Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 14:17, статья

Краткое описание

Проблема взаимосвязи интеллекта, креативности и особенностей личности не теряет своей актуальности многие годы. Основные попытки установления исследователями взаимозависимости личностных черт и уровня развития интеллекта связаны с выявлением корреляций между базовыми свойствами личности и основными интеллектуальными факторами. Так еще Р.Кэттелом в его исследовании зависимостей между интеллектом и личностными чертами, тестируемыми с помощью опросника 16PF были установлены очень незначительные позитивные корреляции между интеллектом и фактором Q - "сила супер-Эго", фактором I - "сензитивность" и фактором Q3 - "самоконтроль".

Содержание

ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНТЕЛЛЕКТА И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
У ЭКСТРАВЕРТОВ И ИНТРОВЕРТОВ В УСЛОВИЯХ ГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
ВОРОНИН А.Н., ГАБРИЕЛЯН Н.А....................................................................................................33
ТРАДИЦИОННЫЕ МАРКЁРЫ ОДАРЕННОСТИ: ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ПИХИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ.
БИРЮКОВ С.Д.....................................................................................................................................12
К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ ИНТЕЛЛЕКТА, КРЕАТИВНОСТИ И ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТУ ДЕТЕЙ.
ЛЮТОВАЕ.К........................................................................................................................................30
НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА..
Ю.И.ИОРИШ........................................................................................................................................39
ВЛИЯНИЕ БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН МАЛАЕВАЕ. Б....................................................................................................................................55
ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕКЛАРИРУЕМЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ИНТЕЛЛЕКТА И КРЕАТИВНОСТИ ПЕРСОНАЛА.
ВОРОНИН А., СЫРОВАЦКАЯ Е........................................................................................................71
ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЙ МОДУС СОСТОЯНИЙ УЧЕНИКА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ.
Г.А.СУВОРОВА...................................................................................................................................90
ВЛИЯНИЕ СОСТАВА СЕМЬИ НА СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ: РОЛЬ ПОКОЛЕНИЙ
Т.Н.ТИХОМИРОВА...........................................................................................................................104
СООТНОШЕНИЕ ИНТУИЦИИ И ЛОГИКИ В ПРОЦЕССЕ ПОРОЖДЕНИЯ
НОВЫХ НАУЧНЫХ ИДЕЙ.
НОВИКОВ Н.Б...................................................................................................................................112
ЗАВИСИМОСТЬ ПРОЦЕССА РЕШЕНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАЧ И ЗАДАЧ-ГОЛОВОЛОМОК ("МАЛЫХ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ") ОТ ПАРАМЕТРОВ КОГНИТИВНОГО РЕСУРСА
Н.Б. ГОРЮНОВА, В.Н. ДРУЖИНИН................................................................................................122
ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПСИХОТЕРАПЕВТА
(ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)
ПЕСИКОВА Ю.Н. РОСЛЯКОВ А.Е. ВИГДОРЧИК М.И..................................................................142

Вложенные файлы: 1 файл

intellect_i_kreativnost_v_mezhlichnostnom_vzaimodejstvii.docx

— 326.21 Кб (Скачать файл)

Выявленные в ходе анализа  эффекты различных систематических  факторов свидетельствуют о существенной зависимости изучаемых показателей  от каждого из них, что делает необходимым  учет данных факторов при диагностике  одаренности — в особенности  при индивидуальной работе со школьниками. Полученные данные могут быть использованы для работы практических психологов в конкретных регионах как нормативные  показатели. Дальнейшая работа в этом направлении может вестись по пути выявления независимых факторов, в наибольшей степени влияющих на проявление общих и креативных способностей. Без учета таких факторов трудно себе представить эффективную организацию  педагогического процесса, направленного  на развитие одаренных детей. Необходимо отметить, что установленные в  нашей работе закономерности являются результатом пилотажного исследования — ни сроки проведения, ни объем  выборки, ни представленность регионов, ни набор учитываемых независимых  факторов — не дают оснований для  чрезмерного обобщения полученных результатов.

Несмотря на достаточно очевидную  возможность прикладного использования  полученных данных, для целей нашего исследования более важным является вопрос о возможности диагностики  креативности в больших группах  школьников различных регионов страны.    С    целью    изучения    этого    вопроса    нами    был    осуществлен    трехфакторный

17

множественный анализ дисперсии (three way MANOVA), обобщенные результаты которого представлены в таблице 5.

Таблица 5 Влияние независимых факторов на исследуемые переменные

 

Wilks' Lambda

Rao's R

df1

df2

p-level

Пол

0,890

9,042

7

514

.000

Город

0,767

22,266

7

514

.000

Возраст

0,959

3,119

7

514

.003

Пол*город

0,972

2,130

7

514

.030

Пол*возраст

0,953

3,595

7

514

.001

Город*возраст

0,940

4,690

7

514

.000

Пол* город* возраст

0,981

1,387

7

514

.208


Результаты анализа позволяют  сделать вывод о том, что совокупный эффект всех трех рассматриваемых независимых  переменных не оказывает существенного  влияния на дисперсию изучаемых  признаков. При этом необходимо подчеркнуть, что как каждый из независимых  факторов в отдельности, так и  все возможные попарные комбинации этих факторов достоверным образом  влияют на характер дисперсии показателей  общих и креативных способностей. Дальнейший анализ этих факторов является предметом специального исследования, имеющего несомненную ценность для  педагогической практики.

Таким образом, при анализе  эмпирических распределений изучаемых  показателей было установлено, что  их совокупность нечувствительна к  параметрам, делающим исследуемую выборку  неоднородной, что дает нам достаточные  основания для перехода к выделению  групп одаренных детей из всей исходной совокупности испытуемых в  целом.

Выявление одаренных детей  с неизбежностью ставит вопрос о  критериях, отличающих их от основной массы. Формирование достаточного набора критериев является одной из острейших  потребностей современной психологии одаренности. Анализ литературы показал, что большинство авторов при  определении такого набора включают в него две неизменные характеристики: творческого подхода и интеллектуальных способностей, превосходящих средний  уровень.

Кажущаяся простота такого минимального набора критериев на практике сопряжена с неоднозначностью соотношений  входящих в него психологических  параметров. В нашей работе была предпринята попытка поиска инвариантных отношений между показателями креативности и интеллекта.

Корреляционный анализ (см. Таб. 6) показал, что характеристики

18

Таблица 6

Матрица корреляций показателей  креативности и интеллекта

 

ОРИГВЕР

УНИКВЕР

ОРИГНЕВ

УНИКНЕВ

ВЕРБИНТ

МАТИНТ

ПРОСТРИ Н

ОРИГ_ВЕР

1.0000 p= —

           

УНИК_ВЕР

.6100 p=0.00

1.0000 p=—

         

ОРИГ_НЕВ

.1209 p=.004

.2030 p=.000

1.0000 p=—

       

УНИК_НЕВ

.1077 p=.010

.1203 p=.004

.5367 p=0.00

1.0000 p=—

     

ВЕРБ_ИНТ

-.0763 p=.068

-.0385 p=.357

-.1175 p=. 005

-.0385 p=. 358

1.0000 p=—

   

МАТ_ИНТ

-.1417 p=.001

-.0829 p=.047

.0308 p=.462

.1443 p=.001

.2724 p=. 000

1.0000 p=—

 

ПРОСТРИН

-.0483 p=.248

.0819 p=.050

.0411 p=. 326

.0609 p=.145

.1413 p=.001

.2695 p=. 000

1.0000 p= —

под коэффициентами корреляции указан уровень значимости; нули опущены


креативности демонстрируют  более выраженные взаимосвязи между  собой, чем с показателями интеллекта. Дальнейший факторный анализ (см. Таб. 7), проведенный по методу главных  компонент (применялось вращение осей VARIMAX), позволяет дополнить результаты корреляционного анализа тем, что в основе вербальной и невербальной креативности так же, по-видимому, лежат различные "латентные переменные".

19

Таблица 7 Факторные нагрузки показателей креативности и интеллекта

| Factor 1

Factor 2

Factor 3

ОРИГ ВЕР                  0,88299

   

УНИК ВЕР               0,893182

   

ОРИГ НЕВ

 

0,858667

УНИК НЕВ

 

0,862489

ВЕРБ ИНТ

0,672488

 

МАТ ИНТ

0,745152

 

ПРОСТРИН

0,665976

 

Expl.Var                      1,633947

1,473465

1,576626

Prp.Totl                       0,233421

0,210495

0,225232


Таким образом, имеет место  ситуация трех разнородных (относительно независимых) видов показателей, которые  теоретически лежат в основе феномена одаренности. Особенно следует отметить, что в случае одаренности представляется проблематичным получение какого-либо измерения поведения, пригодного на роль внешнего (независимого) критерия. Отсутствие такого рода критерия делает невозможным применение целого ряда современных математических методов  анализа психологических данных, способных выделить способности, вносящие основной вклад в развитие одаренности (дискриминантный анализ, структурное  моделирование, конфирматорный факторный  анализ и др.).

Наиболее адекватным в  такой ситуации является традиционный для психологии способ исследования структурного разнообразия исследуемых  переменных, реализованный в технике  кластерного анализа.

Подготовительный этап к  проведению кластерного анализа  заключался в стандартизации полученных эмпирических распределений исследованных  показателей. После проведения этой процедуры исходные распределения  имеют характеристики, представленные в таблице 8. После стандартизации был вычислен дополнительный суммарный  показатель для использования при  кластеризации по средним значениям.

Следующим шагом анализа  являлось проведение иерархической  процедуры кластерного анализа  с целью определения оптимального количества кластеров, достаточно полно  описывающих наблюдаемую дисперсию  переменных. Оптимальной оказалась  трехкластерная модель, параметр такого количества кластеров был использован  при дальнейшем анализе.

20

Таблица 8.

Статистические характеристики стандартизированных переменных

Показатели

Valid N

Mean

Minimum

Maximum

Range

Std.Dev.

ОРИГ ВЕР

574

0

-2,47

2,91

5,39

   

УНИК ВЕР

574

0

-1,12

6,07

7,18

   

ОРИГ НЕВ

574

0

-3,47

2,18

5,65

   

УНИК НЕВ

574

0

-1,09

3,35

4,44

   

ВЕРБ ИНТ

574

0

-2,81

2,33

5,14

   

МАТ ИНТ

574

0

-2,06

1,58

3,64

   

ПРОСТРИН

574

0

-2,30

1,97

4,26

   

СУММА

574

0

-7,72

9,91

17,64

3,38


В исходной совокупности было выделено три группы школьников, описываемых  усредненными профилями изучаемых  характеристик, представленных на рисунке 1.

Рисунок 1

Профили средних значений выделенных групп школьников 6

-1

2

0

-2

-4

-6

Z

............R...........■&...........11

»

 Cluster No. 1

Йж?^              -о-   Cluster

 i                           Э        g        Й        |

1 ё §    i S

mi       mi       Я        Н        Э        g        Й        |                       No.2

 1

^ш2&!                                  No. 3

Variables

Данная кластерная структура  получена с использованием дополнительного  суммарного показателя, хорошо выделяются и легко интерпретируются три  кластер — с высоким, средним  и низким уровнем изучаемых показателей.

На следующем этапе  анализа был проведен переход  к шкальным оценкам креативности и интеллекта, поскольку стандартизированные  показатели не позволяют провести сравнение  исследованной выборки с другими. Ниже приводятся характеристики трех выделенных кластеров.

Кластер №1

21

Половой состав кластера 1

юноши, 42.6 %

девушки, 57.4 %

ПОЛ

Возрастной состав кластера1

>15 лет, 18.0%

14 лет, 82.0 %

Региональный состав кластера1 Волжский, 1.6%

____________  Нижневартовск, 49.2 %

Якутск, 49.2 %    '                     ^^^^^^~

ГОРОД

22

 

Valid N

Mean

Minimum

Maximum

Std.Dev.

ОРИГ ВЕР

122

0,579

0,26

0,98

0,176

УНИК ВЕР

122

6,213

1

22

3,753

ОРИГ НЕВ

122

0,742

0,44

0,91

0,092

УНИК НЕВ

122

1,820

0

4

0,843

ВЕРБ ИНТ

122

6,639

3

9

1,420

МАТ ИНТ

122

6,984

1

10

1,987

ПРОСТРИН

122

7,426

4

10

1,292

Кластер №2

Информация о работе Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия