Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 08:38, курсовая работа
Целью исследования является изучение особенностей оказания педагогической поддержки дошкольникам с негативными формами поведения (агрессивность, упрямство, сквернословие и т.п.)
Задачи исследования:
1. Изучить проблему оказания педагогической поддержки детям дошкольного возраста.
2. Изучить основные формы проявления негативного поведения детей дошкольного возраста.
3. Организовать работу по оказанию педагогической поддержки детям с негативными формами поведения
Введение………………………………………………………………………………..2
1Теоретический анализ проблемы педагогической поддержки детей дошкольного возраста с агрессивными формами поведения
1.1 Понятие и сущность педагогической поддержки………………………………...5
1.2 Организация педагогической поддержки детей дошкольного возраста………..8
1.3. Развитие способности к личностной саморегуляции у дошкольников……….12
1.4.Негативные формы поведения в дошкольном возрасте………………………..16
1.5. Преодоление негативного поведения ребенка в доу…………………………22
2 ИССЛЕДОВАНИЕ АНРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Цель задачи и база исследования…………………………………….…………26
2.2. Констатирующий эксперимент…………………………………………………29
2.3. Формирующий эксперимент…………………………………………………….36
2.4. Контрольный эксперимент………………………………………………………37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………...……………….46
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………….49
Анализ результатов проведения графической методики «Кактус» в контрольной группе. Высокий уровень агрессия, характеризующийся наличием в рисунке большого количества иголок, иголки кактуса длинные, «острые» - данные рисунки присущи 8-ми дошкольникам (44 %): Диме Г., Лизе В., Маше Н., Насте Ст., Глебу Б., Сони В., Арине С., Антону В. Особенно важно отметить рисунки Димы Г. и Сони В. На рисунке мальчика нарисован не один, а 5 кактусов, все с длинными колючками, расположенными по двум сторонам от ствола, рисунок выполнен одним малиновым карандашом. Соня нарисовала один кактус зеленого цвета, но снабдила его ярко-красным бутоном с длинными прямыми колючками. Средний уровень агрессии был отмечен у 5-ти детей (28 %): Кристины Д., Насти Е., Алина П., Полины Р., Максима А. На рисунках этих детей на кактусах много иголок, но они тонкие, многие не соединены со стволом. Рисунки выполнены зеленым, или синим с зеленым карандашом. Например, в рисунке Кристины Д. иголки кактуса расположены вокруг ствола, немного игл на самом стволе, создается эффект «пушистого» кактуса. В исследовании были выделены рисунки кактусов совсем без иголок, что соответствует низкому уровню – 5 человек (28 %): Руслан Д., Егор Ц., Арина К., Илья И., Дима И.
Анализ результатов
Таблица 5
Сводная таблица диагностики негативного поведения
Методики |
Количество детей 18 | ||
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень | |
Методика «Несуществующее животное» |
7 (33%) |
5 (28%) |
6 (33%) |
|
8 (44%) |
5 (28%) |
5 (28%) |
|
5 (28%) |
10 (56%) |
3 (16%) |
Средний показатель |
7 (39%) |
7 (39%) |
4 (22%) |
Таким образом, согласно данным, представленным в таблице 4 в среднем у 7 детей (39%) высокий уровень агрессивности, у 7 детей (39%) – средний, и у 4 детей (22%) – низкий уровень агрессивности. Полученные данные представлены в рис 1.
Перейдем к описанию проведения
констатирующего эксперимента по трем
выбранным методикам в
Проанализировав работы детей после проведения методики «Несуществующее животное» в экспериментальной группе можно выделить несколько подгрупп детей по степени выраженности агрессивности.
Рис 1. Уровни негативного поведения в контрольной группе
(констатирующий эксперимент)
Рисунки, на которых в изображении животных присутствует несколько выраженных агрессивных деталей, принадлежат - двум детям - Рите Е. и Маше Н. Своего животного Рита снабдила множеством тонких ног с длинными когтями, зубами и длинным змеиным языком, острыми крыльями. Рита рассказала, что это животное злое, ловит птиц. У Маши Н. - крысобел с выростом на голове в виде рога, с шипами на шее и тонкими когтистыми лапами. Однако, крысобел добрый, питается травой и дружит с себе подобными. В данном случае уместно говорить о высоком уровне самоконтроля у Маши Н., при желании создать доброе и спокойное животное девочка использовала зеленую краску, однако в рисунке в равной степени присутствует и черный цвет.
В исследовании были выделены рисунки животных, которые описаны как злые и агрессивные. Это рисунки Полины Ц., Александра М., Борис Н., Никиты К. Так у Полины Ц. единственным агрессивным символом выступает бивень мамонта, Полина оценивает свое животное как злое, хотя оно много спит и ест траву, однако нападает на людей. Так же не агрессивно нарисован волк у Никиты К., однако он тоже злой и охотится за птицами. При рисовании кактуса у Никиты К., Бориса Н. и Александра М. был отмечен высокий уровень агрессивности, следовательно, можно предположить, что данный тип поведения для мальчиков привычен и отсутствие агрессивных деталей у их животных может быть следствием неразвитых изобразительных навыков. Так, например, динозавр Бориса Н. улыбается, хотя мальчик рассказал про него, что он злой и людей съедает.
Агрессивность Полины Ц. носит оборонительный, ситуативный характер. Следующая подгруппа рисунков животных с наличием одной агрессивной детали, что соответствует среднему уровню агрессивности. Такие рисунки нарисовали 3 ребенка (17%): Даша С., Леша С., Даша М. У Даши и Леши в качестве агрессивных деталей выступают когти животных. При этом и тролль Даши, и медведь Леши описаны как добрые животные, которые питаются ягодами. У динозавра Даши М-вой агрессивной деталью выступает угловатый гребень животное. Сама девочка описывает свое животное как доброе, которое питается листиками и дружит с другими динозаврами.
В рисунках 9-ти испытуемых (50 %): Игоря И., Семена Л., Ксюши С., Насти С., Ксюши К., Леры З., Матвея Б., Маши К., Даши М. представлены добрые, травоядные животные, что соответствует низкому уровню.
Анализируя рисунки детей по графической методике «Кактус», можно отметить следующие особенности. Высокий уровень агрессивности отмечен в рисунках 8-ми дошкольников (44 %): Риты Е., Семену Л., Леше С., Борису Н., Даше С., Александру М., Матвею Б., Никите К. Колючки на рисунках данных детей длинные, часто их много как на рисунке Александра М., выполнены либо черным (у Леши С., Семена Л.), либо темно-синим цветом (у Александра М.). Подобен рисунку ребенка из контрольной группы рисунок Даши С., на котором 4 кактуса сплошь покрытых черными, длинными колючками. Важен для диагностики агрессивности рисунок Никиты К., на котором очень маленький кактус в левом углу листа с колючками, превышающими размер самого цветка.
В исследовании были выделены рисунки детей со слабо выраженной агрессивностью, которые соответствуют среднему уровню: 8 человек (44 %): Ксюша С., Даша М., Лера З., Маша К., Настя С., Даша М., Полина Ц., Маша Н. В рисунках этих девочек изображены зеленые кактусы с точечными (как у Насти С., Леры З.) или редкими иголками (как у Маши К., Даши М.).
В контрольной и
По результатам проведенного анкетирования воспитателей по методике «Исследование уровня агрессивности детей 3 - 7лет» были получены следующие результаты. Высокий уровень агрессии, оцениваемый в 15 – 20 баллов был отмечен у 5 дошкольников (28%): Рита Е., Даша С., Никита Б., Александр М., Борис Н. Средний уровень агрессии, оцениваемый в интервал от 7 до 14 баллов был отмечен у 7 испытуемых (39%). Для данных детей характерны различные агрессивные проявления, различны их сочетания. Низкий уровень – у шести дошкольников (33%): Игорь И., Лера З., Ксюша К., Матвей Б., Маша К., Даша М. набрали от 1 до 6 баллов. Количественные данные результатов исследования уровня негативного поведения детей контрольной группы в констатирующем эксперименте представлены в таблице 7 и рис 2.
Таблица 7.
Уровни негативного поведения старших дошкольников
Методики |
Количество детей 18 | ||
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень | |
1. Методика «Несуществующее животное» |
6 (33%) |
3 (17%) |
9 (50%) |
2. Методика «Кактус» |
8 (44%) |
8 (44%) |
2 (12%) |
3. Анкета «Исследование уровня агрессивности детей» |
5 (28%) |
7 (39%) |
6 (33%) |
Средний показатель |
7 (39%) |
6 (33%) |
5 (28%) |
рис 2.Уровни негативного поведения в экспериментальной группе
(констатирующий эксперимент)
2.3. Формирующий эксперимент
С детьми экспериментальной группы в течение 2-х месяцев была проведены система занятий по коррекции негативного поведения. Для проведения занятий дети данной группы (11 девочек и 7 мальчиков) были разбиты на 2 подгруппы по 9 человек. В качестве программы для проведения занятий была выбрана коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет «Уроки добра» С.И. Семенаки [5]. Коррекционно-развивающая программа включает в себя проведение 21 занятий, (приложение) в процессе которых педагог (психолог) должен решать ряд задач:
1) раскрывать сущность полярных понятий – «добро» и «зло» и эмоций, которые им соответствуют;
2) знакомить детей с характеристикой эмоциональных состояний, присущих человеку;
3) учить видеть эмоциональное
состояние другого и
4) развивать эмоциональную произвольность;
5) учить конструктивным
способам управления
2.4. Контрольный эксперимент
Для оценки эффективности поведенной коррекционно-развивающей программы был проведен контрольный эксперимент с использованием результатов предыдущего исследования.
В результате проведение методики «Рисунок несуществующего животного» в контрольном эксперименте с детьми контрольной группы были получены следующие данные. В контрольной группе к низкому уровню агрессии относятся рисунки 8 детей (45%): Ильи И., Насти Ст., Егора Ц., Маши Н., Антона В., Алины П., Полины Р., Насти Е.. Как и в констатирующем эксперименте в рисунках этих детей есть по-прежнему реальные животные с невыраженными признаками агрессии. Средний уровень агрессивности отмечен у 6-ти дошкольников (33%): Лизы В., Арины К., Руслана Д., Димы И., Сони В., Максима А. В данной подгруппе детей рисунки с некоторыми элементами агрессии. Наиболее популярными в работах контрольного эксперимента были рога и шипы животных. Появились элементы вербальной агрессии, например, зубы у «денди» Димы И., у «тролля» Лизы В. Образ жизни животных так же разный, например, у Лизы и Арины животные добрые, у мальчиков наоборот – злые, описан образ жизни хищников, но угрозы для человека эти животные не представляют. Так же выделены 4 рисунка с агрессивными чертами, соответствующими высокому уровню - 4 детей (22%) - Арины С., Димы Г., Глеба Б., Кристины Д. Все животные, кроме летающего быка у Кристины Д., описаны как злые, хищные, недружелюбные. В рисунках дети используют несколько агрессивных элементов: многочисленные шипы, как у «Дракона» Глеба Б., различные щупальца-ноги в рисунке Арины С., шипы-иглы в рисунке Димы Г.
Анализируя рисунки детей по графической методике «Кактус», можно отметить следующие особенности. Высокий уровень агрессии, отмечен у 8-ми дошкольников (45%): Диме Г., Лизе В., Насте Ст., Глебу Б., Сони В., Арине С., Алине П., Максиму А. Средний уровень агрессивности был отмечен у 3-х детей (17%): Кристины Д., Насти Е., Полины Р. На рисунках, на кактусах, как и в констатирующем эксперименте, много иголок, они по-прежнему тонкие, многие не соединены со стволом. Были выделены рисунки кактусов совсем без иголок - 7 человек (38%) - низкий: Руслан Д., Егор Ц., Арина К., Илья И., Дима И., Антону В., Маше Н. уровень агрессивности.
В результате анализа анкетирования воспитателей по методике «Исследование уровня агрессивности детей 3 - 7лет» были получены следующие данные. Высокий уровень агрессии, оцениваемый в 15 – 20 баллов был отмечен у 4 дошкольников (22%): Дима Г., Лиза В., Глеб Б., Арина С. Средний уровень агрессии, оцениваемый в интервал от 7 до 14 баллов был отмечен у 12 испытуемых (67%). Для данных детей характерны различные агрессивные проявления, различны их сочетания. Двое дошкольников (11%): Илья И., Егор Ц. набрали от 1 до 5 баллов. Таким образом, обработав данные по методике «Исследование уровня агрессивности детей 3 - 7лет» мы получили следующие результаты: высокий уровень агрессивности - у 4 детей (22%); средний уровень агрессивности - у 12 детей (67%); низкий уровень агрессивности - у 2 детей (11%). Количественные данные результатов исследования уровня негативного поведения детей контрольной группы в констатирующем эксперименте представлены в таблице 8.
Таблица 8
Уровни негативного поведения детей в контрольной группе
(контрольный эксперимент)
Методики |
Количество детей 18 | ||
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень | |
1. Методика «Несуществующее животное» |
4 (22%) |
6 (33%) |
8 (45%) |
2. Методика «Кактус» |
8 (45%) |
3 (17%) |
7 (38%) |
3. Анкета «Исследование уровня агрессивности детей» |
4 (22%) |
12 (67%) |
2(11%) |
Средний показатель |
6 (33%) |
7 (39%) |
5(28%) |
Таким образом, на основании данных представленных в таблице, можно сделать вывод о том, что в контрольной группе у 6 детей (33%) высокий уровень негативного поведения, у 7 детей (39%) - средний уровень и у 5 детей (28%) - низкий. Эти данные представлены в рис 3.
Информация о работе Исследование агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста