Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 23:16, дипломная работа
Цель исследования - изучить индивидуально-психологические особенности адаптивности женщин с ВИЧ-статусом к состоянию беременности.
Для реализации поставленной цели исследования были выделены теоретические, методические и эмпирические задачи.
1. Рассмотреть теоретические подходы к изучению адаптивности к состоянию беременности.
2. Выделить концептуальные основы изучения адаптивности к состоянию беременности.
3. Разработать программу эмпирического исследования адаптивности к состоянию беременности.
4. Провести анализ индивидуально-психологических особенностей адаптивности к состоянию беременности.
5. Выделить эмпирические типы нарушений адаптивности к состоянию беременности.
6. Сравнить схемы адаптации к состоянию беременности в нормальных и осложненных случаях.
7. Предложить психотерапевтическую программу для фонового улучшения соматического состояния женщины при осложненной беременности.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования: Одна из принципиальных особенностей современной эпохи – напряженная социокультурная динамика. Быстрое развитие технологий на фоне медленного изменения человеческого сознания обостряет проблему адаптивности человека в меняющемся мире.
Исследование адаптивности к процессу беременности, как частного случая общей проблемы адаптивности, является не менее интересным предметом исследования, особенно, если беременная женщина при постановке на учет в женскую консультацию узнает, что она ВИЧ-инфицированна. Из множества физиологических систем человека, для которых исследованы частные закономерности развития адаптивных реакций, наименее изученной остается, как это ни парадоксально звучит, репродуктивная система.
Сама по себе система репродукции является очень надежной, и по мере эволюции смогла приспособиться ко многим факторам влияния среды обитания. Однако, активное вмешательство человека в природу, стремительное техническое развитие и социальные проблемы, связанные с мощной психоэмоциональной перегрузкой, создают предпосылки для патогенных воздействий на все системы живого организма. Приспособительные реакции, вырабатывающиеся тысячелетиями у множества поколений, не способны адекватно реагировать на абсолютно новые для них воздействия, а функционально целесообразные и стратегически успешные механизмы защиты не могут выработаться в короткий срок и закрепиться генетически.
Анализ
социологических и
• Несмотря на серьезные успехи в развитии медицины и, в частности, фармакологии, увеличилось (более чем на 15%) количество женщин, нуждающихся в стационарном наблюдении и лечении в период беременности (в частности, развитие у беременных с ВИЧ-статусом приверженности к приёму препаратов антиретровирусной терапии (АРТ))
• Современная медицина в состоянии помочь сегодня тем женщинам, которые ранее были обречены на бесплодие вследствие серьезных соматических проблем, а так же проблем связанных с ВИЧ/СПИД. Для этих случаев имеет место высокий процент осложнений в родах и рождение ослабленных детей. При общем, критично низком, уровне рождаемости ухудшается, таким образом, качество генофонда популяции в целом.
Осложнения в процессе беременности, а самое главное рождение здорового потомства, могут быть вызваны множеством факторов. К тому же, распространение ВИЧ-инфекции с каждым годом растет. Актуальность данной работы основана на необходимости исследования индивидуально-психологических особенностей адаптивности женщин с ВИЧ-статусом к состоянию беременности.
Цель исследования - изучить индивидуально-психологические особенности адаптивности женщин с ВИЧ-статусом к состоянию беременности.
Для реализации поставленной цели исследования были выделены теоретические, методические и эмпирические задачи.
1. Рассмотреть
теоретические подходы к
2. Выделить
концептуальные основы
3. Разработать программу эмпирического исследования адаптивности к состоянию беременности.
4. Провести анализ индивидуально-психологических особенностей адаптивности к состоянию беременности.
5. Выделить эмпирические типы нарушений адаптивности к состоянию беременности.
6. Сравнить схемы адаптации к состоянию беременности в нормальных и осложненных случаях.
7. Предложить психотерапевтическую программу для фонового улучшения соматического состояния женщины при осложненной беременности.
Гипотезы:
1. Индивидуально-психологический
тип женщины определяется
2. Индивидуально-психологический
тип женщины соотносится с
характером соматизации при
Предмет исследования: комплекс устойчивых когнитивных и поведенческих паттернов поведения, истоки формирования когнитивных и поведенческих стратегий; соотнесение формально-динамических свойств с атрибутивными и «семейно-генетическими» характеристиками индивидуальности.
Объект исследования: психологические, психофизиологические и психосоматические аспекты протекания беременности у 30 женщин в возрасте от 17 до 35 лет, из них:
• 10 женщин с ВИЧ статусом, наблюдавшихся по поводу беременности в женской консультации ЦРБ Любашёвского района, пгт Любашёвка, Одесская обл. и стоящих на учете в БО «Рука помощи», пгт Любашёвка, Одесская обл.
• 10 женщин, наблюдавшихся по поводу беременности в женской консультации ЦРБ Любашёвского района, пгт Любашёвка, Одесская обл. с различными патологиями беременности.
• 10 женщин, наблюдавшихся по поводу беременности в женской консультации ЦРБ Любашёвского района, пгт Любашёвка, Одесская обл. с диагнозом «практически здорова»
Методы исследования:
В качестве диагностических методов применялись: анкетирование, построение генограммы, тестирование с применением «Теста на оптимизм», разработанного Л.М. Рудиной на основе АSQ М.Э. Селигмана, и ОФДСИ В.М. Русалова, беседа, наблюдение. В исследовании применена стратегия формирующего эксперимента. Изучение адаптивности к состоянию беременности осуществляется через целенаправленное формирование адаптивного мышления с помощью специального комплекса психотерапевтических методик.
Статистическая обработка: межгрупповые различия определялись с помощью критерия Спирмена (T). Те же методы использовались при обработке данных ОФДСИ В.Русалова. Межтестовые корреляции выявлялись по критерию Пирсона. Сравнение темпераментальных и атрибутивно-стилевых характеристик у различных групп испытуемых выполнялось с применением Т-критерия Стьюдента.
Практическая значимость исследования:
На основе
определения индивидуально-
РАЗДЕЛ 1
АДАПТИВНОСТЬ К СОСТОЯНИЮ БЕРЕМЕННОСТИ.
1.1. Теоретический анализ современного состояния проблемы.
Одной из важнейших и естественных задач эволюции является воспроизведение потомства. Причем, речь идет не только о количественном, но и качественном воспроизводстве, то есть таком, при котором каждое последующее поколение как минимум не уступает предыдущему по состоянию физического и психического здоровья. Проблема исследования адаптивности женщин к состоянию беременности на основе изучения комплекса индивидуально-психологических характеристик является, таким образом, частью общей проблемы здоровья, как меры адаптации к меняющимся условиям.
По мнению академика М. К. Агаджаняна здоровье или адаптация организма есть «устойчивый уровень активности взаимосвязи функциональных систем, органов и тканей, а также механизмов управления». Такой уровень обеспечивает нормальную жизнедеятельность организма, а главное – способность к воспроизведению здорового потомства.
В концептуальных исследованиях Г. Г. Филипповой материнство представлено как часть личностной сферы женщины, имеющую фило- и онтогенетическую историю и ориентированную на задачи рождения и воспитания ребенка. Г.Г. Филиппова отмечает, что ситуация в современном евроамериканском обществе может быть охарактеризована как «потеря пути к модели материнства». Общество формирует новую модель личности, не обеспеченную соответствующей моделью материнства. Усугубляет положение разрыв межпоколенных связей, потеря традиционных способов передачи опыта и оформления материнско-детского взаимодействия. Потрясения последних лет в Украине делают последствия «потери модели материнства» особенно тяжелыми.
Исходя из вышесказанного, репродуктивное здоровье населения не может быть сведено к медицинской проблеме. В общей картине репродуктивного здоровья нации, должны быть представлены, помимо медико-биологического и экологического, такие аспекты, как культурный, религиозно-правовой, социально-экономический, психологический и многие другие. В проблемном поле данного исследования задача всестороннего охвата литературы, посвященной особенностям репродуктивного здоровья нации, не может быть решена. В рамках заявленных задач следует проработать аспекты, непосредственно относящиеся к такой стороне репродуктивной функции, как адаптация к состоянию беременности и связанные с этим психологические факторы репродуктивного риска, влияющие на здоровье матери во время беременности и развитие ребенка в перинатальном периоде. То есть, речь идет об адаптивности, трактуемой (в соответствии с принятым определением) как тенденции функционирования целеустремленной системы на основе согласованности результатов действий поставленным целям.
В контексте адаптивности к процессу беременности, по состоянию на сегодняшний день, можно выделить несколько основных направлений научных исследований.
Как показал проведенный анализ, большинство отечественных и зарубежных исследователей мерой индивидуального здоровья считают свойство каждой живой системы адаптироваться к окружающим условиям. Качество адаптивной реакции зависит от активности ряда систем мозга, выполняющих интегративные и регуляторные функции на пути от запускающего адаптационный процесс стрессора, до комплекса реакций. Необходимыми компонентами физиологических адаптаций являются также привыкание и фиксация адаптивного навыка. Привыканию отводится роль основного пути приспособления организма к среде.
Успешность формирования адаптивных навыков в поведенческих моделях в высокой степени определяется эмоциогенностью предъявляемых раздражителей. Адаптация как процесс приспособления живых организмов к тем или иным условиям существования или к меняющимся условиям среды включает в себя все виды приспособительной деятельности организмов на клеточном, органном, системном и организменном уровнях. Адаптация, с точки зрения С. Глоссарии, понимается как совокупность изменений, снижающих физиологическое напряжение, создаваемое стрессирующими компонентами всего окружения. По Ф. З. Меерсону фенотипическая адаптация есть процесс, в результате которого организм получает возможность жить в условиях ранее не совместимых с жизнью или решать ранее неразрешимые задачи.
А. А. Ильюченок выделяет несколько важных аспектов участия эмоций в адаптации. Эмоция может компенсировать отсутствие специализированной реакции для достижения цели. В этом случае она играет мобилизующую, энергизирующую роль, а результаты достигаются неэкономичным путем. Вместе с тем, эмоции могут форсировать течение не только энергетических, но и информационных процессов, ускоряя процедуру адекватной программы действий. Эмоции способствуют также запоминанию и использованию приобретаемой информации, формируя метки приоритетных сигналов.
Наконец, упоминается и дезорганизующая роль эмоций, благодаря которой могут пострадать целесообразные процессы. Любой новый раздражитель достаточной интенсивности приводит к появлению различных признаков стрессорной реакции.
В рамках ситуативной неопределенности, порождаемой высокой скоростью и плотностью информационных потоков, особенно высок статус жизненных стратегий, предъявляемых как адаптивные, в режиме автоматического реагирования. Эти стратегии формируются на базе «семейно-генетического наследования» и особенностей атрибутивного стиля, который строится в рамках опыта взаимодействия индивида со средой.
Темпераментальные характеристики при этом являются структурой, обеспечивающей фоновую, базовую регуляцию поведения человека в различных условиях жизнедеятельности.
Таким образом, при исследовании адаптивности к процессу беременности и сравнении осложненных и нормальных случаев следует учитывать три фактора или, соответственно, три уровня индивидуальности:
• онтогенетически значимые поведенческие стратегии;
• особенности атрибутивного стиля;
• темпераментальные характеристики (формально-динамические свойства
индивидуальности).
Необходимо выделить диагностический этап работы для качественного и количественного структурирования указанных факторов и определения их возможного негативного сочетания по отношению к динамике беременности. Необходимо разработать общие и индивидуальные методы, приемы, для повышения уровня адаптации женщины к состоянию беременности.
1.2. Комплексные исследования адаптации к материнству
В комплексных исследованиях состояния женщины во время беременности, связанных с успешностью ее адаптации к материнству и обеспечением адекватных условий для развития ребенка, учитываются разнообразные факторы: личностные особенности, история жизни, адаптация к супружеству, особенности личностной адаптации как свойство личности, удовлетворенность эмоциональными взаимоотношениями со своей матерью, модель материнства своей матери, культурные, социальные и семейные особенности, физическое и психическое здоровье. Установлено, что успешная адаптация к беременности коррелирует с успешной адаптацией к материнству (как удовлетворенность своей материнской ролью, компетентность, отсутствие проблем во взаимодействии с ребенком, успешное развитие ребенка).
Сходный метод используется в некоторых отечественных исследованиях, где также на основе комплексного подхода (психологического, психиатрического, медицинского) выявляются факторы риска, влияющие на качество материнско-детского взаимодействия и готовность к материнству О. В. Баженова, Л. Л. Баз, Г. В. Скобло. Комплексное рассмотрение объективных и субъективных факторов проводится в работах А. И. Захарова. Автор акцентирует внимание на личностных особенностях женщины, способствующих появлению стресса во время беременности. Среди наиболее значимых психологических факторов А.И. Захаров выделяет эгоцентризм, приоритет профессиональных успехов и интересов, повышенную эмоциональную чувствительность, тревожность, невротизацию и повышенную раздражительность. Психология материнства на основе сравнительно-психологического подхода исследуется Г. Г. Филипповой. В работе рассматриваются структура, содержание и онтогенез материнства, особенности психического развития ребенка, особенности развития материнских функций и материнской сферы.