Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 13:03, курсовая работа
Цель исследования состоит в определении основания и порядка проведения индивидуального консультирования
Задачи исследования:
1. Определить цели и задачи психологического консультирования.
2. Определить мотивы обращения военнослужащих за психологической консультацией;
Введение……………………………………………………………………………3-6
Глава 1Сущность психологического консультирования………………………7-13
1.1 Динамика психологического консультирования………………………….13-20
1.2 Технология взаимодействия психолог-консультант - клиент……………20-22
1.3 Особенности консультации клиента в состоянии кризиса……………….23-24
Глава 2 Особенности проведения первичной консультации.
2.1 Теоретические принципы первичной консультации ……….……………25-27
2.2 Начало консультации ………………………………………………………28-30
2.3 Середина консультации…………………………………………………….30-32
2.4 Конец консультации ……………………………………………………….32-35
Глава 3 Причины обращения военнослужащих к психологу………………..36-42
Заключение…………………………………………………………….……………43
Список использованных источников……………………………………………...44
Симптоматическая модель. На этапе психодиагностики эта модель характеризуется тем, что затруднения и конфликты человека рассматриваются как производные определенных личностных черт типа личностной тревожности, агрессивности, депрессивности, нейротизма и т.п. Консультирование в этом случае сводится к психодиагностике и информированию человека о его личностных особенностях.
Семантическая модель. В рамках этой модели структура личности, ее актуальные черты рассматриваются как производные, вторичные защитные образования. И конфликт человека с окружающими объясняется не личностными "дефектами", а наоборот конфликт обеспечивает образование определенных личностных свойств. Консультирование в этом случае строится по принципу построения версий конфликтов у человека. Психологическое консультирование в этих представленных моделях реализуется совместно врачом и психологом.
Наиболее разработанными
являются в настоящее время
следующие виды
- семейное психологическое консультирование (Обозова А.Н., Обозов Н.Н., 1981; Эйдемиллер Э.Г., 1990; Спиваковская А.С., 1986);
- возрастное психологическое консультирование (Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г., 1990, 1991; Столин В.В., 1981, 1983);
- консультирование в патопсихологии (Белопольская Н.Л., 1987);
- консультирование в
клинической (преимущественно
Основой для выделения таких видов консультирования является критерий объекта, на который направлены действия консультанта и методы воздействия, связанные с оптимизацией семейного окружения пациента и больного. Воздействие связано с использованием группового семейного эффекта, нормализацией семейных отношений психически здоровых лиц. Консультирование проводит в этих случаях психолог, имеющий определенную специализацию и подготовку.
Наше понимание
В ходе консультации работа психолога строится на следующих положениях гуманистической психологии:
- работа с опытом
переживаний клиента,
- антропологическое видение клиента, как взгляд на человека как высшее и совершенннейшее произведение природы, в органическом единстве телесной и духовной жизни;
- проявление конгруэнтности
психологом как способности
- безусловное принятие
клиента, эмпатическое
- каждый человек, в
том числе и клиент свободен
в принятии ответственности за
свои поступки, он сам создает
свою систему личностных
- многие чувства возникают
у клиента в момент
- в начале консультации
локус оценки находится в
Психологические консультирование рассматривается как форма психотерапевтической помощи военнослужащим, признанная вызвать прежде всего поведенческие изменения у клиентов, связнных с основными сферами их жизнедеятельности.
Консультирование имеет ограничение по времени, - как правило, консультации ограничиваются рамками одной-десяти встреч продолжительностью до одного часа. Количество встреч, обычно связано со сложностью и количеством проблем. Практика показала, что до 30% обратившихся за помощью к психологу – это военнослужащие, имеющие семейные проблемы.
Психологическое консультирование
тесно связано, а во многом непосредственно
переплетается с
Психологическое консультирование отличается от долговременного курса психотерапии прежде всего временными рамками. Долговременная психотерапия может длиться месяцами, а то и годами - как психоаналитическая и психодинамическая. Ограничение по времени придает этому виду психологической помощи характерные черты в определении принципов, целей, динамики, использования техник.
Кроме временных различий,
психологическое
Психолог сталкивается с такими вариантами развития личности, когда человек оказывается перед необходимостью разрешения проблемы, оказывающей влияние на весь ход его дальнейшей жизни. Такими проблемами в нашей практике были проблемы развода или заключения брака...
Следующим отличием консультирования от долговременной психотерапии является то, что военный психолог работает практически с категорией психически здоровых людей. В этом отличие профессиональных действий - психолог работает практически со здоровым военнослужащим и оказывает ему помощь в личностном росте, в разрешении проблем, когда окончательное решение принадлежит клиенту. Тогда, как с точки зрения основных школ психотерапии, основу психотерапии составляет лечение и более сложных патопсихологических состояний.
От классической психотерапии консультирование отличает отказ от концепции болезни, уделение большего внимания актуальной ситуации и потоку переживаний клиента; от обучения - придания значения не столько знаниям, сообщаемым психологом в ходе консультативных встреч, сколько особым взаимоотношениями между консультантом и клиентом, порождающим дополнительные возможности самостоятельного преодоления трудностей последним.
Таким образом, в психологическом консультировании главное внимание уделяется психологическому состоянию клиента.
Особенность протекания
времени психологической
Существует несколько подходов к структурированию процесса психологического консультирования. Остановимся на рассмотрении некоторых из них. Очень часто клиент, после перенесенной психологической травмы или в проблемной ситуации "живет" в этом прошлом и все переживания и сопутствующие эмоции и чувства определяются этим. Примером этого является случай с ст. прапорщиком Р., который обратился для консультации, после длительного конфликта с женой, с просьбой оказать помощь в принятии решения о разводе. Вопрос осложнялся бытовой неустроенностью семьи и двух детей в возрасте 10 и 14 лет. Ст. прапорщик Р. во время беседы и своего рассказа находился в переживании от ссоры с женой и многие обращения и фразы носили характер оппонирования к жене. Поэтому во многих аналогичных случаях применим подход Д. Игана (Д. Иган - американский психолог-психотерапевт) усиления линейного времени по стадиям и шагам, для того, чтобы расширить видение этой ситуации клиентом, попытаться взглянуть на эту проблему не только с точки зрения личной обиды, времени конфликта, но и принять решение на будущее.
Этот подход заключается в следующем структурировании психологической консультации. Консультация состоит из трех стадий в каждой из которых есть три шага:
Первая стадия называется "рассказ истории клиентом". Первый шаг состоит в рассказе клиентом своей проблемы с одной стороны, эмпатическом выслушивании психологом этой истории и в попытке быть с клиентом вместе в этой ситуации - с другой. Второй шаг заключается в попытке фокусирования из сложной проблемы отдельных болевых точек и вопросы, на которые хотел бы получить человек ответы. Третий шаг - попытка поиска новых перспектив и резервов на что можно опереться и ввести в последующем в процесс обсуждения.
Вторая стадия называется "новый сценарий". Первый шаг заключается в попытке ставить собеседника в рефлексивную позицию в новой модели жизни, каким он себя видит в будущей ситуации. Второй шаг называется "критика". В данной истории с ст. прапорщиком Р. "Можно развестись, но как же дети". Особенность гуманистической позиции психолога в этой ситуации сопереживать в этой критике, понять не только чувства клиента, но и свои собственные. Задача не обвинения или защиты позиции клиента эмпатического принятия, а сочувс твия. Третий шаг - оценка того как будут себя чувствовать в этой ситуации, при этом сценарии решения проблемы другие участники данного конфликта.
Третья стадия называется "выбор решения". Первый шаг - мозговой штурм, задача - найти идеи, которые позволяют удовлетворить потребности участников этого конфликта. В этой ситуации беседы "давайте обсуждать не позиции, а интересы, ваши, жены, детей". Второй шаг - формулировка плана. "Где вы будете жить, питаться. Кто будет обеспечивать ваших детей, кто будет отводить и забирать детей из школы". Третий шаг - обсуждение действий. "Выполним ли этот план?"
Но на самом деле осуществить эти шаги в консультации довольно сложно, и эти стадии могут стать лишь примерной схемой для действий психолога во время консультации, так как многое зависит от активности клиента, сложности проблемы и возможностей самого психолога.
Динамика психологического консультирования с целью оказания психологической помощи в каждом конкретном случае может свестись, если применить подход Франкла В. к уравнению с двумя неизвестными:
Дк = Х + У,
где
Х- своеобразие и личность (уникальность) клиента.
У - не менее своеобразная и уникальная личность психолога-консультанта.
Другими словами, любой подход или метод консультирования не может применяться в разных случаях с одинаковой надежностью на успех, так как любой психолог не может пользоваться разными методами с одинаковой эффективностью.
Структура психологической консультации, используя другой подход - Алешиной Ю.Е. может состоять из следующих этапов:
1) знакомство с клиентом и начало беседы;
2) расспрос клиента,
формулирование и проверка
3) коррекционное воздействие;
4) завершение беседы.
Более подробно целесообразно остановиться на пятишаговой модели психологического консультирования Абрамовой Г.С
Первая стадия психологического консультирования - установление контакта и ориентирование клиента на проблему.
Эта стадия может длиться от нескольких секунд до десятка минут. В этот период психолог-консультант структурирует ситуацию. Психолог сам решает проблемы установления контакта с клиентом.
На этой стадии психолог показывает клиенту свою позицию во взаимодействии с ним. Варианты могут быть следующие:
1) психолог занимает позицию над клиентом;
2) психолог занимает позицию равенства с клиентом;
3) психолог предлагает клиенту занять позицию над ним, т.е. он готов следовать за клиентом.
Начало беседы.
Первое, что необходимо
сделать психологу во время приема
- это встретить и усадить клиент
Не следует слишком суетиться, заигрывать с клиентом, с первых минут пытаться вступить с ним в активный контакт, предлагать и обещать свою помощь. Ситуация начала беседы для человека, пришедшего к психологу впервые, полна дискомфорта, ему необходимо дать время оглядеться, прийти в себя. Хорошо, если консультант не слишком многословен; непосредственно перед тем, как начать беседу, лучше сделать паузу (не слишком большую - 45-60 секунд), иначе у клиента может возникнуть состояние напряженности и растерянности, но достаточную для того, чтобы он успел собраться с мыслями и оглядеться.
Давая клиенту возможность установить позицию на равных, психолог-консультант первым не представляется. Первым представляется клиент. Психолог-консультант должен пояснить, кто он, чем занимается.
Информация о работе Индивидуальное психологическое консультирование – основание и порядок проведения