Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 16:46, курсовая работа
Цель работы: изучение игры как вида человеческой деятельности.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
• рассмотреть понятие и виды игры;
• изучить структуру игры;
• выявить особенности игровой деятельности человека.
Введение………………………………………………………………........….....3
Глава 1.Теоретические подходы к изучению игры как вида деятельности человека………………………………………….……………………….............5
1.1. Взгляды учёных на проблему игры…................................................5
1.2.Особенности формирования игровой деятельности….........…....….8
1.3.Онтогенез игровой деятельности…………………………........…...13
1.4. Выводы по первой главе…………………………………………....16
Глава 2.Исследование деятельности человека в процессе игры… ...........17
2.1.Классификация и разновидности игровых форм их роль в развитии человека……………………………………………...………………....…….....17
2.2.Исторический характер возникновения игры……………..............25
2.3.Основные научные подходы к появлению игры……………..........29
2.4 Выводы по второй главе…………………………………………….34
Заключение…………………………………………………………………......36
Список литературы…………………………………………….....……............
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Теоретические подходы
к изучению игры как вида деятельности
человека………………………………………….……………
1.1. Взгляды
учёных на проблему игры….........................
1.2.Особенности формирования игровой деятельности….........…....….8
1.3.Онтогенез
игровой деятельности…………………………........
1.4. Выводы по первой главе…………………………………………....16
Глава 2.Исследование деятельности человека в процессе игры… ...........17
2.1.Классификация
и разновидности игровых форм
их роль в развитии человека………
2.2.Исторический характер возникновения игры……………..............25
2.3.Основные научные подходы к появлению игры……………..........29
2.4 Выводы по второй главе…………………………………………….34
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
Все мы когда то были детьми, наверняка самые светлые воспоминания и впечатления связаны у нас с играми. Золотое время детских игр кратко и его надо ценить.
Актуальность темы данной курсовой работы заключается в рассмотрении роли игры в жизни человека, в изучении теоретического обоснования игры, как вида деятельности .
Словом «игра» обозначаются самые различные, порой малосхожие между собою явления. В четырехтомном словаре русского языка отмечается 7 основных значений этого слова. Это деятельность, занятие детей и занятие, обусловленное совокупностью определенных правил, приемов, служащее для заполнения досуга, для развлечения, являющееся видом спорта (спортивные игры, военная игра). Это и свойственное некоторым винам и шипучим напиткам движение пузырьков газа («играет вино»), и быстрая смена пятен света, красок и т. п., блеск, переливы, выразительная изменчивость. Это исполнение музыкальных произведений (игра на скрипке) и исполнение сценической роли (актерская игра). Это преднамеренный ряд действий, преследующих определенную цель, интриги, тайные замыслы. Мы говорим об игре воображения, игре природы, игре слов, игре случая, игре судьбы... Кроме игр людей, существуют игры животных. Польский писатель-фантаст и оригинальный мыслитель Станислав Лем, как бы возрождая античное космическое понимание игры, писал о Великой Игре между Цивилизацией и Природой. «Теория игр» — так называется раздел математики, исследующий формальные модели принятия оптимальных решений в конфликтных ситуациях.
Во всех упомянутых случаях
слово «игра» употребляется в
положительном или в
В словаре В. Даля приводится такая поговорка: «Девка игрива, да прясть ленива». В романе Ю. Бондарева «Игра» главный герой кинорежиссер Крымов перед смертью квалифицирует свою жизнь как игру и осуждает ее вместе с автором: «Значит, жизнь — спектакль, сценарий, в котором действуют, двигаются, чего-то желают герои, не думая, не желая думать о том, что неизбежно задернется занавес. И я должен видеть этих героев, чтобы понять свой спектакль в душе. Игра?» .
Цель работы: изучение игры как вида человеческой деятельности.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Объектом исследования является: человек в разных возрастных границах и социальных условиях.
Предметом исследования выступает выявление роли игры в деятельности человека.
Структура работы. Данная курсовая работа состоит из :
Игра – одно из замечательнейших явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли.
Различные
исследователи и мыслители
Что же такое игра – доступная ребенку и непостижимая для ученого?
Прежде всего игра, поскольку речь идет об играх человека и ребенка,– это осмысленная деятельность, т. е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива.
Распространенное представление о том, что игра является лишь функционированием, порождается тем самим по себе бесспорным фактом, что игровое действие совершается не ради практического эффекта, который оно оказывает на обыгрываемый предмет. Все же человеческая игра это никак не просто функционирование созревших в организме систем и не движение, которое совершается только потому, что внутри организма накопился излишек нерастраченной энергии. Игра это деятельность; это значит, что игра является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности.
Игра
индивида всегда теснейшим образом
связана с той деятельностью,
на которой основывается существование
данного вида. У животных она связана
с основными формами
Эта связь игры с трудом ярко запечатлена в содержании игр: все они обычно воспроизводят те или иным виды практической неигровой деятельности.
Связанная
с трудом игра, однако, никак не ограничена
производственно-техническим
Теорию,
согласно которой игра связана с
трудом, развил у нас Г. В. Плеханов.
Игра, по Плеханову, является порождением
труда, возникая как бы из подражания
трудовым процессам. Но сам труд Плеханов
понимает ограниченно, не во всей его
социальной сущности, не как общественную
практику, а как производственно-
Будучи связана с трудом, игра, однако, и отлична от него. Для того чтобы понять игру из соотношения ее с трудом, нужно взять ее и в единстве, с трудом, и в отличии от него. И общность игры с трудом и их различие выступают, прежде всего в их мотивации,
Основное
различие между игровой деятельностью
и трудовой заключается не в каких-либо
частных проявлениях, а в общем
отношении к своей
Эти непосредственные
побуждения, конечно, по-своему опосредованы.
Они исходят не из глубин будто
бы замкнутого в себе развивающегося
индивида; они рождаются из его
контакта с миром и опосредованы
всеми человеческими
1.2.Особенности формирования
Первое положение, определяющее сущность игры, состоит в том, что мотивы игры заключаются не в утилитарном эффекте и вещном результате, которые обычно дает данное действие в практическом неигровом плане, но и не в самой деятельности безотносительно к ее результату, а в многообразных переживаниях, значимых для ребенка, вообще для играющего, сторон действительности. Игра, как и всякая неигровая человеческая деятельность, мотивируется отношением к значимым для индивида целям. Но в неигровой деятельности значимость той или иной цели бывает очень опосредованной: в практической, деловой жизни человек может быть побужден к действию, прямая цель которого по своему собственному внутреннему содержанию лишена для индивида значимости, в силу того, что посредством этого действия человек может обходным путем достичь удовлетворения каких-то своих потребностей, не связанных непосредственно с внутренним содержанием данного действия.
Мотивы
игровой деятельности отражают более
непосредственное отношение личности
к окружающему; значимость тех или
иных ее сторон переживается в игровой
деятельности на основании более
непосредственного отношения к
их собственному внутреннему содержанию.
В игровой деятельности отпадает
возможное в практической деятельности
людей расхождение между
С этой исходной особенностью игры в отношении ее мотивации связана основная ее особенность в способах игрового действования, или оперирования.
Овладение этой техникой, для адекватного применения которой требуются обширные знания, составляет задачу учебной деятельности, включающей специальную профессиональную подготовку. Эта техника, недоступная ребенку, оказывается по самому смыслу игры и не нужной для выполнения игрового действия, поскольку игровое действие не стремится к вещному результату и к утилитарному эффекту.
Этим определяется вторая – характерная – особенность игры; игровое действие реализует многообразные мотивы специфически человеческой деятельности, не будучи связанным в осуществлении вытекающих из них целей теми средствами или способами действия, которыми эти действия осуществляются в неигровом практическом плане. В игровой деятельности действия являются скорей выразительными и семантическими актами, чем оперативными приемами. Они должны скорее выразить заключенный в побуждении, в мотиве смысл действия, отношение его к цели, чем реализовать эту цель в виде вещного результата. Такова функция, назначение игрового действия. В соответствии с этой функцией действия в игровом плане при его выполнении сохраняется то, что существенно для этой его функции, и отбрасывается то, что для нее несущественно. Игровые действия сообразуются лишь с теми предметными условиями, которые определяются мотивом и целью действий, и могут не сообразоваться с теми, от учета которых зависит вещный результат действия в практической ситуации. Преобразуясь в соответствии с этим своим назначением, игровое действие приходит вместе с тем в соответствие и с возможностями ребенка. Именно в силу этой своей особенности игра является деятельностью, в которой разрешается противоречие между быстрым ростом потребностей и запросов ребенка, определяющим мотивацию его деятельности, и ограниченностью его оперативных возможностей. Игра - способ реализации потребностей и запросов ребенка в пределах его возможностей.
Информация о работе Исследование деятельности человека в процессе игры