Исследование темперамента детей младшего школьного возраста и его учет в учебно-воспитательной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 06:41, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности. Интерес к данной проблеме возник более двух с половиной тысяч лет тому назад. Он был вызван очевидностью существования индивидуальных различий, которые обусловлены особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, а также особенностями социального развития, неповторимостью социальных связей и контактов.
К биологически обусловленным структурам личности относится, прежде всего, темперамент. Темперамент определяет наличие многих психических различий между людьми, в том числе по интенсивности и устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу и энергичности действий, а также по целому ряду других динамических характеристик.

Содержание

I
Введение
3
II
Общее понятие о темпераменте
5
II.1
История развития темперамента
5
II.2
Психологические механизмы темперамента. Современные исследования в области темперамента
8
II.3
Характеристика темпераментов.
18
III
Исследование темперамента детей младшего школьного возраста и его учет в учебно-воспитательной работе
26
III.1
Организация и проведение психодиагностического исследование темперамента младших школьников
26
III.2
Индивидуальный подход учителя к младшему школьнику с учетом типа темперамента
29
IV
Список использованной литературы
43
V

VI
Заключение
47

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по теме Темперант.doc

— 437.50 Кб (Скачать файл)

Таблица 2 – Содержание программы  «Психология общения»

№ п/п

Тема занятия

1

2

I. Самопознание

1

Знакомство

2

Общение в жизни человека.

3

Зачем нужно знать себя?

4

Я глазами других. Самооценка.

5

Мои внутренние друзья и мои внутренние враги.

II. Проблемы и конфликты

6

Почему люди ссорятся?

7

Барьеры общения. Предотвращение конфликта.

8

Учимся слушать друг друга.

9

Уверенное и неуверенное поведение.

10

Нужна ли агрессия. Пойми меня.

III. Конструктивное общение

11

Мои проблемы.

12

Обиды. Критика.

13

Комплементы или лесть?

14

Груз привычек. Азбука перемен.

15

Вежливость. Порядочный человек - это:.

IV. Культура общения

16

Зачем нужен этикет?

17

Дискуссия «Способы общения»


Продолжение таблицы 2

1

2

18

Телефонный разговор. В театре.

19

Принимаем гостей.

20

Чаепитие (итоговое занятие).


 

Стратегия программы основывается на принципе поэтапности: каждый последующий этап логически связан с предыдущим и направлен на закрепление достигнутого и его последующее развитие на следующем этапе. В данной программе условно можно выделить четыре этапа:

1) Ориентировочный.

2) Развивающий. 

3) Конструктивный.

4) Проективный.

При реализации программы используются следующие методы:

  • дискуссия;
  • интервьюирование;
  • мини-лекции;
  • ролевые и имитационные игры;
  • психогимнастические и коррекционные упражнения;
  • ведомая визуализация;
  • элементы медитации.

Игры и упражнения, использованные в программе, лишь в небольшой  их части являются оригинальными. В  основном это хорошо известные психологам, разработанные в различных направлениях психологического тренинга, других видах активной психологической работы, методы и приемы, несколько измененные в зависимости от целей работы. Не имея возможности каждый раз указывать на источник, мы приводим в конце список книг, где можно найти не только эти упражнения, но и многие другие, которыми можно дополнить предлагаемую программу. Важно, однако, сохранить при этом порядок занятий.

Организация занятий, необходимые  материалы.

Предлагаемый вариант программы  рассчитан на 20 полуторачасовых  занятий, которые проводятся один раз  в неделю (или 2 раза в неделю по 45 минут). Оптимальное количество участников – 13-15 человек. Группы формируются по принципу добровольности. Единственным условием является включение в тренинговую группу людей малознакомых или, во всяком случае, мало контактирующих между собой. Это позволяет обеспечить наиболее благоприятные условия для максимального раскрытия каждой личности, вывести ее из привычного круга общения, изменив стереотип восприятия и самовосприятия.

Помещение для проведения занятий  должно позволять расставить стулья для участников по кругу.

Для занятий необходимы бумага для  рисования, наборы цветных карандашей, фломастеров или красок; листки бумаги с булавками для именных табличек; небольшой мяч; проигрыватель или  магнитофон для музыкального сопровождения.

Для одного из упражнений понадобится  колода игральных карт. На некоторых  занятиях можно использовать видеозапись, которая сопровождается просмотром и обсуждением. Однако, надо учитывать, что видеозапись является очень  сильным средством воздействия, способным оказать негативное влияние, поэтому им следует пользоваться с большой осторожностью, и что самое важное, – профессионально.

Вводные замечания для ведущего группы.

Вашей основной задачей во время  тренинга, особенно на его первых занятиях, является создание наиболее благоприятных условий для активной самостоятельной и продуктивной работы над собой каждого участника. Вам нужно понять, что в данном случае вы не учитель, который должен «научить жить», вы лишь помогаете каждому участнику в его личностном развитии. Вам нельзя подчеркивать свое превосходство над другими, своим поведением вы не должны вызывать восхищение или страх. У Вас нет права судить, плох или хорош тот или иной человек в группе. Каждый оценивает себя сам и определяет меру своей ответственности. Ваша задача – помочь определить критерии и выбрать систему оценки.

Наиболее оптимальная позиция  ведущего – позиция друга, понимающего  и доброжелательного, внимательного  и взыскательного. Вы только помогаете, всю основную работу проводит сам  участник. Вам не следует подчеркивать свое превосходство над остальными, ссылаясь на свой жизненный опыт, наличие специальных знаний и профессиональную подготовку. Это не совсем корректно. Вы должны помогать группе в целом и каждому.

Для этого мы должны соблюдать следующие принципы:

Принцип активности. Активность участников тренинговой группы носит особый характер. В тренинге участники вовлекаются  в специально разработанные действия.

Особенно эффективными в достижении целей тренинга через осознание, апробирование и тренировку приемов, способов поведения, идей, предложенных ведущим, являются те ситуации и упражнения, которые позволяют активно участвовать в них всем членам группы одновременно. В групповых дискуссиях многие оценки и суждения должны исходить по возможности не от ведущего, а от участников.

Принцип исследовательской (творческой) позиции. Суть этого принципа заключается  в том, что в ходе тренинга участники  группы осознают, обнаруживают, открывают  идеи, закономерности, уже известные  в психологии, а также, что особенно важно, свои личные ресурсы, возможности, особенности. В тренинговой группе создается креативная среда, основными характеристиками которой являются проблемность, неопределенность, принятие, безоценочность.

Принцип постоянной обратной связи. В  процессе занятий поведение участников переводится с импульсивного на объективированный уровень, позволяющий производить изменения в тренинге. Универсальным средством объективации поведения является обратная связь.

Необходимо создавать условия  для эффективной обратной связи в группе. Обратная связь в группе, задаваемая и отслеживаемая ведущим - спонтанная, безоценочная.

Принцип партнерского (субъект-субъектного) общения. Партнерским, или субъект-субъектным, общением является такое, при котором  общающиеся воспринимаются как равные собеседники с правом на собственную позицию, на свою систему ценностей, на свои интересы, признается ценность личности другого человека.

Реализация этого принципа создает  в группе атмосферу безопасности, доверия, открытости, которая позволяет участникам группы экспериментировать, не стесняясь ошибок.

Принцип добровольного участия. Каждый участник самостоятельно принимает  решение об участии как во всем тренинге, так и в его отдельных  упражнениях.

Мера доверительности, выражение, открытие себя членами группы устанавливается каждым индивидуально, каждый имеет право на отказ, остановку тренинговой ситуации. Каждый участник должен иметь естественную внутреннюю заинтересованность в изменениях своей личности в ходе работы.

Принудительно личностные изменения в положительном смысле, как правило, не происходят, и не следует этого требовать.

Приведем пример одного из занятий «Знакомство» для сангвиников (Алия С., Вова Т., Руслан Т., Сауле М.).

Занятие №1

Цель занятия: знакомство участников тренинговой группы; ознакомление с правилами работы в группе и основными понятиями, используемыми в ходе занятий; формирование умения работать в группе (эмпатия, рефлексия); тренировка безоценочного принятия своих качеств и качеств участников группы; плавное погружение участников в проблематику тренинга. Материалы: небольшие листки бумаги с булавками для именных табличек.

Примерное содержание занятия.

Знакомство осуществлялось после вступительного слова ведущего, в котором он говорил о целях тренинга, кратко раскрывает основные понятия, используемые в ходе занятий, знакомит с режимом работы тренинговой группы.

Знакомство.

Цель: знакомство участников тренинговой  группы.

Ведущий: В начале нашей работы каждый из вас оформит визитку, где  должно быть указано тренинговое имя. Вы вправе взять себе любое имя. Предоставляется полная свобода выбора. Оно должно быть написано разборчиво и достаточно крупно.

Визитки крепятся на груди так, чтобы  все могли прочитать. В дальнейшем на всем протяжении занятий мы будем  обращаться друг к другу по этим именам.

У вас есть 5 минут для того, чтобы  выбрать имя, оформить визитки и  подготовиться к взаимному представлению. Основная задача его – подчеркнуть свою индивидуальность. Следует сказать о себе так, чтобы все участники сразу вас запомнили. По очереди, называя себя, вы объясняете, почему взяли именно данное имя на время тренинга.

При этом подчеркивается те свои качества, которые действительно отличают вас от окружающих, являются стержнем вашей индивидуальности. Подчеркните, что участники должны внимательно слушать друг друга. После окончания представлений просим вспомнить своеобразие друг друга.

Для этого предлагаем каждому участнику по очереди назвать индивидуальность сидящего, например, слева от него и т.д., пока каждый не сделает попытку вспомнить то, о чем говорил при знакомстве сидящий слева. Если кто-то затрудняется сделать это, пусть ему поможет любой желающий.

Обсуждение правил группы. После  того, как выбраны имена и состоялось первое знакомство, можно приступить к изучению основных правил работы в тренинговой группе. В каждой группе могут быть свои правила, но те, которые приведены ниже, можно считать основными, наиболее типичными:

  • доверительный стиль общения;
  • обращаться без учета статуса;
  • быть всегда ответственным за свои слова и поступки;
  • все происходящее совершается “здесь и теперь”;
  • все, что происходит в группе, должно делаться на добровольных началах;
  • принимать себя и других такими, какие они есть;
  • конфиденциальность;
  • искренность, говорить только от первого лица;
  • без оценок.

Ведущий предупреждает членов группы против поспешных необоснованных выводов, рекомендует им избегать оценочных  суждений с использованием нравственных и социальных критериев, предлагает всегда максимально объективизировать  собственные эмоциональные состояния, не производить внутреннюю критику в категориях «плохо»-«хорошо».

После того, как ведущий подробно объясняет правила, проводится дискуссия, в ходе которой участники могут  предложить изменение правил или  добавление новых. После голосования окончательно согласованные и принятые правила являются законом для работы группы.

Упражнение «Три качества».

Цель: тренировка безоценочного принятия своих качеств.

Ведущий: Сейчас мы продолжим наше знакомство и сделаем это так: каждый по очереди будет называть свое имя и три присущие ему качества, начинающиеся на ту же букву, что и его имя.

Такое представление требует от участников изобретательности, гибкости мышления, предлагая несколько необычный  подход для рассмотрения своих качеств, особенностей личности.

Действие, к которому побуждает  участников группы задание, согласуется  с характеристиками креативной среды. Задание требует значительных усилий для его неформального выполнения, так как соблазн назвать первые пришедшие в голову качества на нужную букву иногда оказывается сильнее готовности к поиску более точных, соответствующих собственным представлениям о себе характеристик.

Сауле М. называет достаточно противоречивые характеристики, ведущий обращается к назвавшему эти качества с просьбой пояснить, чем вызвано перечисление таких, на первый взгляд противоречивых качеств. Вова Т. называет одноплановые качества, ведущий спрашивает этого члена группы, что помешало ему.

Упражнение «Эпизод из жизни».

Цель: тренировка безоценочного принятия своих качеств.

Ведущий: Сейчас у нас будет некоторое  время, в течение которого надо будет  вспомнить какой-нибудь жизненный  эпизод, случай или ситуацию, в которой  вы вели себя нестандартно, необычно, творчески. Когда все будут готовы, кто-то первый начнет, назовет свое имя и расскажет этот случай или жизненную ситуацию. Затем то же самое сделает каждый из нас.

Это упражнение дает возможность участникам сделать шаг на пути осознания  своего опыта, сосредоточиться на проблематике, соответствующей содержанию тренинга креативности. Кроме того, в ходе этого упражнения в группе за короткое время появляется обширная, эмоционально окрашенная, разнообразная информация. Этот эффект значительно усиливает мотивацию на участие в тренинге, так как воспринимается как сигнал «здесь происходит много нового, интересного».

Алия С., Вова Т., Руслан Т., Сауле  М. – все активно приняли участие  в данном упражнении, с удовольствие рассказывали о себе.

Рассказ о группе.

Цель: тренировка безоценочного принятия качеств участников группы.

Ведущий: Сейчас у нас будет 5 минут, в течение которых каждый напишет рассказ о нашей группе, используя ту информацию, которую вы узнали о каждом из нас. Через 5 минут ведущий предлагает каждому прочитать получившийся рассказ. При этом ведущий проявляет активность и при каждой подходящей ситуации дает участникам группы позитивную обратную связь. В ходе выполнения упражнения происходит существенное изменение групповой атмосферы, появляется эмоциональная свобода, снижается напряженность, характерная для начала работы группы. Участники открываются порой с неожиданных новых сторон.

Информация о работе Исследование темперамента детей младшего школьного возраста и его учет в учебно-воспитательной работе