Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 20:56, дипломная работа
Целью работы является изучение структурных компонентов направленности личности подростков и юношей.
Объектом исследования является направленность личности.
Предметом исследования выступают компоненты структуры направленности личности в подростковом и юношеском возрастах.
Гипотеза: Мы предполагаем, что существуют различия в особенностях структуры направленности личности в подростковом и юношеском возрастах.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме направленности личности подростков и юношей;
2. Провести исследование структурных компонентов направленности личности подростков и юношей:
1) видов и типов направленности личности подростков и юношей (проявления направленности личности);
Мы провели статистическую обработку данных между типами мотивации внутри одной группы и получили следующие результаты, представленные в таблице 7.
Таблица 7
Результаты статистической обработки данных по типам мотивации внутри каждой группы
Тип мотивации |
Подростки |
Юноши |
Приспособление и соперничество |
++ |
++ |
Приспособление и избегание |
+ |
++ |
Приспособление и |
++ |
− |
Соперничество и избегание |
+ |
− |
Соперничество и сотрудничество |
++ |
++ |
Избегание и сотрудничество |
++ |
++ |
Обозначения:
+ - различия значимы, при р≥0,05
++ - различия значимы, при р≥0,01
− - различия не значимы, при р≤0,05
На основе полученных статистически значимых данных мы можем сделать вывод о том, что в подростковом возрасте доминирующим типом мотивации является «сотрудничество», на втором месте по степени выраженности стоит тип мотивации «приспособление», менее выраженным типом мотивации выступает «избегание» и почти не выраженным типом мотивации является «соперничество».
В юношеском возрасте проявляются два типа мотивации взаимодействия «приспособление» и «сотрудничество» одновременно. Менее выраженными типами мотивации являются «избегание» и «приспособление».
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что существуют статистически значимые различия между выборками по таким типам мотивации взаимодействия как, «приспособление» и «сотрудничество».
По результатам
исследования в подростковом возрасте
доминирует тип мотивации «сотрудничество»
В подростковом и юношеском возрастах типы мотивации взаимодействия имеют определенный уровень общественной значимости и широты.
Для изучения ценностей подростков и юношей нами была использована методика ценностных ориентаций М. Рокича. В исследовании по данной методике принимали участие 35 подростков и 35 юношей.
Полученные данные представлены в таблице 8.
Таблица 8
Иерархия терминальных ценностей подростков и юношей
№ п/п |
Ценности |
Подростки (ранг) |
Юноши (ранг) |
1 |
активная деятельная жизнь |
1(1) |
1 (1) |
2 |
свобода |
2 (2) |
9 (11) |
3 |
развитие |
3 (3) |
4 (4,5) |
4 |
здоровье |
4 (4) |
3 (3) |
5 |
любовь |
5 (5) |
6 (7) |
6 |
интересная работа |
6 (6,5) |
5 (6) |
7 |
развлечения |
6 (6,5) |
7 (8,5) |
8 |
счастливая семейная жизнь |
7 (8) |
10 (15) |
9 |
счастье других |
8 (9) |
10 (15) |
10 |
наличие хороших и верных друзей |
9 (10,5) |
10 (15) |
11 |
уверенность в себе |
9 (10,5) |
8(10) |
12 |
познание |
10 (14) |
10 (15) |
13 |
творчество |
10 (14) |
10 (15) |
14 |
жизненная мудрость |
10 (14) |
4 (4,5) |
15 |
материально обеспеченная жизнь |
10 (14) |
10 (15) |
16 |
красота природы и искусства |
10 (14) |
2 (2) |
17 |
продуктивная жизнь |
11 (17) |
7 (8,5) |
18 |
общественное признание |
12 (18) |
10(15) |
Для более удобной интерпретации мы произвели деление ценностей, изменив и адаптировав к нашему исследованию группировку ценностей по блокам, предложенную Д. Леонтьевым.
1. Конкретные жизненные ценности-цели: здоровье, любовь, материальная обеспеченность, наличие хороших и верных друзей, развлечение, счастливая семейная жизнь.
2. Ценности-цели,
связанные с профессиональной
самореализацией: активная
3. Экзистенциальные ценности-цели: жизненная мудрость, красота природы и искусства, познание, развитие, свобода, творчество, счастье других.
Первый блок характеризует терминальные ценности-цели.
Блок инструментальных ценностей выглядит таким образом.
1. Ценности-средства,
связанные с самоутверждением: высокие
запросы, независимость,
2. Ценности, связанные
с профессиональной
3. Ценности-средства,
связанные с экзистенциальным
мироощущением:
Так как проведение самой методики предусматривает ранжирование ценностей от первого до восемнадцатого места, то нами будет использована нумерация, в которой соответственно на первое место вышли наиболее значимые ценности, а на восемнадцатое – наименее значимые.
Итак, в блоке конкретных жизненных ориентаций на будущее ценность «здоровье» у подростков занимает 4-е место», а у юношей данная ценность занимает 3-е место. Это говорит о том, что для юношей физическое и психическое здоровье чуть более важно, чем для подростков. Это может быть связано с тем, что в последнее время идет пропаганда здорового образа жизни и значимость такой ценности как «здоровье» становится выше.
Ценность «любовь» у подростков стоит на 5-м месте, у юношей эта ценность занимает 6-е место. Это говорит о том, что для подростков в большей степени, чем для юношей важна духовная и физическая близость с любимым человеком. Это может быть связано с особенностями данного возраста, когда ведущим видом деятельности становится общение со сверстниками.
Такая ценность-цель, как «развлечение», представляет большую значимость для подростков, чем для юношей, занимая в иерархии ценностей 6-е и 7-е место соответственно. Это говорит о том, что для подростков в большей степени важно, чем для юношей приятное, необременительное времяпрепровождение.
Менее всего подростки и юноши видят себя в семейной жизни. Ценность «счастливая семейная жизнь» стоит у подростков на 7-м месте, у юношей на 10-м месте. Ценность «наличие хороших и верных друзей» у подростков занимает 9-е место, у юношей на 10-е место. Ценность «материальная обеспеченность» занимает у подростков и юношей 10-е место. Такое расположение ценностей в иерархии может говорить о том, что данные ценности реализуются в большей степени, чем другие и поэтому менее значимы для подростков и юношей.
Во втором блоке такая ценность как, «активная деятельная жизнь» занимает в иерархии ценностей у подростков и юношей 1-е место. Это говорит о том, что для них важна полная и насыщенная эмоциональная жизнь. Возможно, это может быть связано с тем, что в подростковом и юношеском возрастах, они хотят получать от жизни все и поэтому активно действуют.
Ценность «интересная работа» находится на 5-м месте у юношей и на 6-м месте у подростков. Это говорит о том, что для юношей чуть более важно наличие интересной работы. Это может быть связано с тем, что в юношеском возрасте ведущим видом деятельности становится учебно-профессиональная и поэтому значимость интересной работы увеличивается.
Однако такие ценности-цели, как «общественное признание» и «продуктивная жизнь» занимают последнее место в иерархии ценностей у подростков (11-е и 12-е место соответственно). Ценность «продуктивная жизнь» находится на 7-м месте у юношей в отличие от подростков. Это говорит о том, что для юношей более свойственно максимальное использование своих возможностей, сил и способностей, чем для подростков. Это может быть связано с тем, что в данном возрасте юноши стремятся поступать в вузы и поэтому необходимо прикладывать все свои силы и способности для достижения желаемой цели.
В блоке экзистенциальных ценностей целей «свобода» в иерархии ценностей занимает 2-е место, в то время когда у юношей она стоит на 9-м месте. Это говорит о том, что для подростков важную роль играет свобода, в отличие от юношей. Это может быть связано с тем, что в подростковом возрасте возникает стремление к свободе и самостоятельности. В юношеском возрасте такое стремление к свободе постепенно угасает.
На 2-м месте у юношей стоит такая ценность, как «красота природы и искусства», по сравнению с подростками. Они ставят данную ценность на последнее место. Это говорит о том, что юноши в большей степени, чем подростки восхищаются красотой природы, переживают прекрасное в природе и искусстве. Это может быть связано с особенностями чувственно-эмоциональной сферы юношей.
На 3-ем месте у подростков находится ценность - «развитие», у юношей эта ценность занимает 4-е место. Это говорит о том, что подростки чуть больше, чем юноши работают над собой, постоянно совершенствуются физически и духовно.
Ценность «жизненная мудрость» у подростков стоит на 10-м месте, у юношей она занимает 4-е место. Это говорит о том, что юноши чуть более зрелые, чем подростки и поэтому, им более свойственно зрелость суждений и здравый смысл, который достигается жизненным опытом.
На последнем месте у подростков и юношей находятся такие ценности, как «познание», «творчество» и «уверенность в себе». Это говорит о том, что данные ценности для них менее значимы, чем остальные.
Таким образом, на 1-м месте у подростков и юношей находится ценность «активная деятельная жизнь», что говорит о том, что для них наиболее значимой ценностью является полная и насыщенная эмоциональная жизнь, активная жизнь.
Проанализировав результаты исследования ценностных ориентаций М. Рокича, мы составили иерархию инструментальных ценностей. Полученные данные представлены в таблице 9.
Таблица 9
Иерархия инструментальных ценностей подростков и юношей
№ п/п |
Ценности |
Подростки (ранг) |
Юноши (ранг) |
1 |
аккуратность |
1(1) |
3(3) |
2 |
жизнерадостность |
2(2) |
4(5) |
3 |
воспитанность |
3(4) |
2(2) |
4 |
высокие запросы |
3(4) |
1(1) |
5 |
твердая воля |
3(4) |
6(8) |
6 |
независимость |
4(6) |
4(5) |
7 |
исполнительность |
5(7) |
4(5) |
8 |
широта взглядов |
6(8) |
8(12) |
9 |
ответственность |
7(10) |
8(12) |
10 |
смелость в отстаивании своего мнения |
7(10) |
5(7) |
11 |
чуткость |
7(10) |
8(12) |
12 |
честность |
8(12) |
9(14,5) |
13 |
непримиримость к недостаткам в себе и других |
9(15) |
8(12) |
14 |
образованность |
9(15) |
8(12) |
15 |
рационализм |
9(15) |
9(14,5) |
16 |
самоконтроль |
9(15) |
7(9) |
17 |
терпимость |
9(15) |
9(14,5) |
18 |
эффективность в делах |
10(18) |
9(14,5) |
Информация о работе Исследование компонентов структуры направленности личности подростков и юношей