Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 23:16, дипломная работа
Цель исследования - изучить индивидуально-психологические особенности адаптивности женщин с ВИЧ-статусом к состоянию беременности.
Для реализации поставленной цели исследования были выделены теоретические, методические и эмпирические задачи.
1. Рассмотреть теоретические подходы к изучению адаптивности к состоянию беременности.
2. Выделить концептуальные основы изучения адаптивности к состоянию беременности.
3. Разработать программу эмпирического исследования адаптивности к состоянию беременности.
4. Провести анализ индивидуально-психологических особенностей адаптивности к состоянию беременности.
5. Выделить эмпирические типы нарушений адаптивности к состоянию беременности.
6. Сравнить схемы адаптации к состоянию беременности в нормальных и осложненных случаях.
7. Предложить психотерапевтическую программу для фонового улучшения соматического состояния женщины при осложненной беременности.
Включение темперамента в более организованную структуру индивидуальности, с точки зрения Л. И. Анциферовой (цит. по [70]), позволяет значительно глубже понять не только те психологические механизмы, которые ответственны за формирование собственно личностных качеств человека, но и способы их функционирования.
Предполагается существование четырех фундаментальных параметров формальной организации поведения человека. Первый – характеризует «широту – узость» афферентного синтеза или степень напряженности взаимодействия со средой. Второй – отражает степень легкости (трудности) переключения с одних программ поведения на другие. Третий – показывает степень быстроты исполнения той или иной программы поведения. Четвертый базальный параметр поведения характеризует порог чувствительности к возможному несовпадению результата действия с «акцептором» и связанные с этим эмоциональные нагрузки. В настоящее время доказано не только существование указанных компонентов, но и их строгая биологическая
обусловленность.
Выводы в разделу 1
Как показал анализ литературы, спектр исследований, посвященных проблематике беременности весьма обширен. Выделяются экологические, психологические, генетические, онтогенетические, социальные и другие факторы, детерминирующие осложнения при вынашивании беременности.
Суммируя выводы, которые делают исследователи различных направлений, можно сказать следующее:
• В контексте генетического подхода невынашивание беременности рассматривается как полиэтологическое заболевание, причины которого весьма многочисленны. Данные о роли генетических факторов изучены недостаточно и противоречивы. Решению прогностических задач по предсказанию возникновения нарушений в течении беременности посвящено незначительное число исследований, что связано с трудностями разработки количественных признаков, ассоциирующихся с заболеваниями.
• В психологических исследованиях выделяются особенности психического состояния женщины в беременности, влияющие на развитие ребенка. В первую очередь, это наличие стрессов, депрессивных состояний, психопатологических особенностей, их возникновение и обострение в различные периоды беременности.
• В исследованиях, ориентированных на медико-биологические аспекты беременности, обсуждается связь психологического состояния женщины во время беременности с успешностью вынашивания ребенка и патологией беременности и родов. Невозможно провести строгое разграничение психических, психосоматических и чисто соматических заболеваний. Они трактуются как мультифакторные проявления. В принципе, целесообразным считается придерживаться в этиологии, терапии и прогнозе любой болезни мультифакторного подхода.
• В работах, выполненных в русле культурно-исторического подхода, отмечается «потеря модели материнства». Констатируется снижение ценности материнства для женщины, при повышении значимости таких позиций, как самореализация, карьерный рост, социальный статус.
• В рамках комплексного подхода авторы констатируют необходимость продолжения психологических исследований материнства как целостного явления и подчеркивают отсутствие адекватного подхода и теоретической концепции для осуществления такого исследования.
В целом, в существующих на сегодня подходах, факторы, выбираемые для исследования особенностей адаптивности (и успешности адаптации) к состоянию беременности, часто выделяются в пределах одного «слоя» индивидуальности (при признании значимости других составляющих) либо определяется рядополагаемый список субъективных и объективных критериев.
Практически не существует, работ, посвященных изучению тех случаев осложненной беременности, которые можно объединить термином «этиология неизвестна». Т. е. таких случаев, где осложнения соматического характера манифестируют вне связи с конкретным заболеванием, неблагоприятной экологией, наличием стрессогенных факторов или социального неблагополучия. Отсутствуют исследования, в которых проводится исследование адаптивности к состоянию беременности при сравнении нормальной и осложненной динамики.
РАЗДЕЛ 2
АНАЛИЗ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ АДАПТИВНОСТИ ЖЕНЩИН К СОСТОЯНИЮ БЕРЕМЕННОСТИ В ОТЧЕСТВЕННОЙ И ЗАПАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ
2.1 Техника построения генограммы.
На рис.
1 представлен общий вид генограммы с расшифровкой
условных обозначений. На схеме отмечаются
имена, важные даты в жизни семьи, краткие
характеристики, любая значимая информация.
Рис. 1 Генограмма семьи
В процессе построения генограмм выделялись и анализировались (качественно и количественно) трансгенерационные модели коммуникаций и тиражируемые в поколениях законы и правила семьи и семейносправедливости. В общем массиве информации были структурированы для дальнейшего анализа и возможного межгруппового сравнения следующие позиции:
1.
Паттерн незавершаемого
2. Паттерн дистанциирования. Физическое и/или моральное удаление из семьи, разрыв отношений или сведение их к минимуму, односторонняя закрытость в отношениях. М. Боуэн говорит, прежде всего, об эмоциональном разрыве , то есть о состоянии отчуждения между членами семьи. Фактически, разрыв позволяет избегать эффективной коммуникации между людьми и может стать универсальным ответом на определенные жизненные ситуации. В семьях разрывы могут быть использованы в качестве способа определения границ, а также для достижения сепарации (например, в детско-родительских отношениях).
3.
Паттерн негативных
4.
Паттерн «непрощенной
5.
Паттерн «Долга лояльности». Вы
6.
Паттерн повторения моделей
7. Паттерн «отложенного решения»: откладывание действий, связанных с изменением состояния, боязнью неудачи, необратимостью последствий. Этот паттерн соотносится с паттерном незавершаемого действия (п. 1) в части, связанной со страхом изменения состояния или положения. Однако для паттерна отложенного решения характерным является низкая фрустрационная толерантность по отношению к состоянию неопределенности. Решение о начале действия или процесса может откладываться насколько возможно, но затем человек действует достаточно четко и целенаправленно, не растягивая процесс сверх необходимого.
8.
Паттерн долженствования «
9. Паттерн долженствования. «Ожидаемый» - Мне должны – стандарты ожидаемого поведения социума по отношению к индивиду. Этот вид долженствования предполагает жесткие стандарты для значимых других, можетпорождать дефицит доверия и чувство враждебности по отношению к людям.
10.
Паттерн долженствования «
11. Паттерн перфекционизма – завышенный уровень притязаний; функционирование по типу все или ничего; сосредоточение на неудачах; оценка людей и ситуаций как центрированная на себе и своих долженствованиях; завышенный уровень ожиданий от значимых других; склонность к избирательной концентрации на настоящих и прошлых ошибках; генерализация стандартов во всех областях жизнедеятельности.
12.
Схемы поведения в
13.
Отношение к собственному
14. Синдром годовщины. Повторение травмирующих или счастливых событий в семье, идентификация со значимым другим. Главные события в семье (рождения, свадьбы, болезни или смерти) могут происходить в период – по возрасту и дате – годовщины события, важного для семьи или одного ее члена. Наличие синдрома годовщины в семейной истории и его устойчивость отмечается многими исследователями этого направления, хотя задача научного обоснования и полного объяснения явлений повторения все еще не решена.
15. Лозунг/завет: интегративная идея, наследуемая у наиболее значимого в детстве или ранней юности человека, согласно которой индивид строит (осознанно или неосознаваемо) свою модель личностного функционирования.
16. Семейная тайна: закрытость, замалчивание информации о каком-либо члене семьи или о некотором периоде в жизни семьи. Такие тайны могут определять выбор профессий, времяпровождения, увлечений, хотя источники повторений не осознаются и даже не рационализируются. Когда подобные тайны раскрываются, пропадают некоторые аффекты, связанные с тяжелым прошлым, негативными повторяющимися ситуациями и травмами. Остается невыясненным вопрос, как передаются семейные тайны в повседневной жизни, если о них не говорят. По мнению Н. Абрахама (N. Abraham, 1994), действует как раз эта невысказанность, обостренная молчанием и утаиванием.
При определении
паттернов долженствования
2.2 Определение формально-динамических свойств индивидуальности.
Темпераментальные характеристики определялись по опроснику формально-динамических свойств индивидуальности В. М. Русалова. Метод ОФДСИ позволяет наиболее полно и точно оценивать как отдельные формально-динамические свойства индивидуальности, так и устойчивые структуры (индексы, типы). Метод ОФДСИ не имеет аналогов в мировой психологической литературе. Так называемые биологически- ориентированные методы (EPI, EPQ Айзенка, PTS Стреляу или лексикографические факторные, как например 16-ти факторный опросник Кеттела) не имеют изначальной теоретически обоснованной модели формально-динамических свойств индивидуальности, не обладают четкими критериями для дифференциации формально-динамических свойств от содержательных, имеют низкую конструктную валидность и, как следствие, обладают низкой кросс-культурной эквивалентностью, т. е. не могут быть корректно использованы в разных культурных популяциях. Метод ОФДСИ опирается на теоретическую модель, вытекающую из специальной теории индивидуальности (В. М. Русалов, 1986). Согласно данной модели имеется определенное эволюционно целесообразное количество фундаментальных формально-динамических свойств индивидуальности, а именно – 12 (эргичность, пластичность, скорость и эмоциональный порог в трех сферах поведения: психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной). Тест предназначен для решения научных и научно-практических задач, связанных с оценкой индивидуально-психологических особенностей человека в возрасте от 18 до 60 лет. Опросник содержит 150 пунктов, требующих ответа по 4-х балльной шкале, на основании которых могут быть вычислены индексы и темпераментальные типы. Каждое свойство оценивается по 12 утверждениям (пунктам) различной степени трудности (выраженности) и может иметь значения от 12 до 48 баллов. В опроснике имеется также контрольная шкала (6 пунктов), оценивающая уровень социальной желательности. Данная шкала варьирует то 6 до 24 баллов. Опросник позволяет определить 6 наиболее важных индексов формально-динамических свойств человека: индексы активности – психомоторной, интеллектуальной, коммуникативной, общей; индекс общей эмоциональности и индекс общей адаптивности.