Исследование динамики уровня тревожности у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 19:58, курсовая работа

Краткое описание

Тревожность является одним из наиболее распространенных феноменов психического развития, встречающихся в школьной практике. В последние годы данной проблеме уделяется значительное внимание, так как от степени проявления тревожности зависит успешность обучения учащегося в школе, особенности его взаимоотношений со сверстниками, эффективность адаптации к новым условиям. Многие выдающиеся психологи анализируют тревожность с точки зрения своих специфических воззрений, не ставя при этом цели комплексного рассмотрения проблемы в целом применительно к школьной практике.
В многочисленных исследованиях, посвященных проблеме тревожности у детей младшего школьного возраста, рассмотрены причины ее возникновения, а также пути предупреждения и коррекции.

Содержание

Введение ………………….......…….……………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы тревожности у детей младшего школьного возраста ……………………………………………………………... 6
1.1. Понятие тревожности, ее признаки и формы ……………..…..……….…. 6
1.2. Характеристика младшего школьного возраста ……..…...……..….….... 11
1.3. Направления коррекционной работы с тревожными детьми младшего школьного возраста …………………………..…………………………...…… 17
Выводы по главе 1 ……..……………………….……………………………… 23
Глава 2. Исследование динамики уровня тревожности у детей младшего школьного возраста ……………………………….…………………..…..…… 25
2.1. Программа и методики исследования …………………………………… 25
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования …………….……... 30
Выводы по главе 2 ……..…...………………………………………………….. 65
Заключение ………….…………………………………….……………………. 67
Список литературы ……………………...………..…………………..…...…… 71

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по ПДМШВ 2.2.docx

— 518.47 Кб (Скачать файл)

2. Тест школьной тревожности Филлипса (по А. Филлипсу): автор:                А. Филлипс; год издания: 1960 г.; назначение – исследование школьной тревожности; категория – респонденты 7-12 лет; методика – валидна, надежна. Вид методики: 1) процедурная классификация: по количеству (групповая); по форме ответа (письменная); особенности тестового материала (вербальная); автоматизация процедуры (бланковая);                     2) предметная классификация (диагностика эмоциональной сферы школьника: школьная тревожность);     3) операциональная классификация (субъективная методика: личностный опросник); 4) конструктивная классификация (стандартизированная методика) (полный вариант методики – см. Приложение II).

3. Тест «Несуществующее  животное» (по М.З. Дукаревич): автор:              М.З. Дукаревич; год издания: 1975 г.; назначение – исследование скрытой тревожности; категория – респонденты от 5 лет и далее; методика – валидна, надежна.

 

 

 

 

 

 

 

Вид методики: 1) процедурная классификация: по количеству (индивидуальная); по форме ответа (письменная); особенности тестового материала (невербальная); автоматизация процедуры (бланковая);                  2) предметная классификация (диагностика психомоторной организации, используемой в комплексном исследовании человека: скрытая тревожность); 3) операциональная классификация (проективная методика: интерпретативная методика); 4) конструктивная классификация (нестандартизированная методика) (полный вариант методики –                   см. Приложение III).

База исследования: исследование проводилось на базе МБОУ СОШ  № 12 имени А.И. Виноградова г. Брянска с учащимися 1, 2, 3, 4 классов 02.05.2012 г. и 03.05.2012 г. В каждом классе мы исследовали 15 человек, таким образом, наша выборка составила 60 человек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования

 

 

Для того чтобы нагляднее представить всю выборку, учитывая разделение по полу в каждом классе, соберем все показатели в таблицу I   (см. таблица I).

 

Таблица I

 

Выборка участников эмпирического исследования

 

Класс

 

Мальчики

Девочки

Количество

Количество (%)

Количество

Количество (%)

1

5

33

10

67

2

5

33

10

67

3

4

27

11

73

4

7

47

8

53


 

Итак, в нашем эмпирическом исследовании приняли участие                60 человек: учащихся 1, 2, 3 и 4 классов. Они распределены: первоклассников – 15 человек: 5 мальчиков, 10 девочек; второклассников – 15 человек: 5 мальчиков, 10 девочек; третьеклассников – 15 человек:              4 мальчика, 11 девочек; четвероклассников – 15 человек: 7 мальчиков,           8 девочек. Среди них в каждом классе преобладают по составу девочки. Данный фактор (класс) был выбран, на наш взгляд, по принципу наибольшей значимости и влияния на уровень тревожности (явной, школьной и скрытой) у младших школьников, так как по мере перехода в старший класс, дети взрослеют и у них начинают формироваться другие ценности, изменяется поведение, отношение к людям и к окружающему миру, к учебе, происходят физиологические изменения.

1. Проведем количественный  анализ и интерпретацию полученных  результатов респондентов по Шкале явной тревожности CMAS                    (по А.М. Прихожан). Данная методика предназначена для выявления явной тревожности. Протоколы индивидуальных значений тревожности по Шкале явной тревожности CMAS (по А.М. Прихожан) у учеников 1, 2, 3 и 4 классов представлены соответственно в приложении I (см. Приложение I).

Соберем показатели респондентов всех четырех классов в таблицу II (см. таблица II).

 

Таблица II

 

Результаты по Шкале явной тревожности CMAS (по А.М. Прихожан)

(явная тревожность)

 

Класс

Состояние тревожности испытуемому не свойственно

Нормальный уровень тревожности

Несколько повышенная тревожность

Явно повышенная тревожность

Очень высокая тревожность

1

1

7%

5

33%

6

40%

1

7%

2

13%

2

0

0%

9

60%

4

26%

1

7%

1

7%

3

0

0%

12

79%

1

7%

1

7%

1

7%

4

0

0%

10

67%

5

33%

0

0%

0

0%


 

Результаты, представленные в таблице II отразим на диаграмме        (см. рис. 1).

 

     Рис. 1.   Результаты    по    Шкале    явной    тревожности   CMAS  (по

     А.М. Прихожан)     (явная     тревожность)   (%)    (нет    –    состояние      

     тревожности    испытуемому    не    свойственно,    Н   –   нормальный           

     уровень  тревожности,  НП  –  несколько   повышенная   тревожность,           

     ЯП – явно повышенная тревожность, ОВ – очень высокая тревожность)

 

Анализируя полученные результаты по Шкале явной тревожности CMAS (по А.М. Прихожан) мы видим, что состояние тревожности не свойственно только одному человеку из 1 класса (1 человек – 7%), что говорит о его чрезмерном спокойствии, которое может иметь и не иметь защитного характера, но, на наш, взгляд, играет отрицательную роль.            У остальных классов по данной категории нулевые результаты (0%), которые указывают на то, что малейшая доля тревожности у данных учеников присутствует. Самый высокий показатель по категории «нормальный уровень тревожности» – у учащихся 3 класса (12 человек – 79%), а самый низкий показатель – у учащихся 1 класса (5 человек – 33%).

 

 

Это говорит о том, что с каждым классом показатели нормального уровня тревожности повышаются, но в данном случае максимальный показатель представлен у учеников 3 класса, в то время как во 2 классе нормальный уровень тревожности составил 60% (9 человек), в 4 классе – 67%                 (10 человек). Нормальный уровень тревожности необходим для адаптации и продуктивной деятельности. По категории «несколько повышенная тревожность» мы имеем следующие результаты: самый высокий показатель представлен у учеников 1 класса (6 человек – 40%), а самый низкий показатель – у учеников 3 класса (1 человек – 7%). Во 2 классе по данной категории следующие показатели: во 2 классе 26% (4 человека), в 4 классе 33% (5 человек). Такая тревожность часто бывает связана с ограниченным кругом ситуаций, определенной сферой жизни. По категории «явно повышенная тревожность» в 1, 2 и 3 классах – одинаковые результаты          (1 человек – 7%), в 4 классе – 0%. Данная тревожность обычно носит «разлитой», генерализованный характер. Рассматривая категорию «очень высокая тревожность» мы видим следующие результаты: 1 класс – 13%        (2 человека), 2 и 3 класс – 7% (1 человек), 4 класс – 0%. Ученики, обладающие очень высокой тревожностью, являются группой риска. Таким образом, мы можем прийти к выводу, что по каждой категории показатели снижаются при переходе в старший класс. Единственное отклонение мы можем наблюдать – это резкое снижение результатов в 3 классе, которое мы объясняем особенностями данного класса, его контингентом, морально и психически устойчивым составом, сплоченностью и дружескими отношениями в коллективе.

Представим сводную таблицу результатов по Шкале явной тревожности CMAS (по А.М. Прихожан) (см. таблица III).

 

 

 

 

 

Таблица III  

 

Сводная таблица результатов по Шкале явной тревожности CMAS

(по А.М. Прихожан) (явная  тревожность)

 

Класс

Повышенная тревожность

Нормальная тревожность

1

9

60%

6

40%

2

6

40%

9

60%

3

3

21%

12

79%

4

5

33%

10

67%


 

Сводные результаты, представленные в таблице III отразим на диаграмме (см. рис. 2).

 

   Рис. 2.  Сводные  результаты  по  Шкале   явной    тревожности   CMAS

   (по А.М. Прихожан) (явная тревожность) (%)

 

 

 

 

 

На данной диаграмме представлены следующие результаты: самый высокий показатель повышенного уровня тревожности – у учащихся 1 класса (9 человек – 60%), у учеников 2 класса (6 человек – 40%), у учеников              4 класса (5 человек – 33%), а самый низкий показатель – у учащихся 3 класса (3 человека – 21%). Нормальная тревожность выражена следующим образом: 3 класс (12 человек – 79%), 4 класс (10 человек – 67%), 2 класс (9 человек – 60%), 1 класс (6 человек – 40%). Тем самым, нормальная тревожность является зеркальным отражением повышенной тревожности. Повышенная явная тревожность снижается с 1 по 4 класс, однако, в данном случае, мы можем заметить, что в 3 классе представлен самый низкий показатель тревожности, который мы объясняем особенностями данного класса, его контингентом, морально и психически устойчивым составом, сплоченностью и дружескими отношениями в коллективе. Высокий показатель повышенной тревожности в 1 классе характеризуется адаптационной тревожностью, поэтому в 1 классе явная тревожность у детей выражена особенно сильно.  Во 2 классе повышенная тревожность больше связана со школьной тревожностью, а именно учебной тревожностью, связанной с обучением и усвоением новых знаний и учебных дисциплин, и поэтому явная тревожность у учеников выражена достаточно сильно, хоть и уступает 1 классу.                 У учеников 3 класса преобладает реактивная тревожность, связанная с принятием и одобрением со стороны одноклассников (сверстников) и взрослых, хотя в первую очередь, со стороны одноклассников (сверстников); на явную тревожность реактивная тревожность также оказывает свое воздействие, но уже в более незначительной степени, по сравнению с адаптационной и учебной тревожностями. В 4 классе тревожность у учеников, связана с переходом из начальной школы в среднее звено, но она менее всего влияет на явную тревожность учащихся.

Представим описательные статистики полученных данных по Шкале явной тревожности CMAS (по А.М. Прихожан) (см. таблица IV, таблица V, рис. 3).

Эмпирические данные (показатели повышенной явной тревожности между выборками 1, 2, 3, 4 классов) (чел.):

9     6     3     5

 

Таблица IV

 

Описательные статистики

Показатели повышенной явной тревожности

по Шкале явной тревожности CMAS (по А.М. Прихожан)

 

   

Явная тревожность

Класс

N

Валидные

60

60

Пропущенные

0

0

Среднее

1,62

2,52

Стд. ошибка среднего

,063

,146

Медиана

1,62a

2,53a

Мода

2

3

Стд. отклонение

,490

1,127

Дисперсия

,240

1,271

Асимметрия

-,492

-,043

Стд. ошибка асимметрии

,309

,309

Эксцесс

-1,819

-1,371

Стд. ошибка эксцесса

,608

,608

Размах

1

3

Минимум

1

1

Максимум

2

4

Сумма

97

151

Процентили

25

1,12b

1,52b

50

1,62

2,53

75

3,52


 

а – вычислено по сгруппированным данным; b – процентили вычисляются по сгруппированным данным

Информация о работе Исследование динамики уровня тревожности у детей младшего школьного возраста