Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 20:56, дипломная работа
Целью работы является изучение структурных компонентов направленности личности подростков и юношей.
Объектом исследования является направленность личности.
Предметом исследования выступают компоненты структуры направленности личности в подростковом и юношеском возрастах.
Гипотеза: Мы предполагаем, что существуют различия в особенностях структуры направленности личности в подростковом и юношеском возрастах.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме направленности личности подростков и юношей;
2. Провести исследование структурных компонентов направленности личности подростков и юношей:
1) видов и типов направленности личности подростков и юношей (проявления направленности личности);
Набор компонентов в каждом конкретном мотиве может быть разным. Но и сходство внешней структуры мотива у двух лиц (тождество входящих в мотивы компонентов) не означает их тождества по смысловому содержанию. Ведь у каждого человека свои склонности, ценности, интересы, своя оценка ситуации и возможностей, специфичное доминирование потребностей и т. д.
Таким образом, структура мотива как основания действия или поступка — многокомпонентная, в ней чаще всего находят отражение несколько причин и целей.
Все психологические факторы, которые определяют поведение человека, называют личностными диспозициями. Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. Тогда соответственно говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях, как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.
Внутренняя (диспозиционная) и внешняя (ситуационная) мотивации могут актуализироваться под влиянием определенной ситуации, а активация определенных диспозиций (мотивов и потребностей) приводит к изменению восприятия субъектом ситуации. Его внимание в таком случае становится избирательным, и субъект предвзято воспринимает и оценивает ситуацию, исходя из актуальных интересов и потребностей. Поэтому любое действие человека рассматривают двояко детерминированное: диспозиционно и ситуационно.
Мотив в отличие от мотивации – это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотивы могут быть осознанными и неосознаваемыми. Основная роль в формировании направленности личности принадлежит осознанным мотивам.
Выделяют следующие характеристики мотива: динамические (силу, устойчивость), иначе называемые энергетическими, и содержательные характеристики [12].
Сила мотива определяется интенсивностью мотивационного возбуждения. Сила мотива во многом определяется сопровождающей его эмоцией, из-за чего мотив может приобретать аффективный характер. Сила мотива больше, если мотивация внутренне организованная, т. е. когда человек сам детерминирует свою деятельность, исходя из внутренних побуждений, понимает ее смысл, предвосхищает результат.
Характеристикой мотива считается и его устойчивость. По существу, под этим понимают устойчивость (инертность) потребности и устойчивость (ригидность) установок, мировоззрения, ценностей человека, его склонностей, интересов. Можно говорить и об устойчивости намерений, но тогда речь должна идти уже о мотивационных установках.
Устойчивость как характеристика в большей мере относится не к мотивам как таковым, а к другим мотивационным образованиям: мотивационным установкам, интересам, привычкам.
Попытки классифицировать мотивы делались неоднократно и с разных позиций. При этом выделение видов мотивов и их классификация зависят у многих авторов от того, как они понимают сущность мотива. Деление мотивов на биологические и социальные, выделение мотивов самоуважения, самоактуализации, мотивов-стремлений к результату, мотивов-стремлений к самой деятельности, мотивов к успеху и избеганию неудачи в своей основе базируются на выделении и классификации биологических и социальных видов потребностей человека [7].
В деление мотивов на личностные и общественные, эгоистические и общественно значимые связано с установками личности, ее нравственностью, направленностью (Л.И. Божович, 1939). Сюда же следует отнести, по В.И. Ковалеву, и идейные и нравственные мотивы и мотивы коллективистские (которые базируются на таких аттитюдах (установках), как нормы жизни данного коллектива, принятые личностью). Таким образом, обозначение мотивов в большинстве случаев происходит по ведущему (наиболее ярко выраженному) мотиватору [15].
Другой подход к выделению и классификации мотивов — по видам активности, проявляемой человеком: мотивы общения, игры, учения, профессиональной, спортивной и общественной деятельности и т. д. Здесь название мотива определяется видом проявляемой активности.
Еще один распространенный подход к классификации мотивов — с учетом их временной характеристики. С одной стороны, это ситуативные и постоянно (периодически) проявляющиеся мотивы, с другой — это мотивы кратковременные и устойчивые.
Ильин Е.П. выделяет мотивы на основании их структуры: первичные (абстрактные) — с наличием только абстрактной цели, вторичные — с наличием конкретной цели. Последние делятся на полные (состоящие из потребностного, «внутреннего фильтра» и целевого блоков) и укороченные (сформировавшиеся без участия блока «внутреннего фильтра»).
Сходная классификация мотивов дана в книге И.А. Васильева и М.Ш. Магомед-Эминова. В ней выделены: обобщенные устойчивые мотивы (которые выражаются в индивидуально-личностных особенностях), конкретные устойчивые мотивы (которым свойственна систематически воспроизводимая активность), общие неустойчивые мотивы (у которых имеется обобщенное предметное содержание, без дифференциации и иерархизации) и конкретные неустойчивые мотивы (которым свойственна узкая временная перспектива при наличии конкретной (временной) цели) [12].
Е.И. Головаха выделяет три вида мотивов на основании их функций: реально действующие неосознанные мотивы, выполняющие только побуждающую функцию; реально действующие осознанные мотивы, выполняющие побудительную, смыслообразующую и объяснительную функцию; «понимаемые» мотивы, выполняющие либо объяснительную, либо смыслообразующую, либо ту и другую функции одновременно.
В.П. Трусов выделяет четыре типа мотивов на основании мотивационной стратегии поведения.
- «Лев» - мотив взаимного принятия внутреннего и внешнего, их взаимного положительного отрицания, обусловливающего возможность саморазвития личности.
- «Пантера» - мотив реконструктивного единства мотивации достижения и мотивации отношения, когда самоактуализация личности осуществляется в общении скорее от ума, нежели от сердца.
- «Тигр» - основной мотив взаимодействия, противоположный мотиву «пантеры», означающий отрицание внутреннего по отношению к внешнему.
- «Медведь» - мотив взаимного отрицания внутреннего и внешнего, отрицательного отрицания, обусловливающего известную стабильность и равновесность обстоятельного, неспешного развития личности.
Таким образом, мотив это сложное психическое образование, возникающее в результате многоэтапного процесса мотивации. Она служит системным способом организации активности человека, первичным побудителем его деятельности. Структура мотива многокомпонентная, в ней находят отражение несколько причин и целей. Мотивы характеризуются динамикой: силой и устойчивостью. Сила мотива определяется интенсивностью мотивационного возбуждения. Устойчивость мотива инертность потребности и регидность установок, ценностей человека, его склонностей, интересов.
Мотивы классифицируют на биологические и социальные; мотивы общения, игры, учения, профессиональной, спортивной и общественной деятельности; ситуативные и постоянно проявляющиеся, кратковременные и устойчивые; абстрактные и конкретизированные.
1.3 Установки как структурный компонент направленности личности
Установка личности – занятая ей позиция, которая заключается в определенном отношении к стоящим целям или задачам, и выражается в избирательной мобилизованности и готовности к деятельности, направленной на их осуществление [30].
Всякая установка – это установка на какую-то линию поведения, и этой линией поведения она и определяется. Образование установки предполагает вхождение субъекта в ситуацию и принятие им задач, которые в ней возникают; она зависит от распределения того, что субъективно значимо для индивида.
Установка как позиция личности включает в себя целый спектр компонентов: от элементарных потребностей и влечений до мировоззренческих взглядов или позиций личности [30].
Проблемой изучения установки личности в отечественной психологии занимались Д.Н. Узнадзе, В.А. Ядов, Ш.А. Надирашвили и др.
Ш.А. Надирашвили
установил, что формирование установки
социального поведения
Социальные установки представляют собой, по В.Я. Ядову, аналог желаний – эмоционально окрашенные предуготовленности к способам деятельности и оценке условий, в которых она протекает. Они формируются при активном влиянии общих социальных условий, они соотносятся с конкретными обстоятельствами микросреды, несут ответственность за поведение социальной ситуации, ограниченной временем и пространством. [3]
В отечественной психологии установка наиболее глубоко разработана Д.Н. Узнадзе и его школой. Согласно теории Д.Н. Узнадзе, установка представляет собой целостно-личностное состояние готовности, настроенности на поведение в данной ситуации и для удовлетворения определенной потребности.
Д.Н. Узнадзе подчеркивал, что установки являются готовностью к активности в определенном направлении и возникают на базе взаимодействия потребности и среды, но не среды вообще, а лишь той, влиянию которой человек подвергается в данный момент. Установку - внутреннее состояние, возникающее на основе опыта вне сознания и предопределяющее дальнейшее восприятие, зависящее от личностных особенностей человека [35].
Функция
установки, ее эффекты и
а) установка определяет устойчивый, последовательный, целенаправленный характер протекания деятельности, выступает как механизм ее стабилизации, позволяющий сохранить ее направленность в непрерывно изменяющихся ситуациях;
б) установка освобождает субъекта от необходимости принимать решения и произвольно контролировать протекание деятельности в стандартных, ранее встречавшихся ситуациях;
в) установка может выступить и в качестве фактора, обусловливающего инертность, косность деятельности и затрудняющего приспособление субъекта к новым ситуациям.
В зависимости от того, на какой объективный фактор деятельности направлена установка (мотив, цель, условие деятельности), выделяются три иерархических уровня регуляции деятельности — уровни смысловых, целевых и операциональных установок.
Смысловая установка выражает проявляющееся в деятельности личности отношение ее к тем объектам, которые имеют личностный смысл. По происхождению смысловые установки личности производны от социальных установок. Смысловые установки содержат информационный компонент (взгляды человека на мир и образ того, к чему человек стремится), эмоционально-оценочный компонент (антипатии и симпатии по отношению к значимым объектам), поведенческий компонент (готовность действовать по отношению к объекту, имеющему личностный смысл). С помощью смысловых установок индивид приобщается к системе норм и ценностей данной социальной среды (инструментальная функция), они помогают сохранить статус-кво личности в напряженных ситуациях (функция самозащиты), способствуют самоутверждению личности (ценностно-экспрессивная функция), выражаются в стремлении личности привести в систему содержащиеся в них личностные смыслы знаний, норм, ценностей (познавательная функция). В отличие от целевых и операциональных установок, изменяющихся в ходе обучения под влиянием речевых воздействий, инструкций, изменение смысловых установок всегда обусловлено изменением самой деятельности субъекта.
Целевые установки вызываются целью и определяют устойчивый характер протекания действия. В случае прерывания действия целевые установки проявляются в виде динамических тенденций к завершению прерванного действия.
Операциональная установка имеет место в ходе решения задачи на основе учета условий наличной ситуации и вероятностного прогнозирования этих условий, опирающегося на прошлый опыт поведения в подобных ситуациях. Они обнаруживаются в стереотипности мышления, конформности личности и т. п.
Таким образом, установка личности понимается как устойчивое, фиксированное, ригидное образование личности, придающее стабильность, направленности ее деятельности, поведения, представлений о мире и о самом себе. Установка, не будучи образованием личностным, и даже не являясь феноменом сознания, определяет и характеризует готовность психики к принятию определенных воздействий, и в то же время сама зависит от личностных особенностей. Направленность же является личностным образованием, корректирующим особенности мотивационно-потребностной сферы.
1.4 Ценности как структурный компонент направленности личности
Ценностные
ориентации представляют собой одну
из центральных характеристик
Информация о работе Исследование компонентов структуры направленности личности подростков и юношей