Исследование компонентов структуры направленности личности подростков и юношей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 20:56, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является изучение структурных компонентов направленности личности подростков и юношей.
Объектом исследования является направленность личности.
Предметом исследования выступают компоненты структуры направленности личности в подростковом и юношеском возрастах.
Гипотеза: Мы предполагаем, что существуют различия в особенностях структуры направленности личности в подростковом и юношеском возрастах.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме направленности личности подростков и юношей;
2. Провести исследование структурных компонентов направленности личности подростков и юношей:
1) видов и типов направленности личности подростков и юношей (проявления направленности личности);

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа 2.doc

— 1.74 Мб (Скачать файл)

Ценностные ориентации – это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.

Ценностные ориентации – сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам [23]. Система ценностных ориентация имеет многоуровневую структуру. Вершина ее – ценности, связанные с идеализациями и жизненными целями личности.

Ценностные ориентации, являясь  одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности. Особое значение приобретает связь ценностных ориентаций с направленностью личности.

Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения, ядро мотивации и "философию жизни". Ценностные ориентации – способ дифференциации объектов действительности по их значимости (положительной или отрицательной). Направленность личности выражает одну из самых существенных ее характеристик, определяющую социальную и нравственную ценность личности. Содержание направленности - это, прежде всего доминирующие, социально обусловленные отношения личности к окружающей действительности. Именно через направленность личности ее ценностные ориентации находят свое реальное выражение в активной деятельности человека, то есть должны стать устойчивыми мотивами деятельности и превратиться в убеждения [28]. То есть, в направленности выражаются субъективные ценностные отношения личности к различным сторонам действительности.

Изучением проблемы ценностных ориентаций занимались С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, А.Ф. Лазурский, В.А. Ядов, Б.С. Братусь и др.

Ценность трактуется отечественными и зарубежными авторами по-разному: как значимость, значение определенных объектов для человека (Каган М.С., Рубинштейн С.Л., Непомнящая В.И.); цели существования человека, конечные и надситуативные, служащие ведущими принципами в жизни (Ольшанский В.Б); ценностное отношение (Донцов А.И.), компонент смысловой сферы, представляющий собой одну из форм функционирования смысловых образований, (Братусь Б.С., Асмолов А.Г., Василюк Ф.Е., Тихомандрицкая О.А.), идеальная модель должного (желательного), указывающая направление желательного преобразования действительности субъектом (Леонтьев А.Н.).

Ценности существуют как многоуровневая система, в которой  есть высшие ценности - ценности-цели и второстепенные – ценности-средства. Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентаций, т.е. систему важнейших качеств личности. Эти ценностные ориентации определяют некоторую основу сознания и поведения личности, они обуславливают ее развитие и формирование.

Существует большое  количество классификаций и подходов к изучению ценностных ориентаций.

Н.А. Бердяев, полагая, что установка иерархии ценностных ориентации является трансцендентной функцией сознания человека, в качестве таких объектов выделяет духовные, социальные и материальные ценности. В.П. Тугаринов также делит ценности на три категории: духовные (образование, наука, искусство); общественно-политические (свобода, братство, равенство, справедливость); материальные (техника и материальные блага) [34]. Д.А. Леонтьев тоже выделяет три формы существования ценностей – общественные идеалы, предметные ценности и личностные ценности.

В.Ф. Сержантов, исходя из того, что предметами потребностей человека могут быть как вещи, так и идеи, сводит все ценности в две категории — материальные и духовные. Соответственно, под материальными ценностями он понимает орудия и средства труда, вещи непосредственного потребления, под духовными ценностями — политические, правовые, моральные, эстетические, философские и религиозные идеи [31].

Ценность, имеющая для  индивида наибольшую значимость, т. е. занимающая самое высокое положение  в его системе ценностных ориентации, определяет ведущую направленность личности. Психологическая классификация доминирующих ценностных ориентации личности является, тем самым, и основанием для дифференциации личностных типов. Первой типологией личности, построенной на основе различий ее ценностных ориентации, является классификационная модель Э. Шпрангера. Он выделяет шесть идеальных типов личности: теоретический человек (основная ценность – поиск истины); экономический человек (основной акцент делается на полезных и практических ценностях); эстетический человек (наивысшей ценностью считаются стиль и гармония); социальный человек (главная ценность—любовь, стремление к всеобщей любви, любви ко всему человечеству); политический человек (основная ценностная направленность — личная власть, влияние, известность, не ограниченные сферой политики); религиозный человек (ценностная ориентация состоит в поиске смысла жизни, высшей духовной силы) [42].

М. Рокич проводит более  общее разделение ценностей на основе традиционного противопоставления ценностей-целей и ценностей-средств. Соответственно, он выделяет два класса ценностей:

  • терминальные ценности — убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной или общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться; 
  • инструментальные ценности — убеждения в том, что какой-то образ действий является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях. Терминальные ценности носят более устойчивый характер, чем инструментальные, причем для них характерна меньшая межиндивидуальная вариативность.

Таким образом, ценностные ориентации – сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам.

Глава 2. Эмпирическое изучение структурных компонентов направленности личности в подростковом и юношеском возрастах

2.1 Описание процедуры и методов исследования структурных компонентов направленности личности

Целью нашего исследования явилось изучение компонентов структуры  направленности личности подростков и  юношей.

Исследование  проводилось с февраля 2009 по апрель 2010 года. В исследовании принимали участие учащиеся  7 – 11 классов школ  г. Пензы в возрасте 12-17 лет. По методике И.Д. Егорычевой проходили тестирование 74 подростка и 98 юношей, по методике А.К. Осницкого было протестировано 35 подростков и 35 юношей, по методике В.П. Трусова прошли тестирование 71 подросток и 71 юноша, по методике М. Рокича было протестировано 35 подростков и 35 юношей, по методике О.Ф. Потемкиной прошли тестирование 139 подростков и 95 юношей.

В исследовании были использованы методы наблюдения и психодиагностическое тестирование, что позволило нам измерить и оценить изучаемые психологические характеристики личности   респондентов. В процессе обработки данных были использованы методы количественной и качественной обработки данных, математические методы обработки данных – критерий F-Фишера, критерий t-Стьюдента [22,32].

В качестве методик исследования нами были использованы  следующие:

  1. Методика определения доминирующей личностной направленности И.Д. Егорычевой;
  2. Методика определения социальной направленности (А.К. Осницкий);
  3. Методика «Конструктивность мотивации» (В.П. Трусов);
  4. Методика ценностных ориентаций М. Рокича;
  5. Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (О.Ф.Потемкина).

Для определения типа направленности личности нами была использована методика определения доминирующей личностной направленности И.Д. Егорычевой [29].

Данная методика позволяет определить доминирующий тип личностной направленности. В основу данной методики была положена широко распространенная в отечественной (П.Я. Горфункель, М.С. Славина и др.) и зарубежной (Л. Колберг и др.) психологической литературе методика альтернативного выбора. Валидность методики была проверена путем соотнесения ее результатов с данными, полученными путем экспертной оценки.

Исходным положением при подборе вопросов к интервью было то, что при всей противоречивости отношения человека к самому себе можно выделить некоторые тенденции, связанные с преимущественно положительным или преимущественно отрицательным отношением. Указанные тенденции проявляются в приятии личностью себя как целого, терпимом отношении к своему прошлому, в осознании значимости себя как субъекта деятельности, как личности, как субъекта общения, в удовлетворенности своим социальным статусом, в вере в осуществимость желаемого личностью, в удовлетворенности своим внешним обликом и т.д.

Оценка этого  осуществляется по дихотомической шкале. При этом положительное отношение  к себе проявляется в согласии с утверждениями, отражающими вышеперечисленные  элементы. Такое же количество утверждений  содержат те же элементы со знаком «-». Согласие с ними означает отрицательное отношение к себе. В целом, отношение к себе проявляется в преобладании согласия с утверждениями того или иного знака. При этом максимально возможное отрицательное отношение к себе соответствует -16 усл. ед., а максимально положительное — +16 усл. ед. Таким образом, реальному отношению отдельного человека к себе соответствует точка на шкале в интервале от -16 до +16 усл. ед.

Подобным же образом определяется отношение  личности к обществу, которое также является неоднозначным. Под обществом в данном случае подразумевается и отдельный человек, и референтная группа, и класс, в котором учится подросток, и семья, и страна, и человечество в целом. Однако у подростка отношение к обществу в широком смысле, какправило, актуально основывается на отношении к ближайшему окружению. Хотя это отношение также неоднозначно, но можно выделить преимущественно положительные или преимущественно отрицательные тенденции. Эти тенденции проявляются в принятии другого человека таким, какой он есть в целом, в признании значимости другого как субъекта деятельности, как личности, как субъекта общения, в целом в положительном отношении к окружающим людям, к своему народу, его настоящему, прошлому и будущему.

Оценка этого  отношения также осуществляется по дихотомической шкале. При этом положительное отношение к обществу проявляется в согласии с утверждениями, отражающими вышеперечисленные элементы. Отрицательное отношение к обществу определяется по согласию с утверждениями, в которых содержатся те же элементы, но со знаком «-». По преобладанию утверждений того или иного знака в ответах испытуемых определяется в целом отношение к обществу. При этом максимально возможное отрицательное отношение к обществу соответствует -16 усл. ед., а максимально положительное - +16 усл. ед. Таким образом, реальному отношению человека к обществу соответствует точка на шкале в интервале от -16 до +16 усл. ед.

Преобладание  положительного отношения к себе обозначается как Я«+»; отрицательного — как Я«-». Преобладание положительного отношения к обществу — как О«+», отрицательного — как О«-». Сочетания Я«+», Я«-», О«+», О«-» оказались связанными с проявлением определенного типа направленности личности, описания которых даны выше [10].

Опросник состоит из 40 утверждений (8 из которых — «Шкала лжи»). В каждом элементе основного текста опросника содержится в единстве отношение личности к самой себе и к обществу. При этом комбинации этих отношений различны, а именно, они являются такими же, как комбинации при различных типах направленности. В соответствии с инструкцией, опрашиваемый соглашается с утверждением, если он соглашается с обеими его частями. Такой способ постановки утверждений ставит личность в ситуацию выбора, что повышает надежность полученных результатов.

По преобладанию утверждений того или иного знака, а также их сочетаний в ответах испытуемых определяется в целом отношение личности к себе и к обществу — тип личностной направленности.

Для определения  видов направленности нами была использована методика определения социальной направленности (А.К. Осницкий).

Данная методика предназначена для анализа индивидуальных проявлений видов социальной (личностной) направленности лиц, работающих индивидуально  и в группе. Такой анализ положен  в основу определения социальной направленности группы и связан с ее социальной продуктивности, поскольку распределение видов индивидуальной направленности и относительное преобладание в группе лиц с определенной социальной ориентацией сказывается не только на межличностных отношениях, но и на результатах усилий членов группы.

Опросник социальной направленности не копирует методику Б. Басса и вариант анкеты В. Смекала  и И. Кучера. В настоящую методику включены лишь те утверждения, которые  хотя бы частично соотносятся с регуляторными характеристиками привычной активности и отношением человека к различным ее видам.

Информация о работе Исследование компонентов структуры направленности личности подростков и юношей