Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 19:58, курсовая работа
Тревожность является одним из наиболее распространенных феноменов психического развития, встречающихся в школьной практике. В последние годы данной проблеме уделяется значительное внимание, так как от степени проявления тревожности зависит успешность обучения учащегося в школе, особенности его взаимоотношений со сверстниками, эффективность адаптации к новым условиям. Многие выдающиеся психологи анализируют тревожность с точки зрения своих специфических воззрений, не ставя при этом цели комплексного рассмотрения проблемы в целом применительно к школьной практике.
В многочисленных исследованиях, посвященных проблеме тревожности у детей младшего школьного возраста, рассмотрены причины ее возникновения, а также пути предупреждения и коррекции.
Введение ………………….......…….……………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы тревожности у детей младшего школьного возраста ……………………………………………………………... 6
1.1. Понятие тревожности, ее признаки и формы ……………..…..……….…. 6
1.2. Характеристика младшего школьного возраста ……..…...……..….….... 11
1.3. Направления коррекционной работы с тревожными детьми младшего школьного возраста …………………………..…………………………...…… 17
Выводы по главе 1 ……..……………………….……………………………… 23
Глава 2. Исследование динамики уровня тревожности у детей младшего школьного возраста ……………………………….…………………..…..…… 25
2.1. Программа и методики исследования …………………………………… 25
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования …………….……... 30
Выводы по главе 2 ……..…...………………………………………………….. 65
Заключение ………….…………………………………….……………………. 67
Список литературы ……………………...………..…………………..…...…… 71
взрослым.
50. Тебе нередко снятся страшные сны. ВЕРНО НЕВЕРНО
51. Тебе кажется, что другие ребята смеются ВЕРНО НЕВЕРНО над тобой.
52. Бывает, что ты врешь.
53. Ты боишься, что с тобой случится что-нибудь ВЕРНО НЕВЕРНО
плохое.
Методика может проводиться как индивидуально, так и в группах, с соблюдением стандартных правил группового обследования. Для детей 7-8 лет предпочтительней индивидуальное проведение. При этом если ребенок испытывает трудности в чтении, возможен устный способ предъявления: психолог зачитывает каждый пункт и фиксирует ответ школьника. При групповом проведении такой вариант предъявления теста, естественно, исключен.
Обработка и интерпретация результатов
Предварительный этап
1. Просмотреть бланки и отобрать те, на которых все ответы одинаковы (только «верно» или только «неверно»). Как уже отмечалось, в CMAS диагностика всех симптомов тревожности подразумевает только утвердительный ответ («верно»), что создает при обработке трудности, связанные с возможным смещением показателей тревожности и склонности к стереотипии, которая встречается у младших школьников. Для проверки следует использовать контрольную шкалу «социальной желательности», предполагающую оба варианта ответа. В случае выявления левосторонней (все ответы «верно») или правосторонней (все ответы «неверно») тенденции полученный результат следует рассматривать как сомнительный. Его следует тщательно проконтролировать с помощью независимых методов.
2. Обратить внимание на наличие ошибок в заполнении бланков: двойные ответы (т.е. подчеркивание одновременно и «верно», и «неверно»), пропуски, исправления, комментарии и т.п. В тех случаях, когда у испытуемого ошибочно заполнено не более трех пунктов субшкалы тревожности (вне зависимости от характера ошибки), его данные могут обрабатываться на общих основаниях. Если же ошибок больше, то обработку проводить нецелесообразно. Следует обратить особое внимание на детей, которые пропускают или дают двойной ответ на пять или более пунктов CMAS.
В значительной части случаев это свидетельствует о затрудненности выбора, трудностях в принятии решения, попытке уйти от ответа, т.е. является показателем скрытой тревожности.
Основной этап
1. Подсчитываются данные
по контрольной шкале –
Таблица XXI
Ключ к субшкале «социальной желательности» (номера пунктов CMAS)
Ответ ВЕРНО |
Ответ НЕВЕРНО |
5, 17, 21, 30, 34, 36 |
10, 41, 47, 49, 52 |
Критическое значение по данной субшкале – 9. Этот и более высокий результат свидетельствует о том, что ответы испытуемого могут быть недостоверны, могут искажаться под влиянием фактора социальной желательности.
2. Подсчитываются баллы по субшкале тревожности (см. таблица XXII).
Таблица XXII
Ключ к субшкале тревожности
Ответы ВЕРНО |
1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 18, 19, 20, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 31, 32, 33, 35, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 48, 50, 51, 53 |
Полученная сумма баллов представляет собой первичную, или «сырую», оценку.
3. Первичная оценка переводится в шкальную (см. таблица XXIII). В качестве шкальной оценки используется стандартная десятка (стены). Для этого данные испытуемого сопоставляются с нормативными показателями группы детей соответствующего возраста и пола.
Таблица XXIII
Тревожность. Перевод «сырых» баллов в стены
Стены |
Половозрастные группы (результаты в баллах) | |||||||
7 лет |
8-9 лет |
10-11 лет |
12 лет | |||||
девочки |
мальчики |
девочки |
мальчики |
девочки |
мальчики |
девочки |
мальчики | |
1 |
0-2 |
0-3 |
0 |
0-1 |
0-3 |
0-2 |
0-6 |
0-5 |
2 |
3-4 |
4-6 |
1-3 |
2-4 |
4-7 |
3-6 |
7-9 |
6-8 |
3 |
5-7 |
7-9 |
4-7 |
5-7 |
8-10 |
7-9 |
10-13 |
9-11 |
4 |
8-10 |
10-12 |
8-11 |
8-11 |
11-14 |
10-13 |
14-16 |
12-14 |
5 |
11-14 |
13-15 |
12-15 |
12-14 |
15-18 |
14-16 |
17-20 |
15-17 |
6 |
15-18 |
16-18 |
16-19 |
15-17 |
19-21 |
17-20 |
21-23 |
18-20 |
7 |
19-21 |
19-21 |
20-22 |
18-20 |
22-25 |
21-23 |
24-27 |
21-22 |
8 |
22-25 |
22-24 |
23-26 |
21-23 |
26-28 |
24-27 |
28-30 |
23-25 |
9 |
26-29 |
24-26 |
27-30 |
24-26 |
29-32 |
28-30 |
31-33 |
26-28 |
10 |
29 и более |
27 и более |
31 и более |
27 и более |
33 и более |
31 и более |
34 и более |
29 и более |
На основании полученной шкальной оценки делается вывод об уровне тревожности испытуемого (см. таблица XXIV).
Таблица XXIV
Характеристика уровней тревожности
Стены |
Характеристика |
Примечание |
1-2 |
Состояние тревожности испытуемому не свойственно |
Подобное «чрезмерное спокойствие может иметь и не иметь защитного характера |
3-6 |
Нормальный уровень тревожности |
Необходим для адаптации и продуктивной деятельности |
7-8 |
Несколько повышенная тревожность |
Часто бывает связана с ограниченным кругом ситуаций, определенной сферой жизни |
9 |
Явно повышенная тревожность |
Обычно носит «разлитой», генерализованный характер |
10 |
Очень высокая тревожность |
Группа риска |
Факторы: состояние тревожности испытуемому не свойственно + нормальный уровень тревожности составляют нормальную тревожность, а факторы: несколько повышенная тревожность + явно повышенная тревожность + очень высокая тревожность определяют повышенную тревожность.
[39, с. 314].
Протокол индивидуальных значений уровня явной тревожности по Шкале явной тревожности CMAS (по А.М. Прихожан) у учеников 1 класса
Состояние тревожности испытуемому не свойственно – -;
Нормальный уровень тревожности – Н;
Несколько повышенная тревожность – НП;
Явно повышенная тревожность – ЯП;
Очень высокая тревожность – ОВ.
№ |
И.Ф. |
Показатель наличия тревожности |
Олег А. |
НП | |
Вероника А. |
ЯП | |
Зоя Б. |
Н | |
Александр В. |
- | |
Софья Е. |
НП | |
Елизавета З. |
Н | |
Юлия К. |
Н | |
Егор К. |
НП | |
Мария К. |
НП | |
Екатерина К. |
Н | |
Александр К. |
ОВ | |
Юлия Л. |
НП | |
Татьяна Р. |
НП | |
Иван С. |
Н | |
Дарья Ф. |
ОВ |
Критические значения по субшкале
«социальной желательности»:
Состояние тревожности испытуемому не свойственно: 1 учащийся – 7%;
Нормальный уровень тревожности: 5 учащихся – 33%;
Несколько повышенная тревожность: 6 учащихся – 40%;
Явно повышенная тревожность: 1 учащийся – 7%;
Очень высокая тревожность: 2 учащихся – 13%.
Повышенная тревожность (НП + ЯП + ОВ): 9 учащихся – 60%;
Нормальная тревожность (- + Н): 6 учащихся – 40%.
Протокол индивидуальных значений уровня явной тревожности по Шкале явной тревожности CMAS (по А.М. Прихожан) у учеников 2 класса
№ |
И.Ф. |
Показатель наличия тревожности |
Егор Б. |
Н | |
Кирилл Г. |
НП | |
Дарья З. |
НП | |
Юрий К. |
ОВ | |
Дарья М. |
Н | |
Елизавета Р. |
Н | |
Алена С. |
Н | |
Дмитрий С. |
Н | |
Виктория С. |
Н | |
Дарья Т. |
НП | |
Дмитрий У. |
ЯП | |
Елизавета Ф. |
Н | |
Анна Ш. |
Н | |
Кристина Ш. |
Н | |
Диана Щ. |
НП |
Критические значения по субшкале
«социальной желательности»:
Состояние тревожности испытуемому не свойственно: нет учащихся – 0%;
Нормальный уровень тревожности: 9 учащихся – 60%;
Несколько повышенная тревожность: 4 учащихся – 26%;
Явно повышенная тревожность: 1 учащийся – 7%;
Очень высокая тревожность: 1 учащийся – 7%.
Повышенная тревожность (НП + ЯП + ОВ): 6 учащихся – 40%;
Нормальная тревожность (- + Н): 9 учащихся – 60%.
Протокол индивидуальных значений уровня явной тревожности по Шкале явной тревожности CMAS (по А.М. Прихожан) у учеников 3 класса
№ |
И.Ф. |
Показатель наличия тревожности |
Анна А. |
ЯП | |
Ольга Г. |
Н | |
Виктор Г. |
Н | |
Елена Д. |
Н | |
Валерия И. |
Н | |
Игорь И. |
Н | |
Евгения К. |
Н | |
Виктория К. |
Н | |
Дарья М. |
Н | |
Антон С. |
Н | |
Александр С. |
Н | |
Наталья Ф. |
Н | |
Юлия Х. |
НП | |
Надежда Ц. |
ОВ | |
Кристина Ш. |
Н |
Информация о работе Исследование динамики уровня тревожности у детей младшего школьного возраста