Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 03:02, дипломная работа
Известный отечественный педагог и философ С. И. Гессен, характеризуя специфику университетского образования, писал: «Овладение методом научного исследования – эта последняя цель научного образования – может быть достигнуто только путём вовлечения учащегося в самостоятельную исследовательскую работу. Высшая научная школа должна быть поэтому, прежде всего, очагом научного исследования, её преподаватель – активным исследователем, самостоятельным учёным, расширяющим своей научной работой область познанного, студент – участником исследовательской работы преподавателя и постольку начинающим учёным…>>
Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Теоретическое исследование индивидуально-психологических и социально-психологических трудностей у студентов выполнении научно-исследовательской работы 10
1.1. Научно-исследовательская деятельность как вид деятельности студента 10
1.2. Индивидуально-психологические и социально-психологические особенности студенческого возраста 24
1.3. Трудности в процессе выполнения науно-исследовательской работы у студентов 33
Глава 2. Эмпирическое исследование индивидуально-психологических и социально-психологических трудностей у студентов в выполнении научно-исследовательской работы 41
2.1. Программа эмпирического исследования 41
2.2. Анализ и обсуждение результатов 46
Заключение 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
Приложение А..............................................................................................63
Прложение Б……………………………………………………………..64
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВПО ВГУ)
Факультет философии и психологии
Кафедра общей и социальной психологии
Индивидуально-психологические
и
социально-психологические трудности
у студентов в выполнении научно-исследовательской
работы
Выпускная квалификационная работа
Специальность 030301 Психология
Специализация Социальная психология
Допущена к защите в ГАК
Зав. кафедрой ____________ к. пс. н. доц. Гайдар К. М. __.05.2012
подпись
Студент ____________
подпись
Руководитель ____________ к.пс.н. преп. Лисова Е. Н. __.05.2012
подпись
Воронеж 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретическое исследование индивидуально-психологических и социально-психологических трудностей у студентов выполнении научно-исследовательской работы 10
1.1. Научно-исследовательская деятельность как вид деятельности студента 10
1.2. Индивидуально-психологические и социально-психологические особенности студенческого возраста 24
1.3. Трудности в процессе выполнения науно-исследовательской работы у студентов 33
Глава 2. Эмпирическое исследование индивидуально-психологических и социально-психологических трудностей у студентов в выполнении научно-исследовательской работы 41
2.1. Программа эмпирического исследования 41
2.2. Анализ и обсуждение результатов 46
Заключение 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
Приложение А..................
Прложение Б……………………………………………………………..64
Требования, предъявляемые настоящее время, к качеству подготовки специалистов в системе образования предполагают развитие студента как субъекта учебной деятельности, в том числе научно-исследовательской.
Известный отечественный педагог и философ С. И. Гессен, характеризуя специфику университетского образования, писал: «Овладение методом научного исследования – эта последняя цель научного образования – может быть достигнуто только путём вовлечения учащегося в самостоятельную исследовательскую работу. Высшая научная школа должна быть поэтому, прежде всего, очагом научного исследования, её преподаватель – активным исследователем, самостоятельным учёным, расширяющим своей научной работой область познанного, студент – участником исследовательской работы преподавателя и постольку начинающим учёным…» [34, с. 70].
Учебная цель выполнения научно-исследовательских работ – систематизация, углубление и закрепление студентами полученных теоретических знаний.
Необходимым требованием к научно-
В научно-исследовательской
Индивидуально-психологические
трудности затрагивают
Социально-психологические
Изучение трудностей в процессе выполнения научно-исследовательской работы, возникающих у студентов, имеет большое значение для повышения эффективности учебно-воспитательных мероприятий, направленных на формирование профессиональных умений и навыков. Умения анализировать, формулировать выводы и обосновывать их, (это умения, которые закладываются в процессе научно-исследовательской деятельности) они являются составной частью будущей деятельности студентов, и поэтому их совершенствованию в вузе, необходимо уделить внимание.
Проблемами изучения процесса выполнения научно-исследовательской деятельности, а также индивидуально-психологических и социально-психологических трудностей, возникающих в данном процессе, занимались многие ученые, среди которых необходимо отметить следующих: Л. И. Алешин [4], Н. П. Ансимова [8], С. Я. Гехтляр [19], Е. М. Иванова [26], Е. Н. Лисова [30], И. А. Мезенцева [33] и др.
Цель работы – изучить индивидуально-психологические и социально-психологические трудности у студентов в процессе выполнения научно-исследовательской работы.
Объект исследования – научно-исследовательская деятельность студентов.
Предмет исследования – индивидуально-психологические и социально-психологические трудности у студентов в процессе выполнения научно-исследовательской работы.
Гипотезой исследования является предположение о том, что у студентов трудности в выполнении научно-исследовательской работы имеют ряд особенностей, а именно:
Теоретическое обоснование гипотезы. Нами учитывались данные о том, что большинство учёных, занимающихся изучением процесса научной деятельности (О. В. Осетрова, [37] Велькевич Б. И. [4], Куклина Е. Н. [8] и др. ) в своих работах отдавали предпочтение рассмотрению трудностей индивидуально-психологического плана. Работы, в которых пишут о трудностях, социально-психологическим, внимания практически не уделяется, а преобладают те, которые выражают личное отношение человека к объективным сложностям и проблемам данного вида деятельности.
Хотя, научные работы выполняются студентами под началом научного руководителя, не смотря на это, преимущественно носят индивидуальный характер. Выполнение данной деятельности студентом осуществляется самостоятельно. Научный руководитель может лишь вносить поправки и коррективы в процессе написания работы, а ответственность за результат в любом случае лежит на студенте.
Вероятно, в целом, не будучи заинтересованы в науке (А. Е. Володарская) [13] студенты будут рационализовать свои трудности, а кроме того, осмысливать их, исходя из конкретных условий выполнения научной работы, которые в зависимости от специфики процесса обучения, многообразны. Также, при выдвижении данной гипотезы, нами были использованы результаты пилотажного исследования, в котором были выявлены значимые различия между уровнями социально-психологических трудностей [12].
Поставленная цель реализуется посредством решения следующих взаимосвязанных задач:
Методологической основой исследования выступают методологические принципы психологической науки. Наше исследование основывается на методологических принципах единства сознания и деятельности, детерминизма, системности и развития.
Принцип единства сознания и деятельности, сформулированный С. Л. Рубинштейном [40] в 30-е гг., гласит, что сознание и все психические свойства индивида проявляются и формируются в деятельности, а все психические свойства личности – и предпосылка, и результат ее поведения. Данный принцип используется в нашем исследовании как положение о том, что дружеские отношения проявляются во взаимодействии и общении людей, а с другой стороны взаимодействие людей формируют эти самые дружеские отношения.
Принцип детерминизма, разработанный отечественным психологом С. Л. Рубинштейном и другими авторами, рассматривался в форме положения о причинности психических явлений как совокупности обстоятельств, предшествующих во времени их появлению [40] . В нашей работе данный принцип рассматривался как необходимость изучать закономерные зависимости психических явлений от порождающих их факторов. Применительно к нашему исследованию мы полагаем, что индивидульно-психологические трудности могут быть детерминированы преимущественно проблемами мотивационного характера.
Принцип развития, разработанный в отечественной психологии Л. С. Выготским [15], утверждает, что все психические явления претерпевают количественные и качественные изменения во времени. Таким образом, мы можем предположить, что многие индивидуально-психологические трудности со временем преобразуются в социально-психологические.
Принцип системности, предложенный в
психологии Б. Ф. Ломовым [30], гласит, что
психические явления представляют собой
системы, то есть сложноорганизованные
и постоянно развивающиеся объекты. Человек,
являющийся системой во взаимосвязи присущих
ему психологических личностных свойств
и качеств, в свою очередь, включен в более
крупную систему – малую группу. Группа и окружение в целом оказывает
влияние на ход жизни человека. Все его
индивидуально-
В данной работе использовались следующие методы.
Эмпирической базой исследования выступили Воронежский государственный университет, Воронежский государственный аграрный университет и Воронежский государственный технический университет. Общий объем выборки составил 232 студента различных специальностей.
Новизна исследования состоит в том, что впервые рассматриваются индивидуально-психологические и социально-психологические трудности, возникающие у студентов в процессе выполнения научно-исследовательской деятельности. Проанализированы индивидуально-психологические и социально-психологические особенности студенческого возраста. Проведен анализ трудностей в написании курсовой работы у студентов.
Теоретическая значимость исследования заключается в изучении и обобщении имеющихся теоретических материалов, определена степень и уровень научной разработанности исследуемой темы в целом и по отдельным наиболее актуальным направлениям. Исследованы особенности научно-исследовательской деятельности как одного из видов деятельности студента.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в практике работы вуза для улучшения учебно-воспитательной работы, активизации интеллектуального и профессионального потенциала будущих специалистов. Они позволят осуществить более широкий подход к решению проблем качества подготовки выпускников высшей школы, за счет выявления студентов, испытывающих трудности в процессе выполнения научно-исследовательской деятельности, и дальнейшей помощи и поддержки таких студентов. Полученный материал может быть использован при изучении трудностей, возникающих при написании курсовых и дипломных работ, а так же при других видах работ, составляющих научно-исследовательскую деятельность.