Индивидуально-психологические и социальнопсихологические трудности у студентов в выполнении научно-исследовательской работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 03:02, дипломная работа

Краткое описание

Известный отечественный педагог и философ С. И. Гессен, характеризуя специфику университетского образования, писал: «Овладение методом научного исследования – эта последняя цель научного образования – может быть достигнуто только путём вовлечения учащегося в самостоятельную исследовательскую работу. Высшая научная школа должна быть поэтому, прежде всего, очагом научного исследования, её преподаватель – активным исследователем, самостоятельным учёным, расширяющим своей научной работой область познанного, студент – участником исследовательской работы преподавателя и постольку начинающим учёным…>>

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Теоретическое исследование индивидуально-психологических и социально-психологических трудностей у студентов выполнении научно-исследовательской работы 10
1.1. Научно-исследовательская деятельность как вид деятельности студента 10
1.2. Индивидуально-психологические и социально-психологические особенности студенческого возраста 24
1.3. Трудности в процессе выполнения науно-исследовательской работы у студентов 33
Глава 2. Эмпирическое исследование индивидуально-психологических и социально-психологических трудностей у студентов в выполнении научно-исследовательской работы 41
2.1. Программа эмпирического исследования 41
2.2. Анализ и обсуждение результатов 46
Заключение 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
Приложение А..............................................................................................63
Прложение Б……………………………………………………………..64

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом 16 мая (Автосохраненный).docx

— 127.51 Кб (Скачать файл)

2.2. Анализ и  обсуждение результатов

 

По  результатам предварительного анализа  литературы мы предположили, что у студентов трудности в выполнении научно-исследовательской работы имеют ряд особенностей, а именно:

  1. индивидульно-психологические трудности преобладают над социально-психологическими;
  2. рациональной сфере студентов характерны трудности коммуникационного, информационного, методического и мотивационного уровней; в эмоциональной сфере преобладают трудности мотивационного уровня.

Проверка гипотезы определила логику анализа и обсуждения полученных нами данных.

Анализ полученных в  исследовании результатов начнем с  данных рисуночной и текстовой методик изучения трудностей в процессе выполнения научно-иследовательской деятельности.

Таблица1

Частота встречаемости  трудностей в выполнении  
научно-исследовательской работы

Трудности в выполнении  
научно-исследовательской 
работы

Частота 
встречаемости

Частота 
встречаемости в %

Социально-психологические трудности

421

34,7

Индивидуально-психологические трудности

793

65,3


 

Социально-психологических трудностей было выявлено менее 1/3 от общего числа. Они заключаются в препятствии к выполнению научно-исследовательской деятельности, обусловленные опытом общения и взаимодействия студента с другими исследователями. Такие трудности характеризует возникновение проблем во взаимодействии с учёными, работающими в изучаемой научной области и во взаимодействии с исследователями смежных научных областей. Значит, студенты, которым характерны такие трудности, испытывают сложности в общении с научным руководителем, преподавателями университета, другими студентами. Такие студенты плохо  понимают стоящие перед ними цели, способы их достижения, не стремятся обращаться за помощью к компетентным лицам. Они редко принимает участие в межгрупповых делах, с трудом разрешают возникающие разногласия с окружающими. У людей взаимодействие между ними и источниками литературы носит скорее формальный характер. Юноши не стремятся посещать библиотеки, преимущественно материал для своих работ берут из 
интернет-источников, так как даже общение с работниками библиотек вызывает у них затрудниния. Вероятно, именно социально-психологические трудности у студентов проявились в меньшей мере из-за того, что они более объективны и на них сложнее оказывать влияние.

Индивидуально-психологических трудностей у студентов было выявлено более 2/3 от общего количества. Они затрагивают мотивационно-потребностную сферу и способности,  образуются в результате системного обобщения индивидуальных биологических и социально приобретенных свойств, вовлеченных в функционирование системы поведения человека, а также его деятельности и общения, связаны они со всеми психическими процессами: мотивационно-потребностными, познавательными, эмоционально-волевыми.

Трудности данного характера, связывают с отсутствием умений и навыков студентов к анализу и синтезу, формулированию выводов, постановке проблем, они не так легко разрешимы. У студента возникают чувства страха и паники из-за перспективы не справиться с работой, беспомощности из-за иллюзорного восприятия невозможности обработать большой объем информации и нехватки времени.

Скорее всего, студентам, у которых обнаружено больше индивидуально-психологических трудностей, характерно низкая мотивация к процессу обучения, лень, нежелание самостоятельно работать с имеющимся материалом и научными трудами других исследователей. Такие студенты, скорее всего, не стремятся к получению большого количества разнообразной информации и их собственное нежелание заниматься поиском, классификацией и анализом литературы является одним из основных препятствий к выполнению научно-исследовательской деятельности. Ведущая трудностью в этом случае отсутствие интереса к научной деятельности, конкретным явлениям, процессам и закономерностям, которые возможно изучать. Таким студентам более привлекательным кажется вариант, что их работу за них выполнит кто-нибудь другой. Вероятно, у них нет целостного представления о том, как должна выглядеть их работа, каким образом следует выстраивать логику построения текста, какие методы и методики использовать для проведения исследования. Насущным вопросом для них является вопрос о том, как заставить себя сделать первые шаги в написании работы. Именно начальный этап, по мнению многих студентов, вызывает наибольшие затруднения, вопросы и страхи.  Студенты порой могут сравнивать себя однокурсниками и понимать, что их успеваемость несколько ниже, поэтому и стремление создать научно-полезную, актуальную, информативную и комплексно охватывающую изучаемую тему работу, им кажется попросту невозможным. Они могут не чувствовать в себе уверенности и потенциала для выполнения такого рода деятельности. К самым интересным моментам можно отнести тот факт, что юноши, сами признают, что если они нашли в себе силы преодолеть лень и взяться за написание хотя бы первых абзацев текста будущей работы, то далее у них уже появляется интерес и желание получить достойный результат, довести начатую деятельность до логического завершения.

 

Таблица 2

Результаты изучения эмоционального аспекта трудностей у студентов 
в выполнении научно-исследовательской работы

Вид трудностей

Частота встречаемости

Частота 
встречаемости в %

Коммуникационный уровень

92

18,9

Информационныйуровень

47

9,6

Методический уровень

138

28,3

Мотивационный уровень

211

43,2


 

Как видно из таблицы 2, наиболее часто встречаются студенты с мотивационным уровнем трудностей (43,2 %), на эмоциональном, неосознаваемом уровне люди заявляют о том, что у них недостаточно желания и интереса относительно выполнения научных работ. Таким людям характерно отсутствие интереса к процессу выполнения научно-исследовательской деятельности, разочарование в деятельности данного вида и более сильная мотивация к другим видам деятельности. При возникновении затруднений индивиды может и стараются их решить и найти причину противоречий, однако у них не всегда это получается, это скорее всего и приводит в дальнейшем к усложнению проблем. Интерес к научно-исследовательской деятельности появляется время от времени, или не появляется вовсе. Он может, как быстро возникнуть, так быстро и угаснуть. У таких людей нет четкого понимания целей своей деятельности и способов их достижения. Нежелание индивидов что-либо менять в устоявшемся образе жизни.

Вторым по встречаемости оказался  методический уровень  (28,3  %). Такие студенты характеризуются недостаточными знаниями о структуре научной работы, проведении экспериментов и клинических испытаний, способах и приемах сбора и обработки полученных данных, их сопоставления и анализа.

Третьи по численности – студенты, испытывающие трудности коммуникационного уровня в выполнении научно-исследовательских работ (18,9 %). Они характеризуются отсутствием навыков публичного выступления и участия в научных дискуссиях. Здесь речь идёт о «закрытости» исследователей в профессиональном научном сообществе. На фоне этого и возникают трудности у студентов. Также сюда относят и проблемы, возникающие при взаимодействии с научным руководителем. Часть студентов на рисунках изображают страх на лицах главных персонажей и ярость героев кураторов. Такие студенты плохо  понимают стоящие перед ними цели, способы их достижения, не стремятся к совместному развитию. Они редко принимает участие в межгрупповых делах, конфликтуют, с трудом разрешают возникающие разногласия.

Меньше всего студентов с информационным уровнем трудностей (9,6 %). У таких людей взаимодействие между ними и источниками литературы носит скорее формальный характер. Они не стремятся посещать библиотеки, преимущественно материал для своих работ берут из 
интернет-источников и редко обращаются к первоисточникам.

 Рисунки являются яркой иллюстрацией того, что студенты отдают себе отчёт, что сами не рационально используют время, выделенное на занятие научно-исследовательской деятельностью. В большинстве случаев, студенты изображают одного персонажа. Лицо такого человека печально и выражает негодование: опущенные уголки губ, грустные глаза, руки, разведенные в разные стороны. В некоторых случаях, рядом с печальным человечком на рисунке может быть  ещё один недовольный герой, обычно это научный руководитель.

Проблемы мотивационного уровня отражены студентами на рисунках. Тёмными цветами они изображают ту часть, которая касается выполнения научной работы, а яркими и светлыми цветами (жёлтый, красный, зелёный) рисуют прочую деятельность: развлечения, отдых,

Часто студенты изображают компьютер, это скорее всего связано с  тем, что уровень компьютеризации  в современном мире возрастает и  подавляющее число юношей считают такую технику главным помощником в выполнении научно-исследовательской деятельности. Данного вида рисунки делятся на 2 основные категории:

  • Грустный и обессиленный человек сидит за компьютерным столом.
  • Изображен компьютер и рядом с ним никого нет.

Далее следует перейти  к анализу результатов изучения рационального аспекта трудностей у студентов в выполнении научно-исследовательской работы.

 

 

 

Таблица 3

Результаты изучения рационального  аспекта трудностей у студентов в выполнении научно-исследовательской работы

Уровень трудностей

Частота встречаемости

Частота 
встречаемости в %

Коммуникационный уровень

138

19,0

Информационный уровень

144

19,8

Методический уровень

203

27,9

Мотивационный уровень

241

33,3


 

Как видно  из таблицы 3, больше половины опрошенных имеют средние показатели выраженности трудностей на рациональном уровне. Можно предположить, что ...

Таблица 4

Значимость различий между  показателями социально-психологических и индивидуально-психологических трудностей

Сфера

Эмпирическое значение t

Рациональная

t=3,201 
при t0,05=2,011 
при t0,01=2,682

Эмоциональная

t=4,101 
при t0,05=1,098 
при t0,01=3,612


 

Значимые различия были выявлены между показателями социально-психологических и индивидуально-психологических трудностей в рациональной и эмоциональной сферах. Это свидетельствует о том, что существуют различия в выраженности индивидуально-психологических и социально-психологических трудностей. Значит социально-психологические трудности встречаются у студентов реже, чем индивидуально-психологические. Данная закономерность может быть объяснена тем, что научные работы выполняются студентами преимущественно самостоятельно. Научный руководитель, по большому счёту выступает как координатор и проверяющий. Подавляющая часть ответственности за результат лежит на студенте. Поэтому и преобладающее большинство трудностей возникающих в процессе выполнения научно-исследовательности являются индивидуально-психологическими.

Таблица 5

 

Результаты  проверки значимости различий между уровневыми 
показателями трудностей в эмоциональной и рациональной сферах

Уровень трудностей

z

Коммуникационный уровень

Z = 2,715,

при

Z0,975 = 1,960;

Z0,995 = 2,576

Информационный уровень

Z = 2,965,

при

Z0,975 = 1,960;

Z0,995 = 2,576

Методический уровень

Z = 2,732,

при

Z0,975 = 1,960;

Z0,995 = 2,576

Мотивационный уровень

Z = 0,613 ,

при

Z0,975 = 1,960;

Z0,995 = 2,576


 

Значимые различия были выявлены между  показателями коммуникационного, информационного и методического уровней в эмоциональной и рациональной сферах. Это говорит о том, что в рациональной сфере у студентов обнаруживаются данные трудности, а в эмоциональной сфере они их не испытывают. Значимых различий не было выявлено между показателями мотивационного уровня трудностей в эмоциональной и рациональной сферах. Опираясь на полученные результаты, целесообразно предположить, что на осознаваемом уровне студенты видят в своей деятельности разнообразие трудностей, но всё же преобладающая часть затруднений касается мотивационной сферы и не осознаётся. Студенты указывают на то, что заниматься выполнением научных работ им мешает лень, желание заниматься другой деятельностью и отсутствие интереса к изучаемым темам. Вероятно, юноши стремятся перенести часть ответственности с себя на других людей, таких как научный руководитель, работники библиотек и другие исследователи.

Информация о работе Индивидуально-психологические и социальнопсихологические трудности у студентов в выполнении научно-исследовательской работы