Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 19:58, курсовая работа
Тревожность является одним из наиболее распространенных феноменов психического развития, встречающихся в школьной практике. В последние годы данной проблеме уделяется значительное внимание, так как от степени проявления тревожности зависит успешность обучения учащегося в школе, особенности его взаимоотношений со сверстниками, эффективность адаптации к новым условиям. Многие выдающиеся психологи анализируют тревожность с точки зрения своих специфических воззрений, не ставя при этом цели комплексного рассмотрения проблемы в целом применительно к школьной практике.
В многочисленных исследованиях, посвященных проблеме тревожности у детей младшего школьного возраста, рассмотрены причины ее возникновения, а также пути предупреждения и коррекции.
Введение ………………….......…….……………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы тревожности у детей младшего школьного возраста ……………………………………………………………... 6
1.1. Понятие тревожности, ее признаки и формы ……………..…..……….…. 6
1.2. Характеристика младшего школьного возраста ……..…...……..….….... 11
1.3. Направления коррекционной работы с тревожными детьми младшего школьного возраста …………………………..…………………………...…… 17
Выводы по главе 1 ……..……………………….……………………………… 23
Глава 2. Исследование динамики уровня тревожности у детей младшего школьного возраста ……………………………….…………………..…..…… 25
2.1. Программа и методики исследования …………………………………… 25
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования …………….……... 30
Выводы по главе 2 ……..…...………………………………………………….. 65
Заключение ………….…………………………………….……………………. 67
Список литературы ……………………...………..…………………..…...…… 71
7. Стройте свое поведение в жизни так, чтобы быть образцом для подражания вашему ребенку. Ваша уверенность по жизни – залог уверенного поведения вашего ребенка;
8. Находите время расслабляться
вместе с ребенком, снимать мышечное
и эмоциональное напряжение, особенно
после волнующих жизненных
9. Интересуйтесь эмоциональным
и физическим состоянием ребенка;
10. Проявляйте свою любовь к вашему ребенку
и заботу о нем.
Психолого-педагогические рекомендации педагогам
по преодолению тревожности у учеников
1. Принимайте ученика таким, какой он есть. Не оскорбляйте его и не ругайте за личностные качества, ваши унижения будут лишь разрушать личность ребенка, снижая его самооценку;
2. Не сравнивайте его
с остальными детьми в классе.
Возможно, он просто не может
учиться лучше. Постоянные сравнения
с другими не в его пользу
будут снижать самооценку
3. Старайтесь не создавать
соревновательных ситуаций в
учебной деятельности, они будут
вызывать напряжение и
4. Обращайте внимание
на его старательность в учебе,
хвалите и заслуженно
5. Наблюдайте за учеником.
Заметив излишнее
1 класс – адаптационная тревожность (к школе и к межличностным отношениям: ученик-учитель, ученик-ученик).
1. Создание уютной и
комфортной психологической
2. Построение межличностных
отношений ученик-учитель с
помощью тесного
3. Организация классных и школьных мероприятий на тему «Здравствуй, школа!», «Учимся учиться», «Наш дружный класс» и др.;
4. Проведение мероприятий
на сплочение классного коллектива
(игры-знакомства, игры на взаимодействие,
массовые игры и др.); проведение
совместных психологических
5. Организация психолого-
6. Проведение фронтальных,
групповых и индивидуальных
2 класс – школьная тревожность: ученик-объект усвоения.
1. Создание единого образовательного пространства для всего класса;
2. Использование на уроках средств психологической поддержки учеников, «обратной связи»;
3. Создание таблицы достижений в классе, на которой должны быть отражены все ученики класса и их «учебный рост»;
4. Использование методов стимулирования познавательной активности учащихся;
5. Сочетание умеренной
и своевременной похвалы
6. Проведение фронтальных,
групповых и индивидуальных
3 класс – межличностная тревожность: ученик-ученик.
1. Проведение внеклассных мероприятий на сплочение классного коллектива;
2. Задействование учеников в разных сферах и видах деятельности по интересам, работая в микрогруппах;
3. Проведение совместных
творческих вечеров, внеклассных
мероприятий, экскурсий, поездок на
природу, в другие города; проведение
совместных психологических
4. Организованная работа в кружках, секциях, клубах по интересам и др.;
5. Создание общеклассных проектов, плакатов, совместных учебных, исследовательских и культурных работ;
6. Проведение фронтальных,
групповых и индивидуальных
4 класс – тревожность,
связанная с переходом из
1. Выполнение учебных
заданий более сложного уровня,
создание организационных
2. Определение зоны «актуального»
3. Проведение уроков в условиях, близких к условиям в среднем звене школы, с плавным переходом на новые условия обучения для учащихся (условия среднего звена школы);
4. Выявление признаков
явной, скрытой, школьной, личностной,
реактивной и других
5. Вовлечение учащихся в новые виды учебной, трудовой деятельности и общения (уроки-проекты, уроки-диспуты, «телемосты», работа на пришкольном участке; использование на уроках технологии элементы шитья, вязания и кулинарии; организация классных и школьных творческих вечеров, совместных учебных, культурных и научно-исследовательских мероприятий, проведение КВН, тематических вечеров, создание и участие в научно-исследовательских клубах и клубах по интересам);
6. Проведение фронтальных,
групповых и индивидуальных
Предложенные психолого-педагогические рекомендации помогут родителям, учителям, социальным педагогам и психологам вовремя предотвращать возникновение тревожных ситуаций у учащихся, анализировать и устранять первые возникшие симптомы тревоги, корректировать тревожность как постоянное или ситуативное свойство личности. Главное – это понимать ребенка, слышать его, действовать в сотрудничестве с ним, адекватно реагировать на возникшие ситуации, стараться не давать временному состоянию – тревога, перерасти в постоянное свойство личности – тревожность, пытаться устранять возникновение временных состояний тревоги: стресса и депрессии.
Выводы по главе 2
В данном пункте мы подведем итог всему проведенному анализу по изучению данных эмпирического исследования.
По результатам эмпирического исследования по Шкале явной тревожности CMAS (по А.М. Прихожан) было видно, что повышенная явная тревожность снижается при переходе с 1 по 4 класс, однако, в данном случае, мы можем заметить, что в 3 классе представлен самый низкий показатель тревожности, который мы объясняем особенностями данного класса, его контингентом, морально и психически устойчивым составом, сплоченностью и дружескими отношениями в коллективе. Мы пришли к выводу: уровень повышенной явной тревожности полностью не снижается с 1 по 4 класс, что ведет к отклонению в выдвинутой нами гипотезе.
По результатам эмпирического исследования по тесту щкольной тревожности Филлипса (по А. Филлипсу) было видно, что повышенная школьная тревожность снижается с 1 по 4 класс. Школьная тревожность включает в себя: общую тревожность в школе, переживание социального стресса, фрустрацию потребности в достижении успеха, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкую физиологическую сопротивляемость стрессу, проблемы и страхи в отношениях с учителями. Таким образом, мы пришли к выводу, что уровень повышенной школьной тревожности снижается с 1 по 4 класс, что и предполагалось в выдвинутой нами гипотезе.
По результатам эмпирического исследования по тесту «Несуществующее животное» (по М.З. Дукаревич) было видно, что повышенная скрытая тревожность снижается с 1 по 4 класс. Таким образом, получается, что уровень повышенной скрытой тревожности снижается с 1 по 4 класс, что и предполагалось в выдвинутой нами гипотезе.
Подводя итоги данному пункту, мы можем утверждать, что выдвинутая нами гипотеза: уровень повышенной тревожности (явной, школьной и скрытой) снижается с 1 по 4 класс, частично подтверждается, как теоретически, так и практически.
Заключение
Мы рассмотрели очень актуальную проблему на сегодняшний день «Исследование динамики уровня тревожности у детей младшего школьного возраста», дали определение следующим понятиям: тревожность (с точки зрения разных авторов), стресс, тревога и др., и раскрыли ряд вопросов теоретической части нашей работы: понятие тревожности, ее признаки и формы, характеристика младшего школьного возраста, направления коррекционной работы с тревожными детьми младшего школьного возраста. Проанализировав данные вопросы, мы пришли к следующим выводам:
1. В психологической литературе, можно встретить разные определения понятия тревожности, хотя большинство исследователей сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамики;
2. Современные исследования тревожности направлены на различие ситуативной тревожности, связанной с конкретной внешней ситуацией, и личностной тревожности, являющейся стабильным свойством личности, а также на разработку методов анализа тревожности, как результата взаимодействия личности и ее окружения;
3. Многие основные свойства и личностные качества ребенка складываются в школьный период жизни, от того, как они будут заложены, во многом зависит все его последующее развитие;
4. Можно выделить две большие группы признаков тревоги: первая – физиологические признаки, протекающие на уровне соматических симптомов и ощущений; вторая – реакции, протекающие в психической сфере;
5. Причиной возникновения тревоги всегда является внутренний конфликт ребенка, его несогласование с самим собой, противоречивость его стремлений, когда одно его сильное желание противоречит другому, одна потребность мешает другой;
6. Коррекционную работу с тревожными детьми целесообразно проводить в трех основных направлениях: во-первых, по повышению самооценки ребенка; во-вторых, по обучению ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжений; в-третьих, по отработке навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка;
7. Исследования специалистов показали, что большинство родителей тревожных детей не осознают, как их собственное поведение влияет на характер ребенка. Как показывает практика, формирование детской тревожности является следствием неправильного воспитания ребенка.
Нами было проведено эмпирическое исследование на базе МБОУ СОШ № 12 имени А.И. Виноградова г. Брянска с учащимися 1, 2, 3, 4 классов 02.05.2012 г. и 03.05.2012 г., целью которого было определение динамики уровня тревожности у детей младшего школьного возраста (с 1 по 4 класс) и представление психолого-педагогических рекомендаций родителям и педагогам по преодолению тревожности у учеников.
В эмпирической части нашей работы мы описали проведенное эмпирическое исследование и пришли к следующим выводам:
1. По результатам эмпирического исследования по Шкале явной тревожности CMAS (по А.М. Прихожан) было видно, что повышенная явная тревожность снижается при переходе с 1 по 4 класс, однако, в данном случае, мы можем заметить, что в 3 классе представлен самый низкий показатель тревожности, который мы объясняем особенностями данного класса, его контингентом, морально и психически устойчивым составом, сплоченностью и дружескими отношениями в коллективе. Мы пришли к выводу: уровень повышенной явной тревожности полностью не снижается с 1 по 4 класс, что ведет к отклонению в выдвинутой нами гипотезе.
2. По результатам эмпирического исследования по тесту щкольной тревожности Филлипса (по А. Филлипсу) было видно, что повышенная школьная тревожность снижается с 1 по 4 класс. Школьная тревожность включает в себя: общую тревожность в школе, переживание социального стресса, фрустрацию потребности в достижении успеха, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкую физиологическую сопротивляемость стрессу, проблемы и страхи в отношениях с учителями. Таким образом, мы пришли к выводу, что уровень повышенной школьной тревожности снижается с 1 по 4 класс, что и предполагалось в выдвинутой нами гипотезе.
3. По результатам эмпирического исследования по тесту «Несуществующее животное» (по М.З. Дукаревич) было видно, что повышенная скрытая тревожность снижается с 1 по 4 класс. Таким образом, получается, что уровень повышенной скрытой тревожности снижается с 1 по 4 класс, что и предполагалось в выдвинутой нами гипотезе.
Мы достигли цели нашего исследования: определили динамику уровня тревожности у детей младшего школьного возраста (с 1 по 4 класс) и предложили психолого-педагогические рекомендации родителям и педагогам по преодолению тревожности у учеников.
Информация о работе Исследование динамики уровня тревожности у детей младшего школьного возраста