Исследование деятельности человека в процессе игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 16:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучение игры как вида человеческой деятельности.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
• рассмотреть понятие и виды игры;
• изучить структуру игры;
• выявить особенности игровой деятельности человека.

Содержание

Введение………………………………………………………………........….....3
Глава 1.Теоретические подходы к изучению игры как вида деятельности человека………………………………………….……………………….............5
1.1. Взгляды учёных на проблему игры…................................................5
1.2.Особенности формирования игровой деятельности….........…....….8
1.3.Онтогенез игровой деятельности…………………………........…...13
1.4. Выводы по первой главе…………………………………………....16
Глава 2.Исследование деятельности человека в процессе игры… ...........17
2.1.Классификация и разновидности игровых форм их роль в развитии человека……………………………………………...………………....…….....17
2.2.Исторический характер возникновения игры……………..............25
2.3.Основные научные подходы к появлению игры……………..........29
2.4 Выводы по второй главе…………………………………………….34
Заключение…………………………………………………………………......36
Список литературы…………………………………………….....……............

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по игре.docx

— 78.84 Кб (Скачать файл)

 

2.4. Вывод по второй главе

 

Таким образом  проследив развитие игры в процессе развития   можно прийти к выводам:

 Классификация  игр дает основание уточнить  системы соподчиненных игр того  или иного целевого назначения, позволяет ориентироваться в  многообразии игровых объектов, их осмысленного использования.

Вместе  с тем важно помнить, что дело не в самой игре или ее игровом  результате, а в том, в какие  взаимоотношения и с кем вступает в ней ребенок и взрослый, какие качества приобретает, чему учится, что познает, что открывает в себе, как реабилитируется, самовыражается, воздействует на окружающий мир и т.п. Важно знать, что игра — явление многомерное, она редко выражает до конца ту или иную тенденцию, расчет и мастерство здесь стыкуются с фактором случайного везения; что подражание и творчество взаимосвязаны; что правила дети модернизируют (усложняют, ослабляют) в игре; что заданность прерывается импровизацией; что игра насыщена элементами труда, искусства, двигательностью, познанием и др.

Значение  игры невозможно исчерпать и оценить  развлекательно-реактивными возможностями. В том и состоит феномен  игры, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна пере расти в игру-творчество, в игру-обучение, в игру-терапию, в игру-модель типа человеческих отношений  и проявлений в труде. Она является основой досуга, его квинтэссенцией, потому что не задается и не ограничивается конкретным содержанием — те мой  детских игр может быть буквально  любая деятельность человека. Но она  же способна сохранять свою самоценность как своеобычный вид деятельности, например выступать в виде квипрокво (путаница, недоразумение, мистификация, нелепица).

Классификация игр как отражение известной  и непредсказуемой деятельности, регулирующей творческую активность индивида, предопределяющей весь духовный потенциал  человека в труде, учении, досуге, представляется нам задачей важной и перспективной. Игры в настоящее время выходят  на новый, высокий уровень, используются разнообразно и результативно. Не отрицая  иных подходов к их классификации, мы за ее основу предлагаем взять человеческую деятельность, которую игры отражают, базовые виды которой они в  значительной степени моделируют. Многообразие видов, типов, форм игр неизбежно, как неизбежно многообразие жизни, которую они отражают,  несмотря на внешнюю схожесть, игр одного типа, модели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

        Итак, в заключении  можно сказать, что игра - это жизненно важный и необходимый элемент в развитии как индивидуума, такие общества в целом. По сложности характера игр можно судить о быте, правах и навыках данного общества.

        Для ребенка в игре предоставляется возможность представить себя в роли взрослого, копировать увиденное когда либо действия и тем самым приобретая определенные навыки которые могут пригодится ему в будущем. Дети анализируют определенные ситуации в играх делают выводы предопределяя свои действия в схожих ситуациях в будущем.

       В воображение ребенка палка легко превращается в коня, стул в автомобиль, таким образом  игра обстрактное мышление ребенка. Другим важным фактором является их развитие. Более того, игра для ребенка – огромный мир, причем, мир собственно личный, суверенный, где ребенок может все, что захочет. Все, что ему запрещается взрослыми.

        Игра способна хранить и передает по наследству огромную гамму духовных, эмоциональных ценностей человеческих проявлений. Традиционные формы досугово – игровой деятельности народы, сложившейся в культурах прошлого, практически выродились и иссякли, что повлекло за собой обострение, обнищание социально – психологических процессов общения, отчужденность людей и т.п.

        Тезаурус игр огромен и рассчитан преимущественно на конкретный возраст играющих: время года, уровень воспитанности и культуры и т.д. и т.п.

Что следует выделить в феномен  игры особо?

         1. Первая культура, которую создал человек, — это игровая культура, основанная на традициях труда, социальной деятельности. Ее создавали и потребляли дети и взрослые совместно в семьях и общественных объединениях. Воспитание детей — самый запутанный и сложный вид творчества человека. Он требует создания системы просвещенной, гуманизированной культуры родительства, наставничества, цивилизованной школы, в которой необходимо найти место преобразующей игре, хранящей духовный потенциал общечеловеческих ценностей.

2. Что касается различных теорий происхождения игры, ее назначения в жизни ребенка, то нам думается, что прав профессор Л.Б.Ительсон, свидетельствующий: "... Здесь пока есть почти столько же теорий, сколько существует теоретиков". Вслед за Ительсоном мы готовы сказать: прав Г.С.Спенсер, считающий, что игра есть способ изживания у ребенка излишков энергии; прав К.Бюлер, считающий, что к игре побуждает удовольствие; прав К.Гросс, утверждающий, что игра — это форма подготовки к будущей деятельности; прав Д.Дьюи, доказывающий, что игра есть реализация ребенком видов поведения, приобретенных на основе инстинктов подражания и научения; прав З.Фрейд, полагавший, что игра — это способ символического удовлетворения ребенком его реально неудовлетворенных желаний.

  3. Существует высокая правда Л.Выготского, который считал, что игра вырастает из противоречия между социальными потребностями и практическими возможностями ребенка, и видел в ней ведущее средство развития детского сознания и его функций. Правы все исследователи, доказывающие, что проблема игры — один из важнейших и сложнейших психологических и педагогических вопросов, от правильного решения которого зависит весь процесс воспитания и образования детей.

         4. Игра — прерогатива детства. Дети играют, как дышат. Именно детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, воспитывая щедрые, честные, высоконравственные личности. Игра — особая, суверенная сфера жизни ребенка, которая компенсирует ему все ограничения и запреты, становясь педагогическим полигоном подготовки к взрослой жизни и универсальным средством развития, обеспечивающим нравственное здоровье, разносторонность воспитания ребенка. Особое значение имеет игра для огромного количества ущербных, неразвитых детей, которых необходимо воспитывать сегодня, так как завтра будет поздно.

 5. Игра одновременно — развивающая деятельность, принцип, метод и форма жизнедеятельности, зона социализации, защищенности, самореабилитации, сотрудничества, содружества, сотворчества со взрослыми, посредник между миром ребенка и миром взрослого. И вместе с тем "многочисленные игры ребят — работа", считал Януш Корчак, в которой не может быть "надо" и "не надо".

6. Современная  гуманистическая школа нацелена  на индивидуальный и межличностный подходы к каждому ребенку. Игра — неоценимый в этом помощник. В игре ребенок — автор и исполнитель и практически всегда творец, испытывающий чувства восхищения, удовольствия, которые освобождают его от дисгармонии. Игры бескорыстны, через них идет нескончаемый поток информации, которую дети в игре обогащают, и потому их фантазия становится более насыщенной, содержательной, интересной. В равной степени важно наличие игр индивидуального, парного (дуэтного), группового, командного и массового характера, игр самобытных и комплексных.

         7. Игры коллективны, коммуникативны, в них, как в любви, все "наше" — "наши игрушки", "наши песочницы", "наши дворы", ибо игра — совместное творчество и постижение мира, и она послушна голосу совести ребенка. Осмысление действительности в играх идет через реальное и условное, через нонсенс и парадокс, в которых экспериментально детьми выверяются истинное, пародийное, и даже как бы бессмысленное (нелепицы, перевертыши, речевые забавы, розыгрыши). В любой гуманитарной сфере, включая игру, отсутствуют абсолютные истины. Здесь также все решают мера, дифференцированная ценность, инструментовка каждого игрового сеанса.

8. Принципиально применение собственно игр, равно как принципиально использование игровых форм труда, познания, художественного творчества, спорта, соревнований; использование элементов игр в сочетании с неигровой деятельностью в пропорциях, соответствующих различным возрастам учащихся и здравому смыслу.

9. Возникла сверхзадача — создать игровую образовательную систему, в которую войдут игроучебники, игровые дидактические аксессуары, игрокниги, популяризующие школьные науки; дидактические игротеки (компьютерные учебные игры; настольные развивающие игры; программы игр по всем учебным предметам и др.). Игровая образовательная система — это игроклассы, игроуроки, игровые городки в школьных дворах, игротеки на правах библиотек, игровая "наглядность" школьных кабинетов и коридоров, специгры в школьных рекреациях и произвольная система стихийных детских самобытных игр, длительно хранящихся в опыте поколений детей. Важна перспектива создания для детей и взрослых центров развлечений с динамикой развития игры: игровая техника, игрушки для дошкольников; игровые автоматы для подростков и юношества; межвозрастные спортивные игротренажеры; игры для профессионального обучения и как высшая форма — компьютерные игры. 'Важно возобновление традиций создания литературы по игре для всех слоев населения, прежде всего для детей. Неоценима роль коммуникативных средств, особенно телевидения, как пропагандистов игры.

10. Вместе с тем, как полагал когда-то А.С.Макаренко, создать некий идеальный комплекс игр, идеальную модель игры, которые можно было бы рекомендовать всем детским учреждениям, детским коллективам разного типа, детям разных возрастов и на все времена, невозможно. Игра стихийна. Она вечно обновляется, изменяется, модернизируется. Каждое время рождает свои игры на современные и актуальные сюжеты, которые интересны детям по-разному. Виды и сюжеты игр имеют и определенную стабильность, и вечно меняющуюся динамику и диалектику. Дидактизировать игру трудно, ибо дети практически всегда сами ставят себе в играх цели, сами выбирают средства и способы для их осуществления, сами вырабатывают игровые действия, опираясь на условные правила, что поддерживает их бесконечное творчество, помогает занижать более высокие позиции, чем в обыденной жизни.

             11. Игра — реальная и вечная ценность культуры досуга, социальной практики людей в целом. Она на равных стоит рядом с трудом, познанием, общением, творчеством, являясь их корреспондентом. В игровом мироощущении детей присутствуют истины конгениального характера, не менее важные, чем установочные взгляды на реальности мира. Игры учат детей философии осмысления сложностей, противоречий, трагедий жизни, учат, не уступая им, видеть светлое и радостное, подниматься над неурядицами, жить с пользой и празднично, "играючи".

        Искусство игры — важная часть жизненной стратегии людей, ощущающих уникальность и неповторимость жизни.

        Субъективное понимание игры, онтогенез игровых форм, историческое развитие игровой культуры мы пытались рассмотреть в единстве, отвечая на вечные вопросы, что такое, игра и какое место она занимает в жизни современного человека.

        Игровое поведение является одной из важнейших из составляющих видов человеческой деятельности. Во многих игровое поведение является определяющим индивидуумом. Человек как бы носит несколько театральных масок, в зависимости от ситуации, в которую он попадает, круга лиц, с которыми он общается. В зависимости от настроения, которое им владеет, игра становится универсальным адаптером человека к реальности, способом приспособления его к окружающему миру.

        Это, на мой взгляд, специфика современной роли игры, которая выходит за пределы той роли, которая обычно существует у детей: обучение, познание окружающего мира. Это связано все c более расширяющимся спектром социальных ролей, которых вынужден играть современный человек, например: на работе – Бизнесмен, среди друзей – Свой парень, у подчиненных – Шеф, в семье – Добытчик и т.д.

       Будучи не способным, выполнять все перечисленные функции разом, человек вынужден играть "одевать маски".

 

 

Использованная литература:

1. Пак Т.С. Педагогическая психология -М.: Человек, 2010.-96с.;

2.  Палагина Н.Н. Психология развития. Возрастная психология -М.: МПСИ,

        2005.-288с.;

3.  Шаповаленко И.В. Возрастная психология .Психология развития -М.:

        Гардарина, 2009-349с.;

4.  Аникеева Н.П., Воспитание игрой,- М.: 1987 г.-212с.;

5. Аникеева Н.П., Игра в педагогическом  процессе, Новосибирск, 1989 г.-198с.;

6.  Аникеева Н.П., Педагогика и психология игры М.: 1986 г.-363с.;

7. Богомолова Н.Н., Ситуационно – ролевая игра, как активный метод социально – психологической подготовки // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии, М.: – МГУ, 1977 г.-205с.;

8. Вуарен Н., Что такое игра? // Культура, 1982 г., №4.-109с.;

9. Газман О.С. , Социальные аспекты развития // Советская педагогика, 1988 г., №5.-180с.;

10. Давыдов В.В., Зинченко В.П., Принцип развития в психологии // Вопросы философии, 1980 г., №12, -188с.;

11. Добрынская Е.И., Свободная время и развитие личности, Ленинград, 1983 г.-449с.;

12. Запорожец А.В., Маркова Т.А., Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста, М.: 1978 г.-456с.;

13. Ладенко И.С., Игровое моделирование методологии и практики, Новосибирск, изд-во Наука, 1987 г.,- 539с.;

14.  Леонтьев А.НПроблемы развития  психики, -М.: 1972г. -475с.;

15. Педагогика и психология игры, Межвузовский сборник научной трактовки, Новосибирск: НГПИ – 1985 г.-80с.;

16. Праздников Г.А., Игра и эстетическая деятельность личности / Эстетическая культура советского человека, Ленинград, 1976 г.-211с.;

17. Плеханов Г.В., Эстетика и социология  искусства, В 2-х т. Т. 1.-207с.;

18. Рубинштейн С.Л., Основа общей  психологии, Т. 2., Москва, изд-во "Педагогика", 1989 г.-476с.;

19. Терский В.Н., Игра. Творчество. Жизнь,  М.: 1966 г.-677с.;

20. Усова А.П., Игра, М.: 1962 г.-545с.;

21. Устименко В.Ф., Место и роль игрового феномена в культуре // Филосовские науки, 1980 г., №2, - 169с.;

22.  Хайнд Р., Поведение животных, М.:  1975, - 385.;

23. Хейзинга Й., В тени завтрашнего  дня, Homo Iudens, М.: 1992 г.319с.; 

24. Шмаков С.А., Игры учащихся- феномен культуры, М.: 1994 г.-567с.;

25. Эльконин Д.Б., Психологические  игры, М.: 1978 г.-320с.;

26. Эпштейн Н.П., Игра в жизни и искусстве // Советская драматургия, М.: 1982 г. №2.-771с.;

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Исследование деятельности человека в процессе игры