Интеллектуальное развитие детей 6-летнего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 16:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является определение интеллектуальных качеств ребенка, в наибольшей степени обеспечивающих успешность школьного обучения.
Объект: дети 6-7 лет.
Предмет: уровень интеллектуального развития детей 6 лет.
Актуальность исследования. В настоящее время важной является проблема создания надежных и валидных методик диагностики психологической готовности к школьному обучению и неразрывно связанный с ней вопрос о критериях интеллектуального развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………...3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ШЕСТИЛЕТНИХ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ



1.1 Понятие интеллектуальной готовности к школьному обучению……………………………………………………………………......…7

1.2 Содержание деятельности по подготовке к успешному обучению в школе………………………………………………………………………….….16



ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ШЕСТИЛЕТНИХ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.



2.1 Диагностика интеллектуальной готовности к обучению в школе...23

2.2 Проведение коррекционно-развивающей работы……………….....28

2.3 Анализ эффективности проведения коррекционно-развивающей работы…………………………………………………………………………….29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………....33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..37

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...40

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.КУРСОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ ИНТЕЛЕКТdocx.docx

— 223.67 Кб (Скачать файл)

Л.И. Божович  выделяет несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе:

1) определенный уровень  мотивационного развития ребенка,  включающий познавательные и  социальные мотивы учения;

2) достаточное развитие  произвольного поведения;

3) определенный уровень  развития интеллектуальной сферы.

В работах Е.Е. Кравцовой  при характеристике психологической  готовности детей к школе основной упор делается на роль общения в  развитии ребенка. Выделяются три сферы  – отношение к взрослому, к  сверстнику и к самому себе, уровень  развития которых определяет степень готовности к школе и определенным образом соотносится с основными структурными компонентами учебной деятельности. Существенным показателем в этой концепции является уровень развития общения ребенка со взрослым и сверстниками с точки зрения сотрудничества и кооперации. Считается, что дети с высокими показателями сотрудничества и кооперации одновременно обладают хорошими показателями интеллектуального развития. [11] Н.В. Нижегородцева  и В.Д. Шадриков  представляют психологическую готовность к обучению в школе как структуру, состоящую из учебно-важных качеств (УВК). Отмечается, что разные учебно-важные качества оказывают неодинаковое влияние на успешность школьного обучения. В связи с этим выделяют базовые УВК и ведущие УВК, существенно влияющие на успешность усвоения программного материала. Базовые и ведущие УВК в начале обучения в первом классе фактически совпадают. К ним относятся:

1) мотивы учения;

2) зрительный анализ (образное  мышление);

3) способность принимать  учебную задачу;

4) вводные навыки;

5) графический навык;

6) произвольность регуляции  поведения;

7) обучаемость.

Различаются они по двум параметрам. К базовым УВК относится еще уровень обобщений (предпосылки логического мышления), а к ведущим УВК добавляется вербальная механическая память.

Структура УВК, имеющаяся  у будущего школьника к началу обучения, называется «стартовая готовность». В процессе обучения под воздействием учебной деятельности в стартовой  готовности происходят значительные изменения, приводящие к появлению вторичной  готовности к обучению в школе, от которой в свою очередь начинает зависеть дальнейшая успеваемость ребенка. Авторы отмечают, что уже в конце  первого класса успешность обучения мало зависит от стартовой готовности, так как в процессе усвоения знаний формируются новые учебно-важные качества, которых не было в стартовой  готовности.[16]

В.С. Мухина описала требования, которые предъявляет к детям  школьное обучение. Так, 6-летний ребенок  должен приобрести ряд новых умственных качеств. Школьное обучение в значительной мере построено на усвоении словесно сформулированных правил и их применения при решении разнообразных задач. Это требует развития логического  мышления. Также следует развивать  способы произвольного запоминания. Поэтому воспитывать перед школой мышление, то есть развивать образное мышление, увеличивать его отвлеченность и обобщенность, вооружать детей способами использования образных средств (наглядных моделей) для самостоятельного решения мыслительных задач [14] Я.Л. Коломинский  и Е.А. Панько делают акцент на том, что для успешного обучения в школе наибольшее значение имеет сформированность образного мышления. «Уровень же логического мышления менее прогностичен (при высоком уровне успешности образного мышления практически не выше, чем при среднем)» [9, с. 95]. Кажущийся парадокс авторы объясняют тем, что нормы и способы действий, задаваемые ребенку на первоначальном этапе обучения в школе, весьма просты и для контроля за их выполнением достаточен средний уровень развития логического мышления. Авторы приходят к выводу: предельная обобщенность логического мышления на этом возрастном этапе оборачиваются слабостью, порождая «формализм мышления». Делая вывод, авторы утверждают: «Чтобы дети были интеллектуально подготовлены к школе, мы должны развить у них познавательную потребность, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности, дать необходимую систему знаний об окружающем» [9,с. 113]

Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: готовность к школе не появляется спонтанно, ее можно и нужно формировать; главное для успешного обучения в школе не то, что ребенок умеет  писать, читать, считать, а сформированность к концу дошкольного возраста необходимых психических процессов, таких как внимание, мышление, память, речь. Для того, чтобы ребенок в школе стал успешным учеником, необходимо его подготовить к обучению. Именно поэтому так важна ранняя диагностика готовности детей к школе. Ее результаты помогут понять, в чем конкретно ребенок испытывает затруднения.

Педагоги и воспитатели  должны всегда помнить, что в дошкольном учреждении должен быть в первую очередь  установлен здоровый эмоциональный  климат – спокойный, доброжелательный, радостный. Надо опираться на личностно-ориентированный  подход к каждому ребёнку, проявлять  любовь и ласку, окружать их настоящим  вниманием. Но при этом помнить, что  ласка не должна переходить в заласкивание, сюсюканье. Создание благоприятного эмоционального климата требует искренности и сдержанности по отношению к детям, без резких переходов от крика к ласке, которые создают у ребёнка неуверенность и тревожность.

Параллельно с формированием  познавательных процессов, деятельности и эмоционально-волевой сферы  идёт и накопление ребёнком определённых знаний, умений и навыков, предусмотренных  программой детского сада. Усвоение программного материала является необходимой  составляющей частью подготовки ребёнка  к школе.

Остановимся на тех условиях, которые обеспечивают полноценную  интеллектуальную  подготовку детей  к школе.

Первым из них оказывается  постоянное сотрудничество ребёнка  со взрослыми.

Под сотрудничеством мы понимаем совместную жизнь ребёнка и  взрослого, в процессе которой взрослый передаёт ему человеческий опыт в разных его  формах, а ребёнок его усваивает, делает своим, т.е. присваивает. Сотрудничество предполагает активную ориентировку ребёнка  на взрослого как на источник социального  опыта, нравственных норм поведения, умений и знаний, как на эталон. Особое внимание следует обратить на то, что не только взрослый должен хотеть передать всё, что он знает, понимает, всё своё мироощущение, но и ребёнок должен хотеть всё это взять, усвоить. Известно, что дети дошкольного возраста ориентированы  на взрослого, нужно лишь умело воспользоваться  этой направленностью.

Ещё одним необходимым  условием для того, чтобы обеспечить подготовку к школе, оказывается  ситуация успеха.

Чтобы ребёнок хотел заниматься каким-либо видом деятельности –  рисованием, конструированием, игрой  или учёбой, - она должна приносить  ему удовлетворение, связанное с  переживанием успеха. То же самое происходит в сфере поведения, выполнения нравственных норм.

Таким образом, весь процесс  воспитательной работы, осуществляемой педагогическим коллективом дошкольного  учреждения, и есть процесс, обеспечивающий подготовку детей к школьному обучению и немаловажным в этой подготовке является интеллектуальная готовность ребенка к школе.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ШЕСТИЛЕТНИХ ДЕТЕЙ К  ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.

 

2.1 Диагностика  интеллектуальной готовности к обучению в школе.

Современная школа, ориентированная  на разностороннее развитие личности с учетом индивидуализации учебного процесса, нуждается в грамотной  диагностике психологической готовности ребенка к школьному обучению. Результаты различных многолетних  исследований школьной готовности показали, что фактор интеллектуального развития является хоть и недостаточным, но бесспорно  необходимым условием успешного  перехода ребенка к школьному  обучению. Именно запрос на исследование интеллектуальной готовности и обусловил  необходимость разработки различных  методик для диагностирования этого  аспекта школьной зрелости.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана  с развитием мыслительных процессов  – способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости, делать выводы. У ребёнка  должны быть определённая широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность. Перечислим некоторые, наиболее распространённые диагностические методики, позволяющие  выделить разные стороны интеллектуальной готовности к школе.

Анализ литературы показал, что основными компонентами интеллектуальной готовности к обучению в школе  является достаточный уровень сформированности таких познавательных процессов как внимание, восприятие, память, мышление, речь и развитие мелкой моторики. Для изучения данных компонентов были подобраны соответствующие диагностические методики «10 слов», «Мозаика», «…-й лишний», «Лабиринт», «Графический узор». Исследование проводилось на базе учреждения образования «Столовичский государственный ясли-сад». В эксперименте участвовало 20 детей в возрасте 6-7 лет. С каждым ребёнком была проведена индивидуальная форма диагностирования. Результаты первичной диагностики позволили разделить детей на две равные группы: контрольную  и экспериментальную. В ходе первичной диагностики были получены результаты по уровню интеллектуальной готовности в экспериментальной и контрольной группе даны в сравнении  до и после эксперимента (ПРИЛОЖЕНИЕ  Б-Е).

При изучении уровня развития речевой памяти с помощью методики «10 слов» (рисунок 2.1) мы определили, что 90% детей контрольной группы имеют  средний уровень речевой памяти и 10% – низкий уровень; 70% детей экспериментальной  группы показали средний уровень  и 30% – низкий.

Рисунок 2.1 − Выраженность уровней речевой памяти у дошкольников до эксперимента

Из рисунка видно, что  у большинства дошкольников речевая  память находится на среднем уровне развития, то есть из 10 слов дети смогли повторить не более пяти. Для успешного  обучения в школе необходим более  высокий уровень развития речевой  памяти, так как на первых порах  детям необходимо будет усваивать  учебный материал, как говорится  «на слух».

Методика «Графический узор»  была проведена с целью изучения развития мелкой моторики руки. Результаты её проведения представлены на рисунке 2.2

Из рисунка видно, что  в контрольной группе нет детей, имеющих низкий уровень мелкой моторики: у 40% детей высокий уровень, у 60% –  средний уровень; немногим картина  отличается в экспериментальной  группе, но 30% детей данной группы имеют  низкий уровень мелкой моторики. Естественно, что при обучении письму такие  дети столкнутся с большими трудностями, так как написание различных  буквенных элементов требует  от ребенка достаточно высокого уровня развития моторики руки.\

Рисунок 2.2. − Выраженность показателей развития моторики руки дошкольников до эксперимента

               С помощью методики «Мозаика» нами был определен уровень развития наглядно-действенного мышления. Мы видим (рисунок 2.3), что половина детей контрольной группы (50%) имеет высокий уровень наглядно-действенного мышления, 40% – средний уровень и только 10% низкий уровень; другие показатели в экспериментальной группе: только у 10% детей высокий уровень наглядно-действенного мышления, у 50% – средний уровень и у 40% – низкий уровень наглядно-образного мышления. Это означает, что дети с низким уровнем наглядно-действенного мышления не в состоянии решать практические задачи из-за недостаточности развитости двигательных умений и навыков.

Рисунок 2.3 − Выраженность показателей уровня развития наглядно-действенного мышления дошкольников до эксперимента

 

Данная форма мышления является базовой при дальнейшем формировании логического мышления, поэтому низкий уровень его развития незамедлительно повлечет за собой  неуспеваемость в процессе обучения.

Методика «Лабиринт» (рисунок  2.4) позволила определить умение детей  решать задачи в образном плане, то есть без дополнительных практических действий. Больше половины детей контрольной  группы (70%) обладают высоким уровнем  наглядно-образного мышления, 20% –  средним уровнем и только 10% –  низким; в экспериментальной группе дети показали значительно худшие результаты: у 40% – высокий уровень наглядно-образного  мышления, у 20% – средний уровень  и у 40% детей низкие показатели развития данного вида мышления. Это свидетельствует  о том, что дети не справятся при  решении задач, представленных в  образной, наглядной форме (в виде таблиц, графиков и т.д.). При этом школьное обучение очень широко использует наглядное представление учебного материала.

 

Рисунок 2.4 − Выраженность показателей уровня развития наглядно-образного  мышления дошкольников до эксперимента

 

Естественно, что дети, имеющие  низкие показатели развития наглядно-образного  мышления, не смогут ни воспринимать наглядный  материал в полной мере, ни решать подобные задания.

Уровень развития логического  мышления мы определяли с помощью  теста «Исключение лишнего». Из рисунка (рисунок 2.5) видно, что у 80% детей  контрольной группы средний уровень  логического мышления, у 20% – низкий уровень; у 40% детей экспериментальной  группы средний уровень логического  мышления, у 60% – низкий уровень. Неудивительно, что высокого уровня развития логического  мышления нет ни у одного ребенка, так как в дошкольном возрасте присутствуют только элементы данного  вида мышления. В чистом виде логическое мышление начинает формироваться только в школьном возрасте. Но для этого  необходимо, чтобы дошкольник умел хотя бы владеть базовыми логическими  операциями – обобщением и классификацией. Из полученных данных мы видим, что  у большей половины детей экспериментальной группы данные логические операции не сформированы (дети не справились с заданием на исключение лишнего из ряда предметов, объединенных какой-либо общей категорией – мебель, животные).

Информация о работе Интеллектуальное развитие детей 6-летнего возраста