Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 14:17, статья
Проблема взаимосвязи интеллекта, креативности и особенностей личности не теряет своей актуальности многие годы. Основные попытки установления исследователями взаимозависимости личностных черт и уровня развития интеллекта связаны с выявлением корреляций между базовыми свойствами личности и основными интеллектуальными факторами. Так еще Р.Кэттелом в его исследовании зависимостей между интеллектом и личностными чертами, тестируемыми с помощью опросника 16PF были установлены очень незначительные позитивные корреляции между интеллектом и фактором Q - "сила супер-Эго", фактором I - "сензитивность" и фактором Q3 - "самоконтроль".
ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНТЕЛЛЕКТА И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
У ЭКСТРАВЕРТОВ И ИНТРОВЕРТОВ В УСЛОВИЯХ ГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
ВОРОНИН А.Н., ГАБРИЕЛЯН Н.А....................................................................................................33
ТРАДИЦИОННЫЕ МАРКЁРЫ ОДАРЕННОСТИ: ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ПИХИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ.
БИРЮКОВ С.Д.....................................................................................................................................12
К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ ИНТЕЛЛЕКТА, КРЕАТИВНОСТИ И ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТУ ДЕТЕЙ.
ЛЮТОВАЕ.К........................................................................................................................................30
НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА..
Ю.И.ИОРИШ........................................................................................................................................39
ВЛИЯНИЕ БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН МАЛАЕВАЕ. Б....................................................................................................................................55
ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕКЛАРИРУЕМЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ИНТЕЛЛЕКТА И КРЕАТИВНОСТИ ПЕРСОНАЛА.
ВОРОНИН А., СЫРОВАЦКАЯ Е........................................................................................................71
ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЙ МОДУС СОСТОЯНИЙ УЧЕНИКА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ.
Г.А.СУВОРОВА...................................................................................................................................90
ВЛИЯНИЕ СОСТАВА СЕМЬИ НА СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ: РОЛЬ ПОКОЛЕНИЙ
Т.Н.ТИХОМИРОВА...........................................................................................................................104
СООТНОШЕНИЕ ИНТУИЦИИ И ЛОГИКИ В ПРОЦЕССЕ ПОРОЖДЕНИЯ
НОВЫХ НАУЧНЫХ ИДЕЙ.
НОВИКОВ Н.Б...................................................................................................................................112
ЗАВИСИМОСТЬ ПРОЦЕССА РЕШЕНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАЧ И ЗАДАЧ-ГОЛОВОЛОМОК ("МАЛЫХ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ") ОТ ПАРАМЕТРОВ КОГНИТИВНОГО РЕСУРСА
Н.Б. ГОРЮНОВА, В.Н. ДРУЖИНИН................................................................................................122
ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПСИХОТЕРАПЕВТА
(ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)
ПЕСИКОВА Ю.Н. РОСЛЯКОВ А.Е. ВИГДОРЧИК М.И..................................................................142
Положительная связь между
показателем продуктивности по отдельным
заданиям и характеристикой
135
отражающую объективные
признаки задачи, связана с симультанной
актуализацией множества
Противоречивые данные, полученные
относительно показателя иконической
памяти для алфавита из 10 цифр, зарегистрированного
во второй подсерии, возможно, объясняются
достаточно сложной процедурой идентификации
стимула (стертой цифры). Из таблицы
1 видно, что для этой подсерии характерен
высокий процент случайных
Отсутствие достоверных связей между дескрипторами КР (характеристиками иконической памяти и ВР выбора) и продуктивностью решения (Pro) большего числа тестовых заданий, которые предлагались испытуемым, на наш взгляд можно объяснить следующим: во-первых, задания были среднего уровня трудности; во-вторых, для решения задания отводилось усредненное время.
Возможно, tср. — 20 сек. оказалось слишком большим для проверки гипотезы о связи дескрипторов КР с продуктивностью решения тестовых задач. Испытуемые, имеющие предположительно ограниченный КР могут привлечь регуляторные механизмы и успешно решить задание за отведенное время, что и обусловило отсутствие значимой корреляции между показателем продуктивности и операциональными дескрипторами КР.
Усредненные характеристики
(среднее время и средний
Кратко остановимся на выявленных различиях между группами испытуемых (решивших тестовое задание за tосн, tдоп1, tдоп2 и не решивших) по ряду показателей КР. Выделенные группы достоверно различаются в успешности выполнения простых когнитивных
136
задач, что проявляется
в показателях иконической
II. Соотношение дескрипторов когнитивного ресурса с успешностью решения задач-головоломок
Результаты исследования показали, что решение задач-головоломок предметного плана было сопряжено у испытуемых с большими трудностями. За время, отведенное на решение, только часть испытуемых справилась с задачей (39 % испытуемых относительно данной выборки).
Некоторые испытуемые, сталкиваясь
с трудностями при решении, начинали
"пересматривать" условия задачи
(изменяли направление поиска), однако
это не приводило к успешному
решению. Наглядно это можно продемонстрировать
на примере решения задачи "В
Бруклин или в Бронкс". На определенном
этапе решения некоторые
В определенной степени наши
данные согласуются с результатами
исследований проводимых ранее. Как
показано в работе [10], у решающих
задачу испытуемых возникает неадекватное
ограничение зоны поиска. Элементы
ситуации, объективно необходимые для
решения, остаются вне зоны поиска.
Исследование локаций ограничения
зоны поиска связано с проблемой
избирательности внимания, которая
достаточно хорошо проанализирована в
психологической литературе. "Направление
внимания определяется в первую очередь
не внешними объектами, а моделями,
сформированными в нашем
Некоторые авторы акцентируют внимание на психологических барьерах, возникающих в процессе решения задач [14, 19 и др.]. Испытуемый может переформулировать задачу и работать с более узкой проблемой, или же не проанализировав всех условий, выделить тот или иной аспект, на основе которого строить модель, неадекватную условиям задачи. Согласно
137
экспериментальным данным [10], это выражается в чрезмерном ограничении зоны поиска, в результате чего оптимальное решение становится недоступным.
На наш взгляд, ограничение
(расширение) зоны поиска в процессе
решения малых творческих задач
обусловлено особенностями
Отличие по показателям иконической памяти и ВР выбора между группами испытуемых успешно решивших задачи-головоломки и не решивших, является дополнительным подтверждением наличия некоей общей характеристики, влияющей на успешность выполнения разного типа задач (как тестовых, так и малых творческих задач).
Процесс решения задачи можно
описать поэтапно. Переход с одного
этапа на другой требует определенных
когнитивных ресурсов. На наш взгляд,
успешное решение задачи-головоломки
связано с способностью выделить
формальную структуру, отражающую объективные
параметры задачи. Привлечение дополнительной
нерелевантной информации (контекстных
ассоциаций) вызывает трудности в
формализации условий задачи и снижает
вероятность правильного
Если предположить, что
множество когнитивных
138
При анализе протоколов испытуемых,
в которых фиксировался процесс
решения задачи-головоломки, было выявлено
большое количество контекстных
ассоциаций. Как правило, те испытуемые,
которые не смогли выделить ФСЗ, пытались
компенсировать неопределенность проблемной
ситуации за счет привлечения нерелевантной
дополнительной информации (выдвижение
альтернативных гипотез), и застревали
на первых этапах решения. Те испытуемые,
которым удавалось выделить формальные
признаки задачи и успешно оперировать
ими, находили верное решение. Наше утверждение
в определенном аспекте согласуется
с результатами исследований возникновения
и функционирования гипотез в
процессе решения задач. Еще в
экспериментах Д. Брунера было показано,
что "наплыв альтернативных гипотез
значительно задерживает
Индивидуальные различия
в способности симультанно
ВЫВОДЫ
I. Полученные данные противоречат представлениям о том, что параметры КР определяют успешность решения задач любого уровня сложности. Дескрипторы КР оказались связаны с успешностью решения лишь небольшой части тестовых задач (среднего уровня трудности) в фиксированные интервалы времени, из числа предлагаемых испытуемым. На наш взгляд, лишь усложнение процедуры тестирования (усложнение уровня трудности задания и уменьшение времени решения) позволит дифференцировать испытуемых по данным характеристикам.
II. Установлено
соответствие между динамикой
вычленения ФСЗ и количеством
контекстных ассоциаций в
III. Полученные результаты позволяют обосновать предположение, что индивидуальный КР определяет различия в продуктивности решения малых творческих задач.
139
Процесс решения задачи-головоломки формально разбивается на этапы. Переход с одного этапа на другой требует определенной мощности КР. Поэтому группа индивидов, решивших задачу, отличается от группы не решивших по показателям КР (характеристикам иконической памяти и ВР выбора).
Список литературы
1. АйзенкГ.Ю. Интеллект: новый взгляд //Вопросы психологии, №1, 1995. С.111-131.
2. Брушлинский
А.В. Мышление и
3. Горюнова Н.Б., Дружинин В.Н. Операциональные дескрипторы ресурсной модели общего интеллекта//Психол. журн. 2000. Т.21. №4. С. 57-64.
4. Де Боно Э. Латеральное мышление. СПб: Изд-во "Питер", 1997.
5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Изд-во «Питер», 1999.
6. Дружинин В.Н.
Метафорические модели
7. Дункер К. Психология
продуктивного (творческого)
8. Кулагин Б.В.
Основы профессиональной
9. Леонтьев А.Н.
Опыт экспериментального
10. Мазилов В.А. Психологический
анализ ограничения зоны
11. Пономарев Я.А. Психология творческого мышления М., 1960.
12. Психология. Учебник для экономических вузов. М.: Изд-во "Питер", 2000.
13. Рубинштейн С.Л. О
мышлении и путях его
14. Сверчкова Р.Т.
Создание проблемной ситуации
на основе психологического
барьера прошлого опыта // В
сб.: Экспериментальное
140
15. Современная психология / Справочное руководство под ред. В.Н. Дружинина. М.: Изд-во «Инфра-М», 1999.
16. Стернберг Р.Д. Триархическая теория интеллекта // Иностранная психология. 1996. №6. С. 54-61.
17. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М.-Томск, 1997.
18. Элиава Н.Л. Мыслительная
деятельности и установка // В
сб.: Исследование мышления в
19. Эсаулов А.Ф. Психология решения задач. М.: Высшая школа. 1972.
20. Bert C. The structure of mind: a review of the results of factor analysis // British Journal of Educational Psychology. №19, pp. 49-70, 1949.
21. Eysenck H.J. Toward a new model of intelligence / Person. Individ. Diff., 1986, Vol. 7, No. 5, pp.731-736.
22. Eysenck H.J. Speed of information processing, reaction time and the theory of intelligence. In Speed of Information Processing and Intelligence (Edited by Vernon P.A.). Ablex Norwood. N.J. 1986.
23. Neubauer A. C., Rienann R., Mayer R., Angleitner A. Intelligence and reaction times in the Hick, Sternberg and Posner Paradigms / Person. Individ. Diff. Vol. 22, No 6, pp. 885-894, 1997.
141
Приложение 1
"В Бруклин или в Бронкс"
Один молодой человек жил в Манхеттене возле станции метро. У него были две знакомые девушки: одна из них жила в Бруклине, другая в Бронксе. Когда он ехал к девушке из Бруклина, то садился в поезд, подходящий к платформе со стороны центра города, когда же ехал к девушке из Бронкса, то садился в поезд, идущий в центр. Поскольку обе девушки нравились ему одинаково, он просто садился в тот поезд, который приходил первым. Таким образом, случай определял, куда ему ехать. Молодой человек приходил на станцию каждую субботу в разное время, а в ту пору поезда и в Бруклин и в Бронкс ходили с одинаковыми интервалами в 10 минут. Тем не менее по каким-то непонятным причинам большую часть времени он проводил с девушкой из Бруклина: в среднем из каждых десяти поездок девять приходилось на Бруклин. Попробуйте догадаться, почему у Бруклина такой огромный перевес.
Информация о работе Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия