Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 14:17, статья

Краткое описание

Проблема взаимосвязи интеллекта, креативности и особенностей личности не теряет своей актуальности многие годы. Основные попытки установления исследователями взаимозависимости личностных черт и уровня развития интеллекта связаны с выявлением корреляций между базовыми свойствами личности и основными интеллектуальными факторами. Так еще Р.Кэттелом в его исследовании зависимостей между интеллектом и личностными чертами, тестируемыми с помощью опросника 16PF были установлены очень незначительные позитивные корреляции между интеллектом и фактором Q - "сила супер-Эго", фактором I - "сензитивность" и фактором Q3 - "самоконтроль".

Содержание

ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНТЕЛЛЕКТА И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
У ЭКСТРАВЕРТОВ И ИНТРОВЕРТОВ В УСЛОВИЯХ ГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
ВОРОНИН А.Н., ГАБРИЕЛЯН Н.А....................................................................................................33
ТРАДИЦИОННЫЕ МАРКЁРЫ ОДАРЕННОСТИ: ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ПИХИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ.
БИРЮКОВ С.Д.....................................................................................................................................12
К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ ИНТЕЛЛЕКТА, КРЕАТИВНОСТИ И ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТУ ДЕТЕЙ.
ЛЮТОВАЕ.К........................................................................................................................................30
НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА..
Ю.И.ИОРИШ........................................................................................................................................39
ВЛИЯНИЕ БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН МАЛАЕВАЕ. Б....................................................................................................................................55
ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕКЛАРИРУЕМЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ИНТЕЛЛЕКТА И КРЕАТИВНОСТИ ПЕРСОНАЛА.
ВОРОНИН А., СЫРОВАЦКАЯ Е........................................................................................................71
ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЙ МОДУС СОСТОЯНИЙ УЧЕНИКА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ.
Г.А.СУВОРОВА...................................................................................................................................90
ВЛИЯНИЕ СОСТАВА СЕМЬИ НА СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ: РОЛЬ ПОКОЛЕНИЙ
Т.Н.ТИХОМИРОВА...........................................................................................................................104
СООТНОШЕНИЕ ИНТУИЦИИ И ЛОГИКИ В ПРОЦЕССЕ ПОРОЖДЕНИЯ
НОВЫХ НАУЧНЫХ ИДЕЙ.
НОВИКОВ Н.Б...................................................................................................................................112
ЗАВИСИМОСТЬ ПРОЦЕССА РЕШЕНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАЧ И ЗАДАЧ-ГОЛОВОЛОМОК ("МАЛЫХ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ") ОТ ПАРАМЕТРОВ КОГНИТИВНОГО РЕСУРСА
Н.Б. ГОРЮНОВА, В.Н. ДРУЖИНИН................................................................................................122
ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПСИХОТЕРАПЕВТА
(ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)
ПЕСИКОВА Ю.Н. РОСЛЯКОВ А.Е. ВИГДОРЧИК М.И..................................................................142

Вложенные файлы: 1 файл

intellect_i_kreativnost_v_mezhlichnostnom_vzaimodejstvii.docx

— 326.21 Кб (Скачать файл)

Половой состав кластера 2

юноши, 47.1 %

девушки, 52.9 %

ПОЛ

Возрастной состав кластера 2

>15 лет, 25.7%

<14 лет, 74.3 %

23

Региональный состав кластера 2

Волжский, 9.6 % \                                                 ^ш Нижневартовск, 58.1 %

ГОРОД

 
 

Valid N

Mean

Minimum

Maximum

Std.Dev.

ОРИГ ВЕР

272

0,440

0,05

0,83

0,157

УНИК ВЕР

272

3,059

0

12

2,301

ОРИГ НЕВ

272

0,625

0,25

0,92

0,123

УНИК НЕВ

272

1,000

0

3

0,797

ВЕРБ ИНТ

272

5,993

2

10

1,808

МАТ ИНТ

272

6,162

0

10

2,662

ПРОСТРИН

272

6,559

2

10

1,813


24

Кластер №3

Половой состав кластера 3

юноши, 38.9 %

девушки, 61.1 %

ПОЛ

Возрастной состав кластера 3

>15 лет, 18.9%

14лет, 81.1 %

25

Региональный состав кластера 3

Волжский, 10.0 % Якутск, 20.0        /             \     %

^^И                         ^^г     Нижневартовск, 70.0 %

ГОРОД

 
 

Valid N

Mean

Minimum

Maximum

Std.Dev.

ОРИГ ВЕР

180

0,378

0

0,83

0,177

УНИК ВЕР

180

2,100

0

15

2,282

ОРИГ НЕВ

180

0,539

0,15

0,78

0,119

УНИК НЕВ

180

0,389

0

2

0,573

ВЕРБ ИНТ

180

5,322

1

9

1,670

МАТ ИНТ

180

3,989

0

10

2,513

ПРОСТРИН

180

5,178

2

9

1,715


Различия между средними значениями выделенных групп по всем параметрам статистически достоверны.

Суммарный показатель, использованный в рамках описанного выше анализа, неоднороден  по своей природе и может взывать  закономерные возражения против его  использования. Исходя из этого, нами был  проведен кластерный анализ с использованием только показателей общих и креативных способностей, результаты которого приведены  ниже.

Результаты анализа несколько  отличаются от предыдущего, выделены три  группы учащихся:

— с низкими показателями креативности и высоким интеллектом;

— креативные в вербальной сфере, некреативные - в невербальной и с низкими показателями интеллекта;

— "интеллектуальные креативы".

Далее приведены шкальные оценки выделенных групп школьников.

26

Рисунок 2

1.5 1

0.5 0 -0.5

-1                                                                                 J             Cluster

1.5 '-------------■--------------■--------------■--------------■--------------■--------------■--------------■--------------i                     No. 1

Whr4          h4          i                   --о—-   ("'Iiictpr

Рч        S        S        Рч                       No 2

Й'     b'     «      w       H      о                    ^,   +

S       S       s       fe       <C       о             ~       Cluster

5        О        ¥        PQ       ^        &                    No. 3

               

\

г.......

 

*...........<

\

—г

   
 

............

■■■■■-■■с

1...

 

/   '<

>------     _ /

 

;

               

с

'____"---------1

     

1..р

'■г

...с

]

               

Рисунок 3

Половой и региональный состав групп

ВЖ, 11.7%                                               ВЖ,17.3%

I   "           Ж,36.7%  I        ^"Ь,м./-/.                    Ж.21.2»/.

ВЖ, 1.6%                                                            ВЖ, 12.1%

ЯК, 26.2 %

&                                     /       Ц                                              ЯК, 15.2 %

О   <N

НВ, 72.7 % ВЖ, 5.0 %

о   ^>              ЯК, 53.7%

та

НВ,46.3%                      ЯК,40.0%   Н            В,

ПОЛ:                                                         ПОЛ:

0                                                                1

0 — девушки, 1 — юноши.

Наибольший   интерес   представляют  различия   между   представителями   первого   и третьего кластера. Результаты анализа  по t—критерию представлены в таблице 9.

27

Таблица 9

Различия между группами 1 и 3 (см. Рис. 5)

 

Mean Кластер 1

Mean Кластер 3

t-value

df

Р

Valid N 1

Valid N

3

ОРИГ ВЕР

.33

.56

-13.21

384

0.00*

224

162

УНИК ВЕР

1.71

5.57

-14.56

384

0.00*

224

162

ОРИГ НЕВ

.57

.74

-15.84

384

0.00*

224

162

УНИК НЕВ

.66

1.80

-14.76

384

0.00*

224

162

ВЕРБ ИНТ

6.68

6.02

3.90

384

.00*

224

162

МАТ ИНТ

7.09

6.79

1.43

384

.15

224

162

ПРОСТРИН

6.73

7.06

-1.94

384

.05*

224

162


Дискриминантный анализ проводился с целью более точного выявления  переменных, являющихся надежными предикторами отнесения конкретного ребенка  к той или иной группе. Полученная дискриминантная модель включает в  себя все семь использованных параметров в следующей последовательности по степени снижения предсказательной силы:

— математический интеллект;

— невербальная оригинальность;

— вербальная оригинальность;

— невербальная уникальность;

— пространственный интеллект;

— вербальный интеллект;

— вербальная уникальность.

Обращает на себя внимание тот факт, что все перечисленные  параметры достоверно предсказывают  и попадание в группы по первой классификации — процент согласованности  не опускается ниже 90.

Таким образом, в исследованной  выборке были выделены три группы школьников, одна из которых объединяет одаренных детей по критерию творческих и интеллектуальных способностей, превосходящих  средний уровень. Данная группа детей, составляющая 20-30% от генеральной совокупности характеризуется выраженной спецификой структуры интеллектуальных способностей и инвариантными соотношениями  между показателями креативности и  интеллекта; выявленная специфика структуры  способностей в группе одаренных  школьников служит эмпирическим основанием для разработки научно-методических рекомендаций по развитию способностей одаренных детей.

28

Литература

Батищев Г. С. Диалектика творчества. М. 1984.

Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону. 1983.

Гирш В. Гениальность и  вырождение. Одесса, 1895.

Гончаренко Н. В. Гений  в искусстве и науке. М. : Искусство, 1991.

Грузенберг С. О. Психология творчества. Минск, 1923.

Дружинин В. Н., Хазратова  Н. В. Экспериментальное наследование формирующего влияния микросреды на креативность // Психологический журнал, 1994. N 4.

Ломброзо Ц. Гениальность и помешательство. С-Петербург, 1992.

Лук А. Н. Проблемы научного творчества // Сер. Науковедение за рубежом, М. ИПИОН АН СССР, 1983.

Олах А. Творческий потенциал  и личностные перемены // Общественные науки за рубежом. Р. Ж. Сер. Науковедение, 1968. N 4. С. 69-73.

Перкинс Д. Н. Творческая одаренность  как психологическое понятие // Общественные науки за рубежом. Р. Ж. Сер. Науковедение. 1988, N 4 С. 88-92.

Петрайтите А. М. Связь  интеллектуальных творческих способностей с экстраверсиейинтроверсией // Вопросы  психологии, 1981. N 6.

Пономарев Я. А. Психология творчества // Тенденции развития психологической  науки. М. : Наука, 1988. С. 21-25.

Развитие и диагностика  способностей. М. : Наука, 1991.

Хоровитц Ф. Д., Байер О. Одаренные и талантливые дети: состояние проблемы и направления  исследований // Общественные науки  за рубежом. Р. Ж. Серия Науковедение, 1988. N 1.

Шадриков В. Д. О содержании понятий "способность" и "одаренность" // Психологический журнал, 1983. Т. 4. N 5. С. 3-10.

Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза  профессиональной деятельности. М. : Наука, 1983.

Юсупов Ф. М. Роль неучитываемых  факторов в процедуре тестирования // Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности. Изд-во Саратовского университета. 1989. С. 37-48.

Bogerman W. G. Studies of Genius. N. Y. 1947. P. 171.

Guilford J. P. The nature of human intelligence. New-York: Mc-Gaw Hill, 1967.

Karlson Y. L. Inheritance of creative intelligence. Chicago, 1978. P. 138.

29

Mednick S. A. The associative basis of the creative process // Psychol. Review. 1969. N 2. P. 220- 232.

Sternberg R. General intellectual ability//Human abilities by R. Sternberg. 1985. Р. 5-31.

Terman L. M. The Measurement of Intelligence Boston,1937.

Torrance E. P. Guiding creative talent - Englewood Cloffs. N. Y. ; Prentice-Hall, 1962.

Torrance E. P. Guiding creative tаlent - Englewood Cliffs, W. J. : Prentice-Holl, 1964.

Torrance E. P. Scientific views of creativity and factors affecting its growth. Daedalus: Creativity and Learning, 1965. P. 663-679.

Vernon P. E. Psychological studies on creativity // Journal of Child Psychology and Psychiatry, 1967. N 8. P. 135-165.

Wollach M. A., Kogan N. A. A new look at the creativity - intelligence distinction // Journal of Personality. 1965. N 33. P. 348-369.

30

К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ  ИНТЕЛЛЕКТА, КРЕАТИВНОСТИ И ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ У ДЕТЕЙ.

Лютова Е.К

Проблема соотношения  показателей интеллекта, креативности и особенностей личности занимает умы  ученых уже на протяжении десятков лет. Поиск в этом направлении  стал особенно активным, начиная с  разработок Дж. Гилфорда, который разделил понятия "конвергентного" и "дивергентного" мышления. С этого момента было проведено много исследований, касающихся взаимосвязи интеллекта и креативности, креативности и личностных особенностей и гораздо меньше исследований, посвященных  соотношению интеллекта и личности и, в особенности, всех трех компонентов  вместе.

По сей день не прекращаются споры о том, развивается ли интеллект  и креативность параллельно, независимо друг от друга или два этих компонента неразрывно связаны между собой. Кетхем и Чирелла вычислили коэффициенты корреляций между творческостью  и интеллектом, которые "варьируют  от 0,2 до 0,48 в зависимости от используемых субтестов", (цит. по: Л.Ф. Обухова, С.М. Чурбанова, 1994, с. 11). Сторонники так  называемой "теории порога" (Бэррон, Гилфорд, Торранс и др.) считают, что  до определенного уровня интеллект  и креативность связаны между  собой, но при IQ, превышающем 115-120 баллов эти свойства развиваются независимо друг от друга.

Информация о работе Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия