Исследование темперамента детей младшего школьного возраста и его учет в учебно-воспитательной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 06:41, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности. Интерес к данной проблеме возник более двух с половиной тысяч лет тому назад. Он был вызван очевидностью существования индивидуальных различий, которые обусловлены особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, а также особенностями социального развития, неповторимостью социальных связей и контактов.
К биологически обусловленным структурам личности относится, прежде всего, темперамент. Темперамент определяет наличие многих психических различий между людьми, в том числе по интенсивности и устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу и энергичности действий, а также по целому ряду других динамических характеристик.

Содержание

I
Введение
3
II
Общее понятие о темпераменте
5
II.1
История развития темперамента
5
II.2
Психологические механизмы темперамента. Современные исследования в области темперамента
8
II.3
Характеристика темпераментов.
18
III
Исследование темперамента детей младшего школьного возраста и его учет в учебно-воспитательной работе
26
III.1
Организация и проведение психодиагностического исследование темперамента младших школьников
26
III.2
Индивидуальный подход учителя к младшему школьнику с учетом типа темперамента
29
IV
Список использованной литературы
43
V

VI
Заключение
47

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по теме Темперант.doc

— 437.50 Кб (Скачать файл)

Из наблюдения мы выявили:

  • 40% школьников – это сангвиники. Задания они выполняли быстро и точно, отличались хорошей работоспособностью, но побуждения их неустойчивы, также неустойчиво было и их внимание;
  • 40% школьников – холерики, также как и сангвиники, они отличались хорошей работоспособностью, но действия их были более импульсивны, эмоциональны;
  • 10% учащихся – это флегматики, они приступали к заданиям после долгого обдумывания и выполняли их более медленно, сдержанно проявляя эмоции;
  • 10% – меланхолики, отличались меньшей работоспособностью и большой тревожностью, проявляли осторожность и осмотрительность.

Полученные результаты проведенного исследования представлены в соответствии с рисунком 1.

II этап. При исследовании также использовалась методика А. Томаса – С. Чесс, которая помогла выявить 9 свойств темперамента:

  • активность (А) – уровень двигательной активности и соотношение двигательной активности и пассивности;

 

 

Рисунок 1 – Распределение исследуемых  по типам темперамента

 

  • ритмичность (Р) – предсказуемость времени появления поведенческих реакций, связанных с биологическими потребностями (легко ли ребенок засыпает, принимает пищу и т.д. в одно и то же время);
  • приближение/удаление (П/У) – непосредственная реакция на новые стимулы (приближение связано с проявлением положительных эмоций, а удаление - с проявлением отрицательных эмоций);
  • адаптивность (Ад) – легкость привыкания к новым условиям;
  • порог реактивности (ПР) – уровень и интенсивность воздействия, необходимые для появления реакции (например, насколько должно быть шумно, чтобы ребенок устал);
  • настроение (Н) – соотношение радостного состояния и состояния неудовлетворенности;
  • отвлекаемость (О) – эффективность действия новых стимулов в целях изменения поведения (например, легко ли ребенка успокоить, если он плачет);
  • интенсивность реакций (ИР) – энергетический уровень реакции независимо от ее качества и направленности;
  • объем внимания (ОВ) – насколько долго ребенок может заниматься одним и тем же делом, и склонен ли продолжать деятельность, если возникают трудности.

Различные свойства темперамента имеют  тенденцию образовывать синдромы свойств. Всего А. Томасом и С. Чессом было выделено три синдрома свойств:

1) Легкий темперамент характеризуется ритмичностью в возникновении биологических потребностей, положительной реакцией на новые стимулы (приближением), быстрой адаптацией к изменениям, преобладанием положительных эмоций и невысокой интенсивностью их выражения. Дети быстро привыкают ко времени кормления и сна, не боятся чужих людей.

2) Трудный темперамент характеризуется неритмичностью в возникновении биологических потребностей, отрицательной реакцией на новую ситуацию, длительной адаптацией к изменениям, преобладанием отрицательных эмоций с повышенной интенсивностью.

3) Темперамент с длительным привыканием характеризуется медленной адаптацией и отрицательной, но слабой по интенсивности реакцией на новые ситуации.

Детям с таким типом темперамента не нравится непривычная пища, новые люди, но их отрицательная реакция имеет слабое внешнее выражение и постепенно меняется на положительную.

Главная особенность методики А. Томаса – С. Чесс то, что тест проводится не с детьми, а с их родителями.

Распределение исследуемых по типам темперамента. Методика А. Томаса – С. Чесс представлено на рисунке 1.

 

 

 

 

Рисунок 2 – Распределение исследуемых  по типам темперамента. Методика А. Томаса – С. Чесс

 

Результаты исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Результаты исследования по методике А. Томаса – С. Чесс

Ф.И.

Т

А

Р

П/У

Ад

ПР

Не

О

ИР

ОВ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Алия С.

С

0

2,5

5

0,5

3,5

4,5

4,5

2

0,5

Султан Б.

Х

3

3,5

4

4,5

1

6

7

1

2,5

Ольга Г.

М

1,5

2,5

0,5

2

5

2,5

3,5

1

2

Вова Т.

С

5

2

2

2

7,5

2,5

4

3

4,5


Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Руслан Т.

С

3

7

2,5

2,5

4

6,5

6,5

3

4,5

Света Г.

Х

3

1,5

2

1,5

4,5

4

1

0,5

3,5

Сауле М.

С

2,5

4,5

2

4

5

5

4,5

1,5

4

Толгат Б.

Х

2

3

3

3

3

3,5

3,5

3

4,5

Ваня С.

Х

3

3,5

4,5

3

5

3,5

2,5

2,5

1

Вера П.

Ф

2,5

2,5

2

1,5

1,5

5

5,5

2

2,5


 

С – сангвиник (Алия С., Вова Т., Руслан Т., Сауле М.) – 40%;

Х – холерик (Султан Б., Света Г., Толгат Б., Ваня С.) – 40%;

Ф – флегматик (Вера П.) – 10% ;

М – меланхолик (Ольга Г.) – 10%.

Исходя из полученных результатов исследования, будет целесообразно разработать рекомендации для учителя начальных классов по учету индивидуальных темпераментальных особенностей у младших школьников.

III.2 Знание черт темперамента детей позволяет правильнее понимать некоторые особенности их поведения, даёт возможность варьировать нужным образом приёмы воспитательных воздействий. Специально изучалось, как по-разному влияет на детей с одинаковой заинтересованностью учением, но при разном темпераменте, отрицательная оценка педагога. Оказалось, что если у ученика с сильной нервной системой обнаруживается стимулирующее действие отрицательной оценки, то у ученика со слабостью типа нервной системы после такой оценки бывали, заметны подавленность, растерянность, утрата веры в свои силы. Понятно, что столь различные реакции учеников требуют и различной педагогической тактики.

Учителя знают, что изменения школьного  расписания, замена одного урока другим нарушают нормальную работу класса. Некоторые  ученики легко и быстро осваиваются с такого рода изменениями, другие медленно. При объяснении подобных фактов также следует учитывать различия по темпераменту. Дети с некоторой инертностью не могут сразу включиться в новую деятельность, для них затруднительно переключаться с одного занятия на другое даже на уроке по одному и тому же предмету. В тоже время у детей с высокой подвижностью частые смены деятельности нередко поддерживают рабочее состояние на уроках.

Предметом особой заботы учителей чаще всего бывают дети – холерики и  дети с меланхолическим темпераментом. В процессе учебно-воспитательной работы нужно стремиться у учащихся – холериков (Султан Б., Света Г., Толгат Б., Ваня С.) посредством тренировок развивать отстающий тормозной процесс. От этих учащихся следует постоянно мягко, но настойчиво требовать спокойных, обдуманных ответов, сдержанности в поведении и в отношениях с другими людьми, аккуратности и порядка в работе. Надо помнить о том, что холерик не любит однообразной, кропотливой работы. При этом его страстность в работе, разумную инициативность следует поощрять. Поскольку холерик может довольно быстро перейти к состоянию аффекта, когда теряется контроль над поведением со стороны сознания, то при общении с ним не рекомендуется говорить на повышенных тонах. Это только усилит его возбуждение.

На учащихся меланхолического темперамента (Ольга Г.) надо воздействовать мягкостью, тактичностью, чуткостью, поскольку чрезмерная строгость и резкое повышение требований к этим учащимся ещё больше затормаживает их, снижает работоспособность. Очень важно помочь им войти в коллектив, включиться в его общественную работу, почувствовать себя защищённым в коллективе. На занятиях этих учащихся надо чаще спрашивать, создавая во время их ответа спокойную обстановку, большую роль при этом играют одобрение, похвала, подбадривание.

Внимание учителя должны привлекать учащиеся – флегматики (Вера П.), которым, к сожалению, обычно не уделяется достаточно внимания – они спокойны, никому не мешают. У флегматика следует развивать недостающие ему качества – большую подвижность, активность, важно не допускать потери у него интереса к деятельности, поскольку это порождает безразличие и вялость.

У сангвиников нужно воспитывать  усидчивость, настойчивость, целеустремлённость (Алия С., Вова Т., Руслан Т., Сауле М.).

В соответствующих условиях воспитания и при слабом типе нервной системы  может развиться сильная воля, и наоборот, при сильном типе нервной  системы в условиях «тепличного» воспитания могут возникнуть признаки недостаточной энергии, беспомощности. Не всякий холерик решителен и не всякий сангвиник отзывчив. Такие свойства должны выработаться. Это предполагает и определённую саморегуляцию, самовоспитание.

Растущему человеку необходимо постепенно научиться сознательно регулировать своё поведение и деятельность. У представителей разного типа темперамента это происходит по-разному. Так, если холерику легче, чем флегматику, выработать у себя быстроту и энергичность действий, то флегматику легче, чем холерику, выработать усидчивость, выдержку и хладнокровие. Темперамент сказывается в том, что для одного ученика нужны одни приёмы выработки тех или иных психических качеств, а для другого - другие.

Показательно, что черты темперамента могут проявляться в разных сферах жизни (например, в условиях школы  и дома) в разной степени; определённые проявления темперамента могут ограничиваться в то или другое русло под воздействием вырабатываемых установок и привычек. Другими словами, темперамент сказывается на чертах поведения, но не предопределяет их; первостепенное значение имеют воспитательные воздействия и вся система отношений растущего человека к окружающему миру.

Задача учителя заключается  не в том, чтобы попытаться переделать один тип темперамента в другой, а в том, чтобы путём систематической  работы содействовать развитию положительных сторон каждого темперамента и корректировать отрицательные черты, которые могут быть связаны с данным темпераментом.

Зная характеристики типов темперамента и индивидуальные особенности детей  в классе, мы можем создавать детям  наиболее благоприятные условия обучения, устранять причины возможной дезадаптации, и, следовательно, помогать ребёнку справляться с его психологическими трудностями, активизировать его интеллектуальное развитие, сохранить учебную мотивацию, сделать интересной его жизнь.

Большую роль в обладании своим  темпераментом играет самовоспитание сознательная установка учащегося  на искоренение у себя отрицательных  проявлений темперамента и закрепление  положительных свойств. Поэтому  мы предлагаем провести систему тренинговых  занятий.

Цель программы: развитие навыков  позитивного общения у младших  школьников, формирование толерантности  личности учащихся через самопознание, взаимопознание, взаимодействие и приобретение специальных знаний о толерантности  и культуре общения.

Основные задачи занятий по данной программе направлены на:

  • обучение учащихся конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций;
  • развитие умения слушать других;
  • обучение приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности;
  • обучение способам внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных импульсов;
  • обучение детей умению видеть за своими поступками проявление особенностей характера;
  • формирование умения адаптироваться к изменяющимся социальным условиям.

Информация о работе Исследование темперамента детей младшего школьного возраста и его учет в учебно-воспитательной работе