Исследование компонентов структуры направленности личности подростков и юношей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 20:56, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является изучение структурных компонентов направленности личности подростков и юношей.
Объектом исследования является направленность личности.
Предметом исследования выступают компоненты структуры направленности личности в подростковом и юношеском возрастах.
Гипотеза: Мы предполагаем, что существуют различия в особенностях структуры направленности личности в подростковом и юношеском возрастах.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме направленности личности подростков и юношей;
2. Провести исследование структурных компонентов направленности личности подростков и юношей:
1) видов и типов направленности личности подростков и юношей (проявления направленности личности);

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа 2.doc

— 1.74 Мб (Скачать файл)

Мы провели  статистическую обработку данных между  типами мотивации внутри одной группы и получили следующие результаты, представленные в таблице 7.

Таблица 7

Результаты  статистической обработки данных по типам мотивации внутри каждой группы

Тип мотивации

Подростки

Юноши

Приспособление и соперничество

++

++

Приспособление и избегание

+

++

Приспособление и сотрудничество

++

Соперничество и избегание

+

Соперничество и сотрудничество

++

++

Избегание и сотрудничество

++

++


Обозначения:

+ - различия значимы, при р≥0,05

++ - различия значимы, при р≥0,01

− - различия не значимы, при р≤0,05

На основе полученных статистически значимых данных мы можем  сделать вывод о том, что в  подростковом возрасте доминирующим типом мотивации является «сотрудничество», на втором месте по степени выраженности стоит тип мотивации «приспособление», менее выраженным типом мотивации выступает «избегание» и почти не выраженным типом мотивации является «соперничество».

В юношеском  возрасте проявляются два типа мотивации взаимодействия «приспособление» и «сотрудничество» одновременно. Менее выраженными типами мотивации являются «избегание» и «приспособление».

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что существуют статистически значимые различия между выборками по таким типам мотивации взаимодействия как, «приспособление» и «сотрудничество».

По результатам  исследования в подростковом возрасте доминирует тип мотивации «сотрудничество», что говорит об уровне значимости и устойчивости данного типа мотивации в проявлениях направленности личности. В юношеском возрасте проявляются два типа мотивации взаимодействия «приспособление» и «сотрудничество» одновременно, что подчеркивает определенный уровень широты.

В подростковом и юношеском возрастах типы мотивации взаимодействия имеют определенный уровень общественной значимости и широты.

Для изучения ценностей  подростков и юношей нами была использована методика ценностных ориентаций М. Рокича. В исследовании по данной методике принимали участие 35 подростков и 35 юношей.

Полученные  данные представлены в таблице 8.

Таблица 8

Иерархия терминальных ценностей подростков и юношей

№ п/п

Ценности

Подростки (ранг)

Юноши (ранг)

1

активная деятельная жизнь

1(1)

1 (1)

2

свобода

2 (2)

9 (11)

3

развитие 

3 (3)

4 (4,5)

4

здоровье

4 (4)

3 (3)

5

любовь 

5 (5)

6 (7)

6

интересная работа

6 (6,5)

5 (6)

7

развлечения 

6 (6,5)

7 (8,5)

8

счастливая семейная жизнь 

7 (8)

10 (15)

9

счастье других

8 (9)

10 (15)

10

наличие хороших и  верных друзей

9 (10,5)

10 (15)

11

уверенность в себе

9 (10,5)

8(10)

12

познание

10 (14)

10 (15)

13

творчество

10 (14)

10 (15)

14

жизненная мудрость

10 (14)

4 (4,5)

15

материально обеспеченная жизнь

10 (14)

10 (15)

16

красота природы и  искусства

10 (14)

2 (2)

17

продуктивная жизнь

11 (17)

7 (8,5)

18

общественное признание

12 (18)

10(15)


 

Для более удобной  интерпретации мы произвели деление  ценностей, изменив и адаптировав  к нашему исследованию группировку  ценностей по блокам, предложенную Д. Леонтьевым.

1. Конкретные жизненные ценности-цели: здоровье, любовь, материальная обеспеченность, наличие хороших и верных друзей, развлечение, счастливая семейная жизнь.

2. Ценности-цели, связанные с профессиональной  самореализацией: активная деятельная  жизнь, интересная работа, общественное признание, продуктивная жизнь, уверенность в себе.

3. Экзистенциальные  ценности-цели: жизненная мудрость, красота природы и искусства,  познание, развитие, свобода, творчество, счастье других.

Первый блок характеризует терминальные ценности-цели.

Блок инструментальных ценностей выглядит таким образом.

1. Ценности-средства, связанные с самоутверждением: высокие  запросы, независимость, непримиримость  к недостаткам в себе и других, смелость в отстаивании своего  мнения, своих взглядов, твердая  воля.

2. Ценности, связанные  с профессиональной самореализацией:  аккуратность, воспитанность, исполнительность, образованность, эффективность в  делах.

3. Ценности-средства, связанные с экзистенциальным  мироощущением: жизнерадостность, ответственность,  рационализм, самоконтроль, терпимость, честность, чуткость, широта взглядов [40].

Так как проведение самой методики предусматривает  ранжирование ценностей от первого  до восемнадцатого места, то нами будет  использована нумерация, в которой  соответственно на первое место вышли наиболее значимые ценности, а на восемнадцатое – наименее значимые.

Итак, в блоке  конкретных жизненных ориентаций на будущее ценность «здоровье» у подростков занимает 4-е место», а у юношей данная ценность занимает 3-е место. Это говорит о том, что для юношей физическое и психическое здоровье чуть более важно, чем для подростков. Это может быть связано с тем, что в последнее время идет пропаганда здорового образа жизни и значимость такой ценности как «здоровье» становится выше.

Ценность «любовь» у подростков стоит на 5-м месте, у юношей эта ценность занимает 6-е место. Это говорит о том, что для подростков в большей степени, чем для юношей важна духовная и физическая близость с любимым человеком. Это может быть связано с особенностями данного возраста, когда ведущим видом деятельности становится общение со сверстниками.

Такая ценность-цель, как «развлечение», представляет большую  значимость для подростков, чем для  юношей, занимая в иерархии ценностей 6-е и 7-е место соответственно. Это говорит о том, что для подростков в большей степени важно, чем для юношей приятное, необременительное времяпрепровождение.

Менее всего  подростки и юноши видят себя в семейной жизни. Ценность «счастливая  семейная жизнь» стоит у подростков на 7-м месте, у юношей на 10-м месте. Ценность «наличие хороших и верных друзей» у подростков занимает 9-е место, у юношей на 10-е место. Ценность «материальная обеспеченность» занимает у подростков и юношей 10-е место. Такое расположение ценностей в иерархии может говорить о том, что данные ценности реализуются в большей степени, чем другие и поэтому менее значимы для подростков и юношей.

Во втором блоке  такая ценность как, «активная деятельная жизнь» занимает в иерархии ценностей  у подростков и юношей 1-е место. Это говорит о том, что для них важна полная и насыщенная эмоциональная жизнь. Возможно, это может быть связано с тем, что в подростковом и юношеском возрастах, они хотят получать от жизни все и поэтому активно действуют.

Ценность «интересная  работа» находится на 5-м месте  у юношей и на 6-м месте у подростков. Это говорит о том, что для юношей чуть более важно наличие интересной работы. Это может быть связано с тем, что в юношеском возрасте ведущим видом деятельности становится учебно-профессиональная и поэтому значимость интересной работы увеличивается.

Однако такие  ценности-цели, как «общественное  признание» и «продуктивная жизнь» занимают последнее место в иерархии ценностей у подростков (11-е и 12-е место соответственно). Ценность «продуктивная жизнь» находится  на 7-м месте у юношей в отличие от подростков.  Это говорит о том, что для юношей более свойственно максимальное использование своих возможностей, сил и способностей, чем для подростков. Это может быть связано с тем, что в данном возрасте юноши стремятся поступать в вузы и поэтому необходимо прикладывать все свои силы и способности для достижения желаемой цели.

В блоке экзистенциальных ценностей целей «свобода» в  иерархии ценностей занимает 2-е  место, в то время когда у юношей она стоит на 9-м месте. Это говорит  о том, что для подростков важную роль играет свобода, в отличие от юношей. Это может быть связано с тем, что в подростковом возрасте возникает стремление к свободе и самостоятельности. В юношеском возрасте такое стремление к свободе постепенно угасает.

На 2-м месте у юношей стоит такая ценность, как «красота природы и искусства», по сравнению с подростками. Они ставят данную ценность на последнее место. Это говорит о том, что юноши в большей степени, чем подростки восхищаются красотой природы, переживают прекрасное в природе и искусстве. Это может быть связано с особенностями чувственно-эмоциональной сферы юношей.

На 3-ем месте  у подростков находится ценность - «развитие», у юношей эта ценность занимает 4-е место. Это говорит  о том, что подростки чуть больше, чем юноши работают над собой, постоянно совершенствуются физически и духовно.

Ценность «жизненная мудрость» у подростков стоит  на 10-м месте, у юношей она занимает 4-е место. Это говорит о том, что юноши чуть более зрелые, чем  подростки и поэтому, им более  свойственно зрелость суждений и здравый смысл, который достигается жизненным опытом.

На последнем  месте у подростков и юношей находятся  такие ценности, как «познание», «творчество» и «уверенность в себе». Это говорит о том, что данные ценности для них менее значимы, чем остальные.

Таким образом, на 1-м месте у подростков и  юношей находится ценность «активная  деятельная жизнь», что говорит о  том, что для них наиболее значимой ценностью является полная и насыщенная эмоциональная жизнь, активная жизнь.

Проанализировав результаты исследования ценностных ориентаций М. Рокича, мы составили иерархию инструментальных ценностей. Полученные данные представлены в таблице 9.

Таблица 9

Иерархия инструментальных ценностей подростков и юношей

№ п/п

Ценности

Подростки (ранг)

Юноши (ранг)

1

аккуратность

1(1)

3(3)

2

жизнерадостность

2(2)

4(5)

3

воспитанность

3(4)

2(2)

4

высокие запросы

3(4)

1(1)

5

твердая воля

3(4)

6(8)

6

независимость

4(6)

4(5)

7

исполнительность

5(7)

4(5)

8

широта взглядов

6(8)

8(12)

9

ответственность

7(10)

8(12)

10

смелость в отстаивании  своего мнения

7(10)

5(7)

11

чуткость

7(10)

8(12)

12

честность

8(12)

9(14,5)

13

непримиримость к недостаткам  в себе и других

9(15)

8(12)

14

образованность

9(15)

8(12)

15

рационализм

9(15)

9(14,5)

16

самоконтроль

9(15)

7(9)

17

терпимость

9(15)

9(14,5)

18

эффективность в делах

10(18)

9(14,5)

Информация о работе Исследование компонентов структуры направленности личности подростков и юношей