Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 19:58, курсовая работа
Тревожность является одним из наиболее распространенных феноменов психического развития, встречающихся в школьной практике. В последние годы данной проблеме уделяется значительное внимание, так как от степени проявления тревожности зависит успешность обучения учащегося в школе, особенности его взаимоотношений со сверстниками, эффективность адаптации к новым условиям. Многие выдающиеся психологи анализируют тревожность с точки зрения своих специфических воззрений, не ставя при этом цели комплексного рассмотрения проблемы в целом применительно к школьной практике.
В многочисленных исследованиях, посвященных проблеме тревожности у детей младшего школьного возраста, рассмотрены причины ее возникновения, а также пути предупреждения и коррекции.
Введение ………………….......…….……………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы тревожности у детей младшего школьного возраста ……………………………………………………………... 6
1.1. Понятие тревожности, ее признаки и формы ……………..…..……….…. 6
1.2. Характеристика младшего школьного возраста ……..…...……..….….... 11
1.3. Направления коррекционной работы с тревожными детьми младшего школьного возраста …………………………..…………………………...…… 17
Выводы по главе 1 ……..……………………….……………………………… 23
Глава 2. Исследование динамики уровня тревожности у детей младшего школьного возраста ……………………………….…………………..…..…… 25
2.1. Программа и методики исследования …………………………………… 25
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования …………….……... 30
Выводы по главе 2 ……..…...………………………………………………….. 65
Заключение ………….…………………………………….……………………. 67
Список литературы ……………………...………..…………………..…...…… 71
Сформулируем гипотезы:
H0: Тенденция повышения значений по шкале Повышенной тревожности при переходе от группы к группе (слева направо) случайна.
H1: Тенденция повышения значений по шкале Повышенной тревожности при переходе от группы к группе (слева направо) не случайна.
Таблица XVIII
Показатели по шкале Повышенной тревожности в группах (4-1 класс) (N=12)
Номера испытуемых |
Группа 1: 4 класс (n1=3) |
Группа 2: 3 класс (n1=3) |
Группа 3: 2 класс (n1=3) |
Группа 4: 1 класс (n1=3) |
1 |
5 |
3 |
6 |
9 |
2 |
0 |
2 |
3 |
4 |
3 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Суммы |
10 |
11 |
16 |
21 |
Средние |
3,3 |
3,6 |
5,3 |
7,0 |
В таблице XVIII названию колонки «Номера испытуемых» соответствует название «Виды тревожности»: 1 – явная тревожность; 2 – школьная тревожность; 3 – скрытая тревожность (см. таблица XVIII).
Для того чтобы нам было удобнее подсчитывать количества более высоких значений (Si), лучше упорядочить значения в каждой группе по их возрастанию (см. таблица XIX).
Таблица XIX
Расчет критерия S при сопоставлении групп (4-1 класс)
по показателю Повышенной тревожности (N=12)
Места испытуемых |
Группа 1: 4 класс (n1=3) |
Группа 2: 3 класс (n1=3) |
Группа 3: 2 класс (n1=3) |
Группа 41: 1 класс (n1=3) | |||
Индивидуальные значения |
Si |
Индивидуальные значения |
Si |
Индивидуальные значения |
Si |
Индивидуальные значения | |
1 |
0 |
(9) |
2 |
(6) |
3 |
(3) |
9 |
2 |
5 |
(5) |
3 |
(5) |
6 |
(2) |
4 |
3 |
5 |
(5) |
6 |
(3) |
7 |
(2) |
8 |
Суммы |
(19) |
(14) |
(7) |
1 – для крайнего правого столбца Si не указываются, поскольку они равны нулю
Сумма всех чисел в скобках (Si) составит величину А, которую нам нужно будет подставить в формулу для подсчета критерия S. Однако вначале определим максимально возможное значение А, которое мы получили бы, если бы все значения справа были больше значений слева. Эта величина называется величиной В и вычисляется по формуле:
В = с . (с – 1) . n2
2
где с – количество столбцов (групп);
n – количество испытуемых в каждом столбце (группе).
В данном случае:
В = 4 . (4 – 1) . 32 = 54
2
Эмпирическое значение критерия S вычисляется по формуле:
S = 2A – B
где A – сумма всех «превышений» по всем значениям;
B – максимально возможное количество всех «превышений».
В данном случае:
S = [2 . [(19 + 14 + 7)] – 54 = 26
Определяем критические значения S для с=4, n=3 [51, с. 323]:
Sкр. = 26 (p ≤ 0,05)
34 (p ≤ 0,01)
Построим «ось значимости» (см. рис. 13).
Зона
незначимости …
Рис. 13. Ось значимости
Мы помним, что критерий S построен на подсчете количества превышающих значений. Чем это количество больше, тем более достоверные различия мы сможем констатировать. Поэтому «зона значимости» простирается вправо, в область более высоких значений, а «зона незначимости» – влево, в область более низких значений.
Sэмп. = Sкр. (p ≤ 0,05)
Ответ: H0 отвергается, но H1 абсолютно не принимается. Тенденция повышения значений по шкале Повышенной тревожности при переходе от группы к группе не случайна (p = 0,05).
Достоверность тенденции повышения значений подтверждается ситуационно-временной оценкой (изменением возраста учащихся при переходе в старший класс).
Таким образом, исходя из вышеуказанной математической обработки эмпирических данных, полученных в ходе эмпирического исследования по Шкале явной тревожности CMAS (по А.М. Прихожан), по тесту школьной тревожности Филлипса (по А. Филлипсу) и тесту «Несуществующее животное» (по М.З. Дукаревич) с помощью S-критерия тенденций Джонкира, мы выяснили, что уровень повышенной тревожности (явной, школьной и скрытой) снижается с 1 по 4 класс (самый высокий уровень повышенной тревожности – в 1 классе, чуть меньше – во 2 классе, еще меньше – в 3 классе и самый низкий уровень повышенной тревожности – в 4 классе), что и предполагалось в выдвинутой нами гипотезе.
Представим корреляционные зависимости по коэффициенту ранговой корреляции Спирмена между показателями повышенной явной тревожности, повышенной школьной тревожности и повышенной скрытой тревожности у учащихся 1, 2, 3 и 4 классов (см. таблица XX), руководствуясь эмпирическими данными, представленными в таблице XVI (см. таблица XVI).
Таблица XX
Корреляционные зависимости по коэффициенту ранговой корреляции Спирмена между показателями повышенной явной тревожности, повышенной школьной тревожности и повышенной скрытой тревожности
у учащихся 1, 2, 3 и 4 классов
Явная тревожность |
Школьная тревожность |
Скрытая тревожность |
Класс | |||
ро Спирмена |
Явная тревожность |
Коэффициент корреляции |
1,000 |
,437** |
,071 |
,209 |
Знч. (2-сторон) |
– |
,000 |
,587 |
,110 | ||
N |
60 |
60 |
60 |
60 | ||
Школьная тревожность
|
Коэффициент корреляции |
,437** |
1,000 |
,009 |
,278* | |
Знч. (2-сторон) |
,000 |
– |
,943 |
,031 | ||
N |
60 |
60 |
60 |
60 | ||
Скрытая тревожность |
Коэффициент корреляции |
,071 |
,009 |
1,000 |
,133 | |
Знч. (2-сторон) |
,587 |
,943 |
– |
,310 | ||
N |
60 |
60 |
60 |
60 | ||
Класс |
Коэффициент корреляции |
,209 |
,278* |
,133 |
1,000 | |
Знч. (2-сторон) |
,110 |
,031 |
,310 |
– | ||
N |
60 |
60 |
60 |
60 |
** – корреляция значима на уровне 0,01 (2-сторонняя); * – корреляция значима на уровне 0,05 (2-сторонняя)
Анализируя таблицу XX, мы видим, что корреляционная зависимость – всегда положительная, т.е. с увеличением одной переменной увеличивается другая переменная. Мы замечаем, что взаимосвязь между повышенной школьной тревожностью и классом статистически значима на уровне 0,05 (2-сторонняя) (0,031) с коэффициентом корреляции 0,278, следовательно, динамика повышенной школьной тревожности зависит от класса (с увеличением класса увеличивается повышенная школьная тревожность), что ведет к отклонению в выдвинутой нами гипотезе. Однако, предыдущие анализы этих эмпирических данных вели к подтверждению выдвинутой нами гипотезы. Это мы объясняем близкими значениями показателей повышенной школьной тревожности. Взаимосвязь между явной тревожностью и школьной тревожностью статистически значима на уровне 0,01 (2-сторонняя) (0,000) с коэффициентом корреляции 0,437, т.е. мы можем утверждать, что динамика явной тревожности полностью зависит от динамики школьной тревожности, и, соответственно, динамика школьной тревожности полностью зависит от динамики явной тревожности. Однако, учитывая предыдущие расчеты и анализы, мы можем утверждать, что динамика явной тревожности частично зависит от динамики школьной тревожности (имеются различия в 4 классе). Это мы объясняем похожей природой возникновения, признаками и симптомами проявления явной и школьной тревожностей. Взаимосвязь между явной тревожностью и классом, скрытой тревожностью и классом, явной и скрытой тревожностью, школьной и скрытой тревожностью присутствует, но она статистически не значима. Это мы объясняем различными признаками проявления и взаимосвязи тревожностей друг от друга и от класса.
Мы исследовали три выбранные типа тревожности (явную, школьную и скрытую), и, исследовав их, мы сделали вывод об общей тревожности учащихся и выявили динамику их уровня тревожности (с 1 по 4 класс): уровень повышенной тревожности (явной, школьной и скрытой) снижается с 1 по 4 класс.
Это происходит благодаря появлению новообразований (рефлексии, внутреннего плана действий, появления «собственной жизни», самосознания, произвольности психических процессов и поведения, словесно-логического мышления с опорой на наглядность, анализирующего восприятия). В 1 и 2 классах еще наблюдается непроизвольность некоторых психических и познавательных процессов, неуверенная координация движений и др. В 3 и 4 классах уже появляется синтезирующее восприятие, произвольная смысловая память, произвольное внимание, учебная мотивация, адекватная самооценка, обобщение переживаний и логика чувств. В 4 классе завершается развитие самосознания и идет ориентация, главным образом, на группу сверстников, появляются новые виды деятельности (учебная и трудовая), социальные ситуации развития (ученик-учитель, ученик-ученик, ученик-общество, ученик-взрослый человек и др.).
Все новообразования, новые виды деятельности, новые социальные ситуации развития, физиологические, психологические, психофизиологические, возрастные и индивидуальные особенности учащихся влияют на изменение и укрепление их психики, способствуют появлению самообладания, решительности, настойчивости, фрустрационной толерантности в ситуациях, вызывающих беспокойство и тревогу. По мере взросления младшие школьники начинают самостоятельно принимать решения, у них повышается самооценка, развивается сила воли, снижается гиперактивность и возбудимость, они становятся более спокойными, рациональными и гармоничными, умеющими управлять собой в трудных ситуациях, способными снять мышечное и эмоциональное напряжение. В младшем школьном возрасте психика ребенка наиболее слабая, поэтому нуждается в тщательном контроле родителей, учителей, психологов и социальных педагогов.
Коррекционная работа должна производиться ими в трех основных направлениях: во-первых, по повышению самооценки ребенка; во-вторых, по обучению ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения; и, в-третьих, по отработке навыков владения собой в ситуациях, травмирующих психику ребенка.
Мы предлагаем следующие психолого-педагогические рекомендации родителям и педагогам по преодолению тревожности у учащихся с целью прогнозирования, диагностирования, коррекции и устранения возникших симптомов тревожности у учащихся.
Психолого-педагогические рекомендации
родителям тревожных детей
1. Принимайте ребенка
таким, какой он есть. Не оскорбляйте
его и не ругайте за
2. Не сравнивайте его
с окружающими детьми или с
собой в детстве. Он не обязан
быть таким, как все, он – индивидуальность,
точно также как и все
3. Будьте последовательны в воспитании
ребенка, не противоречьте сами себе. Вместе
с остальными взрослыми, участвующими
в его воспитании, предъявляйте ему единые
педагогические требования. Разные требования
значимых взрослых будут мешать идентификации
ребенка, создавать критические ситуации
в его обыденной жизни;
4. Старайтесь не создавать соревновательных ситуаций в обычной жизни, они также будут создавать напряженную обстановку для ребенка;
5. Помните, что похвала всегда лучше наказания. Чаще хвалите ребенка, даже за мелкие победы и успехи;
6. Создавайте жизненные
ситуации, в которых ребенок сможет
почувствовать себя
Информация о работе Исследование динамики уровня тревожности у детей младшего школьного возраста