Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 16:42, курсовая работа
Целью данного исследования является определение интеллектуальных качеств ребенка, в наибольшей степени обеспечивающих успешность школьного обучения.
Объект: дети 6-7 лет.
Предмет: уровень интеллектуального развития детей 6 лет.
Актуальность исследования. В настоящее время важной является проблема создания надежных и валидных методик диагностики психологической готовности к школьному обучению и неразрывно связанный с ней вопрос о критериях интеллектуального развития.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ШЕСТИЛЕТНИХ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
1.1 Понятие интеллектуальной готовности к школьному обучению……………………………………………………………………......…7
1.2 Содержание деятельности по подготовке к успешному обучению в школе………………………………………………………………………….….16
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ШЕСТИЛЕТНИХ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.
2.1 Диагностика интеллектуальной готовности к обучению в школе...23
2.2 Проведение коррекционно-развивающей работы……………….....28
2.3 Анализ эффективности проведения коррекционно-развивающей работы…………………………………………………………………………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………....33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..37
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...40
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ШЕСТИЛЕТНИХ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
1.1 Понятие интеллектуальной
готовности к школьному
1.2 Содержание деятельности по подготовке
к успешному обучению в школе…………………………………………………………………
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ШЕСТИЛЕТНИХ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.
2.1 Диагностика интеллектуальной
готовности к обучению в школе.
2.2 Проведение коррекционно-
2.3 Анализ эффективности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..37
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30 - 40 % детей приходят в первый класс неготовыми к обучению. Позиции большинства авторов сходятся в следующем: основной причиной так называемой неготовности ребенка к школе является «низкий уровень функциональной готовности (так называемая «школьная незрелость»), т.е. несоответствие степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций задачам школьного обучения» [10]
Практическая значимость
исследования состоит в выявлении
и использования комплекса
Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. В отечественной психологии при изучении интеллектуального компонента психологической готовности к школе акцент делается не на сумму усвоенных ребенком знаний, а на уровень развития интеллектуальных процессов. То есть ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.
Современная ситуация в образовании
напрямую связана с тенденциями
к вариативности и
Вопросу изучения причин школьной
неуспеваемости посвятили множество
работ такие отечественные
В дошкольном возрасте закладывается
фундамент представлений и
Старший дошкольник может многое, но не следует переоценивать умственные возможности шестилеток.
Целью данного исследования является определение интеллектуальных качеств ребенка, в наибольшей степени обеспечивающих успешность школьного обучения.
Объект: дети 6-7 лет.
Предмет: уровень интеллектуального развития детей 6 лет.
Актуальность исследования. В настоящее время важной является проблема создания надежных и валидных методик диагностики психологической готовности к школьному обучению и неразрывно связанный с ней вопрос о критериях интеллектуального развития.
Гипотеза исследования состоит в том, что существующие диагностические методики определения интеллектуальной готовности к обучению в школе имеют неодинаковую прогностическую валидность, так как с разных сторон подходят к изучению особенностей психического развития детей. При этом не все психологические качества, которые изучаются при определении интеллектуальной готовности ребенка, одинаково востребуются в процессе обучения и в равной степени влияют на успешность овладения школьной программой. Следовательно, могут быть найдены такие критерии интеллектуальной готовности, которые в большей степени определяют успешность школьного обучения.
Задачи исследования.
1. Провести теоретический
анализ психолого-
2. С помощью разных
диагностических программ
3. По результатам исследования
разработать комплекс
В работе использовались следующие методики:
Методика «10 слов» (А.Р. Лурия).
Методика «Графический узор».
Методика «Мозаика».
Методика «Лабиринт».
Методика «Исключение лишнего».(ПРИЛОЖЕНИЕ А)
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ШЕСТИЛЕТНИХ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
1.1 Понятие интеллектуальной
готовности к школьному
Интеллект (от лат. intellectus - понимание, познание) в широком смысле понимается как совокупность всех познавательных функций индивида: от ощущений и восприятия до мышления и воображения, а в более узком смысле как мышление. [19]
Можно выделить три наиболее
часто встречавшихся
1) интеллект как способность к обучению;
2) интеллект как способность
оперировать абстрактными
3) интеллект как способность адаптироваться к окружающему миру.
В начале XX в. интеллект рассматривался как достигнутый к определенному возрасту уровень психического развития, который проявляется в сформированности познавательных функций, а также в степени усвоения умственных умений и знаний.
Французские психологи А. Бине и Т. Симон предложили определять степень умственной одаренности, посредством специальных тестов, прагматически трактуя интеллект как способность справляться с определенными заданиями, эффективно включаться в социокультурную жизнь, успешно приспособляться.
Ж. Пиаже считает, что интеллект - высший универсальный способ уравновешивания субъекта со средой (Ж. Пиаже, 1994).
Р. Стернберг впервые предпринял попытку определения интеллекта на уровне описания поведения. Он выделил три формы интеллектуального поведения:
1) вербальный интеллект (запас слов, эрудиция, умение понимать прочитанное);
2) способность решать проблемы (способность строить планы, применять знания и т.п.);
3) практический интеллект
(умение добиваться
В российской психологии XX века исследования интеллекта развивались в нескольких направлениях: изучение психофизиологических задатков общих умственных способностей (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицин, Э.А. Голубева, В.М. Русалов), эмоциональной и мотивационной регуляции интеллектуальной деятельности (O.K. Тихомиров), когнитивных стилей (М.А. Холодная) как "способности действовать в уме" (Я.А. Пономарев).
Большой вклад в изучение
интеллектуального развития внес Жан
Пиаже, создавший Женевскую школу
генетической психологии, которая изучает
умственное развитие ребенка. Объектом
генетической психологии является изучение
происхождения и развития интеллекта.
Она исследует, как формируются
у ребенка фундаментальные
Ж. Пиаже при изучении интеллектуального развития ребенка открывает ряд стадий:
1) сенсомоторный интеллект;
2) презентативный интеллект и конкретные операции;
3) репрезентативный интеллект и формальные операции.
Фактор равновесия выступает в качестве внутреннего регулятора развития интеллекта.
В отечественной психологии
психическое развитие понимается как
качественно своеобразный процесс
и характеризуется
В дошкольном возрасте ребенок может решать жизненные задачи тремя способами: наглядно-действенным, наглядно-образным и путем логическою рассуждения, опирающегося на понятия. Если в раннем детском возрасте мышление осуществляется в процессе предметных (в частности, орудийных) действий, то у дошкольника оно начинает предварять практическое действие. Чем младше ребенок, тем чаще он пользуется практическими пробами, чем он старше, тем больше прибегает к наглядно-образным и затем логическим способам [27]
Когда ребенок достигает
возраста 6-7 лет, многие родители начинают
задавать себе вопросы, связанные с
его поступлением в школу. Что
делать, чтобы ребенок легко учился,
с удовольствием ходил в школу,
был самым хорошим, лучшим учеником
в классе? В связи с этими
многочисленными вопросами в
психологии возникли термины «школьная
зрелость» и «готовность
Наиболее полное понятие «готовность к обучению в школе» дано в определении Л.А. Венгера, под которым он понимал определенный выбор знаний и умений, в котором должны присутствовать все остальные элементы, хотя уровень их развития может быть разный. Составляющие этого набора прежде всего являются мотивация, личностная готовность в которую входят «внутренняя позиция школьника», волевая и интеллектуальная готовность.[3] Л.И.Божович указывает, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника[2]. М.И.Степанова отмечает, что готовность к обучению не что иное, как необходимый уровень развития ребенка, который позволяет ему без ущерба для здоровья, нормального развития справиться с учебой в школе.[24] В свою очередь, Н.Ф.Виноградова уточняет, что готовность к школе – это прежде всего психологическое, эмоциональное, нравственно – волевое развитие ребенка, сформированное желание учиться и элементы учебной деятельности. Здесь имеется в виду развитие тех специальных форм деятельности дошкольников, которые определяют, обеспечивают его легкую адаптацию к новому этапу жизни, снятие (или хотя бы существенное снижение) отрицательного влияния на здоровье, психическое и эмоциональное благополучие школьника. [4]
Информация о работе Интеллектуальное развитие детей 6-летнего возраста