Индивидуально-психологические и социальнопсихологические трудности у студентов в выполнении научно-исследовательской работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 03:02, дипломная работа

Краткое описание

Известный отечественный педагог и философ С. И. Гессен, характеризуя специфику университетского образования, писал: «Овладение методом научного исследования – эта последняя цель научного образования – может быть достигнуто только путём вовлечения учащегося в самостоятельную исследовательскую работу. Высшая научная школа должна быть поэтому, прежде всего, очагом научного исследования, её преподаватель – активным исследователем, самостоятельным учёным, расширяющим своей научной работой область познанного, студент – участником исследовательской работы преподавателя и постольку начинающим учёным…>>

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Теоретическое исследование индивидуально-психологических и социально-психологических трудностей у студентов выполнении научно-исследовательской работы 10
1.1. Научно-исследовательская деятельность как вид деятельности студента 10
1.2. Индивидуально-психологические и социально-психологические особенности студенческого возраста 24
1.3. Трудности в процессе выполнения науно-исследовательской работы у студентов 33
Глава 2. Эмпирическое исследование индивидуально-психологических и социально-психологических трудностей у студентов в выполнении научно-исследовательской работы 41
2.1. Программа эмпирического исследования 41
2.2. Анализ и обсуждение результатов 46
Заключение 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
Приложение А..............................................................................................63
Прложение Б……………………………………………………………..64

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом 16 мая (Автосохраненный).docx

— 127.51 Кб (Скачать файл)

Основными элементами при оформлении курсовой работы в порядке их расположения являются следующие:

  1. Титульный лист.
  2. Оглавление.
  3. Введение.
  4. Главы основной части.
  5. Заключение.
  6. Список использованной литературы.
  7. Приложения (при необходимости).

Весь ход написания курсовой работы можно представить в виде следующей логической схемы [38]:

  1. Выбор темы.
  2. Составление рабочего плана.
  3. Изучение литературы и отбор фактического материала.
  4. Написание курсовой работы.
  5. Оформление курсовой работы.

Несколько иной по содержанию курсовой проект. Он имеет ярко выраженную практическую направленность. Кроме методологического аппарата исследования, в подобной работе должна быть представлена модель, технологический подход к ней или её разработка с полным, детальным описанием, указанием причинно-следственных связей, вывод.

Дипломная работа включает в себя структурные элементы и курсовой работы, и курсового проекта. То есть содержит: методологический аппарат  исследования, обзор научной литературы, практическую разработку, заключение, список литературы [5]

В связи с переходом на многоуровневую системы подготовки педагогических кадров студенты могу выполнять выпускные квалификационные работы разных видов: бакалаврскую, дипломную работу и магистерскую диссертацию.

Выпускная работа бакалавра образования (бакалаврская работа) выполняется на четвёртом году обучения. Затраты времени на подготовку работы бакалавра, как правило, определены учебным планом направления профессиональной подготовки.

Такая работа может представлять собой  реферативный проект по избранной тематике; сравнительный анализ позиций различных авторови/лил научных школ в определении содержания, методов, принципов образования и т.п.; исследование одной стержневой темы или проблемы в образовательной области. Во многом выпускная работа бакалавра может быть основана на предшествующих курсовых работах студента.

Выпускная работа специалиста (дипломная  работа) выполняется на пятом году обучения. Затраты времени на подготовку дипломной работы также определяются учебным планом специальности.

Данная работа представляет собой  самостоятельное исследование, связанное с разработкой актуальных проблем современной науки. В ней должны быть отражены результаты, полученные лично автором, и показана их значимость для решения теоретических и прикладных профессионально-педагогических задач.

Выпускная работа магистра (магистерская диссертация)  выполняется в течение  двухлетней специализированной магистерской подготовки (1,5 года – для для обучающихся по сокращённой программе). Кроме того, учебным планом предусмотрено специальное время на подготовку такой работы.

Магистерская диссертация представляет собой самостоятельную научно-исследовательскую работу, связанную с разработкой актуальных теоретических задач, образовательных проектов, научно-педагогических задач прикладного характера, определяемых спецификой образовательного направления. В магистерской диссертации должны быть изложены принципиально новые научно-исследовательские результаты, полученные лично автором.

При подготовке выпускной квалификационной работы непосредственную организацию и методическое руководство осуществляет преподаватель, назначенный приказом ректора университета научным руководителем. При необходимости, кроме научного руководителя, по специальным вопросам выпускной квалификационной работы может быть консультант из числа преподавателей других кафедр университета. Научный руководитель вместе со студентом составляет задание на дипломную работу, осуществляет её календарное планирование и текущее руководство. Основным проявлением такого руководства является индивидуальные и групповые консультации, которые проводятся обычно по расписанию, составляемому в начале учебного года с указанием времени и места их проведения. Встречу руководителя со студентами, работающими над выпускной квалификационной работой, рекомендуется проводить не реже двух раз в месяц.

Выбор темы для научнойй работы имеет большое значение. При выборе темы очень важно учитывать имеющиеся знания у студента в избранной области, результаты экзаменов по данной учебной дисциплине, наличие своих творческих идей, опыт выступления в студенческих научных кружках, конференциях с научными сообщениями, знание иностранных языков, наличие публикаций и т.п.

Регуляция субъективной активности студентов  обеспечивается интересом студента к самостоятельно выбранной теме научной работы и стремлением к высокой оценке выполненной работы [26].

При выборе темы кработы целесообразно  брать задачу сравнительно узкого плана  с тем, чтобы можно было ее глубоко  проработать. Выбранная студентом  тема научной работы, должна быть актуальна и современна. При обосновании актуальности необходимо показать значимость и место выбранной темы в системе современных научных знаний.

С составления рабочего плана написания  научной работы начинается совместная деятельность студента и его научного руководителя [38].

Здесь важно сделать акцент на аспектах выбора студентом научного руководителя и взаимоотношениях с ним. По мнению А. Г. Аллахвердяна, Г. Ю. Мошковой, А. В. Юревича огромная роль в процессе становления ученого принадлежит его наставникам [5].

В большинстве вузов, научного руководителя студентам назначает выпускающая кафедра. Однако возможен и самостоятельный поиск студентом будущего наставника при написании научной работы. В этом случае студент получает возможность выбрать наиболее подходящую кандидатуру, исходя из своих представлений о способе выполнения данной деятельности.

Если студент хочет почерпнуть максимум знаний, но чувствует, что собственных сил, опыта и компетенции не достаточно, то следует остановить свой выбор на опытном и грамотном кураторе, придерживающемся строгих классических правил, относительно процесса выполнения научно-исследовательской деятельности. Такая кандидатура не позволит ему расслабиться. Научный руководитель будет действительно контролировать деятельность на всех этапах выполнения научно-исследовательской работы. В итоге студент сможет получить возможность освоить азы профессии еще в стенах вуза, с профессиональной поддержкой.

В случае же, если студент желает заниматься выполнением научной работы самостоятельно, то в этой ситуации имеет смысл  выбирать менее  требовательного  и более либерального научного руководителя. Оптимальный вариант – это  преподаватель, имеющий прогрессивные  взгляды на обязанности научного руководителя. Такой куратор, скорее всего не будет предъявлять жестких требований относительно частых консультаций, а будет лишь направлять и корректировать научную  деятельность своего подопечного. В таком случае, обучаясь в вузе, молодой человек учится строить отношения с коллегами. Впоследствии полученные организаторские и коммуникативные умения он переносит в рабочие коллективы.

Воздействие научного руководителя на исследовательскую деятельность студентами рассматривается авторами в двух аспектах.

Первый связан с влиянием статусно-ролевых  характеристик руководителя. Известное имя, высокий статус и репутация руководителя в научном сообществе изначально дают студентам определенные выгоды: им легче   опубликовать свои научные работы, их чаще и раньше начинают выбирать в различные научные организации и т.п. Популярность научного руководителя обеспечивает студентам возможность широких научных контактов.

Второй аспект отражает влияние  научного руководителя как авторитета, личностно значимого человека, носителя и передатчика так называемого «личностного» научного знания, а также образцов поведения в среде ученых. Это влияние напрямую затрагивает формирование студента как личности ученого, поскольку оно соотносимо с ценностным отношением к науке в целом и отдельным ее сторонам, таким, как научные теории, нормы и правила, отношения с людьми.

Первоначально рабочий план только в основных чертах дает характеристику предмета исследования, в дальнейшем он может уточняться. При исследовании план всегда имеет динамический, подвижный характер. Такой план является основным руководящим документом, который определяет объем и содержание работы.

Знакомство с опубликованной по теме курсовой работы литературой начинается с разработки замысла, предполагаемого  исследования, который, как уже указывалось  ранее, находит свое выражение в  теме и рабочем плане курсовой работы. Далее следует приступить к составлению списка литературных источников по теме. Хорошо составленный список даже при беглом обзоре заглавий источников помогает шире охватить тему в целом. На ее основе возможно уже в начале исследования уточнить рабочий план.

Просмотру должны быть подвергнуты  источники, содержание которых напрямую или косвенно связано с темой  курсовой работы. К ним относятся  материалы, опубликованные в различных  отечественных и зарубежных изданиях, в тот числе официальные материалы, монографии.

Во всех случаях следует выбирать самые авторитетные источники, точно  указывать, откуда взяты материалы. При отборе фактов из литературных источников нужно подходить к ним критически. Нельзя забывать, что жизнь постоянно идет вперед, развиваются науки, техника и культура. То, что считалось верным вчера, сегодня, может оказаться неточным, а иногда и неверным.

Выполнение научной работы, а также интроспективный анализ данного процесса студентами является формой и средством, способствующей более быстрой адаптации молодых специалистов в будущей профессии. На завершающем этапе обучения, на старших курсах, деятельность по выполнению курсовой работы позволит студентам более полноценно осознать, прочувствовать, сориентироваться в будущей деятельности, понять себя как специалиста и, в конечном итоге, построить ориентировочный образ профессионала [26].

Изложение материала в научной работе должно быть последовательным и логичным. Все разделы работы должны быть связаны между собой. Особое внимание следует обращать на логические переходы от одной главы к другой, от параграфа к параграфу, а внутри параграфа – от вопроса к вопросу. Текст работы должен демонстрировать:

    • знакомство автора с основной литературой вопроса;
    • умение выделить проблему и определить методы ее решения;
    • умение последовательно изложить существо рассматриваемых вопросов;
    • владение соответствующим понятийным и терминологическим аппаратом;
    • приемлемый уровень языковой грамотности, включая владение функциональным стилем научного изложения.

Написание научной работы как один из видов научно-исследовательской деятельности предполагает выполнение целого ряда теоретических и практических задач, среди которых можно отметить поиск, анализ и систематизация научной и научно-методической литературы по проблеме; сравнительный анализ существующих концепций и подходов в области соответствующей проблемы; определение предмета, объекта, проблем исследования, формулирование целей, задач и гипотез исследования; подбор, адаптация или самостоятельная разработка методов и процедур  исследования и т.д.

Особенности этих видов работ обусловливают  определенные требования к знаниям, умениям, способностям и личностным качествам, лежащим в основе компетенции в области разработки программы научно-исследовательской деятельности и принятия адекватных решений [8].

Деятельность по написанию курсовой работы, как и любая исследовательская деятельность, предполагает получение студентом субъективно или объективно новой информации, поэтому стремление к познанию, достаточный уровень развития познавательных интересов – важнейшие требования, обеспечивающие эффективность этой деятельности. Высокий уровень готовности к самостоятельному поиску в процессе получения необходимых знаний, готовность к выбору программ обучения, темы и методов исследования; определенный творческий потенциал, без которого невозможен поиск нового; вера в собственные силы, основанная на адекватной самооценке, обеспечивающая преодоление трудностей, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию, без чего невозможно не только успешное обучение, но и самостоятельная организация и реализация научно-исследовательской работы; способность адаптироваться к новым ситуациям, переоценивать накопленный опыт, анализировать свои возможности должны являться частью личностно-мотивационных компетенций студентов [8].

Научно-исследовательская работа должна представлять собой целостную, однородную и завершенную студенческую научную работу, в которой должны быть четко сформулированы проблема и исследовательские вопросы, обоснована их актуальность, изложены степень изученности проблемы и состояние ее исследования.

Информация о работе Индивидуально-психологические и социальнопсихологические трудности у студентов в выполнении научно-исследовательской работы