Индивидуально-психологические и социальнопсихологические трудности у студентов в выполнении научно-исследовательской работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 03:02, дипломная работа

Краткое описание

Известный отечественный педагог и философ С. И. Гессен, характеризуя специфику университетского образования, писал: «Овладение методом научного исследования – эта последняя цель научного образования – может быть достигнуто только путём вовлечения учащегося в самостоятельную исследовательскую работу. Высшая научная школа должна быть поэтому, прежде всего, очагом научного исследования, её преподаватель – активным исследователем, самостоятельным учёным, расширяющим своей научной работой область познанного, студент – участником исследовательской работы преподавателя и постольку начинающим учёным…>>

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Теоретическое исследование индивидуально-психологических и социально-психологических трудностей у студентов выполнении научно-исследовательской работы 10
1.1. Научно-исследовательская деятельность как вид деятельности студента 10
1.2. Индивидуально-психологические и социально-психологические особенности студенческого возраста 24
1.3. Трудности в процессе выполнения науно-исследовательской работы у студентов 33
Глава 2. Эмпирическое исследование индивидуально-психологических и социально-психологических трудностей у студентов в выполнении научно-исследовательской работы 41
2.1. Программа эмпирического исследования 41
2.2. Анализ и обсуждение результатов 46
Заключение 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
Приложение А..............................................................................................63
Прложение Б……………………………………………………………..64

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом 16 мая (Автосохраненный).docx

— 127.51 Кб (Скачать файл)

Итак, основными общепризнанными  в социальной психологии признаками малой группы являются контактность, целостность, немногочисленность состава, определенная структура, наличие эмоциональных отношений и сформировавшиеся представления ее членов друг о друге.

В нашей работе мы сосредоточили  свое внимание на студенческих группах. Численность таких групп, как  правило, не превышает установленных для малой группы пределов в 30 человек. Такие группы воспринимаются как единое целое со стороны как самих их участников, так и внешнего окружения, прежде всего – образовательной среды вуза. Студенты регулярно общаются между собой и взаимодействуют друг с другом, при этом они объединены общей для них деятельностью – учебно-профессиональной. В ходе этой и других видов деятельности у них формируются эмоциональные отношения и представления друг о друге. Таким образом, студенческая группа – это реальная малая группа, существующая достаточно продолжительное количество времени (как правило, 5 лет). Это юношеская группа, осуществляющая учебно-профессиональную деятельность, межличностное общение и взаимодействие [24]. В юношеском возрасте выбор профессии уже совершен, и задачами этого этапа становятся овладение профессией, выработка стратегий преодоления трудностей, включение учебно-профессиональной деятельности в сложившийся ход жизни. В литературе часто отмечается, что молодые люди склонны преувеличивать возможности, открываемые перед ними профессией, выдвигая на первый план самовыражение и удовольствие от работы. Для юношей типично стремление к профессиональному самовыражению [39]. Студенческая группа играет важную роль в процессе становления личности юноши как будущего профессионала. Обучаясь в вузе, молодой человек учится строить отношения с коллегами. Впоследствии полученные организаторские и коммуникативные умения он переносит в рабочие коллективы. Таким образом, в студенческой группе молодой человек получает необходимый для жизненного успеха опыт «коллективности» [17].

Помимо положительных моментов, таких как приобретение опыта, студенты также сталкиваются с рядом затруднений  в процессе обучения, особенно это  касается выполнения научно-исследовательской  деятельности. По этому моменту, целесообразно  отметить, что трудности возникают  различного характера, как индивидуально-психологического, так и социально-психологического.

Под социально-психологическими трудностями  в процессе выполнения научно-исследовательской деятельности мы будем понимать – субъективные препятствия к выполнению данного вида деятельности у юношей, обусловленные как психологическими особенностями индивида (главным образом, когнитивными) и опытом его общения и взаимодействия с другими исследователями.

Индивидуально-психологические трудности  затрагивают мотивационно-потребностную сферу и способности. Они образуются в результате системного обобщения индивидуальных биологических и социально приобретенных свойств, вовлеченных в функционирование системы поведения человека, а также его деятельности и общения, связаны они со всеми психическими процессами: мотивационно-потребностными, познавательными, эмоционально-волевыми. Под трудностями мотивационного плана мы будем понимать: отсутствие интереса к процессу выполнения научно-исследовательской деятельности, разочарование в данного вида деятельности и более сильная мотивация к другим видам деятельности.

Социально-психологические трудности  в процессе выполнения научно-исследовательской деятельности, под этим понятием мы подразумеваем – субъективные препятствия к выполнению данного вида деятельности, так обусловленные как психологическими особенностями индивида (главным образом, когнитивными), так и опытом его общения и взаимодействия с другими исследователями.

    1. Трудности в процессе выполнения научно-исследовательской работы у студентов

 Выполнение научно-исследовательской деятельности– это важное и ответственное занятие в процессе обучения в высшем учебном заведении. Научная работа – это отображение знаний, полученных в период обучения на том или ином курсе.

Первая курсовая работа пишется  на первом году обучения и обычно представляет собой результат ознакомления студента с основным содержанием избранной им проблемы и имеет вид расширенного реферата с собственными выводами. Начиная с первой курсовой работы, студент должен овладевать техникой и этикой научной работы, в частности, тщательным и аккуратным составлением библиографии, что сбережет ему много сил в дальнейшей профессиональной деятельности.

На втором курсе к уже имеющимся  у студента навыкам реферирования  прибавляется необходимость добавить в выполняемую курсовую работу элементов самостоятельного исследования.

Курсовая работа студента 3 курса  представляет собой также самостоятельное изложение темы с элементами исследования или даже собственное экспериментальное исследование. В отношении стандартных требований предполагается, что студент 3 курса уже овладел навыками самостоятельной работы над источниками и умеет их систематизировать, оценивать и обобщать.

На 4 курсе к курсовой работе предъявляются  более строгие требования. Она  должна быть методологически последовательна, с глубоким анализом значительного  числа источников и аргументированными выводами. Если предшествующая работа студента не была экспериментальной, то на 4 курсе предоставляется последняя  возможность подготовить экспериментальную  базу для основательной, глубоко  научной дипломной работы.

Выполнение научно исследовательской деятельности – это специфический вид деятельности студента в процессе обучения. Любая деятельность может проходить как легко и беспрепятственно, так и быть сопряжена с проблемами и трудностями. Таким образом, процесс выполнения научно-исследовательской деятельности связан с рядом трудностей.

Трудность препятствия – явление субъективное, производное от величины препятствия (явление объективное, не зависящее от человека; определяется размерами физических и психических усилий, необходимых для преодоления предстоящих трудностей) и возможностей человека. Она выражается отношением величины препятствия к реальным возможностям индивида [21].

В исследованиях, проведенных О. В. Осетровой, выявлены негативные факторы, затрудняющие исследовательскую деятельность. Отмечены трудности трех уровней: коммуникационные, информационные и методические [37].

Коммуникационный уровень трудностей исследовательской деятельности включает «закрытость» исследователей в профессиональном научном сообществе, отсутствие навыков публичного выступления и участия в научных дискуссиях.

Трудности информационного уровня включают «барьеры» в поиске научной  литературы, проблемы в усвояемости  опубликованных научных знаний и  в умениях составления научного текста.

Трудности методического уровня характеризуются  недостаточными знаниями о структуре  научной работы, проведении экспериментов  и клинических испытаний, способах и приемах сбора и обработки полученных данных, их сопоставления и анализа.

Мы полагаем, что возможно выделить ещё и трудности мотивационного плана. К ним можно отнести: отсутствие интереса к процессу выполнения научно-исследовательской деятельности, разочарование в научной деятельности и более сильная мотивация к другим видам деятельности.

О. А. Черникова и П. А. Рудик предлагают, исходя из детерминации переживаний, выделять две группы трудностей: объективные и субъективные [21].

Объективные трудности – это  те, что обусловлены специфическими для данного вида деятельности препятствиями, без преодоления которых невозможно осуществление этой деятельности. Основная отличительная черта объективных трудностей в том, что они по своему содержанию одинаковы для всех людей.

К субъективным трудностям П. А. Рудик относит те, которые выражают личное отношение человека к объективным особенностям данного вида деятельности [21]. Эти трудности носят индивидуальный характер и могут быть различными у представителей одного и того же вида деятельности.

Л. Д. Гиссен проводит следующую классификацию трудностей, выделяя факторы, снижающие результативность любой деятельности [20].

Субъективные:

1) субъективное отношение человека  к достижению цели;

2) субъективная оценка ситуации (положительная или отрицательная).

Объективные:

1) ситуации, содержащие опасность  физической травмы (ненадежность  страховки, нарушение равновесия  и пр.);

2) ситуации, выявляющие несостоятельность  психической подготовленности к требованиям соревновательной борьбы (завышенные задачи, мысли о возможной неудаче и пр.);

3) ситуации с неожиданной «аварийностью» (неожиданная неудача и пр.);

4) ситуации, обусловленные правилами  соревнований (необходимость начать  соревнование с «нелюбимого»  вида программы и пр.);

5) ситуации, вызванные нежелательными  действиями других лиц (негативная реакция зрителей, успех противника, чрезмерное волнение тренера).

Начиная подготовку к выполнению научно-исследовательской деятельности, студент сталкивается с рядом технических трудностей:

    1. объем – для качественного написания научной работы требуется большой объем не только базовых и практических знаний и навыков, но и теоретического материала, литературы, аналитики, публикаций. Нередко поиск необходимых материалов затягивается на несколько месяцев, а ведь это только поиск, еще необходимо структурировать все данные и проанализировать их;
    2. недостаток материала – порой найти необходимый материал для подготовки работ в существующих условиях не представляется возможным;
    3. недостаток времени – современная жизнь сделала студентов «мастерами на все руки», работа все чаще совмещается с учебой, кроме того, необходимо уделять время и семье, реализовать творческие планы. Времени постоянно не хватает, а подготовка курсовой работы занимает месяцы упорного труда.

Научная работа является научным произведением, а не сочинением на свободную тему или интерпретацией чужого текста. Научность означает проверяемость аргументов, фактов, данных, содержащихся в ней. Поэтому первая заповедь научной добросовестности состоит в точности цитирования и добросовестности ссылок на источники. Это требование реализуется через научный аппарат работы. Студенты должны правильно понимать взыскательность научных руководителей в этом отношении, не приписывать требование скрупулезной точности в составлении библиографии мелочности или другим специфическим чертам характера руководителя [35].

Практика оценки научно-исследовательских работ показывает, что обращение с научным аппаратом представляет собой для начинающих авторов серьезную проблему. Между тем, правила оформления научного аппарата являются общими для всех отраслей знания и регламентированы действующими государственными стандартами, в том числе и в упрощенном варианте. Поэтому их следует как можно скорее запомнить еще при написании первой курсовой работы, что сэкономит много времени и сил в дальнейшем.

Практика вузовского обучения обнаруживает у поступивших две, в равной мере негативные закономерности: первокурсник не только не умеет подчас сделать  выбор и обосновать его, но и не знают основных стандартов, отличающих учебную практику от содержащей элементы исследования. Опыт показывает, что  даже основные требования к реферату неизвестны, а принципы написания  курсовой работы, как правило, уясняются  на основании «консультаций», причем чаще не с преподавателем, а со студентами-старшекурсниками [19].

Для некоторых видов работ, научно-исследовательской деятельности достаточен минимальный научный аппарат, к которому относится правильное оформление цитат, примечаний, сносок, ссылок и списка использованной литературы. Другие элементы научного аппарата порой не рассматриваются, но студентам рекомендуется постоянно обращать внимание на научный аппарат статей и книг.

Правильно оформленный научный  аппарат является существенным элементом  внешнего оформления научно-исследовательской работы. Уже первая курсовая работа должна быть аккуратно оформлена согласно изложенным в настоящей работе правилам, соответствующим действующим государственным стандартам. К четвертому курсу эти правила должны быть хорошо усвоены, так как они экономят много сил при написании дипломной работы.

У большинства студентов представления  о научно-исследовательской деятельности достаточно общие и неполные, кроме  того, умения, соответствующие научно-исследовательской деятельности, практически отсутствуют или присутствуют фрагментарно. Большинство студентов не осознает социальной и личностной значимости научно-исследовательской деятельности.

Студенты младших курсов испытывают значительные трудности при написании, например, курсовой работы. Это связано с тем, что у них отсутствуют навыки самостоятельной работы с научно-теоретическими источниками, а также с незнанием способов поиска необходимой литературы и, зачастую, неумением выявлять и анализировать факты с научных позиций [34].

Указанные факты приводят к тому, что хотя студенты младших курсов и оценивают научно-исследовательскую  деятельность с положительной стороны, почти половина студентов не осознает профессиональной значимости исследовательских умений в системе подготовки специалиста. На старших же курсах студенты начинают более четко осознавать значимость исследовательской деятельности. Это связано с тем, что студенты старших куров принимают более активное участие в научной жизни вуза [33].

Информация о работе Индивидуально-психологические и социальнопсихологические трудности у студентов в выполнении научно-исследовательской работы