Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 16:42, курсовая работа
Целью данного исследования является определение интеллектуальных качеств ребенка, в наибольшей степени обеспечивающих успешность школьного обучения.
Объект: дети 6-7 лет.
Предмет: уровень интеллектуального развития детей 6 лет.
Актуальность исследования. В настоящее время важной является проблема создания надежных и валидных методик диагностики психологической готовности к школьному обучению и неразрывно связанный с ней вопрос о критериях интеллектуального развития.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ШЕСТИЛЕТНИХ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
1.1 Понятие интеллектуальной готовности к школьному обучению……………………………………………………………………......…7
1.2 Содержание деятельности по подготовке к успешному обучению в школе………………………………………………………………………….….16
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ШЕСТИЛЕТНИХ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.
2.1 Диагностика интеллектуальной готовности к обучению в школе...23
2.2 Проведение коррекционно-развивающей работы……………….....28
2.3 Анализ эффективности проведения коррекционно-развивающей работы…………………………………………………………………………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………....33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..37
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...40
Гармоничность личности ребенка
обеспечивается единством нравственного,
умственного, эстетического и физического
воспитания. А.Н. Леонтьев по этому поводу
считает, что умственное развитие ребенка
нельзя рассматривать в отрыве от
его психического развития в целом,
от богатства интересов ребенка,
его чувств и всех других черт, образующих
его духовный облик [13].На сегодняшний
день практически общепризнано, что
готовность к школьному обучению
- многокомпонентное образование, которое
требует комплексных
Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
К социальной зрелости
относятся потребность ребенка
в общении со сверстниками
и умение подчинять свое
Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, развитие тонких движений руки и сенсомоторная координация, а также развитие речи - овладение умением связно, последовательно, понятно для окружающих описать предмет, картинку, событие, передать ход своей мысли, объяснить то или иное явление, правило. Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга [7].
Интеллектуальная готовность
ребенка к школе предполагает
наличие у него кругозора, запаса
конкретных знаний. Ребенок должен
владеть планомерным и
Обобщая, можно сказать, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:
§ дифференцированное восприятие;
§ аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);
§ рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);
§ логическое запоминание;
§ интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
§ овладение на слух разговорной речью и способностью к пониманию и применению символов;
§ развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.
Л.Ф.Обухова пишет, что хотя
ребенка еще в дошкольном возрасте учат
читать, писать, считать, это не означает,
что, получив эти навыки, он готов к школьному
обучению. «Готовность определяется тем,
в какую деятельность все эти умения включены.
Усвоение детьми знаний и умений в дошкольном
возрасте включены в игровую деятельность,
и поэтому эти знания имеют другую структуру.
Отсюда первое требование, которое надо
учитывать при поступлении в школу – никогда
не следует измерять готовность к школьному
обучению по формальному уровню умений
и навыков, таких как чтение, письмо, счет.
Владея ими, ребенок может еще не иметь
соответствующих механизмов умственной
деятельности» [17, c. 256]. Существуют различные
взгляды на определение готовности
к обучению . Так Л.И. Божович еще
в 1950г. отмечала, что готовность к
обучению в школе складывается
из определенного уровня развития мыслительной
деятельности, познавательных интересов,
готовности к произвольной регуляции
своей познавательной деятельности и
к социальной позиции школьника. Основным
критерием готовности к школе
в трудах Л.И. Божович (1968) выступает особое
новообразование – «внутренняя позиция
школьника», которое включает в себя познавательную
потребность и потребность в общении на
новом уровне. Аналогичных взглядов придерживался
А.В. Запорожец, считавший, что готовность
к школьному обучению
представляет собой целую систему взаимосвязанных
качеств детской личности, включая особенности
ее мотивации, уровня развития познавательной,
аналитико-синтетической деятельности,
степень сформированности механизмов
волевой регуляции действий и т. д.
В понятии
готовности к школьному
обучению можно выделить несколько
компонентов:
1. Личностная готовность, которая
включает в себя формирование у дошкольника
готовности к принятию новой социальной
позиции (положения школьника, имеющего
круг правил и обязанностей) и проявляется
в наличии учебной мотивации, умении общаться
со сверстниками и взрослыми, в способности
подчинять свое поведение законам детских
групп. Готовым к школьному
обучению является ребенок, которого
школа привлекает не внешней стороной,
а возможностью получать новые знания,
что предполагает развитие познавательных
интересов.
Личностная готовность предполагает также определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу обучения в школе у него должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость (отсутствие импульсивных реакций, способность длительно время выполнять не очень привлекательные задания), на фоне которой и возможно развитие и протекание учебной деятельности. У детей формируется произвольность как способность действовать в соответствии с сознательно поставленной целью. Появление принципиально новых возможностей саморегуляции предполагает не только развитие эмоционального контроля, но и переход от внешней регуляции поведения к внутренней (когда оно становится внутренне осмысленным), установлению соподчинения мотивов. [22].
Физическая готовность, которая определяется физическим развитием ребенка и его соответствием возрастным нормам [25].
Интеллектуальная готовность
к школьному обучению
заключается в степени развития основных
психических функций: восприятия, памяти,
внимания, наглядно-образного мышления
и основ логического мышления, связной
речи, мелкой моторики рук и сенсомоторной
координации [26].Остановимся более подробно
на развитии необходимых для успешного
обучения в школе психических
функций, составляющих интеллектуальную
готовность к школьному
обучению .
При поступлении в школу ребенок должен
уметь устанавливать идентичность предметов
и их свойств тому или иному эталону. Если
речь идет о цвете, то он должен уметь дифференцировать
цвета. Аналогично – видеть форму, размер
предмета. Однако у большинства детей
еще отсутствует умение анализировать
воспринимаемые свойства предметов. Это
означает, что дети еще не умеют целенаправленно
анализировать и дифференцировать воспринимаемые
предметы. В процессе учебной деятельности
у них необходимо это постоянно формировать,
учить их наблюдать. Для этого надо научить
выделять предмет наблюдения, составлять
план его проведения, отделять главное
от второстепенного и т. д. [21]
Одним из основных критериев интеллектуальной готовности к школе является развитие произвольного внимания. Шестилетний ребенок может длительное время заниматься, не отвлекаясь, только тем, что привлекает его, вызывает у него интерес. Но у него практически еще не сформировано произвольное внимание, которое обеспечивает сосредоточение на том, что само по себе не интересно (Л.С. Выготский, 1991). Трудности, с которыми на практике сталкиваются дети в начале школьного обучения, связаны именно с недостаточностью развития внимания, поэтому о его совершенствовании необходимо заботиться в первую очередь, готовя дошкольника к обучению в школе.
Характеристика памяти у
детей шести лет аналогична характеристике
внимания. Ребенок легко и быстро
запоминает то, что привлекает его
внимание своей яркостью, необычностью,
то есть то, что непосредственно
интересно для него. Это и есть
непроизвольная память. Как и в
случае с вниманием, для учебной деятельности
ребенку необходима произвольная память.
В первые же дни школьной жизни он должен
запоминать правила поведения, постоянно
помнить их и вести себя согласно этим
правилам. Ученик должен запомнить то,
что ему надо сделать дома и т. д. Для того,
чтобы ребенок хорошо усваивал школьную
программу, необходимо, чтобы он располагал
различными эффективными средствами для
запоминания, сохранения и воспроизведения
учебного материала [15].
В возрасте шести лет ребенок должен быть
на стадии наглядно-образного мышления.
В этом случае он может понимать и выполнять
действия, не используя рук. Их заменяет
глаз, но необходимость во внешних предметах
сохраняется. Обобщения производятся
детьми этого возраста обычно на основе
внешних, легко воспринимаемых признаков
или признаков функциональных. К школе
у ребенка должны появиться задатки логического
мышления, которое характеризуется тем,
что ребенок оперирует достаточно абстрактными
категориями и устанавливает различные
отношения, которые не представлены в
наглядной или модельной форме [18].
При поступлении в школу должно быть развито и представлено во всех трех основных формах: наглядно-действенной, наглядно-образной и словесно-логической. Однако на практике нередко сталкиваются с ситуацией, когда, обладая способностью хорошо решать задачи в наглядно-действенном плане, ребенок с большим трудом справляется с ними, когда эти задачи представлены в образной и тем более словесно-логической форме. Бывает и наоборот: ребенок сносно может вести рассуждения, обладать богатым воображением, образной памятью, но не в состоянии решать практические задачи из-за недостаточной развитости двигательных умений и навыков.
К таким индивидуальным различиям
в познавательных процессах необходимо
относиться спокойно, т. к. они выражают
собой не столько общее недоразвитие
ребенка, сколько его индивидуальность,
проявляющуюся в частности, в
том, что у ребенка может
1.2 Содержание деятельности по подготовке к успешному обучению в школе
В отечественной психологии серьезная проработка проблемы готовности к школьному обучению, своими корнями идущей из трудов Л.С. Выготского, содержится в работах Л.И. Божович (1968), Д.Б. Эльконина (1989), Н.Г. Салминой (1988), Е.Е. Кравцовой (1991), Н.В. Нижегородцевой, В.Д. Шадрикова (1999, 2001) и др. Эти авторы вслед за Л.С. Выготским считают, что обучение ведет за собой развитие, а потому обучение можно начинать, когда задействованные в нем психологические функции еще не созрели. В связи с этим функциональная зрелость психики не рассматривается как предпосылка к обучению. Кроме того, авторы этих исследований полагают, что для успешного обучения в школе имеет значение не совокупность имеющихся у ребенка знаний, умений и навыков, а определенный уровень его личностного и интеллектуального развития, который и рассматривается как психологические предпосылки к обучению в школе [7]. Д.Б. Эльконин и А.Л. Венгер проводили многолетнее исследование проблемы перехода детей от дошкольного к младшему школьному возрасту. Основное внимание они уделяли анализу психологических новообразований, связанных с поступлением ребенка в школу – уже произошедших или предстоящим произойти в ближайшем будущем. На основе психологического анализа возрастных и индивидуальных особенностей 6-летних детей намечаются задачи и пути организации их обучения и воспитания, что будет способствовать повышению эффективности учебно-воспитательной работы с детьми, предупреждению и своевременной коррекции отклонений. На первое место Д.Б. Эльконин ставил сформированность психологических предпосылок овладения учебной деятельностью. К наиболее важным предпосылкам он относил:
1) умение ребенка подчинять
свои действия правилу,
2) умение ребенка
3) умение слушать и
выполнять инструкции
4) умение работать по образцу.[18].
Все эти предпосылки вытекают из особенностей психического развития детей в переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту, а именно: потеря непосредственности в социальных отношениях; обобщение переживаний, связанных с оценкой; особенности самоконтроля [7].
Л.И. Божович делает акцент на том, что готовность к школьному обучению со стороны интеллектуального развития ребенка заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития интеллектуальных процессов, то есть в качественных особенностях детского мышления. С этой точки зрения быть готовы к школьному обучению означает достигнуть определенного уровня развития мыслительных процессов: ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное, он должен научиться рассуждать, делать выводы. Л.И. Божович согласна с Л.С. Выготского , который считал, что «быть готовым к школьному обучению значит прежде всего обладать умением обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира» [2]. Л.С. Выготский выдвигает положение о «зоне ближайшего развития» ребенка, которая определяется как «расстояние между уровнем его актуального развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых и в сотрудничестве с более умными товарищами [6,с. 51] Сотрудничество при этом понимается очень широко: от наводящего вопроса до прямого показа решения задачи. Л.С. Выготский пишет, что «подражать ребенок может только тому, что лежит в зоне его собственных интеллектуальных возможностей»[6,с 53], а потому нет оснований считать, что подражание не относится к интеллектуальным достижениям детей. Зона ближайшего развития гораздо существеннее определяет возможности ребенка, чем уровень его актуального развития. Два ребенка, имеющие одинаковый уровень актуального развития, но разную зону ближайшего развития, будут различаться в динамике умственного развития в ходе обучения. То, что сегодня является для ребенка зоной ближайшего развития, завтра станет уровнем его актуального развития. Таким образом, по мнению Л.С. Выготского, для успешного обучения в школе каждый ребенок должен обладать тем уровнем актуального развития (низшим порогом обучения), без которого невозможно данное успешное обучение.
Информация о работе Интеллектуальное развитие детей 6-летнего возраста