Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 19:58, курсовая работа
Тревожность является одним из наиболее распространенных феноменов психического развития, встречающихся в школьной практике. В последние годы данной проблеме уделяется значительное внимание, так как от степени проявления тревожности зависит успешность обучения учащегося в школе, особенности его взаимоотношений со сверстниками, эффективность адаптации к новым условиям. Многие выдающиеся психологи анализируют тревожность с точки зрения своих специфических воззрений, не ставя при этом цели комплексного рассмотрения проблемы в целом применительно к школьной практике.
В многочисленных исследованиях, посвященных проблеме тревожности у детей младшего школьного возраста, рассмотрены причины ее возникновения, а также пути предупреждения и коррекции.
Введение ………………….......…….……………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы тревожности у детей младшего школьного возраста ……………………………………………………………... 6
1.1. Понятие тревожности, ее признаки и формы ……………..…..……….…. 6
1.2. Характеристика младшего школьного возраста ……..…...……..….….... 11
1.3. Направления коррекционной работы с тревожными детьми младшего школьного возраста …………………………..…………………………...…… 17
Выводы по главе 1 ……..……………………….……………………………… 23
Глава 2. Исследование динамики уровня тревожности у детей младшего школьного возраста ……………………………….…………………..…..…… 25
2.1. Программа и методики исследования …………………………………… 25
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования …………….……... 30
Выводы по главе 2 ……..…...………………………………………………….. 65
Заключение ………….…………………………………….……………………. 67
Список литературы ……………………...………..…………………..…...…… 71
Примечание. «+» – Да; «–» – Нет.
2. Число совпадений по
каждому из 8 факторов тревожности,
выделяемых в тексте. Уровень
тревожности определяется так
же, как в первом случае. Анализируется
общее внутреннее
Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора):
1. Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
2. Переживание социального
стресса – эмоциональное
3. Фрустрация потребности
в достижении успеха –
4. Страх самовыражения
– негативное эмоциональное
5. Страх ситуации проверки
знаний – негативное отношение
и переживание тревоги в
6. Страх не соответствовать
ожиданиям окружающих –
7. Низкая физиологическая
сопротивляемость стрессу –
8. Проблемы и страхи
в отношениях с учителями –
общий негативный
Фактор: нормальный уровень тревожности составляет нормальную тревожность, а факторы: повышенная тревожность + высокая тревожность определяют повышенную тревожность.
[37, с. 323].
Протокол индивидуальных значений уровня школьной тревожности по тесту школьной тревожности Филлипса (по А. Филлипсу) у учеников 1 класса
Нормальная тревожность – Н;
Повышенная тревожность – П;
Высокая тревожность – В.
№ |
И.Ф. |
Показатель наличия тревожности |
Олег А. |
Н | |
Вероника А. |
П | |
Зоя Б. |
Н | |
Александр В. |
Н | |
Софья Е. |
Н | |
Елизавета З. |
Н | |
Юлия К. |
Н | |
Егор К. |
В | |
Мария К. |
П | |
Екатерина К. |
Н | |
Александр К. |
Н | |
Юлия Л. |
П | |
Татьяна Р. |
Н | |
Иван С. |
Н | |
Дарья Ф. |
Н |
Нормальная тревожность: 11 учащихся – 73%;
Повышенная тревожность: 3 учащихся – 20%;
Высокая тревожность: 1 учащийся – 7%.
Повышенная тревожность (П + В): 4 учащихся – 27%;
Нормальная тревожность (Н): 11 учащихся – 73%.
Протокол индивидуальных значений уровня школьной тревожности по тесту школьной тревожности Филлипса (по А. Филлипсу) у учеников 2 класса
№ |
И.Ф. |
Показатель наличия тревожности |
Егор Б. |
Н | |
Кирилл Г. |
Н | |
Дарья З. |
П | |
Юрий К. |
П | |
Дарья М. |
Н | |
Елизавета Р. |
Н | |
Алена С. |
Н | |
Дмитрий С. |
Н | |
Виктория С. |
Н | |
Дарья Т. |
Н | |
Дмитрий У. |
Н | |
Елизавета Ф. |
П | |
Анна Ш. |
Н | |
Кристина Ш. |
Н | |
Диана Щ. |
Н |
Нормальная тревожность: 12 учащихся – 80%;
Повышенная тревожность: 3 учащихся – 20%;
Высокая тревожность: нет учащихся – 0%.
Повышенная тревожность (П + В): 3 учащихся – 20%;
Нормальная тревожность (Н): 12 учащихся – 80%.
Протокол индивидуальных значений уровня школьной тревожности по тесту школьной тревожности Филлипса (по А. Филлипсу) у учеников 3 класса
№ |
И.Ф. |
Показатель наличия тревожности |
Анна А. |
П | |
Ольга Г. |
Н | |
Виктор Г. |
Н | |
Елена Д. |
Н | |
Валерия И. |
Н | |
Игорь И. |
Н | |
Евгения К. |
Н | |
Виктория К. |
Н | |
Дарья М. |
Н | |
Антон С. |
Н | |
Александр С. |
Н | |
Наталья Ф. |
Н | |
Юлия Х. |
Н | |
Надежда Ц. |
П | |
Кристина Ш. |
Н |
Нормальная тревожность: 13 учащихся – 86%;
Повышенная тревожность: 2 учащихся – 14%;
Высокая тревожность: нет учащихся – 0%.
Повышенная тревожность (П + В): 2 учащихся – 14%;
Нормальная тревожность (Н): 13 учащихся – 86%.
Протокол индивидуальных значений уровня школьной тревожности по тесту школьной тревожности Филлипса (по А. Филлипсу) у учеников 4 класса
№ |
И.Ф. |
Показатель наличия тревожности |
Екатерина Б. |
Н | |
Ольга Г. |
Н | |
Владислав К. |
Н | |
Наталья К. |
Н | |
Евгений К. |
Н | |
Александр К. |
Н | |
Мария М. |
Н | |
Мария Н. |
Н | |
Арсений П. |
Н | |
Максим С. |
Н | |
Евгений С. |
Н | |
Марина Т. |
Н | |
Анастасия У. |
Н | |
Никита Ф. |
Н | |
Екатерина Х. |
Н |
Информация о работе Исследование динамики уровня тревожности у детей младшего школьного возраста