Исследование динамики уровня тревожности у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 19:58, курсовая работа

Краткое описание

Тревожность является одним из наиболее распространенных феноменов психического развития, встречающихся в школьной практике. В последние годы данной проблеме уделяется значительное внимание, так как от степени проявления тревожности зависит успешность обучения учащегося в школе, особенности его взаимоотношений со сверстниками, эффективность адаптации к новым условиям. Многие выдающиеся психологи анализируют тревожность с точки зрения своих специфических воззрений, не ставя при этом цели комплексного рассмотрения проблемы в целом применительно к школьной практике.
В многочисленных исследованиях, посвященных проблеме тревожности у детей младшего школьного возраста, рассмотрены причины ее возникновения, а также пути предупреждения и коррекции.

Содержание

Введение ………………….......…….……………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы тревожности у детей младшего школьного возраста ……………………………………………………………... 6
1.1. Понятие тревожности, ее признаки и формы ……………..…..……….…. 6
1.2. Характеристика младшего школьного возраста ……..…...……..….….... 11
1.3. Направления коррекционной работы с тревожными детьми младшего школьного возраста …………………………..…………………………...…… 17
Выводы по главе 1 ……..……………………….……………………………… 23
Глава 2. Исследование динамики уровня тревожности у детей младшего школьного возраста ……………………………….…………………..…..…… 25
2.1. Программа и методики исследования …………………………………… 25
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования …………….……... 30
Выводы по главе 2 ……..…...………………………………………………….. 65
Заключение ………….…………………………………….……………………. 67
Список литературы ……………………...………..…………………..…...…… 71

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по ПДМШВ 2.2.docx

— 518.47 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Таблица V

 

Показатели повышенной явной тревожности

по Шкале явной тревожности CMAS (по А.М. Прихожан)

 

   

Частота

Процент

Валидный процент

Кумулятивный процент

Валидные

Повышенная тревожность

23

38,3

38,3

38,3

Нормальная тревожность

37

61,7

61,7

100,0

Итого

60

100,0

100,0

 

      Рис. 3. Распределение  результатов   показателей   повышенной   явной 

      тревожности  по Шкале явной тревожности  CMAS (по А.М. Прихожан)                       

             

Таким образом, учитывая данный график, представленный на    рисунке 3, среднее – 1,62, стандартное отклонение – 0,49, N = 60 (см. рис. 3), можно сделать вывод, что распределение результатов показателей повышенной явной тревожности по Шкале явной тревожности CMAS                    (по А.М. Прихожан) –  ненормальное, но равномерное (оно смещено в область более положительных результатов).

Проведем однофакторный дисперсионный анализ (фактор – класс) между показателями повышенной явной тревожности учащихся 1, 2, 3 и        4 классов по Шкале явной тревожности CMAS (по А.М. Прихожан).           Мы получили следующие результаты (см. таблица VI, рис. 4).

 

Таблица VI

 

Однофакторный дисперсионный анализ (фактор – класс) между показателями повышенной явной тревожности учащихся 1, 2, 3 и 4 классов            по Шкале явной тревожности CMAS (по А.М. Прихожан)

 

 

Сумма квадратов

ст. св.

Средний квадрат

F

Знч.

Между группами

1,036

3

,345

1,470

,232

Внутри групп

13,148

56

,235

Итого

14,183

59


 

         Рис. 4. Зависимость показателей повышенной явной тревожности от 

         класса   (соответственно)   по   Шкале   явной   тревожности    CMAS

         (по А.М. Прихожан) (чел.)

На рисунке 4 видно, как расположились показатели повышенной явной тревожности по Шкале явной тревожности CMAS (по А.М. Прихожан): самый высокий показатель – в 1 классе (9 человек), чуть ниже – во 2 классе (6 человек), далее – в 4 классе (5 человек), а самый низкий показатель –          в 3 классе (3 человека) (см. рис. 4).

Таким образом, мы пришли к выводу, что уровень повышенной явной тревожности полностью не снижается с 1 по 4 класс, что ведет к отклонению в выдвинутой нами гипотезе.

2. Проведем количественный анализ и интерпретацию полученных результатов респондентов по тесту школьной тревожности Филлипса         (по А. Филлипсу). Данный тест предназначен для выявления школьной тревожности. Протоколы индивидуальных значений тревожности по тесту школьной тревожности Филлипса (по А. Филлипсу) у учеников 1, 2, 3 и         4 классов представлены соответственно в приложении II (см. Приложение II).

Соберем показатели респондентов всех четырех классов в таблицу             (см. таблица VII).

 

Таблица VII

 

Результаты по тесту школьной тревожности Филлипса (по А. Филлипсу) (школьная тревожность)

 

Класс

Нормальная тревожность

Повышенная тревожность

Высокая тревожность

1

11

73%

3

20%

1

7%

2

12

80%

3

20%

0

0%

3

13

86%

2

14%

0

0%

4

15

100%

0

0%

0

0%


 

Результаты, представленные в таблице VII отразим на диаграмме    (см. рис. 5).

           Рис. 5.   Результаты   по   тесту    школьной    тревожности    Филлипса

    (по А. Филлипсу) (школьная тревожность) (%)

 

Анализируя полученные результаты по тесту школьной тревожности Филлипса (по А. Филлипсу) мы видим, что наиболее высокий показатель нормальной тревожности у учащихся 4 класса (15 человек – 100%), т.е. все ученики класса имеют нормальный, адекватный уровень школьной тревожности, который характеризует психическую устойчивость класса, его верную рациональную программу обучения и воспитания в классе. Самый низкий показатель нормальной тревожности – у учеников 1 класса               (11 человек – 73%), но, на наш взгляд, он является достаточно высоким по сравнению с другими показателями: 2 класса (12 человек – 80%), 3 класса  (13 человек – 86%) и 4 класса, и с точки зрения психической устойчивости первоклассников. Показатели повышенной тревожности у 1 и 2 классов – одинаковые (3 человека – 20%), у учеников 3 класса (2 человека – 14%),         а самый низкий показатель – у учеников 4 класса (0%). Высокая тревожность представлена только у учеников 1 класса (1 человек – 7%), что еще раз доказывает, что школьная тревожность все же в большей степени присутствует у учеников 1 класса. 

Представим сводную таблицу результатов по Шкале явной тревожности CMAS (по А.М. Прихожан) (см. таблица VIII).

 

Таблица VIII  

 

Сводная таблица результатов по тесту школьной тревожности Филлипса

(по А. Филлипсу) (школьная тревожность)

 

Класс

Повышенная тревожность

Нормальная тревожность

1

4

27%

11

73%

2

3

20%

12

80%

3

2

14%

13

86%

4

0

0%

15

100%


 

Сводные результаты, представленные в таблице VIII отразим на диаграмме (см. рис. 6).

 

          

  Рис. 6. Сводные результаты  по тесту школьной тревожности  Филлипса

    (по А. Филлипсу) (школьная тревожность) (%)

 

 

На данной диаграмме видно, что наиболее высокий показатель повышенной тревожности представлен у учеников 1 класса (4 человека – 27%), у 2 класса (3 человека – 20%), у 3 класса (2 человека – 14%), и самый низкий показатель – у учеников 4 класса (0%). Нормальная тревожность отражена на данной диаграмме следующим образом: самый высокий показатель – у учеников 4 класса (15 человек – 100%), в 3 классе (13 человек – 86%), во 2 классе (12 человек – 80%), и самый низкий показатель –                 у учеников 1 класса (11 человек – 73%). Школьная тревожность включает в себя: общую тревожность в школе, переживание социального стресса, фрустрацию потребности в достижении успеха, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкую физиологическую сопротивляемость стрессу, проблемы и страхи в отношениях с учителями. Проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу, что повышенная школьная тревожность снижается с 1 по 4 класс. Это мы объясняем следующим образом: в 1 классе у учеников происходит адаптационный период к учению, классно-урочной системе, к организации учебного процесса, поэтому школьная тревожность у первоклассников выражена очень высоко. Во 2 классе ученики уже привыкли к организации учебного процесса, но, все же, у них присутствует тревожность к усвоению учебного материала и учебных дисциплин, поэтому школьная тревожность у учеников 2 класса выражена также достаточно высоко. Ученики 3 класса выглядят уже более приспособленными к учебе, к школьной жизни, хотя у них все равно присутствует школьная тревожность, но она уже более направлена на отношения между одноклассниками, поэтому выражена менее сильно по сравнению с 1 и 2 классами. В 4 классе дети уже чувствуют себя уверенными учениками, взрослыми школьниками, которые уже скоро перейдут в среднее звено, и у них уже будет другая система занятий, другие учебные дисциплины, новые учителя и многое другое. Новая система и форма обучения волнует учеников.

В проведенном нами эмпирическом исследовании у учеников 4 класса присутствует только нормальная тревожность, которая выражает адекватное, рациональное и психологически верное развитие данных учащихся. 

Представим описательные статистики полученных данных по тесту школьной тревожности Филлипса (по А. Филлипсу) (см. таблица IX, таблица X, рис. 7).

Эмпирические данные (показатели повышенной школьной тревожности между выборками 1, 2, 3, 4 классов) (чел.):

4     3     2     0

Таблица IX

Описательные статистики

Показатели повышенной школьной тревожности

по тесту школьной тревожности Филлипса (по А. Филлипсу)

   

Школьная тревожность

Класс

N

Валидные

60

60

Пропущенные

0

0

Среднее

1,85

2,52

Стд. ошибка среднего

,046

,146

Медиана

1,85a

2,53a

Мода

2

3

Стд. отклонение

,360

1,127

Дисперсия

,130

1,271

Асимметрия

-2,011

-,043

Стд. ошибка асимметрии

,309

,309

Эксцесс

2,114

-1,371

Стд. ошибка эксцесса

,608

,608

Размах

1

3

Минимум

1

1

Максимум

2

4

Сумма

111

151

Процентили

25

1,35b

1,52b

50

1,85

2,53

75

3,52


 

а – вычислено по сгруппированным данным; b – процентили вычисляются по сгруппированным данным

Таблица X

 

Показатели повышенной школьной тревожности

по тесту школьной тревожности Филлипса (по А. Филлипсу)

 

   

Частота

Процент

Валидный процент

Кумулятивный процент

Валидные

Повышенная тревожность

9

15,0

15,0

15,0

Нормальная тревожность

51

85,0

85,0

100,0

Итого

60

100,0

100,0

 

      Рис. 7. Распределение  результатов  показателей  повышенной  школьной

      тревожности  по тесту школьной тревожности Филлипса (по А. Филлипсу)

 

Таким образом, учитывая график, представленный на рисунке 7, среднее – 1,85, стандартное отклонение – 0,36, N = 60 (см. рис. 7), можно сделать вывод, что распределение результатов показателей повышенной школьной тревожности по тесту школьной тревожности (по А. Филлипсу) – нормальное и равномерное.

Проведем однофакторный дисперсионный анализ (фактор – класс) между показателями повышенной школьной тревожности учащихся 1, 2, 3 и 4 классов по тесту школьной тревожности Филлипса (по А. Филлипсу). Мы получили следующие результаты (см. таблица XI, рис. 8).

 

Таблица XI

 

Однофакторный дисперсионный анализ (фактор – класс) между показателями повышенной школьной тревожности учащихся 1, 2, 3 и             4 классов по тесту школьной тревожности Филлипса (по А. Филлипсу)

 

 

Сумма квадратов

ст. св.

Средний квадрат

F

Знч.

Между группами

,610

3

,203

1,616

,196

Внутри групп

7,040

56

,126

Итого

7,650

59

Информация о работе Исследование динамики уровня тревожности у детей младшего школьного возраста