Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 20:56, дипломная работа
Целью работы является изучение структурных компонентов направленности личности подростков и юношей.
Объектом исследования является направленность личности.
Предметом исследования выступают компоненты структуры направленности личности в подростковом и юношеском возрастах.
Гипотеза: Мы предполагаем, что существуют различия в особенностях структуры направленности личности в подростковом и юношеском возрастах.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме направленности личности подростков и юношей;
2. Провести исследование структурных компонентов направленности личности подростков и юношей:
1) видов и типов направленности личности подростков и юношей (проявления направленности личности);
4. Среди терминальных ценностей на 1-м месте у подростков и юношей находится ценность «активная деятельная жизнь». У подростков наиболее значимые ценности распределились следующим образом: 2-е место – «свобода», 3-е место – «развитие». У юношей наиболее значимыми ценностями являются следующие: на 2-м месте – «красота природы и искусства», на 3-м месте – «здоровье».
5. Наименее значимыми для подростков являются ценности: «познание», «творчество», «жизненная мудрость», «материально обеспеченная жизнь». Наименее значимыми для юношей являются ценности: «счастливая семейная жизнь», «счастье других», «наличие хороших и верных друзей», « познание», «творчество». Эти ценности в иерархии ценностей стоят на последних местах.
6. Среди инструментальных ценностей 1-е место в подростковом возрасте занимает «аккуратность», 2-е место – «жизнерадостность», 3-е место – «воспитанность», «твердая воля» и «высокие запросы». В юношеском возрасте иерархия значимых ценностей следующая: 1-е место – «высокие запросы», 2-е место – «воспитанность», 3-е место – «аккуратность».
7. Наименее значимыми для подростков являются ценности: «непримиримость к недостаткам в себе и других», «образованность», «рационализм», «самоконтроль», «терпимость». Наименее значимыми для юношей являются ценности: «честность», «рационализм», «эффективность в делах», «терпимость». Эти ценности в иерархии ценностей занимают последнее место.
8. При изучении
установок личности подростков
и юношей были получены значимы
Выводы
1. Доминирующим типом направленности в подростковом является гуманистическая направленность с индивидуалистической акцентуацией и эгоцентрическая направленность с индивидуалистической акцентуацией. Тип направленности в подростковом возрасте обладает устойчивостью, определенным уровнем общественной значимости и широты.
2. Доминирующим
видом направленности в
3. У подростков доминирующим типом мотивации является сотрудничество. Мотивы характеризуются устойчивостью, определенным уровнем общественной значимости и широты.
4. Значимыми
ценностями в подростковом
5. Доминирующими установками в подростковом возрасте являются установка на свободу, процесс и результат. Установки в подростковом возрасте характеризуются устойчивостью и определенным уровнем широты.
6. Доминирующим типом направленности в юношеском возрасте является гуманистическая направленность с индивидуалистической акцентуацией. Тип направленности в юношеском возрасте обладает устойчивостью, определенным уровнем общественной значимости и широты.
7. Доминирующим
видом направленности в
8. У юношей доминирующим типом мотивации является сотрудничество и приспособление. Мотивы характеризуются устойчивостью, определенным уровнем общественной значимости и широты.
9. Значимыми ценностями в юношеском возрасте являются активная деятельная жизнь и высокие запросы. Ценности в юношеском возрасте характеризуются устойчивостью и определенным уровнем широты.
10. Доминирующими установками в юношеском возрасте являются установка на свободу, процесс и результат. Установки в юношеском возрасте характеризуются устойчивостью и определенным уровнем широты.
11. Типы направленности
в подростковом и юношеском
возрастах характеризуются
12. Виды направленности в подростковом и юношеском возрастах характеризуются устойчивостью, определенным уровнем общественной значимости и широты.
13. Мотивы направленности личности в подростковом и юношеском возрастах характеризуются интенсивностью проявления, устойчивостью и широтой.
14. Ценности в подростковом и юношеском возрастах характеризуются устойчивостью и широтой.
15. Установки в подростковом и юношеском возрастах характеризуются устойчивостью и широтой.
Заключение
Проблема направленности является одной из важнейших в психологии формирования личности. Подростковый и юношеский возраст являются особым возрастным периодом для формирования направленности личности. Здесь особую роль начинает играть социальная направленность, что особенно проявляется в старшем юношеском возрасте, когда человек открыт на общество. Подростковый и юношеский возраст являются сенситивными периодами, когда начинают устанавливаться мотивы, ценности и установки личности. Следовательно, происходит установление направленности личности.
В дипломной
работе рассмотрены особенности
типов и видов направленности,
особенности компонентов
При изучении типов направленности было выявлено, что в подростковом возрасте сочетается два типа направленности – гуманистическая направленность с индивидуалистической акцентуацией и эгоцентрическая направленность с индивидуалистической акцентуацией. В юношеском возрасте доминирует только один тип направленности – гуманистическая направленность с индивидуалистической акцентуацией.
При изучении видов направленности было выявлено, что в подростковом возрасте доминирует общественная направленность, которая проявляется в сфере отношений, в юношеском возрасте доминируют два вида социальной направленности: направленность на дело и личная направленность.
При исследовании компонентов направленности личности подростков и юношей, мы выяснили, что в подростковом возрасте доминирующим типом мотивации является «сотрудничество», наиболее значимыми ценностями являются – «активная деятельная жизнь» и «аккуратность», в юношеском возрасте сочетается два типа мотивации – «сотрудничество» и «приспособление», наиболее значимыми ценностями являются – «активная деятельная жизнь» и «высокие запросы».
Доминирующих
социально-психологических
Таким образом, направленность личности подростков и юношей характеризуется устойчивостью, интенсивностью, определенным уровнем общественной значимости и широты.
Библиографический список
Приложение 1
Таблица 1
Результаты проведения диагностики направленности личности по методике И. Д. Егорычевой
№ п/п |
Возраст |
Типы направленности | |||||||||||||||
Гуманистическая направленность |
Эгоцентрическая направленность |
Негативистическая направленность |
Социоцентрическая направленность | ||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 | ||||||||||
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% | ||
1 |
11-12 |
0 |
0 |
7,1 |
24,3 |
10 |
27 |
1 |
2,7 |
2 |
5,4 |
1 |
2,7 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
13-14 |
9 |
7,1 |
18 |
14,2 |
13 |
10,2 |
10 |
7,9 |
2 |
1,6 |
1 |
0,8 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
15-17 |
9 |
4,8 |
52 |
27,5 |
27 |
14,3 |
5 |
2,6 |
0 |
0 |
1 |
0,5 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 – гуманистическая
направленность с
2 – гуманистическая
направленность с
3 – эгоцентрическая
направленность с
4 – эгоцентрическая направленность с эгоистической акцентуацией
5 – негативистическая
направленность с
6 – негативистическая
направленность с
7 – социоцентрическая
направленность с
8 – социоцентрическая
направленность с
Приложение 2
Таблица 2
Результаты проведения диагностики направленности личности подростков по методике А. К. Осницкого
№ п/п |
Возраст |
Личная |
Взаимодействие |
Деловая |
1 |
13 |
8 |
12 |
13 |
2 |
14 |
12 |
10 |
11 |
3 |
13 |
6 |
14 |
13 |
4 |
13 |
12 |
13 |
8 |
5 |
13 |
13 |
13 |
7 |
6 |
13 |
16 |
9 |
8 |
7 |
13 |
5 |
18 |
10 |
8 |
13 |
17 |
12 |
4 |
9 |
13 |
9 |
12 |
12 |
10 |
13 |
9 |
11 |
13 |
11 |
13 |
8 |
20 |
5 |
12 |
14 |
4 |
24 |
5 |
13 |
14 |
13 |
8 |
12 |
14 |
13 |
10 |
14 |
9 |
15 |
14 |
12 |
16 |
5 |
16 |
13 |
12 |
15 |
6 |
17 |
13 |
20 |
8 |
5 |
18 |
14 |
14 |
9 |
10 |
19 |
13 |
11 |
11 |
11 |
20 |
13 |
3 |
19 |
11 |
21 |
14 |
11 |
16 |
6 |
22 |
13 |
9 |
11 |
13 |
23 |
13 |
8 |
20 |
5 |
24 |
14 |
4 |
24 |
5 |
25 |
14 |
13 |
8 |
12 |
26 |
13 |
10 |
14 |
9 |
27 |
14 |
12 |
16 |
5 |
28 |
13 |
12 |
15 |
6 |
29 |
13 |
12 |
13 |
8 |
30 |
13 |
13 |
13 |
7 |
31 |
13 |
16 |
9 |
8 |
32 |
13 |
5 |
18 |
10 |
33 |
13 |
17 |
12 |
4 |
34 |
13 |
9 |
12 |
12 |
35 |
13 |
10 |
14 |
9 |
Информация о работе Исследование компонентов структуры направленности личности подростков и юношей