Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 14:17, статья

Краткое описание

Проблема взаимосвязи интеллекта, креативности и особенностей личности не теряет своей актуальности многие годы. Основные попытки установления исследователями взаимозависимости личностных черт и уровня развития интеллекта связаны с выявлением корреляций между базовыми свойствами личности и основными интеллектуальными факторами. Так еще Р.Кэттелом в его исследовании зависимостей между интеллектом и личностными чертами, тестируемыми с помощью опросника 16PF были установлены очень незначительные позитивные корреляции между интеллектом и фактором Q - "сила супер-Эго", фактором I - "сензитивность" и фактором Q3 - "самоконтроль".

Содержание

ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНТЕЛЛЕКТА И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
У ЭКСТРАВЕРТОВ И ИНТРОВЕРТОВ В УСЛОВИЯХ ГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
ВОРОНИН А.Н., ГАБРИЕЛЯН Н.А....................................................................................................33
ТРАДИЦИОННЫЕ МАРКЁРЫ ОДАРЕННОСТИ: ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ПИХИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ.
БИРЮКОВ С.Д.....................................................................................................................................12
К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ ИНТЕЛЛЕКТА, КРЕАТИВНОСТИ И ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТУ ДЕТЕЙ.
ЛЮТОВАЕ.К........................................................................................................................................30
НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА..
Ю.И.ИОРИШ........................................................................................................................................39
ВЛИЯНИЕ БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН МАЛАЕВАЕ. Б....................................................................................................................................55
ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕКЛАРИРУЕМЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ИНТЕЛЛЕКТА И КРЕАТИВНОСТИ ПЕРСОНАЛА.
ВОРОНИН А., СЫРОВАЦКАЯ Е........................................................................................................71
ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЙ МОДУС СОСТОЯНИЙ УЧЕНИКА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ.
Г.А.СУВОРОВА...................................................................................................................................90
ВЛИЯНИЕ СОСТАВА СЕМЬИ НА СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ: РОЛЬ ПОКОЛЕНИЙ
Т.Н.ТИХОМИРОВА...........................................................................................................................104
СООТНОШЕНИЕ ИНТУИЦИИ И ЛОГИКИ В ПРОЦЕССЕ ПОРОЖДЕНИЯ
НОВЫХ НАУЧНЫХ ИДЕЙ.
НОВИКОВ Н.Б...................................................................................................................................112
ЗАВИСИМОСТЬ ПРОЦЕССА РЕШЕНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАЧ И ЗАДАЧ-ГОЛОВОЛОМОК ("МАЛЫХ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ") ОТ ПАРАМЕТРОВ КОГНИТИВНОГО РЕСУРСА
Н.Б. ГОРЮНОВА, В.Н. ДРУЖИНИН................................................................................................122
ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПСИХОТЕРАПЕВТА
(ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)
ПЕСИКОВА Ю.Н. РОСЛЯКОВ А.Е. ВИГДОРЧИК М.И..................................................................142

Вложенные файлы: 1 файл

intellect_i_kreativnost_v_mezhlichnostnom_vzaimodejstvii.docx

— 326.21 Кб (Скачать файл)

Для каждого субтеста выделены формальные этапы выполнения задания: анализ формальных характеристик (пространственное расположение, форма, размер, количество, окрашенность,    пространственное    отношение    между    элементами    фигур,    комбинации

129

признаков); определение принципа решения (для I субтеста — анализ последовательных изменений признаков; II — выделение общих признаков четырех фигур и нахождение единственной фигуры отличающейся от всех остальных; III — комплексный анализ признаков; IV — анализ положения точки по отношению к отдельным геометрическим фигурам, составляющим сложную фигуру-эталон).

При анализе отдельных  тестовых заданий выделен показатель продуктивности (Pro), характеризующий успешность выполнения задания в определенный временной интервал (в tосн

— 3 балла, в tдоп1 —2, в tдоп2 — 1,0 баллов — задание не решено).

2.    Для   оценки   максимально   возможного   объема   кратковременной   и   сенсорной (иконической)  памяти подсчитывали число правильных  ответов (в %). Для анализа времени  реакции испытуемого в ситуации  выбора из нескольких вариантов  использовали среднюю величину  ВР выбора (в мсек.)

3.   Качественный  анализ  ответов   испытуемых  по   задачам-головоломкам  позволил  выделить формальные этапы решения  для каждой задачи.

Для успешного решения  задачи "В Бруклин или в Бронкс" испытуемому необходимо: 1

—    на   основе    вербального    описания    построить    пространственную    модель    ("человек приходящий на станцию метро и движение поездов"); 2 — перевести пространственную модель ситуации во временные характеристики; 3 — совершить обратную трансформацию  временных характеристик в пространственную схему и осуществить "попадание  точки в интервал"13; 4 — выполнить числовые операции.

Для успешного решения  задачи "По дороге идут машины" необходимо: 1 — на основе вербального описания построить пространственную модель ("поток движущихся машин и  стоящие на обочине люди"); 2 —  осуществить переход от движения машин к движению "просвета" между машинами; 3 — линейно расположить  пешеходов вдоль дороги перед "просветом"; 4 — выполнить числовые операции (перед каждым человеком "просвет" движется 5 сек., т.е. у каждого —  резерв 2 сек.).

13 Испытуемый, строя модель задачи в мысленном плане, должен совместить три события: приход поезда в Бруклин, приход поезда в Бронкс, приход юноши на станцию.

"Попадание точки в  интервал" — определение момента  времени прихода юноши на станцию  относительно интервалов следования  поездов.

130

Для оценки успешности решения  задач-головоломок использовалась номинальная шкала: 1 — решил (прошел 3 и 4 этапы), 0 — не решил (дошел лишь до 2 этапа).

Для проверки гипотез о  связях применяли метод ранговой корреляции Спирмена, который позволяет  определить силу и направление корреляционной связи между анализируемыми переменными. Для проверки гипотез о различиях  использовали непараметрический Н-критерий Крускала-Уоллиса. Использование методов  непараметрической статистики обусловлено  тем, что анализируемые шкалы  переменных относятся к типу комбинированных, т.е. сочетают в себе свойства как  порядковых, так и интервальных шкал. Проверка исследуемых показателей  на нормальность распределения относительно данной выборки показала лишь грубое приближение кривых распределения  к нормальному виду.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Описательная статистика

Тестовые задачи. Среднее  значение количества заданий выполненных  за tосн составило 57.12%, медиана — 59.09%, размах распределения от 22.73% до 90.91%. Среднее значение количества заданий выполненных за tдоп1 — 18.94%, медиана — 18.18%, размах распределения от 4.55% до 40.91%. Среднее значение количества заданий выполненных за tдоп2 составило 9.09%, медиана — 9.09%, размах распределения от 0.0% до 31.82%. Среднее значение невыполненных заданий — 13.18%, медиана — 11.36%, размах распределения от 0.0% до 36.36%.

Показатели иконической  и кратковременной памяти, ВР выбора. Среднее значение показателя иконической памяти для двоичного алфавита (0 и 1) составило 84.79%, медиана — 83.00%, размах распределения от 67.00% до 100% (табл. 1).

Средний процент правильных ответов для алфавита из десяти цифр (от 0 до 9) составил: для 1-й подсерии — 68.34%, медиана — 71.00%, размах от 45.00% до 91.00%; для 2-й подсерии — 40.62% медиана  — 40.00%, размах от 34.00% до 59.00%.

Среднее значение показателя объема кратковременной памяти — 77,57%, медиана — 79.00%, размах от 68.00% до 83.00%. Среднее ВР выбора для алфавита из 10 цифр в данной

131

возрастной группе — 576.31   мсек., медиана — 575.00 мсек., размах от 467.00 мсек. до 727.00 мсек. (Табл. 1).

Таблица 1. Средние значения, медиана и размах распределения анализируемых показателей

Переменные

Описательная статистика (N = 30)

 

Среднее

Медиана

Размах распределения

Станд. откл.

 

значение

 

Min

Мах

(SD)

Иконическая память*, для  алфавита из 2 цифр (0 и 1), в%

84,79

83,00

67,00

100,00

9,39

Иконическая память, для  алфавита из 10 цифр (от 0 до 9), в %, 1-ая подсерия

68,34

71,00

45,00

91,00

12,88

Иконическая память, для  алфавита из 10 цифр (от 0 до 9), в %, 2-ая подсерия

40,62

40,00

34,00

59,00

6,19

Объем              кратковременной памяти, в %

77,52

79,00

68,00

83,00

3,65

ВР выбора, для алфавита из 10 цифр (от 0 до 9),*** в мсек.

576,31

575,00

467,00

727,00

76,70


Примечание: * - испытуемым предъявлялась  матрица 3x4, состоящая из простых  десятичных цифр выбранных с равной вероятностью.

I. Соотношение дескрипторов когнитивного ресурса с успешностью решения тестовых задач

Корреляционный анализ переменных позволил установить значимые связи  между дескрипторами когнитивного ресурса и показателем продуктивности выполнения отдельных тестовых заданий (табл. 2).

Таблица 2. Корреляции между дескрипторами КР и продуктивностью решения тестовых задач за фиксированные интервалы времени

Сопоставляемые показатели

Коэффициент ранговой корреляции Спирмена (rs)

(N = 30)

Pro1.1&VSM2

0,516**

Pro1.1&TR10M

-0,414*

Pro1.2&VSM10.2

-0,473**

Pro2 з & VSHM

0,509**

Ргозл & VSHM

0,361*

Pro4 3 & VSHM

0,397*

Pro4. 5&VSM10.2

0,368*


132

Примечание: *p≤ 0,05, **p≤ 0,01; Pro1.1 - продуктивность по заданию № 1.1; VSM2 - иконическая память (матрица 3x4, состоящая из 0 и 1); VSM10.2 - показатель иконической памяти, зарегистрированный во 2-ой подсерии (матрица 3x4, состоящая из цифр от 0 до 9); VSHM - объем кратковременной памяти; TR10м - время реакции выбора (для алфавита из 10 цифр) с учетом % правильных ответов.

Показатель Prou положительно связан с характеристиками иконической памяти для алфавита из двух цифр (0 и 1) rs = 0,516,p = 0,004 и отрицательно коррелирует с ВР выбора из 10 вариантов rs = - 0,414,p = 0,023.

Установлена положительная  корреляция между характеристикой  кратковременной памяти и показателями Pro2.3 (rs = 0,509,p = 0,004), Рго3л (rs = 0,361,p = 0,050), Pro4.3 (rs = 0,397, p = 0,030).

Противоречивые данные получены относительно характеристики иконической  памяти для алфавита их десяти цифр (VSM10.2). Данный дескриптор оказался отрицательно связан с показателем Pro1. 2 (rs = - 0,473,p = 0,008) и положительно с Pro4.5 (rs = 0,368,p = 0,045).

Применение непараметрического Н-критерия Крускала-Уоллиса позволило  установить различия по показателям  когнитивного ресурса между выборками, отличающимися по времени выполнения тестового задания (выполнившие  тестовое задание за tосн, tдоп1, tдоп2 и не решивших, см. табл.3).

Таблица 3. Различия по показателям КР между группами испытуемых, выполнивших тестовое задание за tосн, tдоп1, tдоп2 и не решивших.

№ заданий

Н-критерий Крускала-Уоллиса (%) (N = 30)

 

Иконическая память*, для  алфавита из 2 цифр (0 и 1)

Иконическая память, для  алфавита из 10 цифр (от 0 до 9)

Объем кратковременной памяти

ВР выбора, для алфавита из 10 цифр (от 0 до 9)

1.1.

Х2=Ю,35;р=0,016

Х2=7,06; p=0,07

1.2.

Х2=7,62; p=0,055

1.5.

Х2=12,84; p=0,005

Х2=8,104;р=0,044

2.3.

Х2=П,20;р=0,011

3.1.

Х2=8,64;р=0,013

3.3.

Х2=8,05; p=0,045

4.4.

Х2=8,53; p=0,036

4.6.

Х2=8,32; p=0,040


133

Примечание: * - испытуемым предъявлялась матрица 3x4, состоящая из простых десятичных цифр выбранных с равной вероятностью.

Установлено, что четыре группы испытуемых (1 — решивших за tосн; 2 — за tдоп1; 3 — за tдоп2; 4 — не решивших задание) значимо отличаются по характеристикам иконической памяти. Для отдельных тестовых заданий обнаружены различия по Н-критерию для алфавита из двух цифр (N1.1, tf = 10.35; p = 0.016), для алфавита из десяти цифр (N1.2, tf = 7.62; p = 0.055; N1.5, tf = 12.84; p = 0.005). Из таблицы 3 видно, что ВР выбора (для алфавита из 10 цифр) также достоверно различается в этих четырех группах испытуемых (N1.5, tf = 8.104; p = 0.044; N4.4, / = 8.53;p = 0.036; N4.6, / = 8.32;p = 0.040).

При сопоставлении четырех  групп, выделенных по критерию времени  решения, также были установлены различия по характеристикам кратковременной памяти (N2.3, tf = 11.20; p = 0.011; N3.1, / = 8.64;p = 0.013; N3.3, / = 8.05;p = 0.045).

II. Соотношение дескрипторов когнитивного ресурса с успешностью решения задач-головоломок

Согласно результатам  статистической обработки, представленным в таблице 4, две группы испытуемых (1 — решившие; 2 — не решившие задачи-головоломки) достоверно различаются по показателям  иконической памяти (j^ = 4.68; p = 0.031) и ВР выбора (% = 3.74, p = 0.053; H = 5.64, p = 0.018).

Таблица 4. Различия по показателям КР между группами испытуемых, решивших (не решивших) "малые творческие задачи".

Дескрипторы когнитивного ресурса  (N = 28)

Медианный тест

2)

Критерий Крускала-Уоллиса  (Н)

Иконическая память, для  алфавита из 2 цифр (0 и 1)

4,68

ВР выбора, для алфавита из 10 цифр (от 0 до 9)

3,74

5,64


Примечание: p ≤ 0,05

Кроме того, установлена  отрицательная корреляция между  количеством контекстных ассоциаций, привлекаемых испытуемым в процессе решения задачи, и успешным ее решением

134

(rs = - 0.389,p = 0.044). Большое количество альтернативных гипотез значительно задерживает успешное развитие процесса решения задачи.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

I. Соотношение дескрипторов когнитивного ресурса с успешностью решения тестовых задач

Прежде чем перейти  к обсуждению полученных результатов, остановимся на некоторых исходных положениях. Первоначально предполагалось, что дескрипторы КР будут связаны  с показателем продуктивности (Pro) решения тестовых задач, следующим образом. Испытуемые, выполняющие тестовое задание в основное время, предположительно имеют более мощный КР (соответственно, более высокие показатели иконической памяти и ВР выбора) по сравнению с теми, кто решает задание за дополнительное время или не решает.

Положительная связь между  показателем иконической памяти для алфавита из двух цифр (процентом  правильных ответов) и успешностью  выполнения отдельного тестового задания (Proi л) косвенно подтверждает предположение о том, что симультанное оперирование множеством признаков, адекватных заданным условиям, определяет успешность выполнения тестовых задач в условиях ограниченного времени.

Сходным образом можно  объяснить отрицательную связь  между показателем продуктивности по заданию №1.1 (Proiл) и ВР выбора. Для испытуемых, которые решают задание за дополнительное время (или не решают), характерно и большее ВР в ситуации выбора. Согласно результатам, представленным в работе [3], ВР выбора оказался связан с уровнем общего интеллекта. Это позволяет предположить, что временные характеристики играют существенную роль в процессе решения тестовых задач.

Информация о работе Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия