Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 03:02, дипломная работа
Известный отечественный педагог и философ С. И. Гессен, характеризуя специфику университетского образования, писал: «Овладение методом научного исследования – эта последняя цель научного образования – может быть достигнуто только путём вовлечения учащегося в самостоятельную исследовательскую работу. Высшая научная школа должна быть поэтому, прежде всего, очагом научного исследования, её преподаватель – активным исследователем, самостоятельным учёным, расширяющим своей научной работой область познанного, студент – участником исследовательской работы преподавателя и постольку начинающим учёным…>>
Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Теоретическое исследование индивидуально-психологических и социально-психологических трудностей у студентов выполнении научно-исследовательской работы 10
1.1. Научно-исследовательская деятельность как вид деятельности студента 10
1.2. Индивидуально-психологические и социально-психологические особенности студенческого возраста 24
1.3. Трудности в процессе выполнения науно-исследовательской работы у студентов 33
Глава 2. Эмпирическое исследование индивидуально-психологических и социально-психологических трудностей у студентов в выполнении научно-исследовательской работы 41
2.1. Программа эмпирического исследования 41
2.2. Анализ и обсуждение результатов 46
Заключение 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
Приложение А..............................................................................................63
Прложение Б……………………………………………………………..64
Итак, основными общепризнанными в социальной психологии признаками малой группы являются контактность, целостность, немногочисленность состава, определенная структура, наличие эмоциональных отношений и сформировавшиеся представления ее членов друг о друге.
В нашей работе мы сосредоточили свое внимание на студенческих группах. Численность таких групп, как правило, не превышает установленных для малой группы пределов в 30 человек. Такие группы воспринимаются как единое целое со стороны как самих их участников, так и внешнего окружения, прежде всего – образовательной среды вуза. Студенты регулярно общаются между собой и взаимодействуют друг с другом, при этом они объединены общей для них деятельностью – учебно-профессиональной. В ходе этой и других видов деятельности у них формируются эмоциональные отношения и представления друг о друге. Таким образом, студенческая группа – это реальная малая группа, существующая достаточно продолжительное количество времени (как правило, 5 лет). Это юношеская группа, осуществляющая учебно-профессиональную деятельность, межличностное общение и взаимодействие [24]. В юношеском возрасте выбор профессии уже совершен, и задачами этого этапа становятся овладение профессией, выработка стратегий преодоления трудностей, включение учебно-профессиональной деятельности в сложившийся ход жизни. В литературе часто отмечается, что молодые люди склонны преувеличивать возможности, открываемые перед ними профессией, выдвигая на первый план самовыражение и удовольствие от работы. Для юношей типично стремление к профессиональному самовыражению [39]. Студенческая группа играет важную роль в процессе становления личности юноши как будущего профессионала. Обучаясь в вузе, молодой человек учится строить отношения с коллегами. Впоследствии полученные организаторские и коммуникативные умения он переносит в рабочие коллективы. Таким образом, в студенческой группе молодой человек получает необходимый для жизненного успеха опыт «коллективности» [17].
Помимо положительных моментов,
таких как приобретение опыта, студенты
также сталкиваются с рядом затруднений
в процессе обучения, особенно это
касается выполнения научно-исследовательской
деятельности. По этому моменту, целесообразно
отметить, что трудности возникают
различного характера, как индивидуально-
Под социально-психологическими трудностями в процессе выполнения научно-исследовательской деятельности мы будем понимать – субъективные препятствия к выполнению данного вида деятельности у юношей, обусловленные как психологическими особенностями индивида (главным образом, когнитивными) и опытом его общения и взаимодействия с другими исследователями.
Индивидуально-психологические
Социально-психологические
Первая курсовая работа пишется на первом году обучения и обычно представляет собой результат ознакомления студента с основным содержанием избранной им проблемы и имеет вид расширенного реферата с собственными выводами. Начиная с первой курсовой работы, студент должен овладевать техникой и этикой научной работы, в частности, тщательным и аккуратным составлением библиографии, что сбережет ему много сил в дальнейшей профессиональной деятельности.
На втором курсе к уже имеющимся у студента навыкам реферирования прибавляется необходимость добавить в выполняемую курсовую работу элементов самостоятельного исследования.
Курсовая работа студента 3 курса представляет собой также самостоятельное изложение темы с элементами исследования или даже собственное экспериментальное исследование. В отношении стандартных требований предполагается, что студент 3 курса уже овладел навыками самостоятельной работы над источниками и умеет их систематизировать, оценивать и обобщать.
На 4 курсе к курсовой работе предъявляются
более строгие требования. Она
должна быть методологически
Выполнение научно исследовательской деятельности – это специфический вид деятельности студента в процессе обучения. Любая деятельность может проходить как легко и беспрепятственно, так и быть сопряжена с проблемами и трудностями. Таким образом, процесс выполнения научно-исследовательской деятельности связан с рядом трудностей.
Трудность препятствия – явление субъективное, производное от величины препятствия (явление объективное, не зависящее от человека; определяется размерами физических и психических усилий, необходимых для преодоления предстоящих трудностей) и возможностей человека. Она выражается отношением величины препятствия к реальным возможностям индивида [21].
В исследованиях, проведенных О. В. Осетровой, выявлены негативные факторы, затрудняющие исследовательскую деятельность. Отмечены трудности трех уровней: коммуникационные, информационные и методические [37].
Коммуникационный уровень
Трудности информационного уровня включают «барьеры» в поиске научной литературы, проблемы в усвояемости опубликованных научных знаний и в умениях составления научного текста.
Трудности методического уровня характеризуются недостаточными знаниями о структуре научной работы, проведении экспериментов и клинических испытаний, способах и приемах сбора и обработки полученных данных, их сопоставления и анализа.
Мы полагаем, что возможно выделить ещё и трудности мотивационного плана. К ним можно отнести: отсутствие интереса к процессу выполнения научно-исследовательской деятельности, разочарование в научной деятельности и более сильная мотивация к другим видам деятельности.
О. А. Черникова и П. А. Рудик предлагают, исходя из детерминации переживаний, выделять две группы трудностей: объективные и субъективные [21].
Объективные трудности – это
те, что обусловлены специфическими
для данного вида деятельности препятствиями,
без преодоления которых
К субъективным трудностям П. А. Рудик относит те, которые выражают личное отношение человека к объективным особенностям данного вида деятельности [21]. Эти трудности носят индивидуальный характер и могут быть различными у представителей одного и того же вида деятельности.
Л. Д. Гиссен проводит следующую классификацию трудностей, выделяя факторы, снижающие результативность любой деятельности [20].
Субъективные:
1) субъективное отношение
2) субъективная оценка ситуации
(положительная или
Объективные:
1) ситуации, содержащие опасность
физической травмы (ненадежность
страховки, нарушение
2) ситуации, выявляющие несостоятельность психической подготовленности к требованиям соревновательной борьбы (завышенные задачи, мысли о возможной неудаче и пр.);
3) ситуации с неожиданной «
4) ситуации, обусловленные правилами соревнований (необходимость начать соревнование с «нелюбимого» вида программы и пр.);
5) ситуации, вызванные нежелательными
действиями других лиц (
Начиная подготовку к выполнению научно-исследовательской деятельности, студент сталкивается с рядом технических трудностей:
Научная работа является научным произведением, а не сочинением на свободную тему или интерпретацией чужого текста. Научность означает проверяемость аргументов, фактов, данных, содержащихся в ней. Поэтому первая заповедь научной добросовестности состоит в точности цитирования и добросовестности ссылок на источники. Это требование реализуется через научный аппарат работы. Студенты должны правильно понимать взыскательность научных руководителей в этом отношении, не приписывать требование скрупулезной точности в составлении библиографии мелочности или другим специфическим чертам характера руководителя [35].
Практика оценки научно-исследовательских работ показывает, что обращение с научным аппаратом представляет собой для начинающих авторов серьезную проблему. Между тем, правила оформления научного аппарата являются общими для всех отраслей знания и регламентированы действующими государственными стандартами, в том числе и в упрощенном варианте. Поэтому их следует как можно скорее запомнить еще при написании первой курсовой работы, что сэкономит много времени и сил в дальнейшем.
Практика вузовского обучения обнаруживает у поступивших две, в равной мере негативные закономерности: первокурсник не только не умеет подчас сделать выбор и обосновать его, но и не знают основных стандартов, отличающих учебную практику от содержащей элементы исследования. Опыт показывает, что даже основные требования к реферату неизвестны, а принципы написания курсовой работы, как правило, уясняются на основании «консультаций», причем чаще не с преподавателем, а со студентами-старшекурсниками [19].
Для некоторых видов работ, научно-исследовательской деятельности достаточен минимальный научный аппарат, к которому относится правильное оформление цитат, примечаний, сносок, ссылок и списка использованной литературы. Другие элементы научного аппарата порой не рассматриваются, но студентам рекомендуется постоянно обращать внимание на научный аппарат статей и книг.
Правильно оформленный научный аппарат является существенным элементом внешнего оформления научно-исследовательской работы. Уже первая курсовая работа должна быть аккуратно оформлена согласно изложенным в настоящей работе правилам, соответствующим действующим государственным стандартам. К четвертому курсу эти правила должны быть хорошо усвоены, так как они экономят много сил при написании дипломной работы.
У большинства студентов
Студенты младших курсов испытывают значительные трудности при написании, например, курсовой работы. Это связано с тем, что у них отсутствуют навыки самостоятельной работы с научно-теоретическими источниками, а также с незнанием способов поиска необходимой литературы и, зачастую, неумением выявлять и анализировать факты с научных позиций [34].
Указанные факты приводят к тому,
что хотя студенты младших курсов
и оценивают научно-