Исследование деятельности человека в процессе игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 16:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучение игры как вида человеческой деятельности.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
• рассмотреть понятие и виды игры;
• изучить структуру игры;
• выявить особенности игровой деятельности человека.

Содержание

Введение………………………………………………………………........….....3
Глава 1.Теоретические подходы к изучению игры как вида деятельности человека………………………………………….……………………….............5
1.1. Взгляды учёных на проблему игры…................................................5
1.2.Особенности формирования игровой деятельности….........…....….8
1.3.Онтогенез игровой деятельности…………………………........…...13
1.4. Выводы по первой главе…………………………………………....16
Глава 2.Исследование деятельности человека в процессе игры… ...........17
2.1.Классификация и разновидности игровых форм их роль в развитии человека……………………………………………...………………....…….....17
2.2.Исторический характер возникновения игры……………..............25
2.3.Основные научные подходы к появлению игры……………..........29
2.4 Выводы по второй главе…………………………………………….34
Заключение…………………………………………………………………......36
Список литературы…………………………………………….....……............

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по игре.docx

— 78.84 Кб (Скачать файл)

В основе любой классификации присутствуют видовые признаки объекта. Вид — видимое. Вид — одна из таксономических категорий. Иногда его соотносят с рангом, разрядом, группой. Вид обращает внимание на принципиальное отличие данного объекта от других. Вид включает в себя разновидность, вариант вида.

Тип — образец, форма чего-либо, единица расчленения, группа предметов, явлений, объединенных внешними или внутрен ними чертами, стандартность свойств объекта. Тип — обобщенный образ, в данном случае игры.

Я. Корчак в книге "Как любить ребенка" представляет свое видение разновидностей игр и выделяет отдельно хороводы, спокойные игры, игры на проверку силы и знаний. М.С. Коган выделяет "игры как таковые" (игры в прятки, в  лапту) и "игры художественные".

Наилучший системный подход к классификации  игр сделан Е.И. Добринской и Э.В. Соколовым, которые классифицируют игры "по содержательному признаку" (военные, спортивные, художественные, экономические, политические); "по составу  и количеству участников" (детские, взрослые, одиночные, парные, групповые); "по тому, какие способности они  обнаруживают и тренируют" (физические, интеллектуальные, состязательные, творческие и др.).

Данные  авторы различают игры "по их основной направленности". Они же к особому  виду технической игры относят игровые  автоматы. Наконец, Добринская и Соколов  выделяют также игровые методы обучения1.

Попыток классификации игр немало. Большинство  из них либо интуитивны, либо делаются на конкретно собранном мате риале  игр, специально "под этот" материал. В педагогической энциклопедии читаем: "В педагогической литературе принято  различать игры предметные, сюжетные, подвижные и дидактические. В свою очередь, сюжетные игры делятся на ролевые, "режиссерские" и игры-драматизации". Такой подход явно не охватывает все богатство игровой практики, он давно устарел. Классификация игр как отражение известной и непредсказуемой деятельности, регулирующей творческую активность индивида, предопределяющей весь духовный потенциал человека в труде, учении, досуге, представляется нам задачей важной и перспективной. Игры в настоящее время выходят на новый, высокий уровень, используются разнообразно и результативно. Не отрицая иных подходов к их классификации, мы за ее основу предлагаем взять человеческую деятельность, которую игры отражают, базовые виды которой они в значительной степени моделируют. С одной стороны, такая деятельность, ее вертикальные и горизонтальные связи — это досуг (собственно игра), познание, труд, общение, с другой — это психо-физическая интеллектуально-творческая и социальная деятельность, взаимопроникающие друг в друга, имеющие свои модельности, структуры, функции, элементы, результаты.

 

Можно принять  за аксиому общепринятый подход делить все игры детей и взрослых на две, а с нашей точки зрения, на три большие группы:

1. Игры с готовыми "жесткими" правилами.

2. Игры "вольные", правила которых устанавливаются  по ходу игровых действий.

3. Игры, в которых наличествуют и свободная игровая стихия, и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по ее ходу.

Данное  деление частично условно, так как практически в любой игре есть "вольное" творческое начало и присутствуют правила или наметки правил.

Каждый  блок или вид игр следует различать (что и Делается на практике) по следующим  принципиальным внешним и внутренним признакам (показателям, приметам, знакам, признаниям). К внешним признакам игры мы относим ее содержание, форму, место проведения, состав и количество участников, степень регулирования и управления, наличие аксессуаров. Дадим некоторые уточнения, связанные с делением игр по внешним признакам.

По содержанию. Содержание — определяющая сторона игры как таковой, оно представляет единство всех составных элементов: ее свойств, внутренних процессов, основной идеи игры, ее смысла как социального явления. Содержание — это то, что со держит в себе игра. Оно включает в себя фабулу, тему, интригу, задачи игры. Содержание — это основная направленность игры. По содержанию игры с готовыми правилами различают следующим образом: спортивные, подвижные, интеллектуальные (дидактические), строительные и технические, музыкальные (ритмические, хороводные, танцевальные), лечебные, коррекционные (психологические игры-упражнения), шуточные (забавы, развлечения), ритуально-обрядовые и т.д.

По содержанию "вольные" (свободные) игры различаются .по той сфере жизни, которую они  отражают: военные, свадебные, театральные, художественные; бытовые игры в профессию; этнографические игры и т.п. Есть позитивные социально-этические игры и асоциальные (игры на деньги и вещи, корыстные, криминальные игры, игры ложного  риска, опасные для жизни, игры азартные, вульгарные и пустые). Содержание же дает основание подразделять игры на самобытные (цельные) и комплексные, объединяющие в себе органично игры разного вида.

По форме. Как известно, форма в философской трактовке есть способ существования и выражения содержания. Она означает внутреннюю организацию содержания и связана с понятием "структура".

Круг  явлений, за которыми в науке и  в быту установилось наименование игровых, достаточно велик и разнороден. Мы уже говорили, что имеют право  на существование игры-танцы, игры-пантомимы, игры-песни, игры-театрализации, игры-хороводы, игры-ритуалы и церемониалы и  т.п.

Можно выделить в самостоятельные типовые группы следующие игры:

  • собственно детские игры всех видов;
  • игры-празднества, игровые праздники;
  • игровой фольклор;
  • театральные игровые действа;
  • игровые тренинги и упражнения;
  • игровые анкеты, вопросники, тесты;
  • эстрадные игровые импровизации;
  • соревнования, состязания, противоборства, соперничества, конкурсы, эстафеты, старты;
  • свадебные обряды, игровые обычаи;
  • мистификации, розыгрыши, сюрпризы;
  • карнавалы, маскарады, игровые аукционы и т.д.

В досуговой  практике детей и взрослых сложились и утвердились наиболее структурно оформленные игровые модели, та кие, как КВН. "Поле чудес", "Что? Где? Когда?", викторина и т.п., имеющие сюжетное пространство, ярко выраженную форму. Огромное влияние на возникновение новых игровых форм оказывает телевидение.

Интенсивное использование игр во второй половине XX столетия в качестве модели обучения дает основание подразделять игры на внеутилитарные и деловые (имитационные, организационно-деятельностные, игры-маневры и т.п.). Первые есть собственно игры, вторые — модельно-обучающие, в которых игра — технологический способ обучения.

По времени  проведения. Время порождает специфические игры, стимулирует их появление. Такие игры называют сезонными или природными (зимние, весенние, летние, осенние). Их различают по объему времени (длительные, временные, кратковременные, игры-минутки).

По месту проведения. Это настольные (застольные), комнатные, уличные, дворовые игры. Игры на воздухе, игры на местности (в лесу, в поле, на воде и т.д.), игры на празднике, игры на эстраде. детей (младенцев, дошкольников), игры детей младшего, среднего и старшего школьного возраста, а также игры взрослых людей. Длительно употреблялись и в возрастном и в идеологическом аспекте понятия "игры октябрят", "пионерские игры".

Объективно  существуют игры мальчиков (подростков, юно шей, мужчин) и игры девочек, девушек, женщин. В названных играх —  особая рефлексия, особые традиции, особые приметы пола.

По количеству участников различаются одиночные, индивидуальные, парные, групповые, командные, массовые игры.

Достаточно  большое количество игр не имеют  жесткой адресности, в них охотно играют люди разного пола и возраста. Следует отметить, что из социального опыта постепенно уходят совместные, вневозрастные игры детей и взрослых.

По степени  регулирования, управления. Существуют игры, предложенные, организованные взрослыми или школьниками, инструктором, затейником, игровиком, и стихийные, импровизированные, экспромтные, возникшие спонтанно по прихоти детей (вольные, свободные, естественные, самодеятельные, самостоятельные).

По наличию  или отсутствию необходимых для  игры аксессуаров (инвентаря, предметов, игрушек, костюмов и т.п.). Различаются игры без предметов и с предметами (предметные игры — с мячом, веревкой, жгутом, битой и т.д.); компьютерные игры; игры-автоматы; игры-аттракционы и др.

К внутренним признакам игры относят способности  индивида к игре и в игре: обособление, воображение, подражание, состязательность, перенесение, повторение, слияние с природой, импровизация, имитация, риск, интенсивность поведения в игре, т.е. игры могут быть, к примеру, заданного типа или импрови зационными, самобытными или подражательными, с меньшей или большей дозой риска, пассивного типа или активного, обособленные или открытые и т.п.

По составу и количеству участников. Различаются игры по возрасту, полу, составу, количеству участников. В этом плане практикуются игры младших детей (младенцев, дошкольников), игры детей младшего, среднего и старшего школьного возраста, а также игры взрослых людей. Длительно употреблялись и в возрастном и в идеологическом аспекте понятия "игры октябрят", "пионерские игры".

Объективно  существуют игры мальчиков (подростков, юно шей, мужчин) и игры девочек, девушек, женщин. В названных играх —  особая рефлексия, особые традиции, особые приметы пола.

По количеству участников различаются одиночные, индивидуальные, парные, групповые, командные, массовые игры.

Достаточно  большое количество игр не имеют  жесткой адресности, в них охотно играют люди разного пола и возраста. Следует отметить, что из социального опыта постепенно уходят совместные, вневозрастные игры детей и взрослых.

По степени  регулирования, управления. Существуют игры, предложенные, организованные взрослыми или школьниками, инструктором, затейником, игровиком, и стихийные, импровизированные, экспромтные, возникшие спонтанно по прихоти детей (вольные, свободные, естественные, самодеятельные, самостоятельные).

По наличию  или отсутствию необходимых для  игры аксессуаров (инвентаря, предметов, игрушек, костюмов и т.п.). Различаются игры без предметов и с предметами (предметные игры — с мячом, веревкой, жгутом, битой и т.д.); компьютерные игры; игры-автоматы; игры-аттракционы и др.

К внутренним признакам игры относят способности  индивида к игре и в игре: обособление, воображение, подражание, состязательность, перенесение, повторение, слияние с природой, импровизация, имитация, риск, интенсивность поведения в игре, т.е. игры могут быть, к примеру, заданного типа или импрови зационными, самобытными или подражательными, с меньшей или большей дозой риска, пассивного типа или активного, обособленные или открытые и т.п.

Й. Хёйзинга, впервые выдвинувший в литературе игры социального характера — "высшие формы игры", предлагает включить в систему классификации модельно-социальные формы игры: игру-эротику, игру-состязание, игру-правосудие, игру-театр, игру-поэзию, игру-дипломатию, игру-войну и т.д.

 

2.2. Исторический характер возникновения игры

 

Проблема игры возникла как  слагаемое проблемы свободного времени  и досуга людей в силу многих тенденций  религиозного социально-экономического и культурного развития общества. В древнем мире игры были средоточением  общественной жизни, им придавалось  религиозно-политическое значение

Античный  идеал — совершенство, единство физической силы, духовной красоты  и творческих достижений. Ярчайшим образцом организованного досуга следует  считать рожденные в Древней  Греции Олимпийские игры, на период которых, как известно, прекращались все войны, устанавливалось перемирие, узников отпускали на поруки, никто  не мог быть арестован, все имели  право на участие в великом  празднестве спорта, искусств и ремесел, на участие в самых разных игровых  состязаниях.

Игровая практика, по мнению многих, олицетворяла переходность жизни. Об этом пишет М.Эпштейн, считающий игру явлением промежуточным, процессом, в котором чередуются противоположные состояния и  в котором постоянна лишь сама перемена. По его мнению, игра промежуточна и в более глубоком смысле — как проявление неполного совершенства субъекта деятельности: "низшие существа (амебы) и самые высшие (боги) не играют"[26]. Но мы знаем, что усложнение орудий труда вытеснило детей из трудовых процессов, и игра из религиозно-эстетических ритуалов стала собственно игрой для детей. Активизация высших духовных усилий породила особую форму самоценности — просвещение. На разных стадиях эволюции социальный по содержанию и по форме феномен игры развивался на всем протяжении человеческой истории и приобретал различные качества и особый общественно-культурный смысл. Многие исследователи игры связывают ее происхождение с религиозной культурой, к примеру, народные и праздничные игры, сохранившиеся в духовной жизни людей, возникшие из языческих религиозных обрядов. П.Лавров, — русский философ, социолог, публицист (1823-1900), в работе "Переживания доисторического периода" указывает на прямую связь забав с религиозным творчеством. Эту точку зрения в определенной степени поддерживают Хёйзинга, Мазаев, Всеволодский-Гернгросс, Бахтин, Соколов, Добринская и другие.

Не вызывает сомнения, что многие игры, особенно народные, обрядовые, праздничные, возникли из языческих религиозных актов. Это подтверждает Платон, – обожествляющий игры, считающий их привилегией богов. Известно, что именно игры в древнем мире были сосредоточением общественной, религиозно-политической жизни. Древние греки верили, что боги не только покровительствуют играм, но и фактически в них участвуют, именно поэтому на период Олимпийских игр устанавливалось всеобщее перемирие. Именно поэтому, к примеру, императоры Древнего Рима, Китая лично открывали игры, принимали в них непосредственное участие, понимая, что спортивные состязания, военные парады, бои гладиаторов, соперничество в сфере музыки и танцев демонстрируют мощь государства, авторитет его правителей. Справедливо замечание Хёйзинга о том, что люди древних культур "играют порядок природы", культуру религии, запечатленную в их сознании. Однако с утверждением христианства церковь проявляла к играм как таковым враждебное отношение. Считалось, что природа человека греховна изначально и свободное развертывание ее сил и потенций могло бы привести к усилению греха и порока. Стоглавый Собор уже в XVI в. осудил скоморошьи потехи.

Информация о работе Исследование деятельности человека в процессе игры