Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 20:56, дипломная работа
Целью работы является изучение структурных компонентов направленности личности подростков и юношей.
Объектом исследования является направленность личности.
Предметом исследования выступают компоненты структуры направленности личности в подростковом и юношеском возрастах.
Гипотеза: Мы предполагаем, что существуют различия в особенностях структуры направленности личности в подростковом и юношеском возрастах.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме направленности личности подростков и юношей;
2. Провести исследование структурных компонентов направленности личности подростков и юношей:
1) видов и типов направленности личности подростков и юношей (проявления направленности личности);
Таблица 2
Виды направленности личности подростков и юношей в %
Группа испытуемых |
Личная направленность |
Направленность на взаимодействие |
Деловая направленность |
Подростки |
28,6 |
57,1 |
14,3 |
Юноши |
36,7 |
20 |
43,3 |
Проведя статистическую обработку данных по F-критерию Фишера, мы получили следующие результаты, представленные в таблице 3.
Таблица 3
Результаты статистической обработки данных по видам социальной направленности подростков и юношей
Группа испытуемых |
Личная направленность |
Направленность на взаимодействие |
Деловая направленность |
Подростки Юноши |
− |
++ |
+ |
Обозначения:
+ - различия значимы при р≥0,05
++ - различия значимы, при р≥0,01
− - различия не значимы, при р≤0,05
Проанализировав полученные результаты, мы установили статистически значимые различия по таким видам социальной направленности как: направленность на взаимодействие и деловая направленность.
Наиболее значимые различия были получены по типу направленности «направленность на взаимодействие». Более высокая выраженность наблюдается у подростков, это означает, что они в большей степени, чем юноши стремятся действовать в интересах других людей, своего коллектива или общества в целом, действовать вместе с другими. Мы можем предположить, что выраженность направленности на взаимодействие у подростков, по сравнению с юношами, может быть связана с тем, что это является особенностью подросткового периода, когда ведущим видом деятельности становится общение со сверстниками, и поэтому, им важно находится в группе. В юношеском возрасте ведущий вид деятельности меняется и поэтому направленность на взаимодействие не является для них столь значимым.
Высокая степень
общественной направленности означает,
что подростки ставят интересы группы
выше интересов собственной
Деловая направленность более выражена у юношей (43,3%), чем у подростков (14,3%). Это говорит о том, что юноши в большей степени, чем подростки стремятся включаться в исследовательскую и преобразующую деятельность людей, стремятся к достижению ранее поставленных целей и задач. Мы можем предположить, что такая направленность на дело связана с тем, что в юношеском возрасте учащиеся начинают определяться с выбором профессии и поэтому они, прежде всего, ориентированы на выполнение действий или решение задач и лишь во вторую очередь - на удовлетворение групповых или индивидуалистских потребностей.
Различий в
личностной направленности между группами
испытуемых обнаружено не было, но мы считаем
необходимым проинтерпретироват
Мы провели статистическую обработку данных между видами направленности внутри одной группы и получили следующие результаты, представленные в таблице 4.
Таблица 4
Результаты статистической обработки данных по видам социальной направленности внутри каждой группы
Виды направленности |
Подростки |
Юноши |
Личная и общественная |
++ |
+ |
Личная и деловая |
− |
− |
Общественная и деловая |
++ |
+ |
Обозначения:
+ - различия значимы, при р≥0,05
++ - различия значимы при р≥0,01
− - различия не значимы, при р≤0,05
Проанализировав результаты статистической обработки, мы получили, что в подростковом возрасте доминирует общественная направленность («на взаимодействие»). Это означает, что направленность на взаимодействие у подростков проявляется в сфере отношений.
Общественная направленность проявляется:
- в переживаниях
сопричастности в делах и
- в оценивании других и самого себя, соотносимом критериями сотрудничества, взаимодействия;
- в действиях, связанных с поиском путей и средств помощи другим, ориентированных на поиск и ожидание помощи от других; направленных на координацию взаимодействия, координацию общения; способствующих налаживанию дружеских товарищеских связей, соблюдению и культивированию правил человеческого общежития.
У юношей доминирует два вида социальной направленности: направленность на дело и личная направленность.
Таким образом, статистически значимые различия между группами были получены по таким видам социальной направленности как: направленность на взаимодействие и деловая направленность. В подростковом возрасте доминирует общественная направленность, которая проявляется в сфере отношений. В юношеском возрасте доминируют два вида социальной направленности: направленность на дело и личная направленность.
Виды направленности
личности подростков и юношей
характеризуются устойчивостью,
2.3 Изучение структурных компонентов направленности личности подростков и юношей
Для выявления основного типа мотивации (мотивационной стратегии) мы использовали методику «Конструктивность мотивации» В.П. Трусова. По данной методике прошли тестирование 71 учащийся в возрасте 11-14 лет и 71 учащийся в возрасте 15-17 лет.
Полученные
результаты представлены в
Таблица 5
Типы мотивации подростков и юношей
Группа испытуемых |
Приспособление |
Соперничество |
Избегание |
Сотрудничество |
Подростки |
26,8% |
5,6% |
15,5% |
52,1% |
Юноши |
49,3% |
5,6% |
8,4% |
36,6% |
Проведя статистическую обработку данных по F-критерию Фишера, мы получили следующие результаты, представленные в таблице 6.
Таблица 6
Результаты статистической обработки данных по типам мотивации подростков и юношей
Группа испытуемых |
Приспособление |
Соперничество |
Избегание |
Сотрудничество |
Подростки Юноши |
++ |
− |
− |
+ |
Обозначения:
+ - различия значимы, при р≥0,05
++ - различия значимы, при р≥0,01
− - различия не значимы, при р≤0,05
Проанализировав полученные данные, мы установили статистически значимые различия между группами по таким типам мотивации как, «приспособление» и «сотрудничество», по двум другим типам мотивации статистически значимых различий обнаружено не было.
По результатам исследования мы получили, что наиболее значимые различия были выявлены по типу мотивации – «приспособление». У юношей данный тип сильнее выражен, чем у подростков (49,3% и 26,8% соответственно). Это может говорить о том, что юноши в большей степени могут приспосабливаться к позиции других людей и собственным привычкам, в отличие от подростков, у которых данный тип мотивации выражен в меньшей степени.
Мотив «приспособление» - это мотив взаимного отрицания внутреннего и внешнего, отрицательного отрицания, обусловливающего известную стабильность и равновесность обстоятельного, неспешного развития личности.
В принципе инструктивное, это единство мотивации отношения и мотивации достижения в реальности выражается в двух взаимодополняющих формах «приспособления». Первая из них - это форма подавления, властвования над другими и над собою во взаимном отрицании внутреннего мира - как своего, так и мира других людей. Вторая форма - приспособление к нравам других людей и к собственным привычкам, обеспечивающее известную стабильность существования.
Вопросы взаимодействия внутреннего и внешнего решаются преимущественно волевым, произвольным образом. В людях с такой мотивации сочетаются одновременно экстернал и интроверт, и его поведение может варьировать от покорности, уповающей на счастливый случай, шанс или судьбу, до жестокого подавления своей природы и природы других людей, отношений и вещей. В стрессовых ситуациях обнаруживаются проявления значительно большей реактивности.
По результатам
исследования статистически значимые
различия были получены по такому типу
мотивации как «сотрудничество»
Мотивация по типу «сотрудничество»- это мотив взаимного принятия внутреннего и внешнего, обусловливающего возможность саморазвития личности. Конструктивное единство мотивации достижения и мотивации отношения, результатом которого является стремление к сотрудничеству. Уравновешенность внутреннего и внешнего во взаимодействии является основой баланса целей и отношений как во внешнем, так и во внутреннем планах личности.
Такие люди интернальны и экстравертированны, устремлены к совместному творчеству во всех основных видах деятельности и в преодолении разногласий. В случаях крайнего напряжения душевных и физических сил обнаруживается по параметру личностной реактивности в темпераменте холерика, в то время как обычное личностное состояние по параметру его конструктивной активности - сангвиник.
По двум типам
мотивации («избегание» и «соперничество»
Тип мотивации «избегание» у подростков встречается чаще, чем у юношей (15,5% и 8,4% соответственно). Это говорит о том, что подростки чаще избегают сложных ситуаций, в которых возникают острые вопросы взаимодействия внутреннего и внешнего, по сравнению с юношами. Это может быть связано с тем, что подростки еще не готовы брать на себя ответственность за решения в сложных ситуациях.
Основной мотив взаимодействия «избегание» - это мотив реконструктивного единства мотивации достижения и мотивации отношения, когда самоактуализация личности осуществляется в общении скорее от ума, нежели от сердца. Результатом этой реконструктивной мотивации чаще всего является избегание сложных ситуаций, где вновь возникают острые вопросы взаимодействия внутреннего и внешнего. Духовная работа над собою, обостренная рефлексия в самосовершенствовании в целом представляют такую личность как интроверта. Мотивация отношения к самому себе доминирует над мотивацией достижения; самоотношения доминируют над целями - более важным становится постижение себя или какой-либо абстрактной истины и только затем уже, через себя, принимается внешний мир. В случаях стрессовых ситуаций, а еще вероятнее - в благоприятных обстоятельствах, проявляется как сангвиник.
Мотив взаимодействия «соперничество» получил одинаковое значение в обеих группах (5,6%). Основной мотив взаимодействия «соперничество», означает отрицание внутреннего по отношению к внешнему. Это проявление мотивации относится не только к себе, но и к другим: все должны следовать какой-либо внешне определенной идее, правилу-норме, цели как инструкции. Деструктивное единство мотивации отношения и мотивации достижения обнаруживается в стремлении к соперничеству, на основе которого осуществляется самовоспитание и самоутверждение личности во внешнем. Цели и отношения личности при этом находятся в дисбалансе: доминируют цели, достижение которых, мало зависит от рационального и, в частности, психологического стечения обстоятельств. Психологическое при этом понимается как инструментальное, а не как духовное достоинство человека.
Информация о работе Исследование компонентов структуры направленности личности подростков и юношей