локус оценки находится в большей  степени в психологе, в ходе  консультации перемещается в  клиента, клиент сам знает что  делать.

Психологические консультирование рассматривается как форма психотерапевтической помощи военнослужащим, признанная вызвать прежде всего поведенческие изменения у клиентов, связнных с основными сферами их жизнедеятельности.

Консультирование имеет  ограничение по времени, - как правило, консультации ограничиваются рамками одной-десяти встреч продолжительностью до одного часа. Количество встреч, обычно связано со сложностью и количеством проблем. Практика показала, что до 30% обратившихся за помощью к психологу – это военнослужащие, имеющие семейные проблемы.

Психологическое консультирование тесно связано, а во многом непосредственно  переплетается с психологической  коррекцией и психотерапией. В настоящее  время разграничение этих понятий  по содержанию весьма условно. Возникшее  в отечественной психологии разделение этих понятий связано со сложившимся в прошлые годы положением, когда психотерапия разрабатывалась и осуществлялась в рамках клинического (психиатрического) подхода. Сейчас положение меняется. По мнению многих авторов психотерапия подразумевает не медикаментозное, а психологическое воздействие. К тому же термин психотерапия является международным и в большинстве стран равноценно применяется к методам воздействия, осуществляемым как психологами, так и врачами.

Психологическое консультирование отличается от долговременного курса психотерапии прежде всего временными рамками. Долговременная психотерапия может длиться месяцами, а то и годами - как психоаналитическая и психодинамическая. Ограничение по времени придает этому виду психологической помощи характерные черты в определении принципов, целей, динамики, использования техник.

Кроме временных различий, психологическое консультирование отличается от курса психотерапии уровнем  проблем, личностных трудностей. "То, с какими проблемами пришел клиент, межличностными или глубинными личностными, часто проявляется уже в формах обращения за помощью, в специфике жалоб и ожиданий их решения. Клиенты психолога обычно подчеркивают негативную роль других в возникновении собственных жизненных сложностей; у клиентов, ориентированных на глубинную психокоррекционную работу, полюс жалобы обычно иной: их чаще беспокоит собственная неспособность контролировать и регулировать свои внутренние состояния, потребности и желания", - утверждает Алешина Ю.Е.

Психолог сталкивается с такими вариантами развития личности, когда человек оказывается перед необходимостью разрешения проблемы, оказывающей влияние на весь ход его дальнейшей жизни. Такими проблемами в нашей практике были проблемы развода или заключения брака...

Следующим отличием консультирования от долговременной психотерапии является то, что военный психолог работает практически с категорией психически здоровых людей. В этом отличие профессиональных действий - психолог работает практически  со здоровым военнослужащим и оказывает ему помощь в личностном росте, в разрешении проблем, когда окончательное решение принадлежит клиенту. Тогда, как с точки зрения основных школ психотерапии, основу психотерапии составляет лечение и более сложных патопсихологических состояний.

От классической психотерапии консультирование отличает отказ от концепции болезни, уделение большего внимания актуальной ситуации и потоку переживаний клиента; от обучения - придания значения не столько знаниям, сообщаемым психологом в ходе консультативных встреч, сколько особым взаимоотношениями между консультантом и клиентом, порождающим дополнительные возможности самостоятельного преодоления трудностей последним.

Таким образом, в психологическом  консультировании главное внимание уделяется психологическому состоянию клиента.

 

    1. Динамика психологического консультирования.

 

Особенность протекания времени психологической консультации, как процесса взаимодействия консультанта и клиента и процесса личностных изменений, заключается скорее всего  не в последовательности линейного времени - прошлое-настоящее-будущее. Оно гораздо сложнее.

Существует несколько  подходов к структурированию процесса психологического консультирования. Остановимся  на рассмотрении некоторых из них. Очень  часто клиент, после перенесенной психологической травмы или в проблемной ситуации "живет" в этом прошлом и все переживания и сопутствующие эмоции и чувства определяются этим. Примером этого является случай с ст. прапорщиком Р., который обратился для консультации, после длительного конфликта с женой, с просьбой оказать помощь в принятии решения о разводе. Вопрос осложнялся бытовой неустроенностью семьи и двух детей в возрасте 10 и 14 лет. Ст. прапорщик Р. во время беседы и своего рассказа находился в переживании от ссоры с женой и многие обращения и фразы носили характер оппонирования к жене. Поэтому во многих аналогичных случаях применим подход Д. Игана (Д. Иган - американский психолог-психотерапевт) усиления линейного времени по стадиям и шагам, для того, чтобы расширить видение этой ситуации клиентом, попытаться взглянуть на эту проблему не только с точки зрения личной обиды, времени конфликта, но и принять решение на будущее.

Этот подход заключается  в следующем структурировании психологической  консультации. Консультация состоит  из трех стадий в каждой из которых есть три шага:

Первая стадия называется "рассказ истории клиентом". Первый шаг состоит в рассказе клиентом своей проблемы с одной  стороны, эмпатическом выслушивании психологом этой истории и в попытке быть с клиентом вместе в этой ситуации - с другой. Второй шаг заключается в попытке фокусирования из сложной проблемы отдельных болевых точек и вопросы, на которые хотел бы получить человек ответы. Третий шаг - попытка поиска новых перспектив и резервов на что можно опереться и ввести в последующем в процесс обсуждения.

Вторая стадия называется "новый сценарий". Первый шаг  заключается в попытке ставить  собеседника в рефлексивную позицию  в новой модели жизни, каким он себя видит в будущей ситуации. Второй шаг называется "критика". В данной истории с ст. прапорщиком Р. "Можно развестись, но как же дети". Особенность гуманистической позиции психолога в этой ситуации сопереживать в этой критике, понять не только чувства клиента, но и свои собственные. Задача не обвинения или защиты позиции клиента эмпатического принятия, а сочувс       твия. Третий шаг - оценка того как будут себя чувствовать в этой ситуации, при этом сценарии решения проблемы другие участники данного конфликта.

Третья стадия называется "выбор решения". Первый шаг - мозговой штурм, задача - найти идеи, которые позволяют удовлетворить потребности участников этого конфликта. В этой ситуации беседы "давайте обсуждать не позиции, а интересы, ваши, жены, детей". Второй шаг - формулировка плана. "Где вы будете жить, питаться. Кто будет обеспечивать ваших детей, кто будет отводить и забирать детей из школы". Третий шаг - обсуждение действий. "Выполним ли этот план?"

Но на самом деле осуществить  эти шаги в консультации довольно сложно, и эти стадии могут стать  лишь примерной схемой для действий психолога во время консультации, так как многое зависит от активности клиента, сложности проблемы и возможностей самого психолога.

Динамика психологического консультирования с целью оказания психологической помощи в каждом конкретном случае может свестись, если применить подход Франкла В.  к уравнению с двумя неизвестными:

Дк = Х + У,

где

Х- своеобразие и личность (уникальность) клиента.

У - не менее своеобразная и уникальная личность психолога-консультанта.

Другими словами, любой  подход или метод консультирования не может применяться в разных случаях с одинаковой надежностью на успех, так как любой психолог не может пользоваться разными методами с одинаковой эффективностью.

Структура психологической  консультации, используя  другой подход - Алешиной Ю.Е. может состоять из следующих этапов:

1) знакомство с клиентом  и начало беседы;

2) расспрос клиента,  формулирование и проверка консультативных  гипотез;

3) коррекционное воздействие;

4) завершение беседы.

Более подробно целесообразно  остановиться на пятишаговой модели психологического консультирования Абрамовой Г.С

Первая стадия психологического консультирования - установление контакта и ориентирование клиента на проблему.

Эта стадия может длиться  от нескольких секунд до десятка минут. В этот период психолог-консультант структурирует ситуацию. Психолог сам решает проблемы установления контакта с клиентом.

На этой стадии психолог показывает клиенту свою позицию  во взаимодействии с ним. Варианты могут  быть следующие:

1) психолог занимает  позицию над клиентом;

2) психолог занимает  позицию равенства с клиентом;

3) психолог предлагает  клиенту занять позицию над  ним, т.е. он готов следовать  за клиентом.

 

Начало беседы.

Первое, что необходимо сделать психологу во время приема - это встретить и усадить клиента. Успех беседы во многом зависит от того, насколько уже с первых минут психолог сумеет проявить себя доброжелательным и заинтересованным собеседником. Консультант может продемонстрировать свою заинтересованность и доброжелательность с первых минут встречи, встав навстречу клиенту, а то и встретив его в дверях кабинета; при необходимости можно помочь снять верхнюю одежду, показать, куда удобнее поставить портфель, а затем предложить сесть. Лучше, если консультант с самого начала подбадривает клиента репликами типа: "Проходите, пожалуйста", "Усаживайтесь поудобнее" и т.п. Что представляется здесь важным, в чем начинающий консультант может допустить ошибку?

Не следует слишком  суетиться, заигрывать с клиентом, с  первых минут пытаться вступить с  ним в активный контакт, предлагать и обещать свою помощь. Ситуация начала беседы для человека, пришедшего к психологу впервые, полна дискомфорта, ему необходимо дать время оглядеться, прийти в себя. Хорошо, если консультант не слишком многословен; непосредственно перед тем, как начать беседу, лучше сделать паузу (не слишком большую - 45-60 секунд), иначе у клиента может возникнуть состояние напряженности и растерянности, но достаточную для того, чтобы он успел собраться с мыслями и оглядеться.

Давая клиенту возможность  установить позицию на равных, психолог-консультант первым не представляется. Первым представляется клиент. Психолог-консультант должен пояснить, кто он, чем занимается.

Информация о работе Индивидуальное психологическое консультирование – основание и порядок проведения