Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 14:17, статья
Проблема взаимосвязи интеллекта, креативности и особенностей личности не теряет своей актуальности многие годы. Основные попытки установления исследователями взаимозависимости личностных черт и уровня развития интеллекта связаны с выявлением корреляций между базовыми свойствами личности и основными интеллектуальными факторами. Так еще Р.Кэттелом в его исследовании зависимостей между интеллектом и личностными чертами, тестируемыми с помощью опросника 16PF были установлены очень незначительные позитивные корреляции между интеллектом и фактором Q - "сила супер-Эго", фактором I - "сензитивность" и фактором Q3 - "самоконтроль".
ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНТЕЛЛЕКТА И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
У ЭКСТРАВЕРТОВ И ИНТРОВЕРТОВ В УСЛОВИЯХ ГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
ВОРОНИН А.Н., ГАБРИЕЛЯН Н.А....................................................................................................33
ТРАДИЦИОННЫЕ МАРКЁРЫ ОДАРЕННОСТИ: ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ПИХИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ.
БИРЮКОВ С.Д.....................................................................................................................................12
К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ ИНТЕЛЛЕКТА, КРЕАТИВНОСТИ И ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТУ ДЕТЕЙ.
ЛЮТОВАЕ.К........................................................................................................................................30
НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА..
Ю.И.ИОРИШ........................................................................................................................................39
ВЛИЯНИЕ БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН МАЛАЕВАЕ. Б....................................................................................................................................55
ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕКЛАРИРУЕМЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ИНТЕЛЛЕКТА И КРЕАТИВНОСТИ ПЕРСОНАЛА.
ВОРОНИН А., СЫРОВАЦКАЯ Е........................................................................................................71
ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЙ МОДУС СОСТОЯНИЙ УЧЕНИКА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ.
Г.А.СУВОРОВА...................................................................................................................................90
ВЛИЯНИЕ СОСТАВА СЕМЬИ НА СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ: РОЛЬ ПОКОЛЕНИЙ
Т.Н.ТИХОМИРОВА...........................................................................................................................104
СООТНОШЕНИЕ ИНТУИЦИИ И ЛОГИКИ В ПРОЦЕССЕ ПОРОЖДЕНИЯ
НОВЫХ НАУЧНЫХ ИДЕЙ.
НОВИКОВ Н.Б...................................................................................................................................112
ЗАВИСИМОСТЬ ПРОЦЕССА РЕШЕНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАЧ И ЗАДАЧ-ГОЛОВОЛОМОК ("МАЛЫХ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ") ОТ ПАРАМЕТРОВ КОГНИТИВНОГО РЕСУРСА
Н.Б. ГОРЮНОВА, В.Н. ДРУЖИНИН................................................................................................122
ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПСИХОТЕРАПЕВТА
(ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)
ПЕСИКОВА Ю.Н. РОСЛЯКОВ А.Е. ВИГДОРЧИК М.И..................................................................142
Выявленные в ходе анализа
эффекты различных
Несмотря на достаточно очевидную
возможность прикладного
17
множественный анализ дисперсии (three way MANOVA), обобщенные результаты которого представлены в таблице 5.
Таблица 5 Влияние независимых факторов на исследуемые переменные
Wilks' Lambda |
Rao's R |
df1 |
df2 |
p-level | |
Пол |
0,890 |
9,042 |
7 |
514 |
.000 |
Город |
0,767 |
22,266 |
7 |
514 |
.000 |
Возраст |
0,959 |
3,119 |
7 |
514 |
.003 |
Пол*город |
0,972 |
2,130 |
7 |
514 |
.030 |
Пол*возраст |
0,953 |
3,595 |
7 |
514 |
.001 |
Город*возраст |
0,940 |
4,690 |
7 |
514 |
.000 |
Пол* город* возраст |
0,981 |
1,387 |
7 |
514 |
.208 |
Результаты анализа позволяют сделать вывод о том, что совокупный эффект всех трех рассматриваемых независимых переменных не оказывает существенного влияния на дисперсию изучаемых признаков. При этом необходимо подчеркнуть, что как каждый из независимых факторов в отдельности, так и все возможные попарные комбинации этих факторов достоверным образом влияют на характер дисперсии показателей общих и креативных способностей. Дальнейший анализ этих факторов является предметом специального исследования, имеющего несомненную ценность для педагогической практики.
Таким образом, при анализе эмпирических распределений изучаемых показателей было установлено, что их совокупность нечувствительна к параметрам, делающим исследуемую выборку неоднородной, что дает нам достаточные основания для перехода к выделению групп одаренных детей из всей исходной совокупности испытуемых в целом.
Выявление одаренных детей
с неизбежностью ставит вопрос о
критериях, отличающих их от основной
массы. Формирование достаточного набора
критериев является одной из острейших
потребностей современной психологии
одаренности. Анализ литературы показал,
что большинство авторов при
определении такого набора включают
в него две неизменные характеристики:
творческого подхода и
Кажущаяся простота такого минимального набора критериев на практике сопряжена с неоднозначностью соотношений входящих в него психологических параметров. В нашей работе была предпринята попытка поиска инвариантных отношений между показателями креативности и интеллекта.
Корреляционный анализ (см. Таб. 6) показал, что характеристики
18
Таблица 6
Матрица корреляций показателей креативности и интеллекта
ОРИГВЕР |
УНИКВЕР |
ОРИГНЕВ |
УНИКНЕВ |
ВЕРБИНТ |
МАТИНТ |
ПРОСТРИ Н | |
ОРИГ_ВЕР |
1.0000 p= — |
||||||
УНИК_ВЕР |
.6100 p=0.00 |
1.0000 p=— |
|||||
ОРИГ_НЕВ |
.1209 p=.004 |
.2030 p=.000 |
1.0000 p=— |
||||
УНИК_НЕВ |
.1077 p=.010 |
.1203 p=.004 |
.5367 p=0.00 |
1.0000 p=— |
|||
ВЕРБ_ИНТ |
-.0763 p=.068 |
-.0385 p=.357 |
-.1175 p=. 005 |
-.0385 p=. 358 |
1.0000 p=— |
||
МАТ_ИНТ |
-.1417 p=.001 |
-.0829 p=.047 |
.0308 p=.462 |
.1443 p=.001 |
.2724 p=. 000 |
1.0000 p=— |
|
ПРОСТРИН |
-.0483 p=.248 |
.0819 p=.050 |
.0411 p=. 326 |
.0609 p=.145 |
.1413 p=.001 |
.2695 p=. 000 |
1.0000 p= — |
под коэффициентами корреляции указан уровень значимости; нули опущены |
креативности демонстрируют более выраженные взаимосвязи между собой, чем с показателями интеллекта. Дальнейший факторный анализ (см. Таб. 7), проведенный по методу главных компонент (применялось вращение осей VARIMAX), позволяет дополнить результаты корреляционного анализа тем, что в основе вербальной и невербальной креативности так же, по-видимому, лежат различные "латентные переменные".
19
Таблица 7 Факторные нагрузки показателей креативности и интеллекта
| Factor 1 |
Factor 2 |
Factor 3 |
ОРИГ ВЕР 0,88299 |
||
УНИК ВЕР 0,893182 |
||
ОРИГ НЕВ |
0,858667 | |
УНИК НЕВ |
0,862489 | |
ВЕРБ ИНТ |
0,672488 |
|
МАТ ИНТ |
0,745152 |
|
ПРОСТРИН |
0,665976 |
|
Expl.Var 1,633947 |
1,473465 |
1,576626 |
Prp.Totl 0,233421 |
0,210495 |
0,225232 |
Таким образом, имеет место
ситуация трех разнородных (относительно
независимых) видов показателей, которые
теоретически лежат в основе феномена
одаренности. Особенно следует отметить,
что в случае одаренности представляется
проблематичным получение какого-либо
измерения поведения, пригодного на
роль внешнего (независимого) критерия.
Отсутствие такого рода критерия делает
невозможным применение целого ряда
современных математических методов
анализа психологических
Наиболее адекватным в такой ситуации является традиционный для психологии способ исследования структурного разнообразия исследуемых переменных, реализованный в технике кластерного анализа.
Подготовительный этап к проведению кластерного анализа заключался в стандартизации полученных эмпирических распределений исследованных показателей. После проведения этой процедуры исходные распределения имеют характеристики, представленные в таблице 8. После стандартизации был вычислен дополнительный суммарный показатель для использования при кластеризации по средним значениям.
Следующим шагом анализа
являлось проведение иерархической
процедуры кластерного анализа
с целью определения
20
Таблица 8.
Статистические характеристики стандартизированных переменных
Показатели |
Valid N |
Mean |
Minimum |
Maximum |
Range |
Std.Dev. | |
ОРИГ ВЕР |
574 |
0 |
-2,47 |
2,91 |
5,39 |
||
УНИК ВЕР |
574 |
0 |
-1,12 |
6,07 |
7,18 |
||
ОРИГ НЕВ |
574 |
0 |
-3,47 |
2,18 |
5,65 |
||
УНИК НЕВ |
574 |
0 |
-1,09 |
3,35 |
4,44 |
||
ВЕРБ ИНТ |
574 |
0 |
-2,81 |
2,33 |
5,14 |
||
МАТ ИНТ |
574 |
0 |
-2,06 |
1,58 |
3,64 |
||
ПРОСТРИН |
574 |
0 |
-2,30 |
1,97 |
4,26 |
||
СУММА |
574 |
0 |
-7,72 |
9,91 |
17,64 |
3,38 |
В исходной совокупности было выделено три группы школьников, описываемых усредненными профилями изучаемых характеристик, представленных на рисунке 1.
Рисунок 1
Профили средних значений выделенных групп школьников 6
-1
2
0
-2
-4
-6
Z
............R...........■&....
»
Cluster No. 1
Йж?^ -о- Cluster
i Э g Й |
1 ё § i S
mi mi Я Н Э g Й | No.2
1
^ш2&!
Variables
Данная кластерная структура получена с использованием дополнительного суммарного показателя, хорошо выделяются и легко интерпретируются три кластер — с высоким, средним и низким уровнем изучаемых показателей.
На следующем этапе
анализа был проведен переход
к шкальным оценкам креативности
и интеллекта, поскольку стандартизированные
показатели не позволяют провести сравнение
исследованной выборки с
Кластер №1
21
Половой состав кластера 1
юноши, 42.6 %
девушки, 57.4 %
ПОЛ
Возрастной состав кластера1
>15 лет, 18.0%
14 лет, 82.0 %
Региональный состав кластера1 Волжский, 1.6%
____________ Нижневартовск, 49.2 %
Якутск, 49.2 % ' ^^^^^^~
ГОРОД
22
Valid N |
Mean |
Minimum |
Maximum |
Std.Dev. | |
ОРИГ ВЕР |
122 |
0,579 |
0,26 |
0,98 |
0,176 |
УНИК ВЕР |
122 |
6,213 |
1 |
22 |
3,753 |
ОРИГ НЕВ |
122 |
0,742 |
0,44 |
0,91 |
0,092 |
УНИК НЕВ |
122 |
1,820 |
0 |
4 |
0,843 |
ВЕРБ ИНТ |
122 |
6,639 |
3 |
9 |
1,420 |
МАТ ИНТ |
122 |
6,984 |
1 |
10 |
1,987 |
ПРОСТРИН |
122 |
7,426 |
4 |
10 |
1,292 |
Кластер №2 |
Информация о работе Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия