Исследование темперамента детей младшего школьного возраста и его учет в учебно-воспитательной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 06:41, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности. Интерес к данной проблеме возник более двух с половиной тысяч лет тому назад. Он был вызван очевидностью существования индивидуальных различий, которые обусловлены особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, а также особенностями социального развития, неповторимостью социальных связей и контактов.
К биологически обусловленным структурам личности относится, прежде всего, темперамент. Темперамент определяет наличие многих психических различий между людьми, в том числе по интенсивности и устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу и энергичности действий, а также по целому ряду других динамических характеристик.

Содержание

I
Введение
3
II
Общее понятие о темпераменте
5
II.1
История развития темперамента
5
II.2
Психологические механизмы темперамента. Современные исследования в области темперамента
8
II.3
Характеристика темпераментов.
18
III
Исследование темперамента детей младшего школьного возраста и его учет в учебно-воспитательной работе
26
III.1
Организация и проведение психодиагностического исследование темперамента младших школьников
26
III.2
Индивидуальный подход учителя к младшему школьнику с учетом типа темперамента
29
IV
Список использованной литературы
43
V

VI
Заключение
47

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по теме Темперант.doc

— 437.50 Кб (Скачать файл)

Холерик. Холерический темперамент характеризуется большой  интенсивностью и яркой выраженностью эмоциональных переживаний и быстротой их протекания. Эта особенность выражается в характерных для холерика вспыльчивости и отходчивости, непосредственно следующей за бурными вспышками чувств. Холерик – человек горячий, страстный, отличающийся резкой сменой чувств, которые у него всегда глубоки, захватывают его целиком. Он глубоко и сильно переживает как радость, так и печали, что находит свое (иногда бурное) выражение в его мимике и действиях. 

Люди холерического  темперамента отличаются большой подвижностью, однако их подвижность иная, чем у сангвиников. Если сангвиника отличают быстрые, плавные и ловкие движения, то у холерика они часто носят резкий характер, отличаются стремительностью.

Для людей  холерического темперамента характерна большая активность и энергия. Это делает холерический темперамент социально ценным, если им отличаются люди, обладающие серьезными интересами большого общественного значения. Такие люди, когда дело идет об обстоятельствах, требующих быстрых и решительных действий, проявляют себя с положительной стороны: они быстро понимают суть вопроса, меньше других бояться опасности, скорее других находят быстрые  и необходимые решения, проявляют требуемую инициативность, действуют принципиально, с большим эмоциональным подъемом. Когда же холерический темперамент наблюдается у человека не имеющего содержательных интересов, он, в связи с отличающим его аффективным характером эмоциональных переживаний, часто усугубляет черты личности: раздражительность, злобу, зависть.

Меланхолик. Для людей с меланхолическим  темпераментом характерно медленное  течение психических процессов, в том числе эмоциональных  переживаний; вместе с тем эти  переживания у меланхолика отличаются большой глубиной, накладывая свой отпечаток на весь склад его личности. Чувства и настроения меланхолика однообразны и вместе с тем очень устойчивы. Нередко они носят астенический характер. В связи с этим сам термин «меланхолик» часто обозначает человека, отличающегося грустным и даже мрачным настроением. Люди с меланхолическим темпераментом нередко очень болезненно относятся к внешним обстоятельствам, легко уязвимый, тяжело переживает трудности жизни. Нередко они отличаются замкнутостью в самих себе и необщительностью.

Эти особенности  меланхолического темперамента находят сое выражение и во внешнем блике человека: движение его медлительны, однообразны, сдержаны, глубокие чувства внешне выражаются слабо; по внешним проявлениям можно судить только об общем астеническом характере его эмоций, но не об отношении к окружающим явлениям и событиям в данном конкретном случае: меланхолик редко обнаруживает свои чувства.

Меланхолический темперамент часто характеризуется  упадничеством, отсутствием бодрости и решительности в своих действиях, частыми колебаниями, а в наиболее резких своих проявлениях – пассивностью, вялостью, незаинтересованностью, порученным человеку делом. Такой человек уклоняется от общественной деятельности, погружается в собственное переживание. Но в благоприятных условиях при правильном воспитании обнаруживается ценнейшее качество личности меланхолика. Его впечатлительность, тонкая эмоциональная чувствительность, острая восприимчивость окружающего мира позволяют ему добиваться больших успехов в искусстве – музыке, рисовании, поэзии [16, с. 121].

Меланхолики часто отличаются мягкостью, тактичностью, деликатностью, чуткостью и отзывчивостью: кто сам раним, тот обычно тонко чувствует и боль, которую причиняют другим людям.

Флегматик. Внешне человек флегматического  темперамента отличается прежде всего  малой подвижностью, движения его очень медлительны и даже вялы, неэнергичны, от него нельзя ожидать быстрых действий.

Флегматика  характеризует также слабая эмоциональная  возбудимость. Его чувства и настроения отличаются ровным характером и изменяются медленно. Это невозмутимый, размеренный в своих действий человек. Он редко выходит из ровного, спокойного эмоционального состояния, его можно редко увидеть сильно взволнованным, ему чужды аффективные проявления личности.

Характерный для флегматика строй  эмоциональных состояний находит  и соответствующее внешнее выражение. Мимика и жесты флегматика однообразны, невыразительны, речь медленная, лишенная живости, не сопровождается выразительными движениями. Прежде чем что-либо сделать, флегматик долго и обстоятельно обдумывает предстоящия действия; однако принятые решения выполняет спокойно и неотступно, сильно привязывается к привычной для него работе и с трудом переключается на новые виды труда.

Эти особенности флегматического темперамента приобретают различное значение в характеристике личности в зависимости от уровня интеллектуального развития и широты и общественной значимости интересов человека.

Обыкновенно с флегматическим темпераментом  связывают бедность внутренних психических переживаний – отсутствие глубоких интересов и высоких чувств, медленную и слабую сообразительность, ограниченность действий только удовлетворением невозможных потребностей, вошедших в привычку. Однако такая характеристика не всегда правильна. Часто флегматический темперамент выражается в медлительности психических процессов, в них слабой внешней экспрессивности при сохранении глубины и серьезности переживаний.

Флегматик такого типа – очень  работоспособный человек, не спеша  совершающий серьезную и ответственную работу. Он спокоен уравновешен во внешних проявлениях своих чувств, которые часто отличаются большой силой и сложностью. Нередко люди флегматического темперамента обладают глубокими моральными, этическими и интеллектуальными чувствами. Такие люди могут проявлять серьёзное и ответственное отношение к своим обязанностям и в результате добиваться большой продуктивности свое работы.

Флегматический темперамент может  оказать отрицательное влияние  на развития личности человека, если отличающиеся им люди не обладают еще необходимым интеллектуальным развитием и глубинной жизненных интересов. Если у подростков наблюдается слишком большая вялость и медлительность, необходимо стараться развивать у них способность к более энергичным действиям. Ввиду того, что свойственная флегматикам медлительность в основном обусловлена влиянием физиологических особенностей высшей нервной деятельности, имеется возможность путем повышения интенсивности невродинамических процессов влиять и на темперамент человека.

Выводы: Анализ теоретических положений позволяет сформулировать следующие выводы:

1) Механизм детерминации развития  общих способностей со стороны  их задатков находит свое решение,  если его рассматривать в системе  отношений: биологические свойства  человека (задатки первого уровня) – темперамент (задатки второго уровня) – общеинтеллектуальные способности – общие способности.

2) Темпераментальные свойства (тип  темперамента) оказывают влияние  на процесс формирования общеинтедлекгуальных  способностей человека преимущественно на ранних этапах его развития.

3) По мере взросления, высокий  уровень усвоения знаний, умственных  навыков и операций приводит  к формированию таких динамических  характеристик интеллекта (общеинтеллектуальных  способностей), которые практически  не зависят от темпераментального уровня регуляции поведения.

4) Структура свойств обцеинтеллектуажьных  способностей, как первооснов развития  общих способностей, возможно, организована  так же как и свойства темперамента, но содержание свойств общеинтеллектуальных  способностей не сводится только к формально-динамическим характеристикам, а показатели интеллектуальной эр-гичности, пластичности, темпа, точности прогнозирования, точности и быстроты корригирования в предметной и коммуникативной сферах зависят от усвоенных знаний, умственных навыков и умений.

Таким образом, при всей обстоятельности  характеристик свойств темперамента в научной литературе, в теории об основах темперамента существует традиционное его деление на четыре типа:

  • холерический;
  • сангвинический;
  • флегматический;
  • меланхолический.

Важно отметить, что для темперамента неприменимы понятия «хороший»  или «плохой». Все типы темперамента равнозначны, так как, во-первых, все  они сохранились в процессе эволюции, во-вторых, каждый из типов темперамента имеет свойство, которое компенсирует его отрицательные качества, причем у других типов темперамента этого свойства нет вообще. У меланхолика это высокая сенситивность, у сангвиника – пластичность, у флегматика – высокая активность, у холерика – быстрота, энергичность.

Чувства у холерика  ярко выражены в мимике, пантомимике. Люди этого типа отличаются быстрыми, энергичными движениями, общей подвижностью, общительностью, стремлением постоянно действовать.

Дети с таким темпераментом  очень активны. Для них характерна цикличность в работе. Любят общество сверстников, массовые игры. Им свойственны обидчивость и гнев. Состояние обиды и гнева может быть устойчивым и продолжительным. Шумные, буйные, неугомонные. Злопамятны.

Свойства: пониженная сенситивность, высокие реактивность и активность, ригидность, экстравер-тированность, повышенная эмоциональная возбудимость, ускоренный темп реакций.

Сангвиники  очень продуктивны, но только тогда, когда дело им интересно. Если дело перестает интересовать, если оно требует кропотливости  и терпения, носит будничный характер, то сангвиники быстро к нему охладевают, становятся скучными, вялыми.

Эмоции легко возникают и  легко сменяются. Склонны к остроумию, быстро схватывают новое, легко и  быстро переключают внимание, приспосабливаются  к изменяющимся условиям жизни.

Дети-сангвиники очень интересны  и трудны: у них много желаний, они за многое берутся, но часто не доводят начатое до конца. Для  них ничего не стоит попросить  прощения и тут же нарушить обещание. Они могут легко обидеться, но быстро забывают обиды. Часто плачут, но слезы легко сменяются улыбкой. Не злопамятны.

Свойства: пониженная сенситивность, высокие реактивность и активность, уравновешенность, пластичность, экстравертированность, повышенная эмоциональная возбудимость, ускоренный темп реакций.

Чувства флегматиков  внешне выражены слабо. Психические процессы протекают  у них довольно медленно, темп речи невысокий. Спокойны, уравновешенны, медлительны, неторопливы, настойчивы, терпеливы. Увлекаются надолго, однолюбы.

Дети-флегматики выглядят, как маленькие старички. Спокойны, солидны, малообщительны, никого не задевают, не обижают, не идут на ссору. Обиды таят долго. Мстительны.

Свойства: пониженная сенситивность, низкая реактивность, очень высокая  активность, ригидность, интровертированность, пониженная эмоциональная возбудимость, замедленный темп реакций.

Меланхолики  склонны к устойчивым, длительным настроениям, слабо проявляют  свои чувства (хотя бывают «взрывы»). Склонны  к преувеличениям, видят мир в  серых тонах, депрессивны. Медлительны, быстро устают. Дети с меланхолическим темпераментом ведут себя тихо, стеснительны, избегают общения. Обидчивы, обиды таят долго. Легкоранимы, склонны к сильным переживаниям даже при незначительных внешних воздействиях.

Свойства: повышенная сенситивность, низкие реактивность и активность, ригидность, интровертированность, повышенная эмоциональная возбудимость, замедленный темп реакций.

 

III Исследование темперамента детей  младшего школьного возраста  и его учет в учебно-воспитательной  работе

 

III.1 I этап. Для проверки гипотезы, было организовано исследование, основными методами которого были методика А. Томаса – С. Чесс (Приложение А) и наблюдение за детьми, с целью выявления темпераментальных особенностей младших школьников. Исследование проводилось на базе школы №24 города Павлодара. В нем принимали участие ученики 3 класса в количестве 10 человек. Было организовано присутствие на четырех уроках: окружающий мир, рисование, иностранный язык и математика.

Критериями наблюдения являлись:

  • быстрота действий в определенной ситуации: ученикам было предложено задание: «Кто быстрее», которое заключалось в том, что они должны был решить несколько примеров. Большая часть детей справилась с этим заданием, немногие выполнили, но с опозданием, некоторые вообще не справились с заданием;
  • реакция на замечания учителя;
  • манера разговора с товарищами при обсуждении волнующего вопроса: учащимся было предложено разделиться на две команды, а также придумать им название. Большинство учеников с удовольствием принялись выполнять задание, остальные дети сидели в стороне и не принимали в обсуждении никакого участия;
  • поведение в ситуации при сдаче самостоятельной работы в случае ее незавершенности или ошибочности;
  • поведение при решении трудной задачи;
  • поведение в ситуации, когда ему предлагают остаться в школе после уроков для выполнения какого-либо задания. В данном случае, в школе был организован концерт, посвященный восьмому марта, дети должны были остаться, чтобы смотреть его, 60% школьников с удовольствием остались, 30% остались, потому что принимали в нем участие, 10% учеников ушли с мероприятия.

Информация о работе Исследование темперамента детей младшего школьного возраста и его учет в учебно-воспитательной работе