Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 14:17, статья
Проблема взаимосвязи интеллекта, креативности и особенностей личности не теряет своей актуальности многие годы. Основные попытки установления исследователями взаимозависимости личностных черт и уровня развития интеллекта связаны с выявлением корреляций между базовыми свойствами личности и основными интеллектуальными факторами. Так еще Р.Кэттелом в его исследовании зависимостей между интеллектом и личностными чертами, тестируемыми с помощью опросника 16PF были установлены очень незначительные позитивные корреляции между интеллектом и фактором Q - "сила супер-Эго", фактором I - "сензитивность" и фактором Q3 - "самоконтроль".
ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНТЕЛЛЕКТА И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
У ЭКСТРАВЕРТОВ И ИНТРОВЕРТОВ В УСЛОВИЯХ ГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
ВОРОНИН А.Н., ГАБРИЕЛЯН Н.А....................................................................................................33
ТРАДИЦИОННЫЕ МАРКЁРЫ ОДАРЕННОСТИ: ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ПИХИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ.
БИРЮКОВ С.Д.....................................................................................................................................12
К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ ИНТЕЛЛЕКТА, КРЕАТИВНОСТИ И ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТУ ДЕТЕЙ.
ЛЮТОВАЕ.К........................................................................................................................................30
НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА..
Ю.И.ИОРИШ........................................................................................................................................39
ВЛИЯНИЕ БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН МАЛАЕВАЕ. Б....................................................................................................................................55
ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕКЛАРИРУЕМЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ИНТЕЛЛЕКТА И КРЕАТИВНОСТИ ПЕРСОНАЛА.
ВОРОНИН А., СЫРОВАЦКАЯ Е........................................................................................................71
ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЙ МОДУС СОСТОЯНИЙ УЧЕНИКА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ.
Г.А.СУВОРОВА...................................................................................................................................90
ВЛИЯНИЕ СОСТАВА СЕМЬИ НА СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ: РОЛЬ ПОКОЛЕНИЙ
Т.Н.ТИХОМИРОВА...........................................................................................................................104
СООТНОШЕНИЕ ИНТУИЦИИ И ЛОГИКИ В ПРОЦЕССЕ ПОРОЖДЕНИЯ
НОВЫХ НАУЧНЫХ ИДЕЙ.
НОВИКОВ Н.Б...................................................................................................................................112
ЗАВИСИМОСТЬ ПРОЦЕССА РЕШЕНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАЧ И ЗАДАЧ-ГОЛОВОЛОМОК ("МАЛЫХ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ") ОТ ПАРАМЕТРОВ КОГНИТИВНОГО РЕСУРСА
Н.Б. ГОРЮНОВА, В.Н. ДРУЖИНИН................................................................................................122
ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПСИХОТЕРАПЕВТА
(ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)
ПЕСИКОВА Ю.Н. РОСЛЯКОВ А.Е. ВИГДОРЧИК М.И..................................................................142
Для каждого субтеста выделены формальные этапы выполнения задания: анализ формальных характеристик (пространственное расположение, форма, размер, количество, окрашенность, пространственное отношение между элементами фигур, комбинации
129
признаков); определение принципа решения (для I субтеста — анализ последовательных изменений признаков; II — выделение общих признаков четырех фигур и нахождение единственной фигуры отличающейся от всех остальных; III — комплексный анализ признаков; IV — анализ положения точки по отношению к отдельным геометрическим фигурам, составляющим сложную фигуру-эталон).
При анализе отдельных тестовых заданий выделен показатель продуктивности (Pro), характеризующий успешность выполнения задания в определенный временной интервал (в tосн
— 3 балла, в tдоп1 —2, в tдоп2 — 1,0 баллов — задание не решено).
2. Для оценки
максимально возможного
объема кратковременной
и сенсорной (иконической)
памяти подсчитывали число
3. Качественный анализ
ответов испытуемых по
задачам-головоломкам позволил
выделить формальные этапы
Для успешного решения задачи "В Бруклин или в Бронкс" испытуемому необходимо: 1
— на основе
вербального описания
построить пространственную
модель ("человек приходящий
на станцию метро и движение поездов");
2 — перевести пространственную
модель ситуации во временные характеристики;
3 — совершить обратную трансформацию
временных характеристик в
Для успешного решения задачи "По дороге идут машины" необходимо: 1 — на основе вербального описания построить пространственную модель ("поток движущихся машин и стоящие на обочине люди"); 2 — осуществить переход от движения машин к движению "просвета" между машинами; 3 — линейно расположить пешеходов вдоль дороги перед "просветом"; 4 — выполнить числовые операции (перед каждым человеком "просвет" движется 5 сек., т.е. у каждого — резерв 2 сек.).
13 Испытуемый, строя модель задачи в мысленном плане, должен совместить три события: приход поезда в Бруклин, приход поезда в Бронкс, приход юноши на станцию.
"Попадание точки в
интервал" — определение момента
времени прихода юноши на
130
Для оценки успешности решения
задач-головоломок
Для проверки гипотез о связях применяли метод ранговой корреляции Спирмена, который позволяет определить силу и направление корреляционной связи между анализируемыми переменными. Для проверки гипотез о различиях использовали непараметрический Н-критерий Крускала-Уоллиса. Использование методов непараметрической статистики обусловлено тем, что анализируемые шкалы переменных относятся к типу комбинированных, т.е. сочетают в себе свойства как порядковых, так и интервальных шкал. Проверка исследуемых показателей на нормальность распределения относительно данной выборки показала лишь грубое приближение кривых распределения к нормальному виду.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Описательная статистика
Тестовые задачи. Среднее значение количества заданий выполненных за tосн составило 57.12%, медиана — 59.09%, размах распределения от 22.73% до 90.91%. Среднее значение количества заданий выполненных за tдоп1 — 18.94%, медиана — 18.18%, размах распределения от 4.55% до 40.91%. Среднее значение количества заданий выполненных за tдоп2 составило 9.09%, медиана — 9.09%, размах распределения от 0.0% до 31.82%. Среднее значение невыполненных заданий — 13.18%, медиана — 11.36%, размах распределения от 0.0% до 36.36%.
Показатели иконической и кратковременной памяти, ВР выбора. Среднее значение показателя иконической памяти для двоичного алфавита (0 и 1) составило 84.79%, медиана — 83.00%, размах распределения от 67.00% до 100% (табл. 1).
Средний процент правильных ответов для алфавита из десяти цифр (от 0 до 9) составил: для 1-й подсерии — 68.34%, медиана — 71.00%, размах от 45.00% до 91.00%; для 2-й подсерии — 40.62% медиана — 40.00%, размах от 34.00% до 59.00%.
Среднее значение показателя объема кратковременной памяти — 77,57%, медиана — 79.00%, размах от 68.00% до 83.00%. Среднее ВР выбора для алфавита из 10 цифр в данной
131
возрастной группе — 576.31 мсек., медиана — 575.00 мсек., размах от 467.00 мсек. до 727.00 мсек. (Табл. 1).
Таблица 1. Средние значения, медиана и размах распределения анализируемых показателей
Переменные |
Описательная статистика (N = 30) | ||||
| Среднее |
Медиана |
Размах распределения |
Станд. откл. | |
| значение |
| Min |
Мах |
(SD) |
Иконическая память*, для алфавита из 2 цифр (0 и 1), в% |
84,79 |
83,00 |
67,00 |
100,00 |
9,39 |
Иконическая память, для алфавита из 10 цифр (от 0 до 9), в %, 1-ая подсерия |
68,34 |
71,00 |
45,00 |
91,00 |
12,88 |
Иконическая память, для алфавита из 10 цифр (от 0 до 9), в %, 2-ая подсерия |
40,62 |
40,00 |
34,00 |
59,00 |
6,19 |
Объем кратковременной памяти, в % |
77,52 |
79,00 |
68,00 |
83,00 |
3,65 |
ВР выбора, для алфавита из 10 цифр (от 0 до 9),*** в мсек. |
576,31 |
575,00 |
467,00 |
727,00 |
76,70 |
Примечание: * - испытуемым предъявлялась матрица 3x4, состоящая из простых десятичных цифр выбранных с равной вероятностью.
I. Соотношение дескрипторов когнитивного ресурса с успешностью решения тестовых задач
Корреляционный анализ переменных
позволил установить значимые связи
между дескрипторами
Таблица 2. Корреляции между дескрипторами КР и продуктивностью решения тестовых задач за фиксированные интервалы времени
Сопоставляемые показатели |
Коэффициент ранговой корреляции Спирмена (rs) (N = 30) |
Pro1.1&VSM2 |
0,516** |
Pro1.1&TR10M |
-0,414* |
Pro1.2&VSM10.2 |
-0,473** |
Pro2 з & VSHM |
0,509** |
Ргозл & VSHM |
0,361* |
Pro4 3 & VSHM |
0,397* |
Pro4. 5&VSM10.2 |
0,368* |
132
Примечание: *p≤ 0,05, **p≤ 0,01; Pro1.1 - продуктивность по заданию № 1.1; VSM2 - иконическая память (матрица 3x4, состоящая из 0 и 1); VSM10.2 - показатель иконической памяти, зарегистрированный во 2-ой подсерии (матрица 3x4, состоящая из цифр от 0 до 9); VSHM - объем кратковременной памяти; TR10м - время реакции выбора (для алфавита из 10 цифр) с учетом % правильных ответов.
Показатель Prou положительно связан с характеристиками иконической памяти для алфавита из двух цифр (0 и 1) rs = 0,516,p = 0,004 и отрицательно коррелирует с ВР выбора из 10 вариантов rs = - 0,414,p = 0,023.
Установлена положительная корреляция между характеристикой кратковременной памяти и показателями Pro2.3 (rs = 0,509,p = 0,004), Рго3л (rs = 0,361,p = 0,050), Pro4.3 (rs = 0,397, p = 0,030).
Противоречивые данные получены относительно характеристики иконической памяти для алфавита их десяти цифр (VSM10.2). Данный дескриптор оказался отрицательно связан с показателем Pro1. 2 (rs = - 0,473,p = 0,008) и положительно с Pro4.5 (rs = 0,368,p = 0,045).
Применение непараметрического Н-критерия Крускала-Уоллиса позволило установить различия по показателям когнитивного ресурса между выборками, отличающимися по времени выполнения тестового задания (выполнившие тестовое задание за tосн, tдоп1, tдоп2 и не решивших, см. табл.3).
Таблица 3. Различия по показателям КР между группами испытуемых, выполнивших тестовое задание за tосн, tдоп1, tдоп2 и не решивших.
№ заданий |
Н-критерий Крускала-Уоллиса (%) (N = 30) | |||
| Иконическая память*, для алфавита из 2 цифр (0 и 1) |
Иконическая память, для алфавита из 10 цифр (от 0 до 9) |
Объем кратковременной памяти |
ВР выбора, для алфавита из 10 цифр (от 0 до 9) |
1.1. |
Х2=Ю,35;р=0,016 |
— |
— |
Х2=7,06; p=0,07 |
1.2. |
— |
Х2=7,62; p=0,055 |
— |
— |
1.5. |
— |
Х2=12,84; p=0,005 |
— |
Х2=8,104;р=0,044 |
2.3. |
— |
— |
Х2=П,20;р=0,011 |
— |
3.1. |
— |
— |
Х2=8,64;р=0,013 |
— |
3.3. |
— |
— |
Х2=8,05; p=0,045 |
— |
4.4. |
— |
— |
— |
Х2=8,53; p=0,036 |
4.6. |
— |
— |
— |
Х2=8,32; p=0,040 |
133
Примечание: * - испытуемым предъявлялась матрица 3x4, состоящая из простых десятичных цифр выбранных с равной вероятностью.
Установлено, что четыре группы испытуемых (1 — решивших за tосн; 2 — за tдоп1; 3 — за tдоп2; 4 — не решивших задание) значимо отличаются по характеристикам иконической памяти. Для отдельных тестовых заданий обнаружены различия по Н-критерию для алфавита из двух цифр (N1.1, tf = 10.35; p = 0.016), для алфавита из десяти цифр (N1.2, tf = 7.62; p = 0.055; N1.5, tf = 12.84; p = 0.005). Из таблицы 3 видно, что ВР выбора (для алфавита из 10 цифр) также достоверно различается в этих четырех группах испытуемых (N1.5, tf = 8.104; p = 0.044; N4.4, / = 8.53;p = 0.036; N4.6, / = 8.32;p = 0.040).
При сопоставлении четырех групп, выделенных по критерию времени решения, также были установлены различия по характеристикам кратковременной памяти (N2.3, tf = 11.20; p = 0.011; N3.1, / = 8.64;p = 0.013; N3.3, / = 8.05;p = 0.045).
II. Соотношение дескрипторов когнитивного ресурса с успешностью решения задач-головоломок
Согласно результатам статистической обработки, представленным в таблице 4, две группы испытуемых (1 — решившие; 2 — не решившие задачи-головоломки) достоверно различаются по показателям иконической памяти (j^ = 4.68; p = 0.031) и ВР выбора (% = 3.74, p = 0.053; H = 5.64, p = 0.018).
Таблица 4. Различия по показателям КР между группами испытуемых, решивших (не решивших) "малые творческие задачи".
Дескрипторы когнитивного ресурса (N = 28) |
Медианный тест (х2) |
Критерий Крускала-Уоллиса (Н) |
Иконическая память, для алфавита из 2 цифр (0 и 1) |
— |
4,68 |
ВР выбора, для алфавита из 10 цифр (от 0 до 9) |
3,74 |
5,64 |
Примечание: p ≤ 0,05
Кроме того, установлена
отрицательная корреляция между
количеством контекстных
134
(rs = - 0.389,p = 0.044). Большое количество альтернативных гипотез значительно задерживает успешное развитие процесса решения задачи.
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
I. Соотношение дескрипторов когнитивного ресурса с успешностью решения тестовых задач
Прежде чем перейти к обсуждению полученных результатов, остановимся на некоторых исходных положениях. Первоначально предполагалось, что дескрипторы КР будут связаны с показателем продуктивности (Pro) решения тестовых задач, следующим образом. Испытуемые, выполняющие тестовое задание в основное время, предположительно имеют более мощный КР (соответственно, более высокие показатели иконической памяти и ВР выбора) по сравнению с теми, кто решает задание за дополнительное время или не решает.
Положительная связь между показателем иконической памяти для алфавита из двух цифр (процентом правильных ответов) и успешностью выполнения отдельного тестового задания (Proi л) косвенно подтверждает предположение о том, что симультанное оперирование множеством признаков, адекватных заданным условиям, определяет успешность выполнения тестовых задач в условиях ограниченного времени.
Сходным образом можно
объяснить отрицательную связь
между показателем
Информация о работе Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия