Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 14:17, статья

Краткое описание

Проблема взаимосвязи интеллекта, креативности и особенностей личности не теряет своей актуальности многие годы. Основные попытки установления исследователями взаимозависимости личностных черт и уровня развития интеллекта связаны с выявлением корреляций между базовыми свойствами личности и основными интеллектуальными факторами. Так еще Р.Кэттелом в его исследовании зависимостей между интеллектом и личностными чертами, тестируемыми с помощью опросника 16PF были установлены очень незначительные позитивные корреляции между интеллектом и фактором Q - "сила супер-Эго", фактором I - "сензитивность" и фактором Q3 - "самоконтроль".

Содержание

ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНТЕЛЛЕКТА И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
У ЭКСТРАВЕРТОВ И ИНТРОВЕРТОВ В УСЛОВИЯХ ГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
ВОРОНИН А.Н., ГАБРИЕЛЯН Н.А....................................................................................................33
ТРАДИЦИОННЫЕ МАРКЁРЫ ОДАРЕННОСТИ: ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ПИХИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ.
БИРЮКОВ С.Д.....................................................................................................................................12
К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ ИНТЕЛЛЕКТА, КРЕАТИВНОСТИ И ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТУ ДЕТЕЙ.
ЛЮТОВАЕ.К........................................................................................................................................30
НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА..
Ю.И.ИОРИШ........................................................................................................................................39
ВЛИЯНИЕ БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН МАЛАЕВАЕ. Б....................................................................................................................................55
ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕКЛАРИРУЕМЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ИНТЕЛЛЕКТА И КРЕАТИВНОСТИ ПЕРСОНАЛА.
ВОРОНИН А., СЫРОВАЦКАЯ Е........................................................................................................71
ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЙ МОДУС СОСТОЯНИЙ УЧЕНИКА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ.
Г.А.СУВОРОВА...................................................................................................................................90
ВЛИЯНИЕ СОСТАВА СЕМЬИ НА СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ: РОЛЬ ПОКОЛЕНИЙ
Т.Н.ТИХОМИРОВА...........................................................................................................................104
СООТНОШЕНИЕ ИНТУИЦИИ И ЛОГИКИ В ПРОЦЕССЕ ПОРОЖДЕНИЯ
НОВЫХ НАУЧНЫХ ИДЕЙ.
НОВИКОВ Н.Б...................................................................................................................................112
ЗАВИСИМОСТЬ ПРОЦЕССА РЕШЕНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАЧ И ЗАДАЧ-ГОЛОВОЛОМОК ("МАЛЫХ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ") ОТ ПАРАМЕТРОВ КОГНИТИВНОГО РЕСУРСА
Н.Б. ГОРЮНОВА, В.Н. ДРУЖИНИН................................................................................................122
ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПСИХОТЕРАПЕВТА
(ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)
ПЕСИКОВА Ю.Н. РОСЛЯКОВ А.Е. ВИГДОРЧИК М.И..................................................................142

Вложенные файлы: 1 файл

intellect_i_kreativnost_v_mezhlichnostnom_vzaimodejstvii.docx

— 326.21 Кб (Скачать файл)

"По дороге идут машины"

По узкой дороге (шириной  в три метра) слева направо  со скоростью 20 м/с мчатся машины. Они  идут такой плотной колонной, что  пешеходу рискованно пытаться проскочить между ними через дорогу. Поэтому  пешеходов накопилось на обочине  очень много - двести человек. Но вот  в колонне машин появился просвет  длинной в 100 метров. Успеют ли пешеходы перейти через дорогу в этом просвете? Если они ринутся толпой, то вполне возможно несчастье. Организуйте, пожалуйста, им переход так, чтобы все они  без давки и суматохи, не спеша, со скоростью 1 м/с, держа друг друга  за руки перешли через дорогу в  этом просвете и чтобы движение машин  при этом не было остановлено.

142

ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ       ОСОБЕННОСТИ       ЛИЧНОСТИ

ПСИХОТЕРАПЕВТА

(ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ)

Песикова Ю.Н. Росляков А.Е. Вигдорчик М.И.

В настоящее время психотерапия приобретает новое значение в  обществе и профессия психотерапевта перестает ассоциироваться с  психиатрией. Постепенно общество приходит к пониманию того, что за помощью  в решении психологических проблем  лучше обращаться к профессионалам-психологам или психотерапевтам. Создаются  и функционируют различные центры, оказывающие психологическую и  психотерапевтическую помощь, многие психологи и психотерапевты занимаются частной практикой. Расширилось  количество учреждений, обучающих психологии и психотерапии, а также повышающих квалификацию специалистов-практиков. В обучении и использовании техник психотерапии можно следовать как  классическим путем, так и идти по пути появившихся недавно, но стремительно развивающихся течений психотерапии. По мнению В.В. Макарова, «терапевту не обязательно быть врачом или психологом. Это может быть человек, занятый  иными формами деятельности, а  в отношении с собой, людьми, миром  использующий теорию и практику психотерапии». Что соответствует сложившейся  традиции советского и постсоветского периода развития нашего общества, которое можно было бы определить как «бытовую психотерапию». И вместе с тем, «настоящий терапевт - это  тот, кто наряду с владением техниками  достиг метавзгляда на терапию и  психологию. Тот же, кто не достиг обобщенного, мировоззренческого понимания, пока не может называться настоящим  терапевтом». Психотерапию можно рассматривать  и как творческий процесс. Даже используя  классический метод психотерапии, каждый терапевт привносит в него что-то свое, становится автором, имеет свой психотерапевтический подход. Конечно, течение каждого психотерапевтического  процесса во многом обусловлено личностью  пациента, тем не менее, личность психотерапевта, по нашему мнению, играет ведущую роль в ходе процесса психотерапии и его  результата.

В современной литературе этому вопросу уделяется немало места. Многие, особенно  западные   исследователи,   говорят   о   том,   каким   должен   быть   процесс

143

психотерапии, особое внимание уделяется личности психотерапевта. Большинство авторов на первое место  ставят «открытость» терапевта - как  к чувствам других, так и по отношению  к новому опыту, проницательность, сердечность  и чувствительность и, в то же время, эмоциональная устойчивость. Идеальный  психотерапевт - внимательный и доверяющий, уважающий себя и других, стремящийся  к самопознанию и самосовершенствованию  и имеющий позитивные установки  на будущее. Среди негативных качеств  называется авторитарность, отсутствие гибкости, пассивность и зависимость. Немало говорится также и профессиональной подготовке консультанта, об обязательном прохождении личной - как групповой, так и индивидуальной психотерапии и супервизии.

Однако, как мы можем увидеть, предъявляемые требования к личности психотерапевта в основном ограничиваются перечислением качеств, которыми должен обладать успешный терапевт и образованием, которое он необходимо должен иметь. Р. Кочюнас подчеркивает, что «эффективность консультанта определяется свойствами личности, профессиональными знаниями и специальными навыками». Сложно сейчас перечислить исследования, в которых  бы специально изучались индивидуально-типологические свойства психотерапевтов. Между тем, при увеличении числа лиц, занимающихся психотерапевтической деятельностью, представляет интерес исследование личностных особенностей профессионально  занимающихся психотерапией специалистов.

В данном экспериментальном  исследовании, с целью изучения индивидуально-типологических особенностей личности психотерапевтов  нами были обследованы 16 человек (8 мужчин и 8 женщин), применяющих как групповые, так и индивидуальные формы психотерапевтической работы. Средний возраст испытуемых составил 38 лет. В соответствии с  целью данного исследования были использованы следующие методики:

1.    Опросник Д.  Кейрси - для изучения типологических  особенностей личности.

2.   Метод    портретных    выборов    Л.Сонди    -    для    определения    структуры

бессознательных побуждений.

При обработке полученных данных были использованы вариационный и корреляционный методы статистического  анализа.

Данные вариационного  анализа:

Усредненный профиль по методике Кейрси выражен соотношением: ENFJ, что соответствует прототипу NF - Апполон. Смыслом жизни для NF-людей, как отмечает

144

Б.В. Овичинников, является постоянный поиск смысла жизни. NF-люди ищут потаенный смысл буквально во всех явлениях природы. Часто духовность сочетается в NF-людях с религиозностью, но может проявиться в умении общаться с людьми и находить путь к сердцам окружающих с простотой, которой не в состоянии достичь представители других типов темперамента. Поэтому среди практикующих психологов, психиатров, психотерапевтов значительное большинство представляют собой Аполлоны.

Ввиду того, что оценки, получаемые по результатам применения метода Л.Сонди  оцениваются качественно и вариативность  значений составляет четыре основные оценки (0, ±, +, —), то корректным является изучение модальных характеристик  значения факторов.

Модальный выбор МПВ Л. Сонди

Факторы Сонди

 

S

Р

Sch

С

 

h

s

е

Ну

к

Р

d

m

Передний план

+

+

+

0

+

+


Рассматривая данные модального выбора по методике МПВ Л.Сонди, можно  отметить, что определяются взаимно  конфликтные тенденции в векторах S и Р. Так, фактор s имеет модально позитивное значение, что может интерпретироваться, как агрессивность, предприимчивость, активность жизненной позиции. В то же время структура вектора Р указывает на доминирование унифункции совестливости (е+), что в сочетании со структурой вектора S (h+ s+) блокирует гетероагрессивные тенденции, направляя их на путь психосоматического отреагирования.

Для углубленной оценки взаимосвязи  полученных в исследовании данных был  использован корреляционный анализ ведущих функций исследуемой  выборки по методике Кейрси и МПВ  Л. Сонди.

Данныеякорреляционногояанализая

 

Женский пол

h

s

е

hy

к

Р

d

m


145

E

0.52

-0.47

 

0.37

N

 

0.61

-0.71

-0.31

0.60

F

-0.33

0.48

-0.40

-0.41

0.5

J

-0.39

0.39

---

0.37

-0.7


Выявленные корреляционные связи достоверны при уровне значимости p< 0,05.

Функция Е (экстраверсия) положительно коррелирует с женским полом, отрицательно с фактором h (эрос) и позитивно с фактором е («авелевы» тенденции). Структура корреляционных связей экстраверсии указывает на подавление эрос-тенденций и блокаду гетероагрессивных тенденций, которые выносятся вовне и реализуются в профессиональной деятельности. Данные тенденции могут проявляться в недостаточно контролируемом отреагировании контрпереносных реакций, развитии психосоматических заболеваний. Таким образом, профессиональная активность служит каналом сублимации нереализованных эротических гетеросексуальных тенденций.

Функция N (интуиция) оказалась  достоверно связанной с факторами  s+ (агрессия), е- (каинистические тенденции), р- (параноидные тенденции), m+ (оральность). Комплекс факторов, связанных с функцией N указывает на наличие латентных криминально-параноидных тенденций. На социальном уровне комплекс побуждений s+, e-, p-, m+, блокируется за счет зависимого поведения и реактивного образования, которое манифестируется в профессиональной самореализации.

Функция F (чувствование) достоверно связана с факторами h- (вытеснение эрос-тенденций), s+, e-, hy- (утаивание), m+. Данный комплекс факторов указывает на тревогу, ощущаемую в связи с блокадой агрессивных тенденций в отношении социального окружения, что, в конечном счете, может приводить к возникновению внутренних ритуалов, как сложных устойчивых образований, гарантирующих надежную блокаду агрессии.

В анализируемой выборке  функция J (рассудительность) связана с группой факторов s-, d+, m-. Данная факторная группа может рассматриваться как латентно-

146

депрессивная, её связь с  рассудительностью предполагает, что  выход рассудительности в число  ведущих функций является компенсаторным по отношению к прошлым манифестным  и латентным в настоящее время  депрессивным тенденциям.

Таким       образом,       на       основании       экспериментально-психологического исследования можно сделать следующие выводы:

1.   Профессиональная  деятельность исследуемой группы  психотерапевтов является сублимирующей   относительно   внутренних   деструктивных   и   депрессивных  тенденций.

2.   Выявленные тенденции  указывают на недостаточную психотерапевтическую  коррекцию личности самих психотерапевтов.

3.   Личностная и  профессиональная адаптация специалистов  исследуемой группы может    рассматриваться    как    неустойчивая.    При    срыве    адаптационных механизмов      возможно      манифестирование      аддиктивного,      социально-деструктивного  и аутодеструктивного поведения.

4.   Данное   исследование   стоит  рассматривать   как   пилотажное   и   полученные  данные указывают на наличие  тенденций. Окончательные выводы  могут быть сделаны   после   экспериментально-психологического   исследования   большей группы  психотерапевтов при дифференциации  их по видам используемых в  работе психотерапевтических техник.

Литература:

1.   Закон о психотерапии  и специалистах, занимающихся психотерапевтической  деятельностью // Психологическая  газета. Санкт-Петербург. 2000 г. №№ 7-8, 9.

2.   Кочюнас Р. Основы  психологического консультирования. М., 1999 г.

3.   Кочюнас Р. Психотерапевтические  группы: теория и практика. М., 2000 г.

4.   Макаров В.В. Избранные  лекции по психотерапии. М., 1999 г.

5.   Роджерс К. Взгляд  на психотерапию. Становление человека. М., 1994 г.

147

6.   Рудестам К. Групповая  психотерапия. Психокоррекционные  группы: теория и практика. М., 1990 г.

7.   Хамитова И.  Ю.  Развитие  профессиональной  идентичности  консультанта // Журнал практической  психологии и психоанализа. М., 2000 г. ! 1

8.   Keirsey, D., & Bates, М. (1978). Please understand me. Del Mar, CA: Prometheus Nemesis Book Co.

9.    Keirsey,  D.   (1989).  Portraits  of temperament.   Second  edition,  Del  Mar,   CA Prometheus Nemesis Book Co

Информация о работе Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия