Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 08:38, курсовая работа
Целью исследования является изучение особенностей оказания педагогической поддержки дошкольникам с негативными формами поведения (агрессивность, упрямство, сквернословие и т.п.)
Задачи исследования:
1. Изучить проблему оказания педагогической поддержки детям дошкольного возраста.
2. Изучить основные формы проявления негативного поведения детей дошкольного возраста.
3. Организовать работу по оказанию педагогической поддержки детям с негативными формами поведения
Введение………………………………………………………………………………..2
1Теоретический анализ проблемы педагогической поддержки детей дошкольного возраста с агрессивными формами поведения
1.1 Понятие и сущность педагогической поддержки………………………………...5
1.2 Организация педагогической поддержки детей дошкольного возраста………..8
1.3. Развитие способности к личностной саморегуляции у дошкольников……….12
1.4.Негативные формы поведения в дошкольном возрасте………………………..16
1.5. Преодоление негативного поведения ребенка в доу…………………………22
2 ИССЛЕДОВАНИЕ АНРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Цель задачи и база исследования…………………………………….…………26
2.2. Констатирующий эксперимент…………………………………………………29
2.3. Формирующий эксперимент…………………………………………………….36
2.4. Контрольный эксперимент………………………………………………………37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………...……………….46
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………….49
Большинство авторов [11], [23], [24, [29] к негативным формам поведения у детей относят только те проявления, которые представляют угрозу для психического здоровья ребенка на данном этапе развития или в перспективе, могут являться препятствием или существенно снизить уровень социальной адаптации индивида и, как следствие, нуждаются в коррекции. Известно, что существуют значительные индивидуальные различия в отношении ребенка к сверстникам, которые во многом определяют его самочувствие, положение среди других и, в конечном счете, особенности становления личности.
Особую тревогу вызывают проблемные формы межличностных отношений. К наиболее типичным для дошкольников вариантов негативных форм поведения дошкольников относятся повышенная агрессивность, упрямство, обидчивость, демонстративность, противоречивость, эмоциональная неуравновешенность и др. Остановимся на некоторых из них.
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и т. д. Обычно с усвоением правил и норм поведения эти непосредственные проявления детской агрессивности уступают место другим, более миролюбивым формам поведения. Однако у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценного общения, деформируется его личностное развитие. В психологических исследованиях выявляется и описывается уровень агрессивного поведения и влияющие на него факторы [23]. Среди этих факторов обычно выделяются особенности семейного воспитания, образцы агрессивного поведения, которые ребенок наблюдает на телеэкране или со стороны сверстников, уровень эмоционального напряжения и фрустрации и т. д. Однако очевидно, что все эти факторы вызывают агрессивное поведение далеко не у всех детей, а только у определенной части. В одной и той же семье в сходных условиях воспитания вырастают разные по степени агрессивности дети. Исследования и многолетние наблюдения показывают, что агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Уже в дошкольном возрасте складываются определенные внутренние предпосылки, способствующие проявлению агрессивности [2; 3].
Агрессивное поведение дошкольников
принимает разнообразные формы.
Это может быть оскорбление сверстника,
драка из-за привлекательной игрушки
или ведущего места в игре. В
то же время у отдельных детей
наблюдаются агрессивные
Те или иные формы агрессивного
поведения наблюдаются у
Однако, несмотря на эти очевидные различия, всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство - невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого.
Довольно часто нам приходится сталкиваться с упрямством детей, когда они отвергают все авторитеты и ни за какие блага не желают слушаться старших. Это периодически бывает с каждым ребенком и, хотя длится недолго, крайне нервирует окружающих взрослых. Самое сложное в такой проблеме - реакция взрослого человека на упрямство детей, на этот своеобразный вызов. К сожалению, обычно мы пытаемся вновь утвердить свой авторитет таким сильным нажимом на ребенка, обрушивая на него столь мощный гнев, что теряем престиж окончательно, даже если вынуждаем ребенка подчиниться нам. В иных случаях мы делаем вид, будто нас нисколько не волнует его упрямство, и начинаем пренебрегать ребенком, то есть попросту отвергаем его.
Вот две причины, по которым
оба способа так вести себя
обречены на провал. Во-первых, длительность
и интенсивность упрямства
Необходимо помнить, что решительность, с какой мы защищаем нашу позицию в общении с упрямыми детьми, более эффективна, чем принуждение. При этом ребенку демонстрируется не только лучшая норма поведения, которой он может подражать с пользой для себя, но и исключается появление у него чувства вины, часто возникающего после вспышек гнева взрослого. Другими словами, практика контроля над собой - лучший способ научить самоконтролю детей.
Дух противоречия - то же самое, что непослушание. Педагоги обычно предпочитают первый термин второму, но смысл их одинаков, разве что первое понятие более объективно. В утверждении, что ребенок непослушен, обычно кроется еще кое-что помимо самого факта непослушания - невыполнения нашего распоряжения. К тому же ребенок может не слушаться именно конкретного человека, но быть послушным с другими людьми.
Дух противоречия, напротив, понятие более общее. Оно означает, что враждебность ребенка дошла до предела и стала проявляться в постоянном желании делать все наоборот. Мы говорим - белое, он - черное, мы заявляем, что уже поздно, а он - рано, мы отмечаем: сегодня хорошая погода, он возражает - нет, отвратительная. Но самое огорчительное, он не только убежден в том, что говорит, но и поступает согласно своему убеждению. Иметь дело с таким ребенком - все равно что беспрестанно воевать с ним, потому что он все время находит, против чего возразить или восстать. Хотя многие связывают дух противоречия с определенными периодами в развитии ребенка, не все так просто. Здесь нередко таится причина, которую предстоит обнаружить, потому что дух противоречия возникает на основе чувства враждебности, родившегося у ребенка. Вот почему все усилия снять лишь внешние проявления непослушания не принесут никакого результата. Ведь они не ликвидируют истинные причины враждебности ребенка. И пока взрослые не дадут ему убедительных поводов проявить себя с хорошей стороны, до тех пор наказывать его за непослушание - бесполезное дело.
Самое полезное в данном случае - просто улучшить наши взаимоотношения с ребенком. Дети гораздо охотнее принимают наши указания, советы, подсказки и следуют им, когда совершенно уверены, что любимы взрослыми. Практика показывает, что если окружающие ребенка взрослые всеми силами постараются вести себя так, чтобы он поверил в их доброе отношение к нему, дух противоречия исчезнет сам собой [30; 183].
Эмоциональная неуравновешенность. Дети гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огорчить или обидеть, так как они почти совсем еще не знают себя и не умеют владеть собой. Вот почему они способны пережить целую гамму чувств и волнений за необычайно короткий промежуток времени. Ребенок, который катается по полу от смеха, может внезапно расплакаться или прийти в отчаяние, а минуту спустя, с еще не высохшими глазами, опять заразительно смеяться. Подобное поведение детей совершенно нормально.
Факт тот, что никто не в силах полностью объяснить подобную эмоциональную неуравновешенность детей. Поэтому до тех пор, пока плохое настроение не затягивается надолго - к примеру, на несколько дней - и не переходит какие-то границы, нет нужды беспокоиться. Но если ребенок очень долго находится в подавленном состоянии или с ним происходят резкие и неожиданные перемены, лучше обратиться за советом к психологу. Если что-то постоянно беспокоит ребенка, специалист сможет объяснить, как следует поступать в данной ситуации. А вообще лучше не придавать слишком большого значения переменам его настроения и позволить ребенку самостоятельно обрести эмоциональную стабильность [11;173].
1.5. Преодоление негативного поведения ребенка в доу
Независимо от выявленных
причин психолого-педагогическая работа
по преодолению негативного
положительное внимание и принятие личности ребенка со стороны взрослых (родителей и педагогов), поскольку это способствует установлению доверительного отношения ребенка к взрослым, формирует самооценку ребенка, развивает эмпатию – этому способствуют такие формы работы, как совместные тренинги, совместные чтения, беседы и т.д.
сотрудничество с ребенком – оказание конструктивной помощи в отреагировании проблемных ситуаций и наработки навыков саморегуляции и контроля. Этому способствуют такие формы работы, как занятия пальчиковой гимнастикой, постановка с детьми спектаклей, релаксационные паузы для снятия напряжения, занятия психогимнастикой, беседы, проблемные ситуации и т.д.
расширение поведенческого репертуара детей, родителей и педагогов через развитие коммуникативных умений - совместные тренинги, этюды и игры на развитие навыка регуляции поведения в коллективе, проведение словесные и подвижных игр и эстафет, игры и упражнения на развитие осознания детьми отрицательных черт характера, игры и упражнения на развитие позитивной модели поведения и т.д.
Мы уже отмечали, что любая работа с детьми не будет успешной без поддержки родителей и воспитателей ДОУ, которых необходимо учить понимать ребенка. Работу с родителями агрессивного ребенка и педагогами группы целесообразно проводить в двух направлениях:
- информирование - наглядная информация, лекции, сообщения на родительских собраниях и т.д.;
- обучение эффективным способам общения с ребенком - лекции, семинары и диспуты, наглядная информация, индивидуальные беседы, тренинги детско-родительских отношений и т.д.
Взаимодействие с взрослым, готовым понять и принять его, дает агрессивному ребенку бесценный опыт (возможно, первый в его жизни), что взрослые бывают разные, а мир не только плох, что может положительно сказаться на базовом доверии ребенка к людям и миру в целом.
Коррекционную работу следует проводить поэтапно, начиная с развития одной отдельной функции. Это связано с тем, что ребенку трудно одновременно быть и внимательным и спокойным, и не импульсивным. Когда в процессе занятий будут достигнуты устойчивые положительные результаты, можно переходить к тренировке одновременно двух функций, например, дефицита внимания и контроля поведения или дефицита внимания и контроля двигательной активности. И лишь затем можно использовать упражнения, которые развивали бы все три функции одновременно.
Информация о работе Исследование агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста